Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Нирвана и мокша  (Прочитано 530 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Дионисий

  • *
  • Сообщений: 80
Нирвана и мокша
« : Ноябрь 18, 2016, 17:47:38 »

Гуруджи. Понятие "нирвана" как-то отличается от "мокши", в частности у натхов? Что есть "маханирвана"? И ещё соответсвуют ли чистые таттвы в системе 36 таттв чистым землям буддистов или духовным мирам как у кришнаитов? У меня сложилось впечатление что чистые таттвы это та область с которой человек уже не упадет в сансару, но продолжает эволюционировать до полного единства с Богом.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Нирвана и мокша
« Ответ #1 : Ноябрь 19, 2016, 13:13:32 »

Насколько я понимаю, нирвана - от санскритского корня "ва" - дуть, частица отрицания "нир" и суффикс "на", получается значение "задувание", "гашение", например, подобно тому, как задувают огонь свечи. Плюс, в индуизме частенько мирские страсти описаны в образе огня ("огонь чувств"), огонь ассоциируется с активностью, что означает "вритти" (беспокойства) или "правритти" (вовлеченность в мирское), а противоположность этому - "нивритти" - оставление мирского. Потому нирвану вы можете перевести как "умиротворенность" или "остановка мирских волнений, вовлеченности в волнения". Я думаю, это аналог читта-вритти-ниродхах у Патанджали. И, возможно, это не случайно, ибо мы знаем, что до своего просветления Будда учился у двух Гуру, ориентированных на Санкхью, которая лежит в основе Йоги Патанджали. Хотя, конечно, у Патанджали еще говорится о том, что успокоение чувств, сознания предназначено для разотождествления сознания с Пракрити, или тварным миром. Он описывает это как изоляцию (кайвалья) сознания (Пуруша) от ограничений тварного мира (ты не есть все его "иллюзорное" множество, ты один), и это отсоединение себя от всего он называет освобождением. Успокоение сознания, отсоединение и невовлеченность более, погруженность только в себя (быть только в себе, или собой) он и называет мокшей. В индуизме тоже используется этот термин, но оттенки духовных смыслов могут быть разные. Так, например, в буддизме никакого Пуруши нет, успокоение необходимо для избавления от страданий, от омрачений огромной цепи привязок, оставление омрачений означает просветленность, это цель.
 
Что касается чистых земель ("шуддха-бхуми"), несмотря на разные концепции о Боге, Богах или их отсутствии, я думаю, в индийской тантре и буддийской, в вайшнавизме (там тоже есть влияние тантры) они действительно очень схожи. Что касается натхов, у нас очень похоже почитание девяти Великих Натхов, 84 Натха, даже больше, чем Богов, наподобие того, как в тантрическом буддизме они своих Богов считают Бодхисаттвами и Махасиддхами. В буддизме тоже культ сиддхов, как и у нас. Да и чего там удивляться, раньше они не ввязывались в политику и идеологизмы сампрадай, практиковали то, что считали эффективным, а с идеологией если и имели дело, то гибко, без порождения "концлагерей веры и мысли". Сейчас если они, например, в Джамате Натхов меняют законы чуть ли не каждый год, то что они могли наменять за тысячелетие? А настоящим йогинам вся эта политика и бесполезные понты на тему принадлежности во все времена были мало интересны. Потому и сейчас у Натхов огромное количество последователей, где каждый сам себе режиссер и несет свою ответственность перед своей душой и Богом, и, конечно, перед Гуру, которого реально уважает как знающего, реализованного и, главное, порядочного мастера.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.