Джайя Шива Горакшанатх!
Меня интересует существует ли у Натхов и Йогинов понятие зла, относительно практики традиционной йоги. В сравнении с Христианской Православной традицией, где подвижничество и аскетические практики описываются как борьба против злых сил, которые создают множество препятствий на пути самосовершенствования и осознанного стремления единения с Богом. Я не встречал в йогических трактатах упоминаний о каких-то сверхъестественных силах которые будут мешать йогину в его практике. Хотя у тантриков как Капалики и Агхори однозначно эти силы присутствуют.
В общем и целом натхи себя ставят над понятиями добра и зла, но, безусловно, есть факторы, которые могут сбивать с правильного пути, иначе не приходилось бы говорить о том, что для садханы полезно, а что нет, а такое в текстах все же встречается.
Проблема всегда в авидье (невежестве), неверном понимании доктрины и ориентиров йоги. Невежество – это форма ограниченного знания в виде дисфункциональных убеждений и установок. Например, наука делает открытие, все верят, что это незыблемая правда, а через лет 30 делают другое открытие, опровергающее незыблемость предыдущей правды, а потом проходит еще 30 лет и старое опровергается за счет новых открытий. Так, например, много появляется открытий в физике, химии (открывают новые элементы) и др. Когда вы современному человеку говорите о существовании 5 элементов во Вселенной и о том, как их объясняли йоги, он это сразу ассоциирует со своими знаниями, которые получил к данному моменту времени, а не с тем, что человек мог видеть несколько столетий или даже тысячелетий назад. Поэтому знания о пяти элементах – абстрактные, их сложно увязать полноценно с теми знаниями, которые зависят от какого-то отрезка времени. Но это и хорошо, что их нельзя увязать, потому что они над ними. Они, как воззрения, выжили в веках, и они способны поменять для кого-то представления о понятии "знание", эти метафизические абстрактные образы дают намек на то, что знание – это не клочки информации, а нечто всепроникающее и всеобъемлющее. Поэтому умный человек для йога, как это ни парадоксально и смешно, может являться невеждой и дураком. Для йога знание не пропорционально просто заученной информации через процесс мучительной зубрежки, знание для йога пропорционально открытости и пустотности его ума. Ума, свободного от захламленности эмпирической относительностью и обусловленностью пространственно-временной относительностью. А когда мы говорим об абстрактности, то мы не можем не подразумевать открытость ума, его живость, и эта живость ума в том же Кашмирском шиваизме соотносится с понятием Шакти: Шакти и Джняна – едины. Соответственно, получение Шактипата от / через Гуру (процесс бхаваны) и раскрытие чистого знания, что выражено в просветлении мысли (шуддха-викальпа) и не цепкий взгляд на мироздание – это и есть знание в понимании йогина. Поэтому самое важное – это становление учеником в правильной системе духовного развития, тогда становится и ясным, какие факторы могут мешать в развитии, а какие нет.
Есть две категории, которым ничего не мешает: первая – это дживан-мукты, вторая – те, кто живет в основном инертной жизнью и плывет по течению, им никто не мешает, потому что с их стороны нет попытки сбежать из тюрьмы. Когда вы сидите в тюрьме и не пытаетесь сбежать, в вас не стреляют, за вами не устраивают слежку и не пытаются убить. Но если вы попробуете сбежать, все это будет. На среднем этапе и бывают испытания. Хотя......, ох, всем кто меня немного знает, я дам возможность посмеяться, скажу так: "Это большая тема".
Потому что осознанность нужна всем, и тем, кто поднялся очень высоко. Просто на этом этапе вас уже никто не поймет так хорошо, как вы сами понимаете себя.