Адеш!
Это – Бог (но у кого-то это слово ассоциируется с затасканными представлениями), можно сказать божественное, чистое состояние, за пределами смерти и рождения и т.д. О высших состояниях сложно говорить, потому что люди могут сказанное перевести на совсем другой уровень. Есть разные названия любви в санскрите и хинди: према, пьяр, майя и т.д. Кстати, майя тоже может переводиться так, как видите это не только иллюзия, хотя для большинства людей она является именно таковой. В обычном состоянии для людей любовь - это состояние помраченности, сумасшествия, эгоизма, гнева, ревности и т.д. и т.п. Для совершенных людей это беспричинное состояние, вездесущее, недвойственное, независимое (в положительном смысле) от принципов формы. Как появляется иллюзия любви? Любовь - это сила, а следовательно всегда есть желающие контролировать эту силу. Например, когда у вас были с кем-то близкие отношения, потом человек уходит к другому, а любовь сменяется на гнев. Почему, кто тут плох или хорош? И почему ревность возникла? Каждый человек чувствует, что есть некая совершенная любовь и нечто, ради чего можно пожертвовать всем, и хочет видеть это состояние хотя бы в чем-то. Проблема даже не в том, что человек, которого вы любили, поступает внешне свободно, а вы начинаете ревновать, когда он вам говорит примерно следующие: «Раньше было хорошо, но теперь все стало намного лучше у меня с другим (ой)». Подсознательно вы видите, что человек не просто обрел чистоту, а впал в очередную иллюзию, хотя эта иллюзия могла быть и тогда, когда он жил с вами. Так же мы не можем осуждать и ревность, в ней тоже есть доля истины. Мы все где-то на бессловесном, интуитивном уровне, чувствуем нечто возвышенное, но оно в таком слабом состоянии, что мы часто пытаемся все сами для себя приукрасить, а следствие - очередная бессмысленная, бытовая волокита, разочарование, взаимонепонимания и т.д. Все это помрачения, самые различные, порожденные незнанием. Это невежество проявляется во всех человеческих и социальных отношениях, у людей двойственное мышление, проявляющееся в самых разных видах. Например, когда вам говорят о том, как вы поменялись за это время, вам косвенно дают понять, что вы нечто временное, что вы не вечное существо. Когда говорят «с той (тем) у меня все хорошо, а вот с этой (этим) – плохо». Все это показатель низкого духовного уровня. Например, есть очень много людей, которые говорят мне: «Я его знаю, видел два, пять, десять, пятнадцать лет назад». Но как они могут что-то знать, они вешают ярлыки на меня, на свое видение, делая его шаблонным. Все это помрачения и показатель того, что человек увяз в карме. Для многих людей любовь тоже самое, нравится – не нравится, плохой - хороший, умный - дурак, все это попытки повесить ярлыки на объекты привязанностей и создать иллюзию, что ты способен ими управлять. Но, как правило, людей мыслящих так, всегда будут ждать страдания, в виде разрушений представлений о чем-либо. Если вы думаете, что вас кто-то любит в этом мире, задумайтесь почему? Вы увидите, что вас любят за что-то. Ради того, чтобы вы соответствовали чьим-то представлениям, вас любовью пытаются встроить в чье-то несовершенное эго. Сначала вами восхищаются, обожествляют, а завтра засадят нож в спину, как только поймут, что вы не хотите жить по их правилам. Где же любовь во всей этой мышиной возне и волоките? Это все не любовь, это майя. Конечно, в ней тоже присутствует процент любви, но она подобна чему-то эфемерному, в этом временном отражается нечто высшее, но из-за привязанностей и цепляний несовершенного ума, мы иногда чувствуем проблески этой высшей любви, а иногда теряем. Тот, кто это понял, ищет настоящую любовь и он понимает, что для этого нужно оставить очень многие помрачения ума. Человек ищет, как это сделать и приходит в йогу. Для этого йога и была создана. В основном понятию любви соответствует бхакти-йога. Это тоже садхана и духовный путь, в котором есть свои уровни, так например, в Бхагавад-гите Кришна говорит о трех состояниях бхакти: тамасика, раджасика и саттвика. В нашей линии тоже самое, только мы рассматриваем ещё и антаранга-бхакти. Если это внешняя бхакти, то в ней доминирует двайта, вы культивируете смирение и ставите божество выше себя, полностью все ему жертвуя, достигая полного очищения и совершенства. В антаранга-бхакти, вы видите Божество в своем сердце. Однако это многим ни о чем не говорит, если они скажут, что в сердце божество, совершенство не только не проявится, но могут возникнуть ещё большие ложные представления. Поэтому двайта очень важна, сначала мы должны обрести бхакти в состоянии саттвы, потом внутреннюю антаранга-бхакти.
Говоря о бхакти с примесями разных гун, я подразумеваю следующее, вначале она должна быть на уровне внешне чистого, праведного образа жизни. Потом, когда у вас появится определенная чистота, вы способны будете увидеть многие свои скрытые несовершенства, и следуя тантрическим методам, вам нужно искоренить эти несовершенства. С помощью тантры вы устраняете коренные помрачения, тем самым состояние света бхакти ещё больше усиливается. В саттвичной бхакти вы уравновешиваете эти два подхода, это очень высокий уровень, потому что на нем обретается способность йогического различения и мудрости. Далее, когда ваше сердце очищено от скверны и реализован высокий мистический опыт, вы переходите на уровень внутренней бхакти-йоги.
Ограничений в выборе Божества в нашей традиции нет, это может быть Шива, Кали, Кришна, вы можете почитать даже Аллаха, Иисуса Христа. Есть у натхов немало мусульманских молитв. Если вам нравится почитать Божество с помощью вамачара-садханы, можно и так, но если вы понимаете зачем вам это нужно на самом деле, и внутренний смысл такого рода садханы, здесь необходимо наличие настоящего просветленного Гуру, который вам эти практики может передать. Вама-садхана, это тоже бхакти-йога, но она подходит для тех, кто достаточно чист и достаточно хорошо понимает её истинное предназначение.
Первое, что нужно понять, что в этом мире бессмысленно от кого-либо ожидать чистой любви, это тоже самое, что вы будете просить у нищих материальной помощи. Они будут говорить, что могут поддержать вас, а сами строить планы чтобы ее получить от вас, думая, что вы скрытый миллионер. Так обычно и бывает, перед тем как люди создадут совместную жизнь, они друг перед другом рекламируют себя, а после выясняется, что на самом деле у человека обнаруживается масса несовершенств. Но это даже не его несовершенства, а наши, когда вы это поймете, сразу же оставите все бессмысленные надежды. Я принял санньясу потому что это понял, не потому что мир ужасен, а потому что только на пути садханы, в саморазвитии есть выход на нечто настоящее.