Приветствую.
Вы - синьясин.
Ошибаетесь. Наверно, вы просто это слово услышали от тех, кому оно абсолютно подходит
. Но вообще правильно пишется “санньясин”. Да, я получил санньясу от моего Гуруджи, в Индии и являюсь санньясином в традиции натхов.
Насколько я понимаю, У Вас достаточно необычный вид (прошу не обижаться). В оранжевой одежде с бородой и серьгами в ушах, думаю, опасно ходить даже днем в большинстве городов СНГ (могу ошибаться). Скажите, как к Вам и подобным Вам людям относятся окружающие? Думаю, в Индии, Китае, Тибете, Непале и Корее к таким людям относятся терпимо. А какое отношение социума к таким людям в СНГ, на Западе?
На Западе и Востоке - нормально, что же касается СНГ, то эта страна, вообще, сама по себе криминальная, в ней опасно жить любому. Что касается меня, то я особых проблем для себя не вижу. Многие хиппи в Москве ходят с разной атрибутикой, а в России про натхов из простых людей мало кто знает, если Вы будете с натховскими атрибутами, то просто могут подумать, что Вы какой-нибудь неформал.
Однако, это не проблема, потому что кундалы носят те, кто принял санньясу, а следовательно им нет необходимости просто так ходить по улицам, санньясин, как ему предписано дхармой, должен заниматься только садханой или же правачаной, рассказывать о своей традиции. Если у него миссия Гуру, то тогда он ещё должен обучать своих учеников.
Достоверно не могу ручаться, т.к. вся информация почерпана из книг китайских и индийских авторов (которая не всегда соответствует действительности), причем весьма поверхностно и из телевизора. В Китае, насколько я понял, для того, чтобы выразить Учителю уважение, достаточно поклона.
Не только в отношении к Учителю, они кланяются любому человеку, в знак уважения. Я объехал все страны Юго-Восточной Азии, в некоторых даже довелось пожить и глубже познакомиться с их культурой. Там везде людей встречают и провожают с поклоном.
В Индии, насколько я мог понять из приведенных источников, ученики целуют ноги Учителю. Это правда?
В Индии по-разному, кто-то предпочитает просто приветствовать, сложа руки в намаскар с поклоном, что означает “ваши руки пустые”, в них нет оружия, вы пришли с миром. Хотя значений может быть много. Чаще всего хинду касаются рукой ноги, а потом своего сердца. Кстати, к Гуру это относится как бы само собой, но хинду часто так поступают вообще в отношении всех уважаемых людей. Что касается целования ног, это бывает, но очень редко, в каких-то традициях, например, у вайшнавов делают простирание. Ещё есть такой ритуал, когда почитают Гуру, делая Гуру-пуджу, омывают стопы водой (чаранамрита) потом её пьют.
Как вам?
В нашей йогической традиции ученик почитает Гуру по-другому, на расстоянии где-то полуметра от Гуру, в кагасане (сидя на корточках, это активизирует чакры ученика) делается своеобразный поклон с мантрой и с определенным положением рук. Это называется шамбхави или нади-пуджа, она связана с Кундалини и чакрами. Такой вид поклона присущ только нашей традиции. Ещё мы приветствуем Гуру, садху или последователей нашей линии словом “Адеш”, это слово означает высшую волю Абсолюта. Мы как бы настраиваемся на эту волю и становимся её проводниками, хотя может быть можно подобрать и другие определения слову “Адеш”, согласно классическим определениям традиции натхов, это может означать единство атмана, дживатмы и параматмы, может означать способность восприятия, стремление учиться и т.д. Санскрит и хинди - очень специфические языки, в них много синонимов и значений одного слова.
И насколько это, по-Вашему, оправдано, необходимо?
Это сложный вопрос, если вы видите смысл в этих ритуалах, то можете их делать, в этом плане я не совсем традиционен, думаю, нужно смотреть по обстоятельствам, где-то может быть это и не нужно делать. Все зависит от того, насколько вас интересует традиция и её внутренние практики, дело в том, что они напрямую связаны с йогой и помогают в йогической садхане. Но об этом сложно говорить человеку, не имеющему опыта и не понимающему как работают такие, на первый взгляд, простые вещи. А они работают и очень мощно. Вы думаете я сам люблю всякие притворства в виде поклонов и прочего? Тем более в России сегодня тебе готовы целовать стопы, а завтра где-нибудь бутылкой пробьют голову. Для меня лично важнее элементарное человеческое понимание, взаимоуважение.
Но, вообще, я хочу вам сказать, в русской среде разные есть люди, мне встречались весьма светлые люди в таких йога-центрах как: «Нео-центр», «Сат-нам» и других. Однако, есть среди русских “йогов” люди и очень высокомерные, амбициозные, агрессивные и готовые расправляться со всеми инакомыслящими людьми, я не буду называть имен. Не то, что бы я разочаровался в них, просто считаю, что у них не совсем чистая карма. Вот, кстати, им бы и не мешало уважительнее относиться к традиционным законам других. Они начали ездить в Индию, но Индия их не меняет и ни к каким традициям они на самом деле отношения не имеют. Было бы намного честнее, если бы они не обманывали людей, говоря, что относятся как-либо к индуизму, шиваизму, потому что для них это - просто крыша для заработка денег. Традиция там непричем. В этом плане тот же А.Сидерский намного честнее, потому что учит своему и, на самом то деле, он ведь в плане традиционности от этих туристов не отличается ничем. При этом ему ведь ничто не мешает учить йоге и честно называть её своей. Я просто против обмана. Если уж кто-то и хочет учить традиции, то пусть будет добр соответствовать ей на самом деле, а то так получается надувательство и спекуляция. Как следствие, простые люди не могут разобраться где традиция, а где просто лохотрон. Это явление так же на руку разного рода маргинальным и самопальным сектам, получается, что эти люди с одной стороны внешне борются с сектами, но по сути сами же дают почву для их существования. А некоторые, сами ими и являются, просто борются со своими конкурентами, такими же сектантами. Разница лишь в том, что одни открытого типа, другие - завуалированные.
Вообще, проблема выбора Учителя стоит достаточно остро во многих традициях. Например, Далай-Лама (по-моему, нынешний; могу ошибаться) сказал, что ученик должен очень серьезно отнестись к выбору Учителя, даже если это займет 12 лет. Не знаю, почему он назвал именно эту цифру.
Я Вам советую не посвящаться, если вы не чувствуете доверия. Не надо посвящаться просто так, потому что это сейчас все делают, ведь речь идет о вашей душе и много ещё о чем. Никто не знает сколько пройдет времени прежде, чем вы встретите настоящего духовного Учителя, может быть и больше 12 лет, а может быть и не одна жизнь (если верите в реинкарнацию). В России у многих сейчас, на мой взгляд, какая-то массовая истерия на тему традиции и посвящений в них, я знаю немало примеров, когда некоторые люди, первый раз приехав в Индию, за месяц напосвящались у нескольких Гуру. Но это же сумасшествие, показатель того, что у этих людей нет ни души, ни ума, ни какой-либо настоящей духовной мотивации в своих действиях. Далай Лама прав на все 100. Я тоже не советую вам идти такими путями. И ещё, если Вы все-таки вдруг найдете своего Гуру, не надо ему подражать, ставить тем самым себя на его уровень. В России сейчас немало людей в йогической среде, которые мне подражают, не в том смысле, что я для них Учитель, они не знают моего пути и через что я проходил. В первую поездку я так и не нашел себе Гуру, у которого захотел бы посвятиться, хотя пробыл там год, весь год я жил исключительно подаянием (то, чем индусы заканчивают жизнь, принимая санньясу, этим для меня жизнь в Индии началась) и так постоянно перемещался по всей Индии. До Индии я практиковал тапас и поэтому к выбору Гуру подходил строго, в соответствии с тем, что я чувствую в присутствии того или иного Гуру. В основном в Индии, как и везде, большая часть Гуру, это ненастоящие садху, а просто хитрые мошенники. Мне довелось видеть Индию всякой, бедной, богатой, её тюрьму, людей, которые отреклись от мира по причине духовной зрелости и по причине незрелости также. Не гонитесь за дикшами, ищите подлинное.
Видимо, столько требуется для достижения Просветления.
В Натха-сампрадае существует двенадцать пантхов (направлений в учении), так повелось, что вы примерно год тратите на изучение каждого, прежде чем станете полностью самостоятельным. Но это все очень условно, многое зависит еще от способностей конкретного человека. Для учеников с доминирующей саттвой может на качественное изучение уйти примерно года 3, если он будет регулярно общаться с натхами. После чего он начнет понимать основные эзотерические тонкости учения. Йога натхов – это, в первую очередь, наука. Я не говорю именно только о натхах, в любой крупной традиции есть большой объем знаний, разных методов и для того, чтобы что-то понять, нужно это действительно изучить хотя бы на каком-то уровне. Главное чтобы был искренний интерес.
Китайские авторы пишут о том же, хотя на некоторых этапах практики отдают меньшее предпочтение в наличии Учителя.
Нет, учитель нужен, причем настоящий, хороший и который может реально учить, как и ученик, готовый учиться, на любом этапе практики, просто на разных этапах Учителя учат разному. Тем не менее, будьте осторожны, потому что некоторые могут специально изображать тайну, мол, знают больше, чем кажется.
Кроме того, в буйные 90-е в странах СНГ развелось много сект, где людей били, унижали, использовали в оргиях и заставляли отписывать на них квартиры.
Такова карма этих людей, они сами виноваты. Да, и вообще, сейчас, как мне кажется, ситуация не особо изменилась, просто все эти секты поменяли названия, кто-то замаскировался под видом “психологов”, кто-то переименовал себя в “академия любви”, “аштанга-йога”, они ведь не дураки и понимают, что открыто действовать как секта сейчас не эффективно. У них просто есть внешний круг и круг тех, кого конкретно “окучели”, поэтому разобраться простому человеку просто нереально. Выход только один - изучать классические тексты, классические ортодоксальные древние линии передачи, именно изучать, не спешить там сразу посвящаться. Потому что в Индии тоже много лохотрона и, кстати, принадлежность даже к аутентичной традиции - не гарант того, что вы его там не встретите и вас там не обуют.
Из всего выше написанного, скажите, как распознать человека, который искренне хочет помочь людям от психически ненормальных персонажей, которые, унижая людей,самоутверждаются? И как определить, где истинная духовная организация, а где "духовный лохотрон"?
Ответ будет таков: Никак вы их не распознаете. До тех пор, пока у вас нет адекватных знаний, вас может обмануть кто угодно, могут обмануть умышленно, могут обмануть, потому что обмануты сами. Поэтому выход один - изучайте адекватные источники по йоге, по тантре. В этом плане очень неплохо сейчас, на мой взгляд, ситуация обстоит с буддизмом. Там, конечно, меньше возможности спекулировать и выдумывать, потому что все основные направления известны и если кто-то начнет нести несуразицу, то их очень быстро раскусят. В плане индуизма посложнее, но тоже не все так гибло. Просто, я считаю, должны быть донесены все основные аутентичные направления индийской тантры до людей. Нужно, чтобы все знали, что вообще есть, что - самое основное и авторитетное. После этого есть шанс определить, где адекватное, а где спекуляция.
Какие у Вас в Вашей организации приняты отношения между учеником и Учителем?
Ну, во-первых, нужно разобраться, что вы вкладываете в понятие ученик и Учитель? Есть Учитель и есть Гуру. Не для всех я являюсь Гуру именно как духовный учитель, ко мне многие ходили на занятия и лекции, получали какие-то знания, при этом у них есть ко мне определенное уважение, равно как и у меня к этим людям. Они тоже - ученики, мы все - ученики и учителя. Я рассказываю о традиции, освящаю её основные направления, их методы и тонкости доктрины. Но я не несу какой-либо серьезной ответственности за духовную жизнь этих людей, и кстати, не факт, что ко мне могут прийти люди и не совсем с духовными мотивациями. Моя дхарма - распространять учение всем, кто им интересуется.
Есть ученики, которым я передал какие-то посвящения начального уровня, их немало, в основном мы предварительно оговариваем условия, кому и что, в каком количестве нужно делать. Как правило в эти условия входит так же обет о не разглашении практик, не передавать их другим без моего ведома, это очень важная деталь. Ещё нежелательно постоянное общение и поддержка тех, кто явно питает агрессию в мой адрес или адрес учения, традиции. Я имею ввиду не людей, которые могут по-невежеству сделать один раз какие-либо оскорбления, а тех, кто этим занимается умышленно и постоянно, у таких людей плохая карма и так как вы на данном этапе слабы, они могут повлиять на вас и вашу практику негативным образом. Не то, чтобы я был против вашего с ними общения, просто это важно не для меня, это важно для вашей садханы, чтобы потом не было вопросов: « А почему я вот уже несколько месяцев практикую мантру, переданную от Гуру, а она не работает?» Потому и не работает, что не соблюдены те условия, о которых я говорил. Их соблюдать на самом деле-то не сложно, но, знаете, мелочи порой могут сильно сказываться на практике. Вы вот, кстати, спрашивали про ритуалы, в натховских садханах некоторые из них имеют очень большое значение, это связано с чистым образом жизни, который необходимо соблюдать. Он называется вихара, диначара и т.д. (такие детали как: мытье рта после еды; место, на котором вы практикуете (асана) не должно проводить ток, и т.д.). Это важно и при выполнении пранаямы, в мантрах и т.п. Я понимаю, что во многих йога-центрах это все игнорируют, но эти вещи, тем не менее, очень важны в садхане.
Вступая в организацию, человек подписывается на это пожизненно, или имеет право выхода без последствий и преследований по отношению к нему?
Нет. Никто ни подписывается и может уйти. За исключением того случая, если вы приняли санньясу, вот такую как у меня
, где подразумевается посвящение всего времени практике или распространению дхармы, в принципе, и распространять тоже не обязательно, если кто-то хочет, может просто жить как садху. Вернее, не хочет, а испытывает в этом особую и важную потребность, потому что не всем подходит такой образ жизни.
Многие мои ученики посвящены в других линиях, в вайшнавизме, в буддизме, многие православные христиане, есть и такие, кто вообще предпочитает не облачать свой мистический опыт в форму какой-либо религии и даже может внешне придерживаться атеизма. Я ещё раз повторюсь, у нас никто и никого не охмуряет и ничего не проецирует на вас, если вы не чувствуете в своем сердце Вишну, Ганешу или ещё что-то подобное, это не означает, что вы должны изображать преданность Ганеше, или же отвращение, как к чему-то нереальному и иллюзорному. Учение рассчитано на нормальных трезвых людей, которых традиционная йога может интересовать как религия или как наука.
Другое дело, считаю нужным сказать, не зависимо от вашего ко мне отношения, что я, как и любой человек, тоже оставляю за собой право каких-то людей игнорировать или отказываться далее их обучать, если они поступают в отношении меня нечестным образом, или же ведут себя крайне оскорбительно, даже, если я их чему-то ранее и учил. Имею право не передавать каких-то посвящений высокого уровня, например санньясу, если вижу, что человек к ней не готов. За мной есть право испытывать своих учеников перед какой-либо серьезной передачей, экзаменовать.
Если кто-то думает, что получив посвящение, произойдет чудо и они сразу окончательно просветлеют, просьба, ищите себе других учителей для посвящения. Посвящение в переводе означает начало вашей практики, а она подразумевает ваше развитие, а не взваливание его на кого-то другого.
Гуру не обязан никого материально обеспечивать, вы должны сами быть социально развитыми людьми, это важно, деньги, социальные связи и наработки, конечно, не есть ещё показатель духовности, но тем не менее, не пройдя этот этап, все разговоры о духовном развитии будут пустым трепом. Ашрам не является прибежищем для паразитирующих халявщиков.
Если кто-то не видит для себя нужным работать в социуме, зависеть от начальников, аргументируя это тем, что он духовный, в таком случае он может заниматься проповедью учения и на собранные пожертвования жить как садху. Если же он не хочет даже этим заниматься и не хочет привязываться даже к распространению дхармы для обычных людей, хочет принять полное монашество (что кстати бывает не так часто), тогда я могу его научить как жить на подаяние и он может уехать в Индию, полностью живя как садху, только на пожертвование, посвящая все время практике йоги и медитации.
Ниодин из перечисленных образов жизни йогинов, никому не навязывается, но и не закрыт. Вы сами должны для себя решить как вам жить. У меня есть разный опыт йогической жизни, я его никому не навязываю, но, если нужно, могу всегда поделиться своими навыками. Если что-то интересует, спрашивайте.