Многие образы Вед, Пуран, Тантр, Йога-шастр разные Сампрадаи могут трактовать по-своему, иногда диаметрально противоположно, языком метафор, и неслучайно выражение этих смыслов сиддха-йоги называют "сандха-бхашей" – языком, в котором можно найти двери в многомерность и многогранность смыслов. Одним из таких часто описываемых понятий в Тантрах является विष "виша" (яд), который связывают и с ядом, что выпил Шива после самудра-мантханы (взбивания океана Девами и Данавами), также Шива носит змей вместо брахманического шнура, вместо серег в ушах и т.д. Однако вы можете увидеть, что один и тот же элемент, например вспахтанный океан, может порождать противоположные элементы: амриту (нектар бессмертия) и яд. Богиня Кундалини может в виде образа змеи ассоциироваться с ядом, но она же и Богиня нектара, Судха. В "Тантралоке" (29.248) о Кундалини говорится так:
अथ एतदनुषाक्तं भुजङ्गवेधमभिधातुमाह -
atha etadanuṣāktaṃ bhujaṅgavedhamabhidhātumāha
Затем в таком стиле объясняется проникновение змеи, близко связанное с проникновением, которое относится к Шакти, он говорит:
सा चैव परमा शक्तिरानन्दप्रविकासिनी ।
जन्मस्थानात्परं याति फणपञ्चकभूषिता ॥२४८॥
sā caiva paramā śaktirānandapravikāsinī ।
janmasthānātparaṃ yāti phaṇapañcakabhūṣitā ॥248॥
И та же самая Высшая Шакти – она проявляет блаженство, идет из места, связанного "рождением", к высшему уровню, она, кто украшена пятью капюшонами змеи. ||248||
Далее, от 248 и т.д., в этой части говорится, что Шакти восходит вверх, в пяти местах тела проявляется в виде пяти вьом и идет в двадашанту. Вы можете увидеть описание змеи как Санкаршаны (разрушителя времени), на капюшонах змеи находятся миры вселенной. Также если вы посмотрите на поведение обычных змей, то заметите, что при атаке они сжимаются и делают бросок, вероятно, сжатая змея в канде, описанная как "спящая", и есть символ яда и разрушения. Другой символ, который часто встречается в текстах йоги, – когда змея, слыша звук «нада», выпрямляется и вытягивается вверх, так, например, змей подчиняют факиры. Опять же, относительно яда, термин विष в м.р. – это яд, в м. и ср. переводится как "зло", вероятно, под ядом в данном контексте аллегорически подразумевается "яд сансары", различные мирские омрачения. Хотя Кшемараджа "яду" придает иной смысл, связанный с каулическими трактовками, говоря, что это понятие соотносимо с विष् (проникать), т.е. свойство Шакти. Как Шакти способна распространяться в виде висарги или бинду, так и яд обладает схожими свойствами. В "Шива-стотравали" (20.12) говорится, что "даже яд превращается в нектар" при тантрической садхане. Т.е. контекст таков, что при соприкосновении с огнем сознания мирские яды образуют нектар. Такая трактовка "яда" встречается почти во всех известных тантрических системах: Шри-куле, Кали-куле, Кубджике, Трике и др., а также в йоге натхов. Согласно Кшемарадже, "виша" – это не что иное, как "авеша", погружение сознания экспрессией Шакти. Вот как данная техника описана в "Виджняна-бхайрава тантре":
वह्नेर् विषस्य मध्ये तु चित्तं सुखमयं क्षिपेत् ।
केवलं वायुपूर्णं वा स्मरानन्देन युज्यते ॥ ६८ ॥
vahner viṣasya madhye tu cittaṁ sukhamayaṁ kṣipet.
kevalaṁ vāyupūrṇaṁ vā smarānandena yujyate ॥ 68 ॥
Необходимо погрузить свое сознание, подобное чистейшему пространству, в самый центр соприкосновения огня (сознания) и ядов (разных омрачений) или же быть поглощенным в полноте витальной силы через сексуальное соитие.
Вообще, через понятие "яда" как усиливающего элемента для пробуждения расцветающего сознания можно объяснить очень многие "нечистые элементы" в вамачарской тантре, такие как различные интоксиканты: алкоголь, бханг (виджая), а также наркотические средства, как курительные, так и жидкие (которые также изготавливаются из тех же семян, что и бханг); также критикуемый ортодоксальным индуизмом секс, особенно с умышленным пренебрежением к системе варн, каст, семейной (мирской, а не в смысле семьи как "чакры") в целом, сексуальных флюидов; и принятие в пищу мяса и т.д. Как бы там ни было, большинство этих элементов лично я заменяю другими субстанциями, ибо многие состояния у меня реализованы и нет необходимости в ряде радикализмов. Такие заменители называются "анукальпа". Также в йоге часто эти эффекты и состояния связывают с определенными психофизическими внутренними процессами. Заключение получается такое, что "яд сансары" может рассматриваться двояко: и как разрушающий элемент, и как реализующий подлинную чистоту.