Вот интересный материал об адаптации тантры к тибетским реалиям 11 - 12 веков. Материал взят из классической работы ранней школы Сакьяпа The Yogini Eye: Introduction in Buddhist Tantra, Volume 1: Systematization and Interpretation by Sonam Tsemo (1142-1182) (Глаз Дакини: Введение в Буддистскую Тантру, том 1: систематизация и интерпретация написанная Сонамом Цемо). Введение переводчика. Раздел: Controversies Addressed by The Yogini's Eye (противоречия затронутые "Глазом Йогини").
Ниже дан перевод с английского:
". . . . Тибет 10 -11 веках под влиянием сильных монастырских традиций поддерживаемый большим количеством монастырей, которые по большей части ограничили буддизм шравакаяной, пратьякабуддаяной и бодхисаттваяной. Гухьямантраяна (секретная мантра) рассматривалась как новая неортодоксальная форма буддизма, и это в лучшем случае, чьи "излишества" нужно было ограничить. Следует отметить, что даже в 12-ом веке в Тибетском буддизме, доминирующими по числу практикующих, традициями были Виная и Паранита, а не Гухьямантра. . . . . именно по-этому Сонам Цамо должен был начать свою книгу("Глаз Йогини") с объяснения связи Гухьямантраяны и уже прижившихся в Тибете "ортодоксальных" традиций буддизма. Самая известная учитель в Тибете того времени, делавший упор на практики винайи и парамиты, был индийский мастер Атиша. В своей работе, ставшей со временем классикой, "Лампа для Пути к Просветлению" (Lamp for the Path to Enlightenment), стихи 60 -67, он посвятил Гухьямантре и самому глубокому противоречию (в те времена, да и сегодня тоже). В этих стихах он настаивает на том, что монах не должны принимать секретную инициацию и инициацию мудрости, т.е. 2 и 3 инициации из 4-х основных инициаций анутарайогатантры т.к. они нарушают монашеский обет целибата. Он идет дальше, чем простое цитирование своего мастера Паиндапатика Авадхутипа, где тот говорит что 2 и 3 инициациии не потходят и необязательны монахам, и что они (эти инициации) так же не нужны и неманахам, т.е. для всех остальных. Атиша пишет, что первой инициации достаточно, чтобы практиковать тантру (т.е хому, пуджу, джапу и т.д.) при условии, что практикующий развил в себе сострадание и "знание" пустоты, такой практик не сможет впасть в ересь (т.е. не сможет навредить себе практиками тантры), главное чтобы этот практикующий не получил 2 и 3 инициации.
Стоит отметить, что такая позиция Атиши нидет в разрез с тем, что проповедуется в цикле учений хеваджра тантры.Хотя Атиша добавляет, что полностью игнорировать; тантру было бы ошибкой. . . . . Интересно выяснить против кого были нацелены выпады Атиши. Вероятнее всего они были нацелены против Праджнагупты, кто был "источником" (т.е. принес из Индии) 5 из 11 тантр цикла Хеваджра цикла."Роковыми ошибками" Праджнагупты были: 1. утверждение, что просветление возможно через секс (не визуализируемый, а реальный); 2. похищение людей для принесения в жертву дакиням во время ганапудж (тиб. "цог"). Вторая ошибка была по-видимому просто слухом в то время как Атишу самого обвиняли в несоблюдении целибата и использование оккультных практик."