3:4
Не уклонением от деятельности человек достигает недеяния и не одним отречением [от мира] достигает совершенства.
Допустим сосед просит меня пойти с ним и утащить тюк сена или предлагает на компьютере изготовить ему поддельный чек......
Карма-йога не подразумевает буквальное и бездумное исполнение свадхармы (своего долга), это следует хотя бы уже из того, что во второй главе (санкхья-йога) карма-йогу называют буддхи-йогой, т.е. практикой, где используется различающее знание. Термин "дхарма" имеет множество взаимосвязанных значений, но суть состоит в том, что в мире все упорядочено, закономерно, и, следуя той профессии, которую вы выбрали, вы являетесь одним из элементов общей картины мира. Если вы ее часть, гармонично вписывающаяся, то вы украшаете элементы всей картины и они вас – так своим совершенным поведением вы поддерживаете дхармы всех остальных, и свою, и также общую. Когда вы ведете машину, вы смотрите за общим движением и вы встроены в общий трафик, вы стараетесь и сами ни в кого не въехать, и чтобы в вас никто не въехал, это и есть гармония. Во второй части (2:48) дается такое определение этой йоге: समत्वं योग उच्यते samatvaṃ yoga ucyate - "гармоничность называется йогой", в 2:49 подчеркивается, что अवरं कर्म बुद्धियोगाद् avaraṃ karma buddhiyogād – "карма (деятельность) ниже буддхи-йоги", или, говоря иначе, только используя осознанность, действия становятся совершенными, за чем далее (2:50) следует известное определение карма-йоги: योगः कर्मसु कौशलम् yogaḥ karmasu kauśalam – "йога есть совершенство в действиях", т.е. йога совершенных действий не может быть таковой без учета перечисленного и того, что можно еще перечислять: нужно и использование духовного, различающего интеллекта (буддхи), и чувство равновесия (саматва), и много еще всего. Также во второй части говорится о другом не менее важном понятии – "праджня стхити" (утвержденность в мудрости), это мудрость внутренняя, и связана она с осознанием себя вечным Атманом; с таким бэкграундом, без привязанности к плодам своих действий (нишкама карма), нужно исполнять совершенно свой долг. Хотя, конечно, вопрос о том, как быть, если мир нелинеен и помимо дхармичности в нем все переплетено и адхармично, наиболее актуален, потому надо коснуться и этой очень важной части практики карма-йоги. На мой взгляд, есть немало шлок в Гите, дающих ответы на эту пресловутую тему, я пока упомяну одну из шлок (4:17), а также то, как ее прокомментировал Шри Абхинавагупта. Если вкратце, то там говорится о том, что мудрец должен постичь как природу предписанных действий, так и природу "запретных". Но при этом он должен быть отрешен, используя свой различающий буддхи, надо действовать не буквально, а с предельно здравым смыслом, не всегда видимые внешне благие поступки таковы по сути и наоборот, на то нам и дана мудрость, чтобы это учитывать, и эту мудрость надо развивать в себе. Мудрость также заключается и в том, что нет ничего в этом мире, в чем бы высшее, вездесущее и всепроникающее не присутствовало, соответственно, это есть и в адхарме тоже. Если не будет одного, то и другое прекратит свое существование, одно обязано другому, потому мудрый поднимается над всеми формальностями и зрит в суть не локально, а глобально, ибо если он будет замкнут, то он не сможет действовать гармонично, потому высшая дхарма полна парадоксов, которые нужно учесть.