Адеш!
Отвечу по порядку. Еще раз вернусь к теме «многочисленных кумбхак». Суть пранаямы в том, чтобы многочисленные праны в собственном теле растворить в одной единой пране. Все нади - в одной нади, а все вритти - в одной читте. Поэтому контроль той или иной разновидности праны заключается в переведении её на новый уровень, соответственно, в связи с тем, что нади и пран бесконечное множество, и кумбхак тоже может быть столько же. Тут был упомянут Вагиш Шастри и его «Кундалини-пранаяма», он основу для этой техники взял у натхов, просто оформил её иначе. Но эта пранаяма с вращением и мантрой, где одновременно используется йони-мудра, предназначена для людей у которых чистые нади и которые понимают как работает энергия. Это не простая техника, так как в ней используется еще и мудра, плюс моментальный переход из пранаямы в пратьяхару. Что касается книги Айенгара, я согласен с тем, что очень много детализаций, такого рода практика пранаямы подходит только тем, кто конкретно практикует систему Айенгара. У него сеты пранаям строятся в таком же режиме как и асаны. Что касается русских путешественников, которые катаясь по Индии, учась то там, то сям, пытаясь комбинировать какие-то практики, ввиду отсутствия одного Мокша-гуру, то я не советую брать пример с этих людей. Комбинировать стили будь-то в виде выдернутых последовательностей асан или пранаям, может только тот, кто сам по уровню выше всех этих Учителей. Конечно такого рода экспериментаторы, вешающие рекламы всех у кого они там учились, хотели бы в это верить, что они самые великие в мире, но это не всегда соответствует объективной истине. Так например каждый из них говорит о своем опыте в Индии, как о истине в последней инстанции, вот мол «я ездил в Индию и понял, что там учат той же самой йоге, которой меня учил Сид с Лаппой». Однако я видел и стоценковцев, и учеников В. Бойко, и Зубкова, которые тоже ездили в Индию и видели, что индусы учат тому, чему они научились в России. Так что каждый притягивает себе события в соответствии со своими кармами и желаниями. Но йога это не карма, а как раз наоборот. Вот это они понять не могут или понимают, но публично никогда не признают и никому не скажут, потому что считают личную практику йоги одним делом, а то на чем делают деньги - другим. Поэтому скажу вам откровенно, все попытки некоторых московских инструкторов, выдать свои эксперименты за традиционную индийскую йогу, являются просто обычным глумлением. Традиционная йога - это в первую очередь традиция в которой есть Гуру и Он ученику передает не то что нужно ему «сбагрить» за деньги, по принципу: «кушайте, все равно придется выбрасывать, а дикшу в традиции я передам своему единственному любимому сыну». Такие Учителя могут нагородить каких угодно, самых разных стилей и подходов, на эти явления нужно смотреть трезво и не строить иллюзий. Поэтому, конечно все что я могу искренне посоветовать - ищите Гуру, если Вы хотите йогу практиковать как духовную систему.
Книга Вишнудевананды и его краткое описание пранаям не плоха, особой заморочи в ней нет, в том плане, что он объясняет классические пранаямы, которые Вы можете встретить в главных традиционных йогических текстах по хатха-йоге. Схема тоже не плохая, грамотно составленная, собственно ориентирована на подход, который может использовать человек, не увязший до мозга костей в каком-то одном из многочисленных стилей. Капалабхати, нади-шодхана, уджайи, сурья-бхедана, бхастрика, он их относит к основным пранаямам. Потом дополнительные - ситали и ситкари. Что я Вам тут могу сказать. Капалабхати - это одна из очистительных техник, нади-шоддхана применяется вообще у всех и всегда, уджайи уже в самих асанах, сурья-бхедана может компенсироваться чандра-бхеданой, бхастрика же, как терапевтическая пранаяма универсальна, поскольку она все доши приводит в порядок, а на высших стадиях может далее использоваться при пробуждении Кундалини-шакти. Почему не все современные Учителя упоминают о мурчхе или бхрамари? Потому что эти пранаямы ведут к медитативному опыту, а для ординарного человека, не являющегося садху, в этом нет острой потребности. Почему нет? Вот здесь мы приходим к вопросу о задержках дыхания, бандхах, что соединяет хатха и раджа-йоги. Но для начала давайте разберемся в том, что такое задержка и зачем она нужна, прежде чем говорить об осознанном контроле пропорций дыхания. Когда мы задерживаем дыхание? При сосредоточении, штангист, например, перед тем как толкать штангу задерживает дыхание. Но ответьте мне на один вопрос: «Разве в вашей жизни мало напряжения на уровне тела или ума?» Если Вы внимательно исследуете все тексты по йоге, то там везде дается понять то, что мудры, кумбхаки обладают одной общей природой. Кумбхака - это не что иное как промежуточное состояние между вдохом и выдохом или скажем по-другому, то, что их объединяет в одно целое – мудра (оттиск, отражение), то, что совмещает отражающее и отражаемое в едином отражении. Человек иногда задерживает дыхание в моменты экстаза высшего восторга, когда его переполняет много энергии, в состоянии самадхи и глубокой медитации. Но все эти состояния происходят как правило естественным образом. Во многих паддхати, не всегда даже йогических, например, в текстах где описаны ведические и тантрические ритуалы, вдох соотносят с Брахма-грантхи, выдох - с Рудра-грантхи, а задержку в Вишну-грантхи. Задержка связана с саттвой, т.е. равновесием, и это равновесие никогда не может стать полноценным без вспомогательного равновесия. Если у вас сильно взвинченный ум, и вы будете изо всех сил пытаться его остановить посредством кумбхаки, вы причините себе только психофизический вред. Тем более, ничего хорошего не получится, если Вы ещё начнете напрягать свой ум тем, как правильно отсчитывать дыхание с одновременной задержкой. Это может быть чем угодно, но только не практикой пранаямы. Сначала нужно сделать плавным вдох и выдох, можно вообще начать с того чтобы следить за плавностью потока вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Таким образом, ваш ум начнет обретать покой и чистоту восприятия. С этого надо начинать, а не с отсчета. У обычного человека потоки праны и ум скачут по энегроструктуре, как дикие лошади, а на занятиях по йоге ему сразу говорят о задержках и счете дыхания, на мой взгляд это совершенно бессмысленно. Работа энергии такова, что если она рыхлая и прана колеблется, то это говорит о низком энергетическом уровне человека и сознания соответственно. У него так же в таком состоянии и низкий энергетический уровень, если вы посмотрите на таких йогов, они чахлые и с беспокойным умом, часто у них нет терпения, спокойствия и выдержки. Если они делают чрезмерно задержку дыхания, пытаясь усилиями сбалансировать энергию, что само по себе является нелепостью, введя её в сушумну и тем самым поднять вверх, то они ещё больше обесточивают себя. На поднятие энергии требуется тоже усилие, и если энергии не достаточно, то можно потом получить «откат», даже если Вы чудом и пробудите Кундалини с помощью техник, это будет «медвежьей услугой». Как говорится вход 10$, а выход 30$. После того как такого рада «йоги» получают какие-то фрагментарные мистические опыты, они их не проживают полноценно, переводят на свой загрязненный ум и на этом все их йогическое развитие заканчивается. Они потом или забрасывают практику, или впадают в прелесть, думая, что опыт уже сделал их очень великими. А почему? Ответ очень прост, они пренебрегали простыми вещами, думая, что раз тексты говорят о задержках, бандхах или мудрах, то это все йоги придумали для ординарных людей. Задержки включаются постепенно по мере очищения тела, раскрепощения мышц, при легкости в сознании, раскрытии и равновесии энергетической структуры. Тогда и тело само попросит включения в практику кумбхак или бандх, ровно столько, сколько необходимо. Ведь при такой задержке меняется сразу не только состояние праны, но и сознания, что ведет к пратьяхаре. Многие люди, занимающиеся по книгам или в группах инструкторов, которые от своих учеников мало чем отличаются, недоумевают, что же такое пратьяхара и как за счет праны можно контролировать чувства и ум? В этом нет ничего удивительного, они просто имитируют техники пранаямы, выполняя их внешне, но это даже ещё и не начало пранаямы, и тем более того, к чему она должна вести - антаранга-йога пратьяхаре. Т.е., пранаяма должна вести к тому, что йоги называют внутренней практикой. Раньше в Индии, когда писались классические тексты по йоге, не было такого количества коммерческих центров, где йога сильно отличается от той, о которой говорят традиционные тексты. Скажу даже более, многие традиционные тексты вообще слабо применимы для большинства людей. Они были написаны для садху, а не для людей социальных, вы нигде в классических текстах не найдете описание, например, сукшма-вьяямы. Но Вы запросто там встретите медитацию на панча-махабхуты. Йогин все больше и больше уходил от принципов карма-канды, всяких ритуалов, пути правритти. Для него состояние молчания, тишины, тождества, становилось все более и более естественным , хотя начинал он свою эволюцию с простого. Он делал то, в чем когда-то нуждался, зарабатывал деньги, воспитывал детей, думал о том, что будоражит мозги. Конечно, обычный человек тоже может использовать и задержки дыхания и бандхи, практиковать медитацию, но он в первую очередь должен акцентировать внимание на коррекции раджаса и тамаса. И как следствие, простая техника, направленная на равновесие потоков вдоха и выдоха наиболее оптимальна на первых порах. Ей нужно уделять больше всего внимания. Начните с шипящей уджайи, так вам легче будет проследить плавность потока воздуха. Как только Вы начнете отслеживать тишину в уме и легкость в теле, начинайте замедлять дыхание. Далее, ваше дыхание скажется на общем состоянии ума, появится предпосылка к медитативным состояниям. Вот тогда-то и нужно включать мантру, а именно «Со-хам». Эта мантра самая естественная для Вас, поэтому с неё и начинайте. Дыхание - это принцип и основа энергии, а мантра - сознания, они вместе сплавляются, сливаясь в одно целое. Подобно тому, как Вы янтру «включаете» наполняя силой за счет мантры, так же и в дыхании прана переходит на другой более тонкий уровень за счет мантры, одновременно придавая силу самой мантре. Практикуя таким образом, Вы подготовите свою прану и сознание для того, чтобы правильно использовать биджа-мантры для отсчета пропорций в дыхании. В Мантра-йога-самхите и других текстах по мантралогии, о манасика-джапе, говорится как о практике, когда ум растворяется в мантре, в «упамшу-джапе» (шепотом), ум сосредотачивается, в «манасика» - ум пуст. В манасика - сознание и мантра поглотили друг друга, стали одним целым. Поэтому не удивительно, что в таком состоянии Вы конечно сможете слышать пульс. Но если Вы будете спешить, Вы не услышите, ни пульс, ни мантры, ни Гуру который её передал. Кстати о Гуру, я не считаю, что занятия йогой без Гуру бесполезны, но тогда нужно стремиться следовать хотя бы самым общим рекомендациям, принципам Ямы и Ниямы. Полностью понять просветленного Гуру может только тот, кто сам достиг такого уровня или хотя бы обрел чистоту выше стандартного уровня, поэтому он должен учится у того, у кого способен. Нужно так же понимать, что через того или иного, пусть и не мокша-гуру, проявляется некая сущность, которая ведет вас к стабильности в садхане и стремлению следовать чему-то одному и настоящему. Но, при этом не надо думать, что все остальное ложно и плохо, просто должен быть стержень, прочная духовная основа, без которой садхана не может быть успешной. Гуру не тело, Он не учит от себя или правильней сказать от того, что мы можем видеть в нём, на то он и Гуру, чтобы быть выше нас и чтобы мы не могли его понять. Гуру - это стимул к развитию, а когда мы говорим, что что-то поняли, этот стимул исчезает. Настоящий Гуру никогда никому не даст исчерпывающего ответа, потому что тем самым он может убить в ученике инициативу поиска. Мы не знаем где этот истинный Гуру, быть может, Он всегда с нами, даже тогда, когда мы помрачены. Священные тексты говорят, что Гуру - это сам Брахман, что Он вечен и вездесущ. Мы все это много раз слышали, а когда-то и ощущали, но забывали об этом. Мой Гуру как оказалось, был рядом, я ходил вокруг да около, возможно Он мог пройти в Варанаси мимо меня и я его мог не увидеть в упор, если бы я в тот момент успокоился и все отпустил, может быть мне не пришлось бы совершать парикрамы и столько трудиться. Меня ведь к нему мог привести даже самый последний невежа, если бы я в нем был способен увидеть истину. Про моего Гуру уже тогда знали тысячи людей, но я не сразу за внешним смог рассмотреть суть.
Возможно ли сумасшествие от неправильной духовной психофизическиой практики? Возможно, конечно, я знаю такие случаи. Как я говорил, понятие сумасшествие относительно, но оно может быть и совершенно конкретным, но думаю, что оно может быть в том случае, если Ваш Гуру неквалифицированный. Если Он не обладает силой и берется учить тех, кого не способен вести. Не в том смысле, что Он их учит каким-то простым вещам, а когда Он их провел через множество посвящений и ученики у такого Гуру сходят с ума. Может быть, если человек начитается какой-нибудь шизотерической литературы, неправильных книг по йоге и будет по ним неправильно практиковать. Тогда да, может сойти с ума вполне реально. Сам лично видел человека, который начитался книг про агхору и левую танру, сейчас ходит и говорит что он ученик Вандама и так как у него «вира-бхава», то непременно должен всех победить. Знаю один случай, когда у человека поехала крыша, в связи с тем, что он насобирал много посвящений, он иногда снимает с себя всю одежду и пляшет как сумасшедший, и говорит всем что «каулик авадхута».
Что касается таблиц с асанами, я выкладывать их не буду, так как надеюсь скоро издать книгу по этой теме, а во-вторых там много деталей, которые нужно показывать. Это не одна таблица, а несколько последовательностей от самых простых асан, до сложных, их всего около 300. Вначале идут последовательности, построенные по определенным метафизическим принципам, они выстраивают гармоничный обмен и интеграцию психоэнергетической структуры человека со вселенной. Хотя асаны, это скорее вспомогательные средства, но они учитывают многие изменения, которые происходят на разном этапе практики. После чего Вы можете самостоятельно, согласно наработанному уровню практиковать те асаны, в которых чувствуете необходимость.