Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Как делать пранаяму?  (Прочитано 45402 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

morning light

  • *
  • Сообщений: 119
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #15 : Октябрь 29, 2007, 21:45:08 »

Добрый вечер!

Shunyata

Цитировать
В йогических, и если не ошибаюсь тантрических текстах, ну и наверняка в интернетном пространстве пишется, что три грантхи (3 узла) "развязываются" именно при пробуждении Кундалини, когда она поднимается по чакрам вверх. Кундалини, разрушает, если можно так сказать
то, что встречается на ее пути, достигая той или иной чакры. При преодолении каждой их грантх, йогин обретает связанные с ней сиддхи. Перечислять, в какой чакре находятся узлы не буду, т.к. разные системы по-разному описывают их местоположение.
Напомню, это был Ваш ответ по поводу той моей мысли, что бхастрику-пранаяму надо выполнять уже после пробуждения Кундалини. Вот источник, откуда я почерпнул информацию:
http://www.forum.bessmertie.org/_up/022/007/001230/033_g30/
Обратите внимание на 4-й пункт, там ясно написано, что бхастрику надо выполнять после поднятия 
энергии.

Цитировать
ему подойдет на первое время регулярная практика капалабхати, удджайи, первые 2-3 месяца анулома-вилома (потом нади-шодхана). Анулома-вилома отличается от нади-шодханы тем, что в ней не делается задержка дыхания. Потом можно постепенно включать кумбхаку. Через год практики можно включать в практику другие пранаямы: бхрамари, бхастрику, ситали, ситкари, их будет вполне достаточно.
Т.е., бхастрику все-таки включать через год? А когда включать в практику мудры?
И опишите, пожалуйста нади-шодхан. Только полностью, со всеми её этапами, последовательностями, мантрами и т.д.
Цитировать
Возможно на начальном этапе более полезно слушать ощущения, а не проецировать мысленные образы. Соответственно и прану тянуть тогда, когда ее уже научились чувствовать. А открытым должен быть рот или закрытым - зависит от конкретной пранаямы. Язык рекомендуют держать так, чтобы его кончик упирался в нёбо над зубами.
Думаю, от подобного рода "мелочей" очень многое зависит. Если просто пытаться "дышать", не делая правильный отсчет и не вуализирую потоки прануы определенного цвета в определенную чакру, то, как мне кажется, техника потеряет 99,9% своей сути.

Цитировать
А откуда вы взяли эти цифры? В Постинге Шри Матсьедранатха указаны пропорции 12:48:24 (1:4:2),  т.е. вдох на 12 счетов, задержка в 4 раза дольше, а выдох в 2 раза дольше времени вдоха. Как мерило используют удары пульса.
Я написал, что эти цифры произвольные -- из головы.
Как может удар пульса быть мерилом, если частота пульса еденица не постоянная, постоянно меняется и от частоты дыхания зависит напрямую? После вдоха-задержки-выдоха по любой схеме, частота пульса будет уже другой, чем до первого захода дыхания и на второй заход Ваше мерило уже будет другим.

Цитировать
Ситали или ситкари (шитали / шиткари - иное написание названия). Здесь в одной из тем, уже приводилось описание выполнения этих пранаям, можете поискать через функцию "поиск".
Спасибо, поищу.

Matsyendranatha
Здравствуйте.

Спасибо, что потратили своё время и силы, и столько написали.
Скажите, а что есть Маха-видья? 
Цитировать
Что из себя представляет моя система практики? В теме «Обучения у натховских наставников» я чуть позже опишу то, чему они меня учили, я сделал экстракт из этих знаний.
Буду ждать.
Цитировать
Некоторые йогины по многу практикуют пранаяму и я считаю, что если Вы с самого начала не поставите правильно дыхание и не прочувствуете его, то такие «ретриты» могут дорого обойтись.  Первое, что вам нужно освоить - это правильное полное йоговское дыхание и только потом заниматься пропорциональным, увеличивать выдох, делать задержку и т.д.
Я с Вами полностью согласен, т.к.
Цитировать
Дыхание животом играет фундаментальную роль, потому что во-первых, оно - основа полного йогического дыхания, во-вторых - воздействует на мышцы живота и область Брахма-грантхи, что соответствует физическому уровню.
Не могли бы Вы конкретно расписать механику вдоха-задержки-выдоха?
Каким образом вдыхать, как должен происходить вдох и выдох? Как происходит полное йоговское дыхание? Как т.н. "зародышевое"?

Цитировать
Йоги отмеряют длину вдоха на 12 ангулей (пальцев) или как в кашмирском шиваизме  - «двадашанта». На «двенадцать пальцев» струя воздуха выходит во вне, и также, когда она поступает внутрь в легкие.
А что это за "пальцы такие"? Чему равен один "палец" и что является единицей измерения в йоговских схемах дыхания? Shunyata написал, что это, якобы, пульс, но ведь частота пульса непостоянна.
В некоторых книгах я читал, что за ед. измерения следует считать мысленное "произношение" ОМ, в других источниках авторы утверждают, что нужно пользоваться бусами со 108-мью бусинами (+2 или 2 большие бусины). Где правда?

Цитировать
Саму систему таттв нужно более подробно описывать, то, как они связаны друг с другом. Подготовительный комплекс из 25 асан предназначен для снятия спазмов с мышц и для выравнивания дыхания, для  распределения праны в нади.
Не могли бы Вы рассказать о Ваших системах таттв и асан, а то асан то много, а информации по последовательности и самому набору асан -- очень мало. Как я понимаю, асаны это не просто физические позы тела, их нужно ещё совмещать с пранаямами. Так?

Цитировать
Практика удджайи пранаямы так же как и мантра «Со-Хам» может применяться в любой асане.
Вы писали, что удджайи пранаяму нужно выполнять при асанах. Вопрос: при всех? Есть такое упражнение в кундалини йоге, "Сат-Нам", где человек сидит на полу, руки вытянуты в верх, странное сплетение пальцев. Вы выполняете данную практику?

Цитировать
В конце последовательности из асан делается капалабхати, в ней воздействие  идет на область живота и верхние центры, место соединения - «мукта» и «юкта-тривети», на уровне аджны и муладхара-чакры. Далее выполняется анулома-вилома. Собственно, это те дыхательные техники, которые нужно осваивать первыми. Потом, при освоении других асан, параллельно осваиваются ещё кумбхаки, куда так же входит бхастрика, ситали и ситкари. Кумбхака, а так же мудры и бандхи включаются постепенно на более высоких стадиях практики. Чуть позже опишу подробней. Если есть уточняющие вопросы, спрашивайте.     
Очень интересно. Напишите, пожалуйста о капалабхати и ануломе-виломе, а также о мундрах, бандхах и манртах с янтрами, которыми нужно пользоваться при пранаяме садхане.

Цитировать
Для человека со средними способностями, к этой категории я отношу тех, кто живет социальной активностью, общается в повседневной жизни с разными людьми, ведет, конечно, в меру чистый образ жизни, не злоупотребляет куревом, алкоголем, сексом, мясоедением (идеально, если он вегетарианец)
Если не злоупотреблять тем списком, которым Вы привели, то это уже не совсем "нормальный" "человек со средними способностями".
А далеко ли можно зайти без Гуру?
И ещё. Я понимаю, что вопрос не в тему, но не могли бы Вы вразумить вот по какому вопросу. Мнения людей в интернете и тех, кто пишет книги о йоге иногда диаметрально противоположны вот по какому вопросу.
Опасен ли подъем Кундалини без Гуру, если вообще возможен? Правда ли, что человек сходит с ума, становится одержим демонами и т.д.?
Спасибо.
« Последнее редактирование: Октябрь 29, 2007, 21:49:24 от morning light »
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #16 : Октябрь 30, 2007, 00:54:08 »

Адеш!
Вопросы весьма интересные.
Присоединяюсь :05:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7046
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #17 : Ноябрь 03, 2007, 19:02:49 »

Доброго времени суток!
 
  Что касается бхастрики, тут, вероятно, надо понять, что под ней подразумевается. Энергия, конечно, может подняться при её выполнении, но не по сушумне, а по иде и пингале. Потому что у обычного человека энергия, как правило, по сушумне идет вниз, а по иде/ пингале - вверх, к каналам органов чувств.

  Есть два канала, которые постоянно работают у человека, и где энергия активна, плюс сушумна, где энергия спит. Обычно все второстепенные каналы замыкаются на иду и пингалу. Капалабхати, Нади-шодхана, Бхастрика и др. пранаямы конечно могут при нерегулярной, временной практике, поднять энергию по периферийным каналам, но это ещё не будет означать пробуждение сушумны и развязывание грантх. Многие, кто делают эти пранаямы, такие подъемы путают с пробуждением Кундалини, но это просто изменения в сфере пран, а это - частые явления.

  При действительном пробуждении Кундалини, все тело становится подобно трупу, праны проникают в центральный канал и сознание находится в трансовом состоянии. Исчезает ориентация на все мирское, и появляются различные сверхспособности.

  Впрочем, даже если пранаяма и просто оказывает позитивное влияние на ум и тело - это тоже хорошо, с этого и стоит начинать свою практику. Цель пранаям, в первую очередь, привести в баланс доши и очистить каналы, всю внешнюю энергоструктуру. Каждая из кумбхак воздействует на ту или иную дошу.
   
  Насчет того, когда и что нужно включать, то это зависит от многих факторов, для обычного человека капалабхати оказывает практически такой же эффект как и бхастрика. Если Вы практикуете до состояния прилива сил, но не до головокружения и оцепенения, как это в гипервентиляционных практиках типа ребефинга, и пранаяма позитивно сказывается на повседневной жизни, то Вы можете и раньше включить бхастрику и другие пранаямы в практику. Просто, некоторые делают пранаяму по схемам и иногда они слишком усердствуют, и порой устают от практики. Нужно ориентироваться на личные возможности и свои состояния.

  Нади-шодхана делается просто. Начните первые 15-20 дней с дыхания только одной ноздрей, по нескольку вдохов и выдохов. Последующие 15-20 дней переходите к попеременному дыханию, но без задержек. Далее, приступайте к Нади-шодхане с задержкой 1:2:2, постепенно, когда дыхание станет идти легко, можно переходить к пропорциям 1:4:2 и далее 1:4:2:2.

  Относительно мудр и бандх. Их цель - перенаправить энергию и сознание в сушумну через концентрацию на адхарах, это их истинное предназначение.

  Вы могли заметить, что иногда во время пранаямы мысли могут блуждать. Это потому что прана ещё пока не под контролем, какие-то пробки в каналах делают потоки праны хаотичными. Чем чище каналы, тем подобного хаоса меньше, и нет увязания во всякого рода ощущениях, типа покалываний, тепла, виденья разных картинок и т.д. При чистых каналах тело и энергия и энергия становятся одним целым, нет ментальных колебаний и волнений. Тогда у вас моментально, посредством бандх, прана будет направляться в центральный канал. 

  При чистых каналах создается такая психофизическая среда, когда Вы яснее отслеживаете, как мысль и энергия взаимосвязаны, и поэтому, при должном направлении внимания в область адхар, вся прана направляется туда же. В обычном состоянии, когда нади не чистые и прана не под контролем, она рассеивается через процесс направленности сознания то на один объект чувственного восприятия, то на другой. Чистые же нади и утонченное состояние праны-ума ведут к правильному использованию бандх. К этому нужно идти постепенно, практикуя ежедневно.

  По поводу визуализаций, могу вам сказать одно, что сформированная картинка в уме - это тоже энергия и скажем так, определенная её формация. Но суть пранаямы в том, чтобы как раз избавиться от подобной фиксированности. Потому что это налагает определенную неестественность на процесс утончения праны, что противоречит самой сути пранаямы. Равновесие праны означает автоматическое равновесие сознания, что происходит через энергетическую трансформацию, формирование картинок может вызвать дисбаланс. Конечно, существуют такие практики с использованием биджа-мантр, но разбирающихся в таких вещах людей на самом деле немного. Если Вы найдете Гуру, который может вас этому научить, или он у вас уже есть - замечательно, но самому такие вещи нужно осваивать постепенно, в них лучше не спешить. Особенно не советую спешить с практикой после посещения курсов каких-нибудь йога-тичеров, которые для всех дают общие рекомендации. Они относятся к проведению семинаров или занятий просто как к профессии, где они должны работать и говорить стандартные вещи, что-то полезное там можно почерпнуть, но я бы советовал узнать как можно больше деталей по интересующей теме, а до этого постепенно практиковать наиболее безопасные и простые варианты пранаямы. Биджи, таттвы и т.п., с этим лучше не торопиться.
 
  Что такое Махавидья? Это знание, просветляющее наше личное сознание. Когда сознание помрачено, то оно под влиянием Авидьи или ложного ограниченного знания. Если сказать совсем конкретно, у человека в состоянии авидьи загрязнены энергетические каналы, прана и сознание. Но мы не можем сказать, что у него нет никакой праны или Шакти, она есть, просто она деструктивная и её называют Махамайя. Сила, которая действует позитивно на наше сознание, дух и тело, раскрывает наши духовные силы, способствует трезвому виденью мира и себя, её называют Махавидья. Соответственно, любая энергия сама по себе не плоха и не хороша, все зависит от того, можем ли мы с ней правильно обращаться или нет. 

  Дыхание, о котором я писал, можно, конечно, его основу назвать и «зародышевым», йоги же называют  - «кувшинное». В верхней части тела доминирует сила сознания «Тха», а в нижней - жизненная сила «Ха», внизу соединяются все каналы в Юкта-тривени, а в голове в бхру-мадхье - Мукта-тривени. До тех пор, пока наш ум несовершенен, у нас много несовершенных желаний, санкальп и викальп. Самый эффективный способ - начать влияние на сферу энергии, а именно на Юкта-тривени. Во-первых, мы таким образом можем излечить тело; во-вторых, мы можем через изменение в своем энергетическом состоянии привести ум в естественное умиротворенное состояние и тогда сможем получить верное знание. В этом уникальность хатха-йоги. Поэтому йогическое дыхание сначала очищает солнечную сферу, после чего мы становимся способны понять методы раджа-йоги и практиковать «внутреннюю алхимию».

  Есть два дыхания : «Ха» - это как раз то дыхание, о котором я и говорил - с низа живота; второе - «Тха», когда вы начинаете с верхушек легких или дышите только ими. Второй тип дыхания неэффективен для методов хатха-йоги, так как он воздействует в первую очередь на сферу ума, а не энергии. Но есть один нюанс: когда вы достигаете кевала-кумбхаки, то вы используете именно верхнее дыхание, так как воздух едва ли движется возле ваших ноздрей. Он еле выходит во вне и внутрь. Кевала-кумбхака  считается высшей, и она соединяет раджа- и хатха-йогу, все виды пранаямы ведут к этой естественной кумбхаке.

  Йоги отмеряют выдох «ангулями» - толщиной пальца. Когда вы занимаетесь спортом или сексом, то длина вашего выдоха равна 36 пальцам (их толщинам), когда кушаете - 20, когда поете - 16,  когда в эмоциональном состоянии – 12 (выдох до уровня груди), в спокойном состоянии - 6, когда находитесь в состоянии высокой духовной осознанности  - 4-2. Вообще в мире существует много классов живых существ, среди них те, которые дышат более медленно и спокойно и живут более долго. Практиковать правильно пранаяму означает ещё и совершенствовать свое мировоззрение, соответственно, пранаяму можно рассматривать и как практику очищения кармы.

  Что касается системы таттв и асан: наше тело - продукт Пракрити. Существует 5 элементов и в своей комбинации они создают органы чувств, действия, восприятия и т.д., а те, в свою очередь, связаны с каналами (нади). Тексты говорят о том, что сколько живых существ - столько и асан, и каждая джива связана со своим изначальным источником - Параматмой, она повторяет бессознательно, на уровне дыхания, мантру «со-хам» или «Я есть Он» т.е. – Абсолют, Брахман. Каждое живое существо имеет тело, состоящие из 5 элементов, собственно 5 элементов и творят все формы в разных сочетаниях. Но эти все элементы на самом деле - духовная сила Брахмана, его Шакти, поэтому в нашем теле спит сила Брахмана и посредством дыхания Брахмана «Сохам-бхава» и осознания Брахмана во всех формах, мы способны достичь своего изначального состояния - самарасатвы. Когда дыхание, физическая форма, сознание и мантра становятся одним целым, мы переживаем полную целостность своего существа и существа Бога, на этом принципе и строится моя система. Собственно, ничего нового - это все описано в абстрактной форме во многих текстах, а я просто это сформировал в последовательность. Конечно, невозможно объять необъятное многообразие, последовательность - просто отправная точка в мерности, где нет никаких систем. Но для простого человека нужно то, что он может понять на уровне ума и ощущений тела. Потому что говорить-то я могу о том, что понятно лично мне, но нужно, чтобы это работало и для других. На высших стадиях практики асан ученик может произвольно их использовать, когда освоит основную систему. Что касается дыхания, все построено так, что мы начинаем с простых асан, поэтому используется уджайи. Постепенно, на более высоких уровнях добавляется сахита кумбхака, там собственно и асаны уже другие. На счет задержек - это отдельная тема, если вам будет интересно, я расскажу. Хотя на форуме это сделать сложно, нужно выкладывать таблицы, а если по-хорошему, то надо показывать.
 
   Что касается практик «Сат-нам», дело в том что Йоги Баджан, насколько я знаю, их вообще использовал произвольно и у него там, по-моему, что-то около 10.000 крий. Вы знаете, на самом то деле даже то, что разработал я на основе классических текстов по хатха-йоге - достаточно много. В Индии садху вообще не практикуют много асан. Но это садху, они ведут другой образ жизни или даже, можно сказать, вообще живут в другом мире. Но для человека социального, который живет в современных каменных джунглях, нужен иной подход к телу, ибо ему приходится соприкасаться с большим количеством различной плотной энергии. Все-таки это не лес, не пещера и не келья. Многие практики, которые выполняют натхи, вообще в современном социуме сложно использовать. Конечно, практик много, некоторые идеально подходят, но не все. Что касается кистевых тантрических мудр, мы из них используем не так много, как у Йоги Баджана, только классические,  которые могут быть полезны при определенных практиках пранаямы. Некоторые есть, но везде, где они присутствуют, я подробно объясняю - зачем они там.
   
  Ваш вопрос по янтрам и мудрам охватывает слишком большую сферу. Сначала надо понять, что такое янтра. Янтра - это механизм, устройство или тело. Для хатха-йоги, именно тело и является янтрой. Каждое положение тела при выполнении асан ведет к напряжению одних мышц и расслаблению других. При этом также раскрываются пространства вокруг тела, куда идет приток энергии из окружающей среды и одновременно высвобождается латентная энергия изнутри. Когда вы выполняете асаны, увеличивается ваш общий энергетический уровень и при этом меняется дыхание, поскольку идет пополнение энергии. Когда энергия переходит на более высокий качественный уровень, то меняется и сознание. Соответственно, меняется и дыхание. Поэтому на более высоком уровне задержка дыхания, бандхи и мудры, становятся нормальным естественным явлением.
   
  По поводу пробуждения Кундалини без Гуру. То, что человек сходит с ума – во многом это правда. В каком смысле? В том, что простой человек, не помешанный и живущий обычной жизнью, порой бывает чаще чем тот, который себя считает особенным. Большую часть времени я живу в Южной Корее, и тут неплохо развит буддизм. Так вот, буддисты так и говорят, что любые помешательства, которыми переполнены люди, могут считаться в той или иной степени сумасшествием. И они на самом-то деле во многом правы. Для натха также любое увязание в «-измах» и идеологиях, которые никак не меняют человека, являются иллюзией и самообманом. Люди, которые практикуют Кундалини-йогу и другие мистические методы, без источника, который их будет правильно корректировать, рискуют построить неправильную практику, что в итоге приведет к помешательству. Потому что неправильная практика может такого человека сделать замкнутым от мира, крайне эгоистичным, социально неадекватным. А что это, как не сумасшествие?

  Кундалини-йога - это серьезный метод, который на самом деле в себя очень многое включает. И то, что книги его просто описывают, вовсе не означает, что он прост. Нет - он сложен. И какой смысл заниматься тем, что бессмысленно тратит драгоценнейшее время? Если вас серьезно интересует Кундалини-йога, то все равно рано или поздно вам придется искать такого Духовного Учителя, который сможет на самом деле вас пробудить, а также соответствующую школу.

  Самый правильный вариант - искать настоящую и сильную развитую традицию, проверенную веками. Надо также понимать, что и в традиции не все могут быть Духовными Учителями, в глобальном смысле, там тоже много самых разных людей. Просветленные мастера вне крупных и истинных традиций - это крайняя редкость. У меня есть свое виденье такого рода ситуаций, но это, пожалуй, отдельная тема. Как и большая тема относительно того, что такое «одержимость демонами» при неправильной практике. Но как это явление ни называй и с каких точек зрения на них ни смотри, в любом случае - стоит для себя просто понять, делает ли эта практика Вас счастливым или нет. Понять, какие силы могут негативно влиять при неправильной практике, означает постичь природу этих сил. А о чем это говорит? Говорит о том, что правильная практика ведет к победе над этими силами. Соответственно, этот факт явно правильную практику не упрощает. После чего стоит подумать о том, что же такое на самом деле та самая Кундалини-йога. Та, о которой классические тексты говорят, что она должна вести к обретению сиддх и мокши.
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2007, 20:05:00 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #18 : Ноябрь 07, 2007, 13:57:28 »

Адеш!
Что-то видать с сервером было, не открывался почему-то. Гуруджи, Вы как-то помню позитивно отзывались о комплексе пранаям у Вишнудевананды, а как на счет пранаямы по Аэнгару? Мне почему-то кажется трудносовместимыми эти два подхода, у Аэнгара ещё и перекрытие ноздрей какое-то специфичное, толи они на точки ноздрей специально так влияют, то ли ещё есть какой-то смысл в этом. Но подход очень уж замудреный. Вообще хотелось бы обзора доступной литературы по пранаяме, и Ваше мнение, что и насколько совместимо. Конечно я понимаю, тема велика, но хотя бы какие-то общие рекомендации, что можно брать на вооружение для практики, а что полезно просто для общей информации знать. Я пока особо в дебри не лезу, практикую капалабхати, анулома-вилому, уджайи, бхастрику. Почему-то не так много книг описывают мурчха-пранаяму, видел только в "Прана-видье" бихарской школы. Ещё мне понравилась техника пранаямы Вагиша Шастри, с вращением тела, интересно, а откуда он её взял? Вставляет, признаться, реально.
Записан

Virati

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 254
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #19 : Ноябрь 07, 2007, 14:47:46 »

Адеш!

Подозреваю, что сжатие ноздрей, как это  у Айенгара, может быть связано, к примеру, с точками на ноздрях, соответствующих таттвам, согласно Шива-свародайе, Горакша-гите и др. Вообще забавно, он в своей пранаяме так же все детально отстраивает как и в асанах.  Гуру как-то точно заметил, что каждый из современных Учителей соотносит практику йоги со своей личной биографией и навыками. Что касается Вагиша Шастри, я лично у него брала несколько уроков по йоге. По его словам, эта техника совмещена с практиками хатха-йоги и методами Кашмирского Шиваизма. Хотя, на мой взгляд она полезна для опытных практиков, там комбинация пранаямы, мантры и мудры. Ну, а что касается хатха-йоги, то согласно натхам, она вовсе не означает физкультуру, как раз многие практики в КШ, ей пожалуй больше соответствуют, нежели то, что преподается в попсовых школах.  Что же касается отсчета по ударам пульса: в аюрведе существует даже диагностика по пульсу. Все это дело соотносится с состоянием дош и т.п. Соответственно, пульс у всех действительно разный, и сказать, что всем нужно на какое-то определенное число сердечных ударов делать вдохи и пр., мне кажется просто грубым подходом.

У каждого человека разные пранические возможности "пракрити-викрити", так стоит ли все под одну гребенку? Очевидно нужно ориентироваться на собственное состояние. Конечно, если есть Гуру с глубоким йогическим опытом и возможность у него учиться, то в таком случаи он может говорить ученику, что и в какой период делать. А если нет, то оптимальный вариант: не спеша по какой-нибудь простой схеме практиковать.

Правильное питание без употребления токсинов, изучение традиционных текстов, сат-санг (общение с другими практикующими), культивирование спокойного и трезвого вИдения людей и событий, полезно, думаю, для любого кто практикует пранаяму.
Записан

morning light

  • *
  • Сообщений: 119
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #20 : Ноябрь 11, 2007, 19:45:49 »

Matsyendranatha
Здравствуйте.
Слышал, что в одно время на Востоке считалось, что отвлекать человека разговорами, являлось грехом, не хуже воровства.  :10:
Позвольте еще раз согрешить, отняв у Вас немого времени. :05:

Цитировать
Нади-шодхана делается просто. Начните первые 15-20 дней с дыхания только одной ноздрей, по нескольку вдохов и выдохов. Последующие 15-20 дней переходите к попеременному дыханию, но без задержек. Далее, приступайте к Нади-шодхане с задержкой 1:2:2, постепенно, когда дыхание станет идти легко, можно переходить к пропорциям 1:4:2 и далее 1:4:2:2.
Я понимаю, например, 4сек:16сек: 8сек -- это посекундная схема 1:4:2. Но, чему на самом деле равны "1", "4" и "2"? Каким образом устанавливается начальная единица и каким образом она увеличивается? Я слышал, что некоторые используют бусы, толщину пальцев и метроном. Вы используете в своей пранаяма-садхане метроном?

Цитировать
Чистые же нади и утонченное состояние праны-ума ведут к правильному использованию бандх. К этому нужно идти постепенно, практикуя ежедневно.
А через сколько примерно после начала практики можно добавлять мудры и бандхи?

Цитировать
По поводу визуализаций, могу вам сказать одно, что сформированная картинка в уме - это тоже энергия и скажем так, определенная её формация, но суть пранаямы в том, чтобы как раз избавиться от подобной фиксированности. Потому что это налагает определенную неестественность на процесс утончения праны, что противоречит самой сути пранаямы. Равновесие праны означает автоматическое равновесие сознания, что происходит через энергетическую трансформацию, формирование картинок может вызвать дисбаланс. Конечно, существуют такие практики с использованием биджа-мантр, но разбирающихся в таких вещах людей на самом деле немного.
Т.е., Вы советуете сначала освоить механику дыхания, и только потом подключать воображение?

Цитировать
после чего мы становимся способны понять методы раджа-йоги и практиковать «внутреннюю алхимию».
Что Вы имеете в виду под "внутренней алхимией"? То, что практикуется в даосской йоге?

Цитировать
На счет задержек - это отдельная тема, если вам будет интересно, я расскажу. Хотя на форуме это сделать сложно, нужно выкладывать таблицы, а если по-хорошему, то надо показывать.

А Вы можете выложить здесь? Очень прошу. Просто Вы живете в Корее и показать это будет сложновато.
Вы в некоторых топиках писали, что считаете даже выполнение асан без предварительного прочтения мантр бесполезным для духовного роста. Не могли бы Вы дать мантры для асан, пранаям, защитные мантры, если это не секрет, конечно, который передается изустно от учителя к ученику?

Цитировать
Люди, которые практикуют Кундалини-йогу и другие мистические методы, без источника, который их будет правильно корректировать, рискуют построить неправильную практику, что в итоге приведет к помешательству. Потому что неправильная практика может такого человека сделать замкнутым от мира, крайне эгоистичным, социально неадекватным, а что это как не сумасшествие? Кундалини-йога - это серьезный метод, который на самом деле в себя очень многое включает, и то, что книги его просто описывают вовсе не означает, что он прост, нет - он сложен. И какой смысл заниматься тем, что бессмысленно тратит драгоценнейшее время. Если вас серьезно интересует Кундалини-йога, то все равно рано или поздно вам придется искать такого Духовного Учителя, который сможет на самом деле вас пробудить, а так же соответствующую школу. Самый правильный вариант - искать настоящую и сильную развитую традицию, проверенную веками.
Ошо писал, что человек "сходит с ума" но в привычном для мирянина смысле -- теряет интерес к всему мирскому. Я не думаю, что это сумашествие,в привычном понимании этого слова. Когда я писал про то, что человек может сойти с ума, я имел в виду "обычное сумашествие" -- человек мнит себя Наполеоном, мерещаться демоны и т.д. Т.е. такого рода сумашествие возможно?

Немого выйду за рамки топика о пранаяме.
На многих форумах я читал споры людей о Гуру. Многие считают, что в России их нет. Многие считают, что и в Индии мого шарлатанов, мнящих себя Гуру. Шивананда об этом писал, Вы тоже это
утвержаете. Многие считают, что Гуру появиться сам, даже здесь, просто нужно его разглядеть. Вот это утвержение я читал на многих форумах. Что нужно сделать, чтобы Гуру появился?
Как я понимаю, мало просто приехать в Индию или Тибет (несколько $тыс.). Многие смекалистые аборигены сделают на Вас деньги, предложив Вам "йогу для туристов". Настоящего Гуру надо найти, и не факт, что даже найдя его, Он возьмется за Вас.   
Почему такие трудности? Для начала нужны деньги, чтобы просто прибыть в эти страны. Потом еще нужно найти Настоящего Гуру... Как найти Проводника?
И не считаете ли Вы, что занятия йогой без учителя, в плане духовного роста, абсолютно бесполезны?
« Последнее редактирование: Ноябрь 11, 2007, 20:09:32 от morning light »
Записан

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 183
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #21 : Ноябрь 12, 2007, 13:18:47 »

Сапрема намаскар!
Можно и мне в беседе по учавствовать?

Цитировать
Я понимаю, например, 4сек:16сек: 8сек -- это посекундная схема 1:4:2. Но, чему на самом деле равны "1", "4" и "2"? Каким образом устанавливается начальная единица и каким образом она увеличивается? Я слышал, что некоторые используют бусы, толщину пальцев и метроном. Вы используете в своей пранаяма-садхане метроном?

Да, кстати можно как меру использовать и секунды, поставить рядом часы и пураку, кумбхаку и речаку выполнять под тикание. Многие, скажем так, преуспевшие в садхане, как матру (меру) используют мантру, но у вас есть повод опять усомниться, ведь с разной скоростью можно произносить мантру  :wwink:

Цитировать
Т.е., Вы советуете сначала освоить механику дыхания, и только потом подключать воображение?

По своему опыту могу сказать, что лучше начать без всяких "заморочей", визуализаций и циркуляций, т.к. они сами о себе дадут знать, естественным образом. В популярных книгах по медитации и других, чакры, например, соотносят с цветами радуги, но на самом деле чакры могут быть какого угодно цвета. Не надо исключать факт самовнушения. Вот так визуализируют красный цвет в муладхаре по рекомендации одной из подобных книг, тогда как своего опыта видения и чувствования этой чакры у людей нет. Т.е. они проецируют цвет так как себе его представляют в несовершенном уме, на чакру, которая по своим характеристикам может отличаться от ментальной проекции. 

Цитировать
А Вы можете выложить здесь? Очень прошу. Просто Вы живете в Корее и показать это будет сложновато.


А вы приезжайте в Индию на семинар, если в Корею сложно. Все интересующие вас вопросы зададите, все-таки живое общение всегда лучше.

Цитировать
Вы в некоторых топиках писали, что считаете даже выполнение асан без предварительного прочтения мантр бесполезным для духовного роста. Не могли бы Вы дать мантры для асан, пранаям, защитные мантры, если это не секрет, конечно, который передается изустно от учителя к ученику?

Выполнение асан и пранаям даже с прочтением специальных мантр и выполнением надлежащих ритуалов, без передачи, бесполезны для духовного роста. Многие так и вовсе "тырят" информацию, даже умудряются не разобравшись в ней уже учить от "натхов и сиддхов". Одной общей информации всегда мало для полноценной практики. Хотя мне встречались заядлые технари в йоге, какого-то реального прогресса в садхане у них нет, в основном тоже самое что и у других обычных людей.

Цитировать
Немого выйду за рамки топика о пранаяме.
На многих форумах я читал споры людей о Гуру. Многие считают, что в России их нет. Многие считают, что и в Индии мого шарлатанов, мнящих себя Гуру. Шивананда об этом писал, Вы тоже это
утвержаете. Многие считают, что Гуру появиться сам, даже здесь, просто нужно его разглядеть. Вот это утвержение я читал на многих форумах. Что нужно сделать, чтобы Гуру появился?

Чтобы Гуру появился у вас должна возникнуть потребность в этом. Вы сами должны быть заинтересованы в духовном поиске. Как правило возникает внутренняя потребность к духовному росту, и волей неволей человек устремляется на поиск того, кто ответит на главные вопросы или укажет верное направление. 

Цитировать
Как я понимаю, мало просто приехать в Индию или Тибет (несколько $тыс.). Многие смекалистые аборигены сделают на Вас деньги, предложив Вам "йогу для туристов". Настоящего Гуру надо найти, и не факт, что даже найдя его, Он возьмется за Вас.   
Почему такие трудности? Для начала нужны деньги, чтобы просто прибыть в эти страны. Потом еще нужно найти Настоящего Гуру... Как найти Проводника?

Путем проб и ошибок, как говорится.... рождается истина.  :016: Слушайте себя, ищите знаки, читайте форумы, глядишь у вас в комнате Гуру и материализуется :016:

Цитировать
И не считаете ли Вы, что занятия йогой без учителя, в плане духовного роста, абсолютно бесполезны?

Если вы с рождения просветленный, то может быть и нет.
Записан

morning light

  • *
  • Сообщений: 119
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #22 : Ноябрь 12, 2007, 13:55:50 »

Shunyata
Здравствуйте.
Цитировать
Да, кстати можно как меру использовать и секунды, поставить рядом часы и пураку, кумбхаку и речаку выполнять под тикание. Многие, скажем так, преуспевшие в садхане, как матру (меру) используют мантру, но у вас есть повод опять усомниться, ведь с разной скоростью можно произносить мантру
Я начинаю понимать, что тема отчета дыхания -- тайна за 7-ью печатями. Почему так?

Цитировать
А вы приезжайте в Индию на семинар, если в Корею сложно. Все интересующие вас вопросы зададите, все-таки живое общение всегда лучше.
Да, живое общение куда лучше. Но поездки эти стоят денег. Получается, что Путь к Духовным Знаниям лежит через низменное -- через деньги.

Цитировать
Чтобы Гуру появился у вас должна возникнуть потребность в этом. Вы сами должны быть заинтересованы в духовном поиске. Как правило возникает внутренняя потребность к духовному росту, и волей неволей человек устремляется на поиск того, кто ответит на главные вопросы или укажет верное направление.
Цитировать
Слушайте себя, ищите знаки, читайте форумы, глядишь у вас в комнате Гуру и материализуется
Вы не могли бы поподробнее разъяснить свою мысль.
Каким образом Он материализуется. Допустим, у человека появляется потребность, откуда в его жизни появиться Гуру?
Или, если такая потребность появиться, то человек найдет деньги на поезку в Индию?

Цитировать
Если вы с рождения просветленный, то может быть и нет.
Слышал, что у Будды было два учителя, но он от них отказался и достиг Духовных высот...
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7046
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #23 : Ноябрь 12, 2007, 14:42:53 »

Доброго времени суток! Вопросов в этой и других темах накопилось много, боюсь что сегодня не смогу на все ответить, попробую это сделать завтра. Но вкратце скажу, на счет отсчета дыхания особых тайн нет, все просто начинаете с освоения полного и мантры "сохам", стараясь дыхание и мантру свести к резонансу. Потом тоже самое применяется в анулома-виломе, Со-вдох Хам-выдох. Сначало нужно научится звук мантры гармонизировать с психофизическим состоянием, самое удобное через аджапа-джапу. Потом можно приступать с отсчета "Ом", так, чтобы звук "врастал" в дыхание. Подробно напишу завтра.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 183
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #24 : Ноябрь 12, 2007, 15:01:31 »

Намаскар!

Цитировать
Я начинаю понимать, что тема отчета дыхания -- тайна за 7-ью печатями. Почему так?

Во времена древних йогов небыло метрономов, как мне думается, они пользовались иными измерителями - мантрами, толщиной пальца, биением сердца, но все их вы подвергаете сомнению. На мой взгляд вам ответили на вопрос о том, чем измерять пураки и речаки. Но если вам кажется не достаточно точным природный метроном - пользуйтесь механическим, никто не запрещает ведь. Что вас смущает в ответе про измерения?

Цитировать
Да, живое общение куда лучше. Но поездки эти стоят денег. Получается, что Путь к Духовным Знаниям лежит через низменное -- через деньги.

А что вас смущает? Вы ведь даже за использование интернета платите деньги, чтобы читать этот форум и писать. По любому каких-либо затрат не избежать. К любому достижению путь лежит через действие, через определенное усилие, весь вопрос на сколько оно нужно.

Цитировать
Цитировать
Чтобы Гуру появился у вас должна возникнуть потребность в этом. Вы сами должны быть заинтересованы в духовном поиске. Как правило возникает внутренняя потребность к духовному росту, и волей неволей человек устремляется на поиск того, кто ответит на главные вопросы или укажет верное направление.
Цитировать
Слушайте себя, ищите знаки, читайте форумы, глядишь у вас в комнате Гуру и материализуется
Вы не могли бы поподробнее разъяснить свою мысль.
Каким образом Он материализуется. Допустим, у человека появляется потребность, откуда в его жизни появиться Гуру?

Про материализацию - не понимайте буквально - это была шутка. Чтобы у вас появилась, ну например Хатха-йога прадипика, что вы для этого сделали? И вообще, как и откуда вы про нее узнали и что подвигло вас ее приобрести себе?

Цитировать
Или, если такая потребность появиться, то человек найдет деньги на поезку в Индию?

Я вот например нашла Гуру в России, и в Индию ехать не пришлось.

Цитировать
Цитировать
Если вы с рождения просветленный, то может быть и нет.
Слышал, что у Будды было два учителя, но он от них отказался и достиг Духовных высот...

Но прежде чем он от них отказался он ведь принял у них ученичество, а отказался уже после того, как достиг мастерства в этих учениях, не так ли?
« Последнее редактирование: Ноябрь 12, 2007, 15:03:08 от Shunyata »
Записан

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #25 : Ноябрь 12, 2007, 15:34:20 »

Адеш!
Господа, ну Вы и сравнили про Будду. Помню как-то просматривая один форум, наткнулся на диспут "местного" модератора и каких-то последователей Г. Стоценко. Так вот, последние утверждали, что у Будды чуть ли вообще не было Учителей, а модератор, что типа он традиционный и вроде бы как у всех учился в Индии.  Хотя ни для кого не секрет как они там все учатся, ото всюду собирают по нитки, речи о том, что есть какой-то Гуру, которому они преданы полностью, быть не может. Что касается персонажей вроде Будды, он там родился и прожил нехилое количество времени, где были эти Учителя. Став мастером в этих традициях, а отказался там быть Гуру, что не говорит об оставлении этих Учителей. Сам лично видел как в Индии могут назвать Гуру человека самого простого, который работает в турист информейшене и никто там не устраивает наездов даже по этому поводу, мол уровень плохенький и т.п. Это только в России люди какие-то агрессивные, как только речь заходит о каких-нибудь Гуру. Понятно что причина этому низшие материальные инстинкты людей, трясущихся за свои деньги и власть. Лично я считаю, что нет ничего плохого в том что есть разные Гуру и ничего унизительного в том, что ты кого-то приветствуешь поклоном. Но в России, для йогов, это воспринимается как опускание их личости :011:. Откуда такое эго и гордыня то у йогов? Во всей Азии поклон считается самой простой вещью, но у русских очень странная ассоциативная логика, как будто они все попали на зону и их решили опустить. Мне кажется, что должно быть все просто, как в Индии, хочешь учится у духовного Учителя - ищи такового, хочешь подучиться фитнесу - много местных Йогачарьев, которые тоже кстати Гуру. Ну, а что касается денег, ИМХО конечно просветление не купишь ни за какие деньги и бессмертие тоже, иначе многие это сделали бы, но как видите умирают даже миллиардеры, некоторые даже заканчивают жизнь самоубийством. Просветление и сиддхи стоят гораздо больше чем деньги, имея сиддхи вы можете получить деньги, а вот имея деньги не всегда получите сиддхи. Так логически подумайте, какова же должна быть цена настоящей йогической реализации? Очевидно не особо маленькой. 
Записан

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 183
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #26 : Ноябрь 12, 2007, 15:48:06 »

Адеш!
Алакх, лично я не разделяю духовного Учителя и Йогачарью, в том смысле что Духовный Учитель в йогической традиции-это обязательно Йогачарья, как минимум. 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7046
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #27 : Ноябрь 13, 2007, 21:58:40 »

Адеш!
   Отвечу по порядку. Еще раз вернусь к теме «многочисленных кумбхак». Суть пранаямы в том, чтобы многочисленные праны в собственном теле растворить в одной единой пране. Все нади - в одной нади, а все вритти - в одной читте. Поэтому контроль той или иной разновидности праны заключается в переведении её на новый уровень, соответственно, в связи с тем, что нади и пран бесконечное множество, и кумбхак тоже может быть столько же. Тут был упомянут Вагиш Шастри и его «Кундалини-пранаяма», он основу для этой техники взял у натхов, просто оформил её иначе. Но эта пранаяма с вращением и мантрой, где одновременно используется  йони-мудра,  предназначена  для людей у которых чистые нади и которые понимают как работает энергия. Это не простая техника, так как в ней используется еще и мудра, плюс моментальный переход из пранаямы в пратьяхару. Что касается книги Айенгара, я согласен с тем, что очень много детализаций, такого рода практика пранаямы подходит только тем,  кто конкретно практикует систему Айенгара. У него сеты пранаям строятся в таком же режиме как  и асаны. Что касается русских путешественников, которые катаясь по Индии, учась то там, то сям, пытаясь комбинировать какие-то практики, ввиду  отсутствия одного Мокша-гуру, то я не советую брать пример с этих людей. Комбинировать стили будь-то в виде выдернутых последовательностей асан или пранаям,  может только тот, кто сам по уровню выше  всех этих Учителей. Конечно такого рода экспериментаторы, вешающие рекламы всех у кого они там учились, хотели бы в это верить, что они самые великие в мире, но это не всегда соответствует объективной истине.  Так например каждый из них говорит о своем опыте в Индии, как о истине в последней инстанции, вот мол «я ездил в Индию и понял, что там учат той же самой йоге, которой  меня учил Сид с Лаппой».  Однако  я видел и стоценковцев, и учеников В. Бойко, и Зубкова, которые тоже ездили в Индию и видели, что индусы учат тому, чему они научились в России. Так что каждый притягивает себе события  в соответствии со своими кармами и желаниями. Но йога это не карма, а как раз наоборот. Вот это они понять не могут или понимают, но публично никогда  не признают и никому не скажут, потому что считают личную практику йоги одним делом,  а то на чем делают деньги  - другим. Поэтому скажу вам откровенно, все попытки некоторых московских инструкторов, выдать свои эксперименты за традиционную индийскую йогу, являются просто обычным глумлением. Традиционная йога - это в первую очередь традиция в которой есть Гуру и Он ученику передает не то что нужно ему «сбагрить» за деньги, по принципу:  «кушайте, все равно придется выбрасывать, а дикшу в традиции я передам своему  единственному любимому сыну».  Такие Учителя могут нагородить каких угодно, самых разных стилей и подходов, на эти явления нужно смотреть трезво и не строить иллюзий. Поэтому, конечно все что я могу искренне посоветовать - ищите Гуру, если Вы хотите йогу практиковать как духовную систему.
    Книга Вишнудевананды и его краткое описание пранаям  не плоха, особой заморочи в ней нет, в том плане, что он объясняет классические пранаямы, которые Вы можете встретить в главных традиционных йогических текстах по хатха-йоге. Схема тоже не плохая, грамотно составленная, собственно ориентирована на подход, который может использовать человек, не увязший до мозга костей в каком-то одном из многочисленных стилей. Капалабхати, нади-шодхана, уджайи, сурья-бхедана, бхастрика, он их относит к основным пранаямам. Потом дополнительные -  ситали и ситкари.  Что я Вам тут могу сказать. Капалабхати - это одна из очистительных техник, нади-шоддхана применяется вообще у всех и всегда, уджайи уже в самих асанах, сурья-бхедана может компенсироваться чандра-бхеданой,  бхастрика же, как терапевтическая пранаяма универсальна,  поскольку она все доши приводит в порядок, а на высших стадиях может далее использоваться при пробуждении Кундалини-шакти. Почему не все современные Учителя упоминают о мурчхе или бхрамари? Потому что эти пранаямы ведут к медитативному опыту, а для ординарного человека,  не являющегося садху,  в этом нет острой потребности. Почему нет? Вот здесь мы приходим к вопросу о задержках дыхания, бандхах, что соединяет хатха и раджа-йоги.  Но для начала давайте разберемся в том, что такое задержка и зачем она нужна, прежде чем говорить об осознанном контроле пропорций дыхания. Когда мы задерживаем дыхание? При сосредоточении,  штангист,  например,  перед тем как толкать штангу задерживает дыхание. Но ответьте мне на один вопрос: «Разве в вашей жизни мало напряжения на уровне тела или ума?» Если Вы внимательно исследуете все тексты по йоге, то там везде дается понять то, что мудры, кумбхаки обладают одной общей природой.  Кумбхака - это не что иное как промежуточное состояние между вдохом и выдохом или скажем по-другому, то,  что их объединяет в одно целое – мудра (оттиск, отражение), то, что совмещает отражающее и отражаемое в едином  отражении. Человек иногда задерживает дыхание в моменты экстаза высшего восторга, когда его переполняет много энергии, в состоянии самадхи и глубокой медитации. Но все эти состояния происходят как правило естественным образом. Во многих паддхати, не всегда даже йогических, например, в текстах где описаны ведические и тантрические ритуалы, вдох соотносят с Брахма-грантхи, выдох - с Рудра-грантхи, а задержку в Вишну-грантхи.  Задержка связана с саттвой, т.е. равновесием, и это равновесие никогда не может стать полноценным без вспомогательного равновесия. Если у вас сильно взвинченный ум, и вы будете изо всех сил пытаться его остановить посредством кумбхаки, вы причините себе только психофизический вред. Тем более, ничего хорошего не получится, если Вы ещё начнете напрягать свой ум тем, как правильно отсчитывать дыхание с одновременной задержкой. Это может быть чем угодно, но только не практикой пранаямы. Сначала нужно сделать плавным вдох и выдох, можно вообще начать с того чтобы следить за плавностью потока вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Таким образом, ваш ум начнет обретать покой и чистоту восприятия. С этого надо начинать, а не с отсчета. У обычного человека потоки праны и ум скачут по энегроструктуре, как дикие лошади, а на занятиях по йоге ему сразу говорят о задержках и счете дыхания, на мой взгляд это совершенно бессмысленно. Работа энергии такова, что если она рыхлая и прана колеблется, то это говорит о низком энергетическом уровне человека и сознания соответственно. У него так же в таком состоянии и низкий энергетический уровень, если вы посмотрите на таких йогов, они чахлые и с беспокойным умом, часто у них нет  терпения, спокойствия и выдержки. Если они делают чрезмерно задержку дыхания, пытаясь усилиями сбалансировать энергию, что само по себе является нелепостью, введя её в сушумну и тем самым поднять вверх, то они ещё больше обесточивают себя. На поднятие энергии требуется тоже усилие, и если энергии не достаточно, то можно потом получить «откат», даже если Вы чудом и пробудите Кундалини с помощью техник, это будет «медвежьей услугой». Как говорится вход 10$, а выход 30$. После того как такого рада «йоги» получают какие-то фрагментарные мистические опыты, они их не проживают полноценно, переводят на свой загрязненный ум и на этом все их йогическое развитие заканчивается. Они потом или забрасывают практику, или впадают в прелесть, думая, что опыт уже сделал их очень великими. А почему? Ответ очень прост, они пренебрегали простыми вещами, думая, что  раз тексты говорят о задержках, бандхах или мудрах, то это все йоги придумали для ординарных людей. Задержки включаются постепенно по мере очищения тела, раскрепощения мышц, при легкости в сознании, раскрытии и равновесии энергетической структуры. Тогда и тело само попросит включения в практику кумбхак или бандх, ровно столько, сколько необходимо. Ведь при такой задержке меняется сразу не только состояние праны, но и сознания, что ведет к пратьяхаре. Многие люди, занимающиеся по книгам или в группах инструкторов, которые от своих учеников мало чем отличаются, недоумевают, что же такое пратьяхара и как за счет праны можно контролировать чувства и ум?  В этом нет ничего удивительного, они просто имитируют техники пранаямы, выполняя их внешне, но это даже ещё и не начало пранаямы, и тем более того, к чему она должна вести - антаранга-йога пратьяхаре. Т.е.,  пранаяма должна вести к тому, что йоги называют внутренней практикой.  Раньше в Индии, когда писались классические тексты по йоге, не было такого количества коммерческих центров, где йога сильно отличается от той, о которой говорят традиционные тексты. Скажу даже более, многие традиционные тексты вообще слабо применимы  для большинства людей. Они были написаны для садху, а не для людей социальных, вы нигде в классических текстах не найдете описание, например, сукшма-вьяямы. Но Вы запросто там встретите медитацию на панча-махабхуты. Йогин все больше и больше уходил от принципов карма-канды, всяких ритуалов, пути правритти. Для него состояние молчания, тишины,  тождества, становилось все более и более естественным , хотя начинал он свою эволюцию с  простого. Он делал то, в чем когда-то нуждался, зарабатывал деньги, воспитывал детей, думал о том, что будоражит мозги. Конечно, обычный человек тоже может использовать и задержки дыхания и бандхи, практиковать медитацию, но он в первую очередь должен акцентировать внимание на коррекции раджаса и тамаса. И как следствие, простая техника, направленная на равновесие потоков вдоха и выдоха наиболее оптимальна на первых порах. Ей нужно уделять больше всего внимания. Начните с шипящей уджайи, так вам легче будет проследить плавность потока воздуха. Как только Вы начнете отслеживать тишину в уме и легкость в теле, начинайте замедлять дыхание. Далее,  ваше дыхание скажется на общем состоянии ума, появится предпосылка к медитативным состояниям. Вот тогда-то и нужно включать мантру, а именно «Со-хам». Эта мантра самая естественная для Вас, поэтому с неё и начинайте. Дыхание - это принцип и основа энергии, а мантра - сознания, они вместе сплавляются, сливаясь в одно целое. Подобно тому, как Вы янтру «включаете» наполняя силой за счет мантры, так же и в дыхании прана переходит на другой более тонкий уровень за счет мантры, одновременно придавая силу самой мантре. Практикуя таким образом, Вы подготовите свою прану и сознание для того, чтобы правильно использовать биджа-мантры для отсчета пропорций в дыхании. В Мантра-йога-самхите и других текстах по мантралогии, о манасика-джапе, говорится как о практике, когда ум растворяется в мантре, в «упамшу-джапе» (шепотом), ум сосредотачивается, в «манасика»  - ум пуст. В манасика - сознание и мантра поглотили друг друга, стали одним целым. Поэтому не удивительно, что в таком состоянии Вы конечно сможете слышать пульс. Но если Вы будете спешить, Вы не услышите, ни пульс, ни мантры, ни Гуру который её передал. Кстати о Гуру, я не считаю, что занятия йогой без Гуру бесполезны, но тогда нужно стремиться следовать хотя бы самым общим  рекомендациям, принципам Ямы и Ниямы.  Полностью понять просветленного Гуру может только тот,  кто сам достиг такого уровня или хотя бы обрел чистоту выше стандартного уровня, поэтому он должен учится у того, у кого способен. Нужно так же понимать, что через того или иного, пусть и не мокша-гуру, проявляется некая сущность, которая ведет вас к стабильности в садхане и стремлению следовать чему-то одному и настоящему. Но, при этом не надо думать, что все остальное ложно и плохо, просто должен быть стержень, прочная духовная основа, без которой садхана не может быть успешной. Гуру не тело, Он не учит от себя или правильней сказать от того, что мы можем видеть в нём, на то он и Гуру, чтобы быть выше нас и чтобы мы не могли его понять. Гуру - это стимул к развитию, а когда мы говорим, что что-то поняли,  этот стимул исчезает. Настоящий Гуру никогда никому не даст исчерпывающего ответа, потому что тем самым он может убить в ученике инициативу поиска. Мы не знаем где этот истинный Гуру, быть может, Он всегда с нами, даже тогда, когда мы помрачены. Священные тексты говорят, что Гуру - это сам Брахман, что Он вечен и вездесущ. Мы все это много раз слышали, а когда-то и ощущали, но забывали об этом. Мой Гуру как оказалось, был рядом, я ходил вокруг да около, возможно Он мог пройти в Варанаси мимо меня и я его мог не увидеть в упор, если бы я в тот момент успокоился и все отпустил, может быть мне не пришлось бы совершать парикрамы и столько трудиться. Меня ведь к нему мог привести даже самый последний невежа, если бы я в нем был способен увидеть истину. Про моего Гуру уже тогда знали тысячи людей, но я не сразу за внешним смог рассмотреть суть.
  Возможно ли сумасшествие от неправильной духовной психофизическиой практики? Возможно, конечно, я знаю такие случаи.  Как я говорил, понятие сумасшествие относительно, но оно может быть и совершенно конкретным, но думаю, что оно может быть в том случае, если Ваш Гуру неквалифицированный. Если Он не обладает силой и берется учить тех, кого не способен вести. Не в том смысле, что Он их учит каким-то простым вещам, а когда Он их провел через множество посвящений и ученики у такого Гуру сходят с ума. Может быть, если человек начитается какой-нибудь шизотерической  литературы, неправильных книг по йоге и будет по ним неправильно практиковать. Тогда да, может сойти с ума вполне реально. Сам лично видел человека, который начитался книг про агхору и левую танру, сейчас ходит и говорит что он ученик Вандама и так как у него «вира-бхава», то непременно должен всех победить. Знаю один случай, когда у человека поехала крыша, в связи с тем, что он насобирал много посвящений, он иногда снимает с себя всю одежду и пляшет как сумасшедший, и говорит всем что «каулик авадхута».
     Что касается таблиц с асанами, я выкладывать их не буду, так как надеюсь скоро издать книгу по этой теме, а во-вторых там много деталей, которые нужно показывать.  Это не одна таблица,  а несколько последовательностей от самых простых асан,  до сложных, их всего около 300. Вначале идут последовательности, построенные по определенным метафизическим принципам, они выстраивают гармоничный обмен и интеграцию психоэнергетической структуры человека со вселенной. Хотя асаны, это скорее вспомогательные средства, но они учитывают многие изменения, которые происходят на разном этапе практики. После чего Вы можете самостоятельно, согласно наработанному уровню практиковать те асаны, в которых чувствуете необходимость.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #28 : Ноябрь 14, 2007, 08:06:08 »

Уважаемый Шри Матсьендранатха, можно ли поподробней о пранаяме Вагиша Шастри? Если она такая сложная, зачем Он ей учит всех или я не полностью знаю как проходит у Вагиша Шастри обучение? В чем её отличие от других?
Заранее спасибо.
Записан

morning light

  • *
  • Сообщений: 119
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #29 : Ноябрь 17, 2007, 03:01:18 »

Shunyata
Здравствуйте.
Цитировать
Во времена древних йогов небыло метрономов, как мне думается, они пользовались иными измерителями - мантрами, толщиной пальца, биением сердца, но все их вы подвергаете сомнению. На мой взгляд вам ответили на вопрос о том, чем измерять пураки и речаки. Но если вам кажется не достаточно точным природный метроном - пользуйтесь механическим, никто не запрещает ведь. Что вас смущает в ответе про измерения?
Не понимаю Ваш скептицизм. Не могли бы Вы конкретно ткнуть пальцем, где полностью, всесторонне и пошагово описан процесс измерения дыхания.
Кстати, Вы сами как измеряете?

Цитировать
Про материализацию - не понимайте буквально - это была шутка. Чтобы у вас появилась, ну например Хатха-йога прадипика, что вы для этого сделали? И вообще, как и откуда вы про нее узнали и что подвигло вас ее приобрести себе?
Цитировать
Чтобы Гуру появился у вас должна возникнуть потребность в этом. Вы сами должны быть заинтересованы в духовном поиске. Как правило возникает внутренняя потребность к духовному росту, и волей неволей человек устремляется на поиск того, кто ответит на главные вопросы или укажет верное направление.
Если честно, -- ничего. Я  понимаю, что для того чтобы появился Гуру, нужно проявить инициативу. Какого рода? Расскажите.
Допустим, проявил. Что дальше? Ау...

Цитировать
Я вот например нашла Гуру в России, и в Индию ехать не пришлось.
Я не скептик, тем более я не знаю ни Вас лично, ни Вашего Гуру. Но, скажите, Вы полностью уверены, что Вам не парят мозги и Ваш Учитель настоящий?

Matsyendranatha
Здравствуйте.
Настоящий Гуру никогда никому не даст исчерпывающего ответа, потому что тем самым он может убить в ученике инициативу поиска.
Не считайте, пожалуйста меня скептиком, просто мне интересны многие вопросы.
Скажите, из-за боязни убить во мне инициативу, Вы не написали  об отсчете дыхания, мантрах и прочее, о чем я Вас просил? Или же подобная информация передается изустно? Или я кармически не готов?

Вот скажите мне, какого рода инициативу я должен проявить и что, собственно, сделать, чтобы получить ответ и то, о чем я Вас просил?
Ведь большинству населения нашей страны абсолютно по барабану затрагиваемые здесь темы. Но я ведь спросил -- проявил инициативу, значит.
Вот в Китае, если человек хочет изучить кунг-фу, ему нужно просто протянуть руку -- прийти в Шаолинь, например, или еще куда-нибудь.
В Индии, человек, захотевший изучать эзотерическую йогу, тоже может найти Гуру гораздо быстрее, чем наш соотечественник, например.
Живя в нашей стране, это сделать гораздо труднее.
В стране нет Настоящих Учителей, по книгам заниматься бестолково, денег на путешествия в экзотические страны нет. Или, если очень нужно, то человек найдет способы туда попасть?
Каким образом человек может получить эти сокровенные знания? Только съездив в Индию?
С уважением. 
 



Записан