Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Как делать пранаяму?  (Прочитано 44337 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #30 : Ноябрь 17, 2007, 10:58:23 »

Адеш!
Здравствуйте, Morning light!

Надеюсь, никто не будет против, если я поделюсь своим мнением.

Morning light, Гуру джи, по-моему, и так дал Вам достаточно ценных советов по поводу практики пранаямы - с чего начинать, когда включать мантры, кумбхаки и пр. Но Вы почему-то считаете, что он от вас что-то намеренно скрывает :). Дело ведь не в отсчете, многие садху вообще не заморачиваются насчет этого. (Кстати, а почему Вы считаете, что единица измерения не
может зависить от внутреннего времени человека, от того как именно он считает, произносит мантры? Чем это плохо, что у каждого дыхание измеряется по-разному? На мой взгляд, так даже более естественно)

Вот Вы говорите, что хотите найти Гуру, но Вы уверены в том, что готовы учиться? Вы хотите получить информацию, очень подробную, и зафиксировать ее у себя в сознании раз и навсегда. Например, что дыхание измеряется на самом деле только так , а не иначе.  Но, вообще-то, жесткость представлений очень мешает развитию. По идее, когда человек готов и хочет учиться, он не выпытывает интересующую его информацию у Учителя, а слушает и следует тому, что его Учитель советует. Т.е. он должен прежде всего быть пустым и иметь веру в своего Гуру, который говорит то, что подходит именно для этого ученика в данный момент. Именно так и происходит духовное развитие, а не за счет использования "особо правильного" отсчета дыхания в пранаяме или какой-либо "единствено верной" последовательности кумбхак.

А мантры здесь на форуме не выкладываются потому, что для людей, не имеющих посвящения в традицию, они бесполезны. У тех, для кого они имеют значения, они есть и так.
Записан

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 183
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #31 : Ноябрь 19, 2007, 08:46:51 »

Процесc описан как y многих современных авторов, так и в древних текстах, просто в древних информация всегда фрагментарна,это обусловлено тем, что в понятие пранаямы они  вкладывали более глубокий смысл. Все виды кумбхак, кроме "кевали" они рассматривали как подготовку к последней. Сама подготовка ещё не пранаяма и прана далеко не ограничена только физиологическиим процессом вдоха и выдоха. Если конкретно "ткнуть пальцем", то процесс отсчета длины (матра) описан во многих текстах, таких как гхеранда-самхита, шива-самхита...,а так же в шри натха-рахасье.

5.38. Сев в Падмасану на своём сидении, йогин должен прежде всего, воздать хвалу Гуру, как предписал ему его учитель, а затем уже выполнять очищение Нади для достижения успеха в Пранаяме.

5.39. Знающий йогин сосредотачивается на Вайю-биджа (ЙАМ), дымного цвета и полного энергии. Затем вдыхает через левую ноздрю, повторяя 16 раз (ЙАМ).

5.40. Затем он задерживает дыхание, 64 раза повторяя (ЙАМ), и выдыхает воздух через правую ноздрю, так же 16 раз повторяя (ЙАМ).

5.41. В основании пупа (в Манипуре) пребывает Огонь (Агни-таттва). Разжигая этот Огонь, соединяй его с Землёй (Притхиви-Таттва в Муладхаре). Сосредоточься на этом соединении.

5.42. Потом вдыхай через правую ноздрю, 16 раз повторяя Агни-биджа (РАМ). Задержи дыхание, 64 раза повторяя (РАМ), и выдохни через левую ноздрю, 32 раза повторяя (РАМ).

5.43. Направь взгляд на конец носа, созерцая там светящееся отражение Луны. Вдохни через левую ноздрю, 16 раз повторив «ТХАМ».

5.44. Задерживай дыхание, 64 раза повторяя «ТХАМ». Представляй себе, что Нади заполнены нектаром Луны и очищаются. Выдохни через левую ноздрю, 32 раза повторяя «ЛАМ».

5.45. Этими упражнениями Нади очищаются. Затем прими устойчивую сидячую позу и упражняйся в Пранаяме.

Но тексты описывают общие принципы, не всегда стоит начинать именно с таких  пропорций, да сразу и вряд ли получится. Вы говорите о том что пульс разный, но не настолько же чтобы он совсем резко отличался, думаю если он будет приостанавливатся, то это уже будет не пранавьяяма. Если вы остановите пульс, то вам подготовительные кумбхаки, думаю, не понадобятся. :05:

Что я думаю о своем Гуру? Я его считаю истинным, т.к. такой глубинoй знаний и опыта, который у негo, на мой взгляд, никто из всех русских преподователей йоги не обладает. Из индийских Гуру - единицы, я много видела индийских Гуру, тех, что приезжали и те, к кому сама ездила, так вот, в Индии в основном, те Гуру, которых рекламируют - ни что иное как индийский нью-эйдж.
Моего Гуру уважают ряд авторитетных, не попсовых индийских Учителей, так что у меня сомнений нет. Если Вы сомневаетесь, не прoблема, имеете право, как и любой Гуру тоже имеет право подвeргать сомнению готовность ученика к садхане. Только почему-то последний вариант многие претендующие на название "йог", исключают и считают что право есть только у них, хотя это мягко говоря далеко не так.
« Последнее редактирование: Ноябрь 19, 2007, 09:11:21 от Shunyata »
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #32 : Ноябрь 19, 2007, 10:16:57 »

Здравствуйте, Morning Light!
"...В стране нет Настоящих Учителей, по книгам заниматься бестолково, денег на путешествия в экзотические страны нет...."
Скажите, пожалуйста, это Ваша жизненная позиция или у Ва такой период в жизни? Наш Гуру возможно, будет в России в следующем году. Не можете поехать в Индию (я пока тоже), ищите встречи, здесь. Бог милостив, поверьте. У нас у всех всегда есть шанс. Если Вы верите в Бога, подумайте, возможно Он уже дал Вам шанс. Как Вы сами сказали, выбор небольшой, но если его не делать, то тогда жизнь не имеет смысла. Попробуйте подышать так как, как здесь Вам советовали. Вы пробовали? Если получится, поверьте, не пожалеете. Наш мятущийся ум поглощает уйму жизненных сил, попробуйте расслабленные вдохи и выдохи с прямой спиной. Если во время такого дыхания Вы увидите,что Вас тянет спорить, опровергать, сомневаться, доказывать, значит, у Вас началась практика, Вы начали осознавать,ЧТО Вам мешает практиковать йогу. Это Большое начало для начинающих., я не исключение. Удачи Вам, если Вы решитесь.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #33 : Ноябрь 22, 2007, 23:08:44 »

Адеш!
Дело все в том, что под словом «матра» может подразумеваться все что угодно, если сказать более емко, то это - система отсчета.  Действительно, в аюрведе в пульсодиангностике часто пульс  называют «матрой», в связи с тем, что вся современная йога направлена в основном на формальную работу с телом,  многие матру и отождествили с пульсом. Поэтому в известных переведенных ныне трудах по хатха-йоге часто можно встретить  отсчет дыхания по пульсу, что тоже отчасти верно. Некоторые йогины так и делали, но не факт. Каждый, как в древности, так и сейчас, за систему отсчета брал нечто свое, одни отсчитывали по касанию пальцем руки колена, другие по произнесению мантры «Ом», кто как. Но наиболее известный вариант  - это отсчет по биджам «Сагарбха-пранаяма». Говоря, что нужно начинать именно с обычного вдоха и выдоха, прочувствовать взаимосвязь ума и праны, я имею ввиду то, что без правильно усвоенного вдоха и выдоха Вы не сможете практиковать качественно кумбхаку. Книги или современные йога-преподаватели могут говорить все что угодно, ориентированные на то, чтобы их последователей от пранаямы «вставило», тем самым они  доказывают эффективность того, чему они учат. Но такой подход искусственный, правильная пранаяма та, которая ведет к равновесию пран в чувствах, к спокойствию ума. Настоящую цель пранаямы не реализуешь внешне с наскока, об этом ведь и говорят классические тексты по хатха-йоге. Если Вы прочтете аманаска-йогу, то увидите, что там вообще рекомендуется для достижения совершенства задерживать кумбхаку на 12 лет и что из этого следует? То, что Вы должны на все 12 лет своего ученичества задержать дыхание, в том виде, как вас научили в ваших йога-центрах? Но это абсурд, максимум в таком ключе Вы это сделаете на 6 мин. Там так же говорится, что отсчет праны ведется по «палам» - шести «вдохам-выдохам» и, кстати, праной называют сам вдох и выдох, тоже самое Вы встретите и у всем известного Патанджали. Следовательно, контроль праны через кумбхаку - это нечто большее, чем просто физиологический механизм вдоха и выдоха. Вдох и выдох позволяют научиться воспринимать и осознавать прану, как и задержка. Полный контроль праны происходит через сознание. Если Вы сможете сделать плавными вдох и выдох, для начала, то дальше будет о чем говорить, но многие «великие йога-тичеры» уже считают, что они знают все о пранаяме, начитавшись книг Шивананды (при всем моем уважении к нему) или пройдя курсы по йоге у поверхностных индусов, просто зарабатывающих деньги. Между прочим, пульс может быть потому и ускоряется в процессе пранаямы, что Вы, например, не освоив плавный спокойный вдох и выдох, резко приступаете к кумбхаке и отсчету. Пульс  меняется и в зависимости от положения тела, лежа он один, стоя или сидя - другой, а ещё, самое главное, он меняется от состояния мысли. Если ум взвинченный, например, когда Вы представляете, что на вас бросаются с топором, пульс ускоряется, если ум спокойный, то и пульс будет замедленный. Пранаяма изначально направлена на то, чтобы прана постепенно шаг за шагом, день за днем соединялась с сознанием, что возможно только в том случае, когда Вы на все 100% стали учеником. А сейчас никто не знает кто Вы и по какой причине скрываете свой IP, и тем не менее хотите освоить пранаяму с разбегу. С чего Вы решили, что в Шаолине кун-фу изучают так, как Вы это описали? Видите ли, у меня во всем слова не расходятся с делом, не только в том, что люди подразумевают под термином йога, но и во всем остальным. В Шаолинь я ездил несколько раз, уверяю, что ситуация там такая же как и везде. Да, конечно, есть вокруг самого монастыря различные коммерческие школы по ушу, как и в Индии по йоге, там Вам за пару серебряников предоставят все что угодно. Это дело полезно, конечно, для какого-то опыта, но они не смогут научить тому, чему учат великие мастера. В самом храме, во-первых, для обучения и общения с наставником нужно войти в близкий круг, изучать и практиковать «чань» медитацию. Не факт, что тебя прямо сразу там примут. То же самое и в Индии, есть масса школ для общей массы и есть школы закрытые, более того, они могут находиться на одной улице. В одни школы Вы сможете попасть с легкостью, или даже вас туда сами учителя затащат, а в другие - максимум что вам предложат, это попить чаек, и с улыбкой, по-доброму, укажут где находится дверь. Вот так же и в Шаолине, я общался с местным настоятелем, правда не на тему ушу, а больше на тему медитации. В самом Шаолине ушу практикуют далеко не в том виде, как это делают в коммерческих школах. Как ни странно, многие вообще его не практикуют, потому что у них на первом месте духовная практика. Такова реальность, если оставить художественные фильмы и лирическую литературу. Более того, скажу Вам иначе, дело даже не в том, что практики секретные, например, Горакша-мантра, которая часто у натхов передается с дикшей и используется в пранаяме есть в индийских книгах, которые Вы сможете купить за несколько рупий.  Дело здесь не в информации, не стоит ставить знак равенства между ней и практикой. Пранаяма входит в тарака-йогу, работу с пустотами (вьомами), светом (пракаша) и, конечно, с мантрами.
« Последнее редактирование: Ноябрь 23, 2007, 15:59:49 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #34 : Ноябрь 22, 2007, 23:09:46 »

Поверьте, я с Вами общаюсь довольно искренне, конечно, я могу сказать: «отсчитывайте дыхание, начиная с  1-2, потом 1-2-2, далее 1-3-2, 1-4-2, только отвалите пожалуйста». Вам я прямо говорю, что это не пранаяма. Прана - это Шакти, а Айяма - это Пустота или Шива, говоря иначе, это разные состояния жизненной силы и сознания, которые меняются постепенно в процессе 12-ти летней  регулярной практики, которую корректирует Гуру, и к которой Вы готовы. Никто Вас не пытается тут интриговать и убеждать в том, что нужно у меня учиться, и что по этой причине я пытаюсь ореол тайны создавать для Вас. Тексты писали очень продвинутые йоги, и они не издевались над читателями, когда утверждали о том, что прану нужно приручать, подчинять, так же как, например, подчиняют дикого зверя. Если Вы совершите крупную ошибку, то зверь Вас съест. Речь идет о вселенской силе,  её невозможно сразу взять под контроль, и, прежде, чем вообще приступать к этому мероприятию, нужно для начала хотя бы немного понять, что такое прана. Для этого и даются самые простые методы, которые потом оказываются самыми эффективными. Вопросов Вам придется задать очень много и практиковать много, намного больше, чем Вы можете себе это представить. В пранаяме содержится вся хатха-йога - «прана» и вся раджа-йога - «айяма», поэтому, когда тексты говорят о практике кумбхаки в течении 12 лет или сиддхасаны, то речь идет о непрерывной работе с состояниями. Все это время практику должен корректировать Гуру, чьи слова -  закон для ученика. Так учат и в Индии, и в Китае, в непопсовых традициях, где адепты по прошествии нескольких лет развивают сиддхи. С чего Вам начать? С понимания этих простых вещей.  Если Вы от йоги хотите чего-нибудь по-проще, и у вас изначально другая санкальпа,  например, поправить немного здоровье, то это тоже реально. Есть несколько разновидностей кумбхак, которые Вы все-таки так же должны освоить, постепенно и правильно, начав с самого простого. Что такое болезнь с энергетической точки зрения? Это все та же прана, просто в состоянии дисбаланса, так как есть основные праны и великое множество второстепенных, их намного больше, чем описывают в текстах. Разные тексты говорят о разном количестве кумбхак: одни - про десять или восемь, другие - про пять, третьи - о трех или двух. Отсчет же больше актуален для нади-шодханы, которую можно делать с мантрой «Ом», и то, не все в Индии придерживаются каких-то жестких стандартов. В остальных пранаямах  может, например, принципиально выдох удлиняться как в мурчха-пранаяме или бхрамари, в бхастрике - удлиняться кумбхака, что само напрашивается. Где-то принципиально вдох только ртом нужно делать и никак иначе. Естественно, что здесь не может быть одного критерия, как часто в книгах пишут, типа пропорции  1-4-2.  Некоторые йоги говорят о том, что эти задержки пробуждают Кундалини, некоторые утверждают, что они полезны в терапевтических целях. Когда речь заходит о том , что и терапевтические эффекты, и пробуждение Кундалини связаны друг с другом, то тут сразу начинается другая тема, которая просто выходит за рамки техник, стандартных представлений о болезнях и о том, что такое дукха и сукха. Поэтому освоение пранаямы или асаны, в традиционном варианте, не может идти отдельно от Ямы и Ниямы. Объяснение причины страданий и освобождение от них, относится к Нияме, что включает в себя свадхьяю, сиддханта-шравану, гуру-вишвасу и т.д. По сути, причин, по которым человек может заболеть, великое множество:  климатические, социальные, психические. В целом, натхи их все не разделяют, они человеческое существо рассматривают как психофизическое. Следовательно, терапия включает в себя и духовные задачи. Есть болезни кармического характера, в одних школах людей с  тяжелой кармой могут вообще не взяться учить, в других могут принять в ученики на испытательный срок, давая какие-то простые методы, которые могут постепенно человека поменять, при условии, что он не забросит свою ежедневную практику и будет придерживаться того, чему учит Гуру. 
« Последнее редактирование: Ноябрь 23, 2007, 16:05:14 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #35 : Ноябрь 22, 2007, 23:10:28 »

Йоги утверждают, что все может быть излечимо, но только в том случае, если человек имеет стимул и стремление к развитию. Даже если Вы разовьете крепкое здоровье, посредством практики вьяямы, асан или различных техник пранаямы, никто вам не сможет дать гарантии, что Вам не упадет кирпич на голову, что в столовой Вы не съедите отраву, да все, что угодно - никто не гарантирует Вам спасение от смерти. Смерть реальна. Но тексты говорят, что пранаяма спасает от смерти, значит пранаяма не просто средство для раскачки витальных энергий, а нечто большее. Значит пранаяма меняет и мировоззренческий план, учит иначе взаимодействовать с миром. Как бы это не казалось странным, пранаяма учит и тому, как избежать накопления негативной кармы. Потому что, если бы это не было присуще пранаяме, то она не смогла бы вылечить проблемы, которые человек в процессе практики  совершил бы, вот это многие «йоги» не желают понимать. Они считают, что техники - это средства от всех бед, только почему-то они болеют целыми йога-центрами, ходят к народным целителям. В результате чего напрашивается вопрос, почему же, если они, по их же словам, так много обучались в Индии, то их пранаяма им не помогает? Почему все поездки к стольким учителям и знание стольких техник не помогают, хотя тексты по хатха-йоге горят о том, что пранаяма лечит от всех болезней? Почему же этого нет? Вывод один, и он до смешного прост - то, что они делают - это не пранаяма. Раньше я много обдумывал и экспериментировал с техниками, бродил по разным Учителям и в результате понял, что это не является даже началом обучения.  Обучение начинается с полного доверия между учеником и Гуру. Нужно найти настоящего Гуру и оставить беготню, все метания, изучать правильную йогу под его руководством, практиковать правильные методы. Заниматься ежедневно садханой, действовать в интересах Гуру и тогда Он начнет действовать в Ваших. Что же касается такой практики как пранаяма, в ней ни в коем случае нельзя спешить, в истинной практике вообще спешить не надо. Начните со вдоха и выдоха, с самого простого, работайте над его плавностью, так, чтобы в первую очередь успокоился ум, хотя бы на каком-то уровне. С этого надо начинать, а не с бхастрики и хлопками животом на выдохе. Начинайте со спокойного, глубокого и ровного дыхания, обязательно с ровного положения тела. Тогда поток праны будет равномерно распределятся, что скажется на вашем состоянии ума, он станет уравновешенным, как и само положение тела. Неровное течение праны создает ненужные колебания в сознании, что мешает сосредоточению даже на самой практике. Поэтому положение тела при пранаяме играет большую роль. В начале практики нужно сидеть так, чтобы напряжение не доминировало в какой-то одной части тела.  Обычно, там, куда движется поток праны и происходит психофизическое раскрепощение. Т.е. возникает  такое ощущение, как будто части тела пустые и в них легкость. Если Вы напряжете какие-то мышцы, то сразу заметите, что плавность дыхания собъется и с мыслями  произойдет тоже самое. Проследите связь плавности дыхания и расслабленности мышц. Вдох подобен жизни, выдох - смерти. Как жизнь может пройти поверхностно и беспокойно, так и вдох может быть прерванным и ломанным. Поэтому мы должны его сгармонизировать, так же как и выдох. Это первое, с чего надо начать. Так же как Вы в жизни стараетесь обходить её острые углы, так и при вдохе-выдохе  старайтесь избегать неровности вдыхаемого и выдыхаемого потока. При ежедневной практике Вы начнете на самом деле замечать, как дыхание и, например, дневная цепочка событий взаимосвязаны. Матра - это в первую очередь ритм. Работа  с матрами так же означает и работу с ритмами, которых на самом деле очень много, и если Вы сможете все их осознавать, то пранаяма начнет превращаться в ту самую, о которой говорят тексты по йоге. Сразу Вы вряд ли сможете охватить все, поэтому начните с самого малого и самого легкого, но в совершенном виде. 
« Последнее редактирование: Ноябрь 23, 2007, 16:09:41 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #36 : Ноябрь 22, 2007, 23:11:16 »

Ещё важен перевод простых названий элементов пранаямы. Кумбхака означает подобие кувшина, Пурака - наполнение, полнота, Речака - выталкивание, вытеснение, извлечение. Ещё, само тело называют «кувшином», рождение начинается со вдоха, а смерть - с выдоха. Так что же такое наполнение? Это когда все части тела наполняются праной равномерно, что возможно только при таком положении тела, где нет закрепощения в одной только группе мышц, за исключением практики асан, там немного другой процесс. Выдох - это возврат к тому состоянию, которое было до наполнения. Грубый резкий выдох подобен резкой смерти или моментальному провалу  в сон. Между вдохом и выдохом Вы соприкасаетесь с точкой максимального опустошения - «шунья» и точкой максимальной полноты  - «пурнам». В процессе вдоха и выдоха Вы как бы перетягиваете состояния этих двух точек перехода в сами процессы вдоха и выдоха. У натхов в традиции основная пуджа делается после  сна и перед отходом ко сну. Потому что состояние распространяется на весь день и ночь. В нашем тонком теле тоже есть свои «дни и ночи», они так же связаны со вдохами и выдохами. Задача пранаямы в том, чтобы разнородность праны, вызванной вдохом и выдохом, привести к постепенной интеграции, что и происходит через утончение дыхания, и, как следствие, прояснения ума. Какую роль в пранаяме играет ум? Он тоже влияет на ровность дыхания и чистоту праны. В течение жизни с людьми происходит много всего разного и это все тоже является праной, а так же и нашим сознанием. Сознание меняется в процессе жизни, кто-то мудреет, а кто-то отупевает к старости, кто-то живет долго, кто-то - мало, одним словом,  идет процесс развития. Если Вы решитесь практиковать йогу всю свою жизнь, то Вы сделаете её совершенной. Для этого и дана нам жизнь. Настоящая йога не может стать хобби, более того, она не может стать даже профессией,  профессия заканчивается тогда,  когда наступает пенсия, а йога не заканчивается никогда, она не ограничивается даже смертью и жизнью.  Наша жизнь не противоположна смерти, она противоположна рождению. Смерть - это другое состояние жизни, а жизнь - другое состояние смерти. В процессе жизни мы несколько раз умираем, в жизни бывают переломные моменты, когда ты её полностью меняешь, эти моменты подобны микро-умиранию при жизни. То же самое происходит и во время нашего дыхания, оно не всегда бывает стабильным. Ещё хочу Вам сказать, что человек, который жестко и неоднократно «умирает при жизни», быстрее отбудет свой срок в теле, ибо его нервная система и психофизика быстрее придет к разладу. В мире много умных и развитых людей, есть даже очень великие и известные, но многие из них быстро умирают. Почему? Проще всего сказать, что жизнь сама по себе сложна, а раз сложна, то нас на все может не хватить, поэтому натхам не было особого дела до множества воззрений и религий, надо работать с тем, что нам ближе всего. Это - наше тело – храм, и больше всего жизнь тела зависит от дыхания. Есть две самые важные функции нашего существа - дыхание и ум. Итак, вдох подобен жизни, и этот вдох нужно сделать комфортным для нашего сознания, так же как мы выстраиваем свою жизнь или день. Если наша жизнь пройдет в саттвичном состоянии, наработается саттва, осознание, и это состояние будет взято человеком после смерти. В принципе, её может и не быть, но это непросто. Во вдохах и выдохах лежит ключ к тому сознанию, которое превосходит жизнь и смерть. Громко сказано, но это реальность все-таки, и чтобы мы там о ней не думали - она неизменна.  Жизнь нас сохраняет до тех пор, пока мы живем в гармонии с ней, как только наше поведение меняется, например, в связи с накопленной кармой, то тут же жизнь начинает нас пинать и разрушать. Карма в уме, в его косности, ум подобен дыханию, он может быть ровным и чистым, пустым, а может быть с изъянами и вычурными для мира характеристиками. Даже такой ум является праной, но это прана в несовершенном виде, потому что она не гармонизирует с праной вселенной, она ограничена и направлена на самоуничтожение. Такой ум Горакшанатх предложил оставить, авадхута никогда не следует пути ума. Нам сложно гармонизировать свой ум с сознанием вселенной или свою прану с праной вселенной, в некоторых случаях этот процесс может стать даже разрушительным. Йоги говорят о том, что надо сначала растворить свой ум в своей пране, и выполнять эту практику ежедневно. Многие религии и некоторые тантрики предлагают заняться поиском далеких абстракции, некоторые из них попадают в иллюзорные миры. Но Горакшанатх и Натха Йоги предлагают другой путь, где существует меньше опасности в рассеивании энергии. Поэтому нужно работать с дыханием. Задержка дыхания сама по себе предназначена для обретения трансцендентных состояний. Но если у человека слабый запас праны, и он начнет усердствовать в задержках, медитациях, то его ждет усталость в связи с потерей праны. Так оно и происходит со многими «шизотериками» или бездумными йогами-технарями, которые и сами не понимают, что за техники они практикуют. Если Вы посмотрите на их лица, то увидите усталость, выжатость, но, тем не менее, они продолжают идти в том же направлении и верят в то, что они великие и опытные практики. Они делают сложные техники к которым не готовы и смысл которых им не ясен, они не знают даже самых простых вещей. Даже в такой великой и крупной традиции как наша, никто никогда не делает сложных практик, по той простой причине, что понимают их истинное предназначение. Мне недавно ученики рассказали, что прочитали о том, как группа каких-то русских «йогов» решила выпендриться на Кумбхамеле, показав, как они все заводят языки за небо, и почему-то решили, что натхи были в шоке. Если они и могли быть в шоке, то только видя безумие этих людей. Тексты многие говорят о том, что вообще нужно язык дотянуть до брахмарандхары, хорошо, что у этих товарищей не хватило ума физический язык дотянуть до брахмарандхары, иначе вообще была бы жесть и жуть. Результат полного безумия. Это примерно то же самое, если бы тантрики решили, прочитав Кауладжняна-нирнаю, поедать мясо всех живых существ для достижения мокши, включая ракшасов и мясо обитателей тонких планов, Богов, что само по себе абсурдно. Некоторые мясоеды, заделывающиеся под тантриков, находят себе оправдания текстами, не понимая их сути. Поедание мяса всех существ означает расширение своего сознания до сознания Шивы, которое собой поглощает все формы инкарнаций. Аналогично и с пранаямой, нелепостей не меньше, особенно это касается неадекватного ее понимания, например, то, что пранаяма лечит болезни. Пробуждение Кундалини означает расширение сознания и, соответственно, увеличение состояния праны, поскольку, в связи с величиной вашего сознания, оно поглощает собой и другие его многочисленные формы. То же самое при практике происходит и с праной - ваша прана поглощает все праны, включая и те, которые не самые высокие, трансформируя их. Что такое невысокие праны - это и есть болезни, то есть в поглощении Вы их как бы растворяете в более чистой и высокочастотной пране, что, по сути, и является процессом пробуждения Кундалини-шакти. На уровне теории это понять сложно для того, с кем это никогда не происходило, такой человек думает -  вот, есть йога-чикитса (оздоровительная), а есть - духовная йога, одна для пашу, другая для вир. Но нет ни пашу, ни вир, есть либо йоги - реальные практики, либо не практики и не йоги вовсе. Потому, на самом деле, хатха и кундалини-йога - это один процесс, настоящая Хатха, не может быть не Кундалини-йогой, как и настоящая пранаяма  - только оздоровительной или духовной, они связаны друг с другом. Заботу о здоровье до какого уровня мы можем рассматривать, ну подлечились, а что дальше? Дальше опять можем заболеть?  Здоровье - это очень растяжимое понятие, полное здоровье - это физическое бессмертие, становление самой вселенной и пустотой. Но пустота в себя включает все, даже многие несовершенства мира. Просто на том уровне, для Вас лично, они возможно уже не так актуальны. Натхи не рассматривают преодоление телесных недугов как нечто не духовное, потому что все телесное пребывает в нетелесном. Духовность не может быть отдельной от тела и телесных благ. Некоторые религии мира, за такое виденье не поняли натхов и записали их в свою систему ценностей, от которой на самом деле натхи далеки.
« Последнее редактирование: Ноябрь 23, 2007, 16:19:25 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #37 : Ноябрь 22, 2007, 23:11:54 »

Цель пранаямы - достичь самарасьи, полной гармонии между принципом формы, жизни и бесформенным, что проникает во всё и пронизывает все формы, пронизывает все праны. Эта цель достигается через развитое сознание. Поэтому я здесь с него и начинаю, а не с того, как сворачивать язык в трубочку или «нюхать пальцы» (в анулома-виломе),  медитируя на недостаток кислорода. Любая практика йоги начинается с понимания, для этого и создан данный форум. Мне тут сказали, что большая часть населения России этим не интересуется, не проблема. Форум я сделал для себя, для своих учеников, друзей и единомышленников. Ну, а если Вы решите практиковать, то прийти один раз на семинар в Москве, хотя я там не часто - пару раз в году - но все же бываю, и пообщаться со мной - это несложно, было бы доверие и желание развиваться. Если, по чьим-то представлениям, я не могу быть их Учителем, то на этот случай в Индии есть много Учителей, но к ним нужно ехать подготовленными и знать, зачем едешь. Это лучше, чем наступать на чужие грабли. Сейчас в СНГ, в связи с бывшей закрытостью страны, многие ломанулись в Индию. Тур-агенства получают за счет этого  хороший заработок, придумывая сказки о том, какая Индия вся духовная. Но давайте на вещи смотреть трезво, я там жил, да и не только в Индии, посетил немало стран, особенно восточных. И что я могу вам сказать - духовность не всегда зависит от страны, в каждой стране есть одинаковое количество, как и везде, людей с разным духовным уровнем. Если Вы выбрали индийскую традицию, то на это должны быть причины, например, то, что Вы там встретили действительно уникальную личность. Вот я встретил, потому что искал. Однако сиддхи и святые могут оказаться в любой точке планеты. Поэтому, если кто-то решится в Индии искать Гуру - ищите настоящих. Первый критерий  - этот человек должен быть бескорыстным и самодостаточным, не озабоченным чем-либо, и это очень важный показатель. Второй, что он свято верит в то, чему пытается учить других. Третий, он очень предан своему Гуру и свободен от эго. Таких Гуру в Индии немного, впрочем, как и где-либо ещё. 

« Последнее редактирование: Ноябрь 23, 2007, 16:22:39 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #38 : Декабрь 18, 2007, 07:40:37 »

Адеш!

   По поводу пранаям, пожалуй, добавлю ещё кое-что. Все виды пранаям направлены в основном на очищение нади, так же к очищению нади относятся шат-кармы и асаны, поэтому все должно делаться в комплексе. Если Вы много практикуете асаны, то и время пранаямы должно быть увеличено (это относится к тем, что носят подготовительный характер). Для простых целей достаточно выполнять пранаяму 30-40 минут. Многие считают, что слово «аяма» означает удлинение вдоха, выдоха и задержки, но на самом деле не только их, а потоков праны, движущихся в теле и от времени пребывания в безмыслии. Очищенными, нади становятся тогда, когда в теле отсутствуют какие-либо проблемы, этот уровень достигается посредством внешнего очищения (дхаоти) и внутреннего (при помощи дыхательных техник и релаксации). Когда тело нечисто и организм накапливает шлаки - пранаяма не принесет должного результата, если энергия пульсирует в организме в раджасичном состоянии. Поэтому, сначала важно внешнее очищение, спокойные асаны и дыхание, а уже далее нужно начинать использовать все виды пранаям, во время не очень холодных и не очень жарких сезонов. Так как пранаямы, описанные в классических текстах, например, сурья-бхеда, ситали и др. должны практиковаться только в определенные сезоны. Или же, как альтернатива, их количество необходимо уменьшить в определенное время. Конечно, нужно учитывать место, в котором вы живете. Российский климат отличается от индийского, за исключением климата северных районов Индии. Многие болезни человек зарабатывает из-за неправильного поведения в отношении людей, из-за неверного представления о себе и мире, из-за погодных или астрологических влияний. Причин, почему загрязняются нади множество, поэтому, чтобы их очистить и поднять Кундалини по сушумне, нужно знать многие вещи, и здесь недостаточно просто делать дыхательные техники. Мне встречалось немало людей практикующих пранаяму, при этом нади у них были заблокированы. Нада пульсирует в виде спанды во всем, очищенные нади - признак существования в гармонии со всеми ритмами, для чего нужно достичь умиротворения сознания и здесь, Яма и Нияма играют большую роль. Есть пранаямы, которые Вы можете практиковать в любой сезон - это нади-шодхана, yджджайи, бхастрика, но такие как ситали, сурья или чандра-бхеда, плавини - полезны только в определенные периоды года. Правильная пранаяма учит тому, как жить в гармонии с миром, гармония ведет к чистоте и увеличению жизненных возможностей человека. Как уже упоминалось, пранаяма уравновешивает доши, что собственно делают и шат-кармы, например, при преобладании вата-доши рекомендуют делать дхаоти, при капха - басти, для питы подходят все, для уравновешивания всех дош так же подходит наули. Многие разновидности задержек, описанные в ХЙП, ГХС и др. текстах, как и разновидности кумбхак, по-разному влияют на равновесие потоков праны в теле.

   Что касается длины задержек, дело в том, что разные тексты описывают разные пропорции, вот например, отрывок перевода из «Вивека-мартанды», довольно известного текста натхов:

107. На вдохе следует повторять ОМ 12 раз, на задержке — 16, а на выдохе — 10. Это зовется пранаямой.
108. Вначале она имеет двенадцать мер (то есть 12–16–10), затем — вдвое больше (24–32–20), а лучшая имеет втрое больше (36–48–30).

Здесь рекомендуется выполнять не так, как принято - 1-4-2. К каништха, мадхьяма и уттама, здесь относятся совсем иные пропорции, нежели в других текстах, где к высшему уровню уттама относится пропорция 20-80-40, а не 36-48-30. Как видите, даже в классических текстах масса противоречий.
   Пропорциональность имеет отношение только к нади-шодхане. Эту пранаяму используют для очищения все, даже тантрики в своих ритуалах. На мой взгляд, эти отсчеты подобны тому, как человек в детстве учит алфавит, потом учится читать и писать, но когда он научился это делать, ему незачем возвращаться к старому, так вот, с отсчетом дыхания - тоже самое. В различных видах кумбхак счет не используется, насколько длинными должны быть вдохи, выдохи и задержки, зависит от подсказок вашего тела. Классические тексты так же говорят о мантрах, амантрака нади-шодхана (очищение нади без мантр) начинается ещё при практике шат-карм и асан, далее используется сагарбха-пранаяма, где используются мантры «Йям» и «Рам». Все они в основном имеют отношение именно к нади-шодхана пранаяме. Многие садху в Индии, или просто практикующие в дальнейшем используют разные мантры, такие как панчакшара мантру: Ом Намах Шивая; Нараяна-мантру: Ом Намо Нараяна и др. Это не биджа-мантры и поэтому Вы не сможете ориентироваться по одной такой длинной мантре, как если бы Вы, например, повторяли «Ом» или «Йам», «Рам», «Тхам» и т.п. Тантрики вообще в своих пранаямах используют целую матрику (все буквы санскрита). В общей сложности, любая мантра применяемая в пранаяме может называться «матрой», как это и говорится в санскритских текстах. Причем, независимо от того, биджа-мантра это, или та мантра, которую вы используете при джапа-медитации. Скажем, мантра «Ом», прочитанная 8 раз, будет иметь продолжительность во времени отличную от продолжительности мантры «Ом Намах Шивая», также произнесенной восемь раз. Акцент на 1-4-2 сделали те, кто преподает йогу просто как оздоровительную систему, но садху в Индии никогда на эту тему не заморачиваются.   
   Поскольку нади-шодхана универсальная пранаяма, о ней можно много говорить. Я долго ее практиковал когда-то, и в то время у меня не было нормальных Учителей, но интуитивно я осознал, что нужно использовать подставку для руки. Как потом выяснилось, по истечении многих лет, в Индии натхи так и делают. Не все нынче эту подставочку применяют для джапа-мантры, хотя изначально «кубари» предназначалась именно для пранаямы. Когда Вы научились чувствовать потоки праны, нади-шодхану на более высоком уровне вообще можно делать без рук, просто одним сосредоточением, хотя слово «просто», в этом случае, звучит забавно. Если кто-то способен усилием воли поменять поток в ноздрях, то нади-шодхану можно считать освоенной. Все Вы наверняка читали «Шива-свародаю», где ноздревому дыханию уделяется очень большое внимание, от дыхания зависит, будет достигнут успех в том или ином мероприятии или нет. Так вот, на высшем уровне овладения нади-шодханой, Вы получаете эти сиддхи. Казалось бы, что там такого, просто потоки немного перестроили, а результат вашей активности совсем другой. Когда дыхание ровное и спокойное, Ваше сознание - тоже, и какую бы мантру Вы не повторяли, в любом случае это  будет манасика-джапа. Такая мантра будет обладать большей силой, чем та, которую Вы будете долго бубнить в состоянии беспокойного ума. Правильное положение тела без напряжения, что обретается при практике разных асан, спокойное ровное дыхание, что обретается при помощи многих видов кумбхак и нади-шодханы, спокойное состояние сознания, что обретается посредством перечисленного - все они взаимосвязаны. Именно поэтому настоящий тантрик, который читает джапу, никогда не скажет о бесполезности методов йоги. Можно просто бубнить одну мантру с напряженным дряхлым телом и взвинченным умом, но это просто внешняя имитация, якобы тантрической садханы. Ум зависит от праны, а прана от состояния тела, поэтому без йоги никакой садханы быть не может. Йога - это основа основ любой садханы. В хатха-йоге, пранаяма играет важнейшую роль, как и мудры.
« Последнее редактирование: Декабрь 19, 2007, 23:21:28 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #39 : Декабрь 22, 2007, 09:32:23 »

Адеш!
Интересно то, что в Крийя-йоге все пранаямы делаются с мантрой "ОМ" и, как правило, в кевала-кумбхаке.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #40 : Декабрь 26, 2007, 23:56:58 »

Адеш!

Интересно то, что в Крийя-йоге все пранаямы делаются с мантрой "ОМ" и, как правило, в кевала-кумбхаке.

   Да, в Крийя-йоге не используют речаку и пураку, а просто читают «Ом» в кевали-кумбхаке. Помимо всего прочего, все мудры, делают совместно с кхечари. В прочем, не буду писать все подробности,  т.к. дал обещание молчать, хотя все эти практики есть у натхов, с небольшими различиями. Вероятней всего, крийя-йогу составляли те, кто общались как-то с натхами, но имели свой практический опыт, отобрали то, что считали основным и создали систему.
Классические тексты говорят, что основная из мудр - кхечари, из кумбхак - кевали и т.д. Отсчет (матра), является переходом от пранаямы к пратьяхаре, дхаране и т.д. ,  что описано в Йога-сутрах. Крийя-йоги все практики  и идеи отобрали из практик натхов  и Йога-сутр, привнесли их в ведантическую традицию, так, крийя-йога и появилась, все предельно просто.
Есть ещё вариант кевали-кумбхаки в КШ, описанный в Виджняна-бхайрава тантре, одной из частей Рудра-ямалы, там рекомендуется концентрироваться на промежутках между речакой и пуракой, для переживания состояния Бхайравы.
  Кстати, приобрел намедни книгу Кумбхака-паддхати, о которой писал здесь Сурадж.
« Последнее редактирование: Декабрь 26, 2007, 23:59:58 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #41 : Декабрь 27, 2007, 02:15:40 »

То есть текст оказался таки натховским?!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #42 : Декабрь 31, 2007, 16:30:27 »

Адеш!
Трудно сказать, но,  как бы там не было,  текст написан под влиянием натхов. Все практики,  где доминирует детализация с объяснением разных вайю, каналов, чакр, грантх, можно смело относить к натхам. Все те тексты по йоге,  где путь к пустоте не объясняется подробно -  это не натховские тексты. Вообще,  такие Гуру как Сундардева и Рагхунатх принадлежали Натха-сампрадае, принадлежность к ним текста, в принципе, можно будет  уточнить.
 
Прилагаю оставшийся перевод «Кумбхак»:

НАУКА ПРАНАЯМЫ
Dr. M.L. Gharote

Кумбхаки

20. Сахаджа кумбхака (104)
Вдохните прану через нос, проводя ее вдоль кундалини, и задержите как удобно. Повторяющаяся практика этой пранаямы называется сахаджа кумбхака. 

21. Дакшинаварта-чакра кумбхака (107)
Сделайте вдох через сурья-нади (правая ноздря), а затем удерживайте [воздух] в груди, выдох производится через чандра-нади (левая ноздря). Повторите это дыхание еще раз. Такова дакшинаварта-чакра кумбхака. Она так же называется сурья-кумбхака.

22. Вама-варта кумбхака (108)
Она выполняется как дакшинаварта-чакра кумбхака, но в обратном порядке.

23. Дакшинаварта-шанкха кумбхака (106)
Вдохните через правую ноздрю, задержите [воздух] и выдохните через левую ноздрю. Повторите несколько раз.

24. Вамаварта-шанкха кумбхака (106)
Вдохните через левую ноздрю, сделайте задержку и выдохните через правую ноздрю. Повторите несколько раз.

25. Гада кумбхака (112)
Вдохните двумя ноздрями, затем сделайте задержку и выдохните через правую ноздрю. Она наделяет практикующего силой.

26. Нади-шуддхи кумбхака (114-117)
1) Вдохните одной ноздрей, затем задержите дыхание по возможности, во время выдоха через другую ноздрю медитируйте на «хамса». Вновь сделайте вдох той ноздрей, через которую был сделан выдох, и задержите дыхание, выдыхайте через противоположную ноздрю. (114)
2) После вдохните правой ноздрей, задержите дыхание, при этом созерцая в области пупа орбиту летнего полуденного солнца. Это ведет к очищению нади. (116)
3) Вдохните через левую ноздрю и вовремя задержки дыхания визуализируйте выделение некара из луны осенней ночи, расположенной в тысячалепестковом лотосе. Это ведет к очищению нади. (117)

27. шуддхи-кумбхака (сурья) (116)
Вдохните через правую ноздрю и сделайте задержку с медитацией на орбите полуденного летнего солнца в области пупа.

28. шуддхи-кумбхака (чандра) (117)
Вдохните через левую ноздрю и задержите дыхание, визуализируя выделение нектара из осенней луны, расположенной в тысячалепестковом лотосе.

29. Таттва кумбхака (122-125)
Когда восходит отдельная таттва, необходимо практиковать пураку, кумбхаку и речаку. Повторение практики ведет к контролю над определенной таттвой. Так достигается контроль над всеми пятью таттвами.

30. Сурья-бхедана кумбхака (127)
Глубоко вдохните через правую ноздрю со звуком, а после задержите дыхание до упора, выдохните через иду или левую ноздрю. Такова сурья-бхедана, которая устраняет заболевания брюшной полости, вызванные расстройством ваты, истребляет паразитов, излечивает болезни груди, горла и ведет к очищению пазух. Она производит в теле жар.

31. Чандра-бхедана кумбхака (128)
Эта техника противоположна сурья-бхедане. Вдох совершается через левую ноздрю, а выдох через правую, после задержки дыхания. Чандра-бхедана кумбхака вырабатывает холод и поддерживает тело. 

32. Уджджайи кумбхака (132)
Вдох осуществляется через две ноздри с закрытым ртом. Затем следует разумная задержка дыхания и выдох через левую ноздрю. Кумбхаку можно выполнять сколько угодно раз.
В этом тексте не упоминается о фрикциональном звуке, производимом во время вдоха или выдоха, как говорится в Хатха-прадипике –II.51
33. Кумбхараджа (134)
Осуществите сильный вдох, закрыв нос удерживая дыхание на сколько возможно, перед выдохом. Это ведет к контролю над вайю и к увеличению тепла. 

34. Шитали кумбхака (136)
Синоним для сит-кари кумбхаки.

35. Сит-кари кумбхака (136-140)
Поднимите язык и вдохните, производя звук «сит». Задержите дыхание и выдохните через нос.
Она помогает контролировать голод, жажду, сон, леность и освобождает от всех проблем со здоровьем.

36. Кака-чанчу кумбхака (137-148)
1) Поверните язык вверх, вдыхайте через рот, произнося звук «сит». Задержите дыхание, а затем выдохните через обе ноздри, при этом медитируйте на произносимый звук. Это – сит-кари кумбхака (137-138).
2) Сверните язык трубочкой, вдохните через него. Затем задержите дыхание и выдохните через нос. Эта кумбхака известна как кака-чанчука (141)
3) Сверните язык подобно клюву вороны, вдохните воздух и задержите его. При этом ощущайте поток нектара, а затем выдохните через обе ноздри. Это зовется сит-кари-как-чанчука. (143)
4) Через сомкнутые вместе зубы, медленно вдохните воздух, а после задержите дыхание, подняв язык вверх. Выдохните через нос. Такова кака-чанчука в соответствии с какудашравой (148)

37. Шитали-кака-чанчу кумбхака (143)
См. кака-чачнча кумбхаку, приведенную выше.

38. Матра-кумбхака (153)
Кумбхака, выполняемая за определенную единицу времени (матра), становится матра кумбхакой. 
Различные варианты, описанные в текстах, приводятся ниже:
1)Вдох – 16 матр, задержка – 64 матры, выдох – 32 матры.
Если практиковать ее с концентрацией  на области пупа, она генерирует тепло, на свадхиштхане – увеличивает поток нектара, на муладхаре – устраняет нарушения пищеварения.
2)Задержите дыхание без усилия на период равный двум палам (48 сек.) или на время равное  повторению пяти долгих гласных, после сделайте вдоха, по времени равный половине периода кумбхаки и такой же по времени выдох.
3)Матра-кумбхака постепенно практикуется с 12 матрами или 25 палами для кумбхаки в первой разновидности, кумбхака за 50 пал выполняется во второй разновидности и имеет 75 пал в третьей. Последняя соответствует традиции Даттатреи.   

39. Бхута-шуддхи кумбхака (157)
Когда матра-кумбхака выполняется с последовательной концентрацией на всех шести областях (чакр), она ведет к очищению  и балансу пяти бхут.

40. Бхастрика кумбхака. (164-168)
Три вида бхастрика-кумбхаки описываются в тексте.
1)Быстро вдохните и выдохните, подобно кузнечным мехам до изнурения. Затем вдохните через правую ноздрю, задержите дыхание с джаландхара бандхой и выдохните через левую ноздрю.
2)Захватите кончик носа рукой и закрыв левую ноздрю, вдохните через правую, затем быстро выдохните через левую, закрыв правую ноздрю. Повторите насколько раз. После вдохните через правую ноздрю, задержите дыхание с джаландхара бандхой и выдохните через левую ноздрю. Это зовется антар-бхастра. (167)
3)В своем комментарии на ХП-II.64, Брахмананда описывает разновидность бхастрики следующим образом:
Закройте левую ноздрю, быстро и с неистово вдохните и выдохните несколько раз. Затем вдохните через правую ноздрю, задержите дыхание по возможности и выдохните через левую ноздрю. После этого, закройте правую ноздрю и быстро вдохните и выдохните несколько раз через левую ноздрю. Затем вдохните через левую ноздрю, задержите дыхание на сколько возможно и выдохните через правую ноздрю.

41. Антаранга-кумбхака (168)
Задержите дыхание после непреднамеренного выдоха и вдоха.

42. Бхрамари-кумбхака (169)
Быстро вдохните производя звук черной пчелы, а после задержки дыхания медленно выдохните с тем же звуком. Такова бхрамари-кумбхака, которая порождает исступленный восторг.

43. Мурчха кумбхака (170)
Задержите дыхание после полного вдоха, выполняя джаландхара бандху, выдохните. Это – мурчха кумбхака, приносящая приятное умственное оцепенение.

44. Плавини кумбхака (171)
После полного вдоха и принятия джаландхара-бандхи, лягте на воду удерживаясь на плаву. Это – плавини кумбхака.

45. Сванга шринкхала (176-178)
Выполните вдох следующий за задержкой и вновь попытайтесь вдыхать и задерживать дыхание неоднократно, пока не истощится вакуум.
Затем следует выполнять пураку за пуракой.
Подобным образом выполняется задержка дыхания до предела возможностей, перед выдохом.
Выполните выдох и задержите дыхание, повторяя выдох и задержку вновь и вновь, следуя указаниям Гуру. Эта кумбхака не выполняется без хамса-ведхи.

46. Кумбхантара шринкхала (183)
Кумбхака следующая за кумбхакой, в соответствии с наставлением Гуру, называется кумбхака шринкхала.

47. Дживачала (184-185)
Во время кумбхаки необходимо активировать прана-вайю, направляя ее вверх и вниз.

48. Шаданга кумбхака (187)
Мулабандха, пурака, джаландхара-бандха, кумбхака, уддьяна и речака – шесть компонентов шаданга-кумбхаки, провозглашенной Шамбху.

49. Камала кумбхака (189)
Вдохните через сурья-нади, а затем задержите дыхание и выдохните через чандра-нади. Это называется камала кумбхакой. Она подобна сурья-бхедана кумбхаке.
50. Кумуда кумбхака (190)
Вдохните через левую ноздрю, затем задержите дыхание и выдохните через обе ноздри.

51. Крама-нетра кумбхака (191)
Быстро выдохните через правую ноздрю. Задержите дыхание, а затем вдохните через левую ноздрю. После, задержите дыхание, выдохните в той же последовательности (крама). Кумбхаку так же можно выполнять в обратном порядке (вьюткрама).

52. Нетра-кумбхака (191)
Вдохните через правую ноздрю, сделайте задержку. Вновь вдохните через левую, задержите дыхание с усилием и выдохните в такой же последовательности. Эта кумбхака известна как нетра кумбхака и может выполняться как в одном порядке (крама), так и в другом (вьюткрама).

 53. Тринетра кумбхака (192)
Вдохните быстро через левую ноздрю и задержите дыхание, затем выдохните через правую ноздрю и повторите задержку. Далее вдохните через обе ноздри, совершив задержку перед выдохом. Это зовется три-нетра-кумбхакой после Шивы (три-нетра – синоним Шивы).

54. Тришула-кумбхака (193)
Постепенно вдохните через нос и рот, задержите дыхание перед выдохом.

55. Эка-меру кумбхака (206)
Когда увеличивается время кумбхаки, благодаря пониманию внутренних и внешних перемещений праны или установленному числу матр или дыханий, или посредством преданности Богу, она называется эка-меру.

56. Дви-меру кумбхака (207)
С увеличением пураки она становится дви-меру кумбхакой.

57. Три-меру кумбхака (207)
С увеличением речаки она становится три-меру кумбхакой.

58. Гхати-бандха кумбхака. (211)
Сделайте песочные часы из меди и используйте их для измерения времени.
Отдельно от кумбхак, упомянутых в КП, было найдено описание некоторые кумбхак в других текстах. Они описаны здесь для пользы читателей.

59. Калагни кумбхака (ХСЧ – хатха-санкета-чандрика)
Прана имеет тенденцию двигаться наружу. Когда это стремление предотвращается и пране, при помощи задержки дыхания  не позволяется выходить, это называют калагни кумбхакой.

60. Нада кумбхака или ламба гуру пранаяма (ХСЧ)
Сядьте прямо в падмасане. Глубоко вдохните и произнесите звук «ОМ» низким тоном, растягивая на выдохе так, чтобы ощущать подъем из пупа, получать вибрации из сердца и горла и достичь брахма-рандхры. Повторите этот процесс несколько раз для продления кумбхаки.

61. Уткранти-пранаяма (ХТК – хатха-таттва-хаумуди, гл.53)
Во время сознательного оставления тела, йог принимает вирасану и вдыхает через левую ноздрю. Он тянет прану наряду с атмой вверх через сушумну.
62. Вама-гати или вартма-гати кумбхака (ХСЧ, ХТК –X.28)
Вдохните через обе ноздри и после задержите дыхание надлежащим образом, выдохните через обе ноздри. Это называется вама-гати кумбхака.
То же самое описано как вартма-гати кумбхака в ХТК.

63. Бхуджанги-карана кумбхака (ХР-II.32 – хатха-ратнавали)
Заглотните воздух горлом, а затем задержите дыхание, вытолкните воздух через горло. Это – бхуджанги карана.

64. Бхуянгама-кумбхака (ЙП-V.487-490 – йога прадипика)
Примите вирасану. Слегка поднимите язык и выведите его наружу. Затем вдохните, задержите дыхание как возможно и выдохните через язык. Добавьте все бандхи. Направьте пристальный взгляд на кончик носа. Такова бхуянгама кумбхака.

65. Тратака кумбхака (ЙП – V.491-493)
Примите бхадрасану. Поверните язык вверх. Вдохните через нос, задержите дыхание и выдохните через нос. Выполните все бандхи. Такова тратака-кумбхака, которая ведет к очищению нади.

66. Кантхи-ветали кумбхака (ЙП – V.494-498)
Выполните ардха-сиддхасану, поместив левую пятку под анус, а правую ногу на левое бедро. Затем следует вдох и задержка дыхания в горле, выдох через нос.
Эта кантхи-ветали-кумбхака должна практиковаться летом. После шести месяцев практики все нади очистятся.

67. Бхоралика (ЙП – V.477-481)
Примите баддха-падмасану. Наберите воздух через пуп во время произнесения звука черной пчелы. Не закрывайте нос. Повторите это несколько раз. Это похоже с бхрамари.

68. Кевали-кумбхака (ГШ - горакша-шатака)
Вдохните оздух через обе ноздри и задержите дыхание. Мысленно повторяйте мантру «сохам»  в течение 15 мин. Перед выдохом.

69. Шуньяка-кумбхака (СП XII.22-24 – саура-пурана)
После выдоха задержите дыхание не делая вдоха. Созерцайте луну внутри и поглощайте нектар, текущий из нее.

70. Кевала-кумбхака (задержка дыхания независимо от вдоха или выдоха)
Когда происходит непреднамеренная задержка дыхания, без предшествующего вдоха или выдоха, это зовется кевала-кумбхака. Другие синонимы – стамбха-вритти, сангхатта-карана, шанта и сама.
« Последнее редактирование: Декабрь 31, 2007, 16:40:36 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #43 : Январь 24, 2008, 03:45:26 »

Вы не против, если я "сошью" оба перевода вместе и выставлю у себя статьёй на сайте с ссылкой на Вас?
 Форумы вещь эфемерная, жалко если потеряется, а в обсуждениях иногда надо ссылаться на конкретные тексты. Кстати, почти весь мой сайт возник почти, как документальное подтверждение некоторых обсуждений на форумах которые уже исчезли из виртуального пространства...
 Меня несколько удивляет почему Вы не делаете того же.
 Например, не составили на вашем Вебсайт, что-то вроде раздела "Часто задоваемые вопросы" или переводы материалов по теме (всё равно ж воруют с форума без указания источника...).
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #44 : Февраль 02, 2008, 08:58:58 »

Пранам!
  Конечно, Сурадж, Вы можете выложить переводы у себя на сайте.
Идею о том, чтобы составить список часто задаваемых вопросов, нахожу весьма разумной, очевидно так и сделаю. С тем, что информацию с форума тырят, выдавая за свою, мы уже свыклись. Но если информацию используют друзья и единомышленники, в адекватности которых я не сомневаюсь, то это нормально.
   Долго не отвечал , т.к. были в местах, похожих на «средневековье». Встретили немало интересного, например, реальных представителей парампары Санкхьи, пообщались с Камлакаром Мишрой. Думаю, ещё напишу постинги о том, как прошла поездка в Индию. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.