Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Как делать пранаяму?  (Прочитано 44233 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Как делать пранаяму?
« : Сентябрь 03, 2007, 19:27:59 »

Уважаемый Гуру Матсьендранатх!
Вы не могли бы рассказать о том, что такое пранаяма. Почему в Xатха-йога прадипике, Гхеранда-самхите, говорится о разных видах задержек дыхания? Я слышал что все тe, ктo преподают в Москве пранаяму, дают в основном общyю информацию из книг бихарской школы или Шивананды. Мне говорили, что Вы практиковали много нади-шоддхана пранаяму, могли бы Вы рассказать, стоит ли с неe начинать?
Спасибо.
С уважением
в.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #1 : Сентябрь 07, 2007, 01:25:03 »

Адеш!
  Пранаяма подразделяется на две разновидности: сахита-кумбхака и кевали-кумбхака. До них необходимо практиковать капалабхати, анулома-вилома и нади-шодхана пранаямы, предназначенные для очищения энергетических каналов нади.  А так же, самое важное - освоить полное дыхание, ведь полное дыхание начинается с живота, и во многих системах, где присутствует работа с дыханием, например даосcкие практики, особенно важно именно дыхание животом. При этом в полном дыхании как вдох (пурака), так и выдох (речака) начинаются с живота. Вы можете заметить, что когда дышите животом, то это определенным образом сказывается и на теле, и на вашем сознании, тело становится более раскрепощенным и ум также становится более открытым. Это тот самый момент, который объединяет йогические и китайские дыхательные методы, и он базовый в обоих системах. Полное дыхание используется практически во всех видах пранаямы, во всех сахита-кумбхаках, только в кевали живот не задействован, потому что кевали предназначена для высших разделов хатха и раджа-йоги. Похожие техники есть в практиках Кашмирского Шиваизма, например, в Виджняна-бхайрaва тантре для обретения состояния Бхайравы рекомендуется осознавать промежутки между вдохом и выдохом, так что дыхание постепенно смолкает, практически останавливается. Итак, сначала необходимо очищение нади посредством капалабхати, как очистительной крии и пранаямы, далее анулома-вилома и нади-шоддхана. В анулома-виломе вы просто делаете попеременные вдохи и выдохи без задержки. Что касается нади-шоддханы, то она отличается от анулома-виломы тем, что в ней присутствует небольшая задержка дыхания. 
  Действительно, как Вам и сказали, у меня богатый опыт в практике этой техники, я ее выполнял очень много и получил желаемый результат, но я не рекомендую делать другим такого рода вещи, особенно, если у вас нет Гуру, который именно Вам дал такую рекомендацию. Традиционные тексты натхов рекомендуют делать эту пранаяму по четыре раза в день, постепенно доведя до 320 раз в течение дня. Многие Гуру говорят, что для пробуждения Кундалини, дойдя до пропорции превышающей 12-48-24 и практикуя четыре раза в день по 80 кумбхак, за 6 месяцев вы подготовите свое энергетическое состояние к пробуждению Кундалини-шакти. Но не стоит забывать и о том, что многие тексты были написаны для йогинов, которые практически не контактируют с социумом и полностью утвердились в Яме Нияме, они готовы к такого рода садхане. Для простого человека практика может растянуться на несколько лет, но она также должна быть регулярной, и тогда примерно через 3 месяца вы почувствуете легкость в теле, ум станет более чистым и сосредоточенным. Я рекомендую осваивать нади-шоддхану, начиная с 5 раз, постепенно увеличивая и количество повторений и время пропорций, никогда не нужно в сахита-пранаямах форсировать вдохи или выдохи.  Далее можно постепенно переходить к таким пранаямам как удджаи, сурья-бхеда и т.д., они устраняют дисбаланс в дошах и поэтому вылечивают многие болезни. Например, удджаи уменьшает доминирование капхи, сурья-бхеда - ваты, шитали (ситали) и ситкари полезны при увеличении питты. Бхастрика уравновешивает все доши, она действует на саману-вайю, которая уравновешивает прану и апану. В области саманы находится набхи, и так как бхастрика воздействует на этот центр, то она способствует пробуждению Кундалини-шакти. Мурчха-пранаяма полезна для медитации, бхрамари - для успокоения нервной системы, а так же способствует более качественной дхьяне. Шитали и ситкари очищают кровь, йоги считают, что при регулярной практике этих пранаям даже яды не причинят вам вреда, эту пранаяму рекомендуется делать летом. Сурья-бхеду же полезно делать в зимний сезон. В принципе, все пранаямы делятся на две взаимодополняемые разновидности, но у них одна главная задача - очистить Нади и подготовить ум и чувства к качественной медитации. Обычно в пранаямах не сразу используются бандхи или мудры, а, как правило, перед тем, как они постепенно начинают включаться в практику пранаямы проходит 2-3 года. Иногда, уже при отдельной практике мудр, используются некоторые виды пранаям, или же может в некоторых мудрах использоваться кевали-кумбхака, например, при кхечари. Это зависит от конкретного Гуру и ученика.
  Пранаяма - важнейшая часть садханы, так как она соединяет бахиранга и антаранга-йогу. Даже в тантре используется пранаяма, например, часто в ритуалах для очищения выполняют нади-шодхану пранаяму, это пранаяма используется как у тантриков так и у йогинов. Есть много различных сакральных трактовок процессов вдоха, выдоха и задержки, и того, как они связаны с различными пранами. Здесь очень много своих тонкостей, и их все невозможно объяснить человеку, который никогда не практиковал. Иногда для адепта, который прошел интенсивную садхану или практиковал много лет, оказывается очень сложным объяснить обычному любителю йоги многие процессы, происходящие при контроле праны. Поэтому пранаяме, в ее широком смысле и полноценном предназначении, может обучать только Гуру, а не инструктор. Конечно, не удивительно, что кто-то может преподать азы, взятые из книг, но которые он сам освоил только частично, и это может быть полезным скорее в качестве ознакомительной части, но именно как практика пранаяма возможна только под руководством настоящего мастера, который дает теорию в соответствии со стадией садханы ученика. Теория и практика должны всегда идти совместно, потому что они устраняют крайности друг в друге, теория корректирует практику и наоборот. Что-то я могу осветить здесь, на форуме, и какие-то методы Вы можете освоить у инструкторов, если эти преподаватели так же корректируются своим Гуру, а Гуру, в свою очередь, - аутентичной традицией. Сейчас очень много самых различных учителей, которые заводят глубоко в свои эзотерические дебри, они не связаны с аутентичной йогой и могут просто прочитав какие-то книги, придумать разные техники и свои собственные принципы. Конечно, все они хороши и интересны, но только для тех, кто в йоге экспериментирует, а не следует йоге как пути. Поэтому, ищите или учеников Гуру, которые обучают, или же самого Гуру, у которого сможете учиться.   
« Последнее редактирование: Сентябрь 07, 2007, 11:19:04 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #2 : Сентябрь 07, 2007, 11:26:23 »

Адеш, Гуру джи!
Спасибо Вам большое, очень полезная информация.
Записан

morning light

  • *
  • Сообщений: 119
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #3 : Октябрь 25, 2007, 01:51:28 »

Yogi Matsyendranatha, Здравствуйте!
Не могли бы Вы конкретно расписать последовательность и саму методику этих дыхательных упражнений?
Напишите, пожалуйста в какой последовательности выполнять пранаямы. Вот Вы написали, что бхастрику-пранаяма поднимает Кундалини, а я вот на сайте одной из школ прочитал, что данную технику надо практиковать после пробуждения Кундалини, дабы развязать 3 узла.
Поэтому прошу Вас расписать чётко всю последовательность самих упражнений.
Далее, техника самого упражнения.
Как дышать, как производить вдох-выдох, что при этом визуализировать?
Какого цвета должен быть представляемый поток воздуха? Как представлять чакру, куда нужно тянуть прану? С открытыми глазами или нет, должен ли рот быть закрытым или нет, в каком положении должен быть язык и прочее?
Объясните, что есть 16:45:34 (произвольный порядок)? Как я понимаю, это соотношения вдоха к задержке дыхания и задержки дыхания к выдоху? Как это отсчитывать? Чему равна единица измерения?
Что есть "глубина дыхания в пальцах"?
Я и сам бы мог найти эту информацию из 4-5-ти различных источников, но есть два "но".
Во-первых, эти источники - книги, а любое писание мертво.
Во-вторых, это займет время, что при нашей жизни немаловажно.
Ну, и наконец, хотелось бы получить информацию от реального носителя информации, Вы ведь так себя позиционируете?
Если Вы по каким-либо причинам не можете/не хотите отвечать, уточните, пожалуйста, причины.
Спасибо.

P.S.:А где можно найти информацию о шитали и ситкари? И в какое время нужно делать пранаяму?
Что такое "Адеш"?  :05:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #4 : Октябрь 25, 2007, 02:44:12 »

Адеш!
Я завтра постараюсь ответить, вопросы хорошие на самом то деле и очень даже в тему.  Здесь много сейчас тем открылось, у нас тут поздно, времени нет, отвечу завтра подробно на каждую тему. Любая кумбхака может в принципе пробудить Кундалини, а не только бхастрика, пробуждение происходит скорее через использование бандх и мудр. Но до этого необходимо сначало очистить нади регулярной садханой. Завтра расскажу подробней то, как я предлагаю это сделать.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 183
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #5 : Октябрь 25, 2007, 09:24:23 »

Цитировать
Как представлять чакру, куда нужно тянуть прану? С открытыми глазами или нет, должен ли рот быть закрытым или нет, в каком положении должен быть язык и прочее?

Сапрема намаскар!

Надеюсь, если я "внесу свою лепту", morning light не огорчится. "Я конечно не волшебник, а только учусь..."

Вот Вы написали, что бхастрику-пранаяма поднимает Кундалини, а я вот на сайте одной из школ прочитал, что данную технику надо практиковать после пробуждения Кундалини, дабы развязать 3 узла.

В йогических, и если не ошибаюсь тантрических текстах, ну и наверняка в интернетном пространстве пишется, что три грантхи (3 узла) "развязываются" именно при пробуждении Кундалини, когда она поднимается по чакрам вверх. Кундалини, разрушает, если можно так сказать то, что встречается на ее пути, достигая той или иной чакры. При преодолении каждой их грантх, йогин обретает связанные с ней сиддхи. Перечислять, в какой чакре находятся узлы не буду, т.к. разные системы по-разному описывают их местоположение.

Цитировать
Какого цвета должен быть представляемый поток воздуха? Как представлять чакру, куда нужно тянуть прану? С открытыми глазами или нет, должен ли рот быть закрытым или нет, в каком положении должен быть язык и прочее?

Возможно на начальном этапе более полезно слушать ощущения, а не проецировать мысленные образы. Соответственно и прану тянуть тогда, когда ее уже научились чувствовать. А открытым должен быть рот или закрытым - зависит от конкретной пранаямы. Язык рекомендуют держать так, чтобы его кончик упирался в нёбо над зубами.

Цитировать
Объясните, что есть 16:45:34 (произвольный порядок)? Как я понимаю, это соотношения вдоха к задержке дыхания и задержки дыхания к выдоху? Как это отсчитывать? Чему равна еденица измерения?

А откуда вы взяли эти цифры? В постинге Шри Матсьендранатха указаны пропорции 12:48:24 (1:4:2),  т.е. вдох на 12 счетов, задержка в 4 раза дольше, а выдох в 2 раза дольше времени вдоха. Как мерило используют удары пульса.

Цитировать
P.S.:А где можно найти информацию о шитали и ситкари? И в какое время нужно делать пранаяму?

Здесь в одной из тем, уже приводилось описание выполнения этих пранаям, можете поискать через функцию "поиск". Пранаяму рекомендуют делать в утреннее время, как правило в часы, когда активен канал легких с 3 до 5 часов утра. А вообще, рекомендации по выполнению пранаям могут быть разными, это зависит от многих факторов.
Конечно есть и общие рекомендации:
- выполнять нужно пранаяму на пустой желудок, или по истечении 4 часов после принятия пищи,
- в зимнее время не рекомендуют выполнять охлаждающие пранаямы (к ним относятся шитали и ситкари), а в летнее  - увеличивающие жар (например сурья-бхеда пранаяма),
- перед выполнением пранаямы необходимо сделать полный выдох, освободить максимально легкие и т.д.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #6 : Октябрь 26, 2007, 00:13:16 »

Адеш!
Почему натхи говорят «Адеш»? В мире постоянно происходят изменения по воле Свыше, в нем все меняется и развивается, в том числе и те,  кто себя посвятили йогической садхане. Они стремятся достичь равновесия (самарасатвы), только в таком случае к человеку может прийти осознание многих явлений мира. Когда встречаются два йогина, они говорят друг другу «Адеш», что напоминает  о взаимном уважении друг к другу, потому что каждый есть проявление Абсолюта. В Индии традиционно именно у натхов так сложилось, что они приветствуют друг друга словом «Адеш». Особенно «Адеш» принято говорить при встрече Гуру или того, кто достиг большей реализации в йоге, чем Вы сами. Кундалини - это мощная сила, может быть даже и посильнее атомной бомбы, тексты говорят, что йогин может создавать и разрушать вселенные. Единственное, йогин отличается этикой и здравым рассудком от обычного человека, тем, что он не станет в мир привносить ненужного хаоса. Знание - это все-таки сила и как она будет применена, зависит от очень многих вещей. Но я предлагаю разобраться  в том, что в книгах недостаточно понятно разъясняется, несмотря на то, что термины у всех на слуху и затасканы, а ясности нет.
« Последнее редактирование: Октябрь 26, 2007, 10:49:10 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #7 : Октябрь 26, 2007, 00:14:35 »

Верно было замечено, что в России нет нормальных людей, которые способны многое разъяснить в плане йоги. Когда я приехал из Индии и ко мне на занятия пришли люди, инструктора разных йога-центров, то про те же грантхи никто ничего ясного сказать так и не смог. Одни говорили цитатами из книг, правильно и довольно академично, но как все это применить они не знали; другие вообще все упрощали до уровня физкультуры - делать надо по нескольку тысяч раз, а понимание само придет. Если у «тантриков» хоть какое-то есть эксклюзивное видение энергоструктуры человека и хоть какие-то знания, то у «йогов» с этим ситуация куда более тяжелая. У них с джняной большие проблемы. Третьи  - это разношерстные эзотерики, которые грантхи соотносят кто с чем, с даньтянями, сефиротами, тигельными печами, со всем, что только позволяет их фантазия. В общем, я не буду лезть в эти дебри, ибо толку от этого всего мало, а объясню простым и общедоступным языком как все это работает.
   Дело в том, что понятия чакр, нади, грантх, кундалини и т.д. появились в тантризме и шактийских традициях. В связи с тем, что тантра очень многолика, трактовок чакр и нади тоже очень много, и здесь не стоит подходить категорично к тому, какие чакры правильные, а какие не очень. Чтобы все это понять на уровне академизма, жизни не хватит, поэтому нужно лишь понять самое основное и тогда все сразу станет на свои места. Сами тексты тантр утверждают, что они как откровения были даны людям  в кали-югу, а в другие юги были предписаны веды, упанишады, пураны. Конечно, архетипы подобные грантхам и чакрам существовали и в те времена, но они были иными, а также нам сложно сейчас говорить о том какая была йога. Йога натхов была и тогда, есть примерное её описание, но в практическом плане важнее то, что тексты натхов рекомендуют делать на данный момент времени. Некоторые брахманические системы, которые синтезируют ведизм и тантризм, грантхи, к примеру, соотносят с понятиями огня, солнца и луны, которые играли важную роль и в ведизме. А так же существует взаимосвязь метафизических понятий огня, солнца и луны с теджасом, праной и оджасом, с тремя дошами, тремя гунами, тремя шакти: Крийя, Джняна и Иччха. Более подробное изложение этих вещей вы найдете в Шри Видье и других Шактийских системах. В Шри Видье, как и у Натхов, утверждается, что есть несколько Кундалини-шакти Агни-кундалини, Сурья-кундалини, Сома-кундалини, иногда говорится о большем количестве, четырех, пяти, восьми и т.д. Давайте все-таки разберемся, почему. Три Кундалини ещё соотносят с нисходящей милостью Ануграха или верхней Урдхва-кундалини, с восходящей Кула-кундалини, локализованной внизу  в «канде», её так же называют Адхо-кундалини, и с средней Мадхьяма-кундалини, как правило, её соотносят с пространством  на уровне пупка (набхи) или груди. Три кольца Кундалини - это также состояния бодрствования, сна и глубокого сна, трех тел стхула, сукшма и карана-шарира. Но так как одни системы говорят ещё о четвертом или пятом состоянии, то появляется Пара-кундалини, связанная с состоянием сознания в самадхи (турьи) или мокши (турьятиты) и т.д. Кундалини - это творящая сила Брахмана и, в виде Мула-пракрити, Кундалини разворачивает все творение вселенной, а также множества микрокосмов. Одно из главных её качеств  - «Пурната» (полнота) или многообразие, она подобна разворачивающейся точке бинду, проявляет кольца, подобно кругам на воде образующиеся при падении в воду камня. У натхов, дхуни (священное место огненных жертвоприношений) также круглая - символ пурнаты, кундалы в ушах - символ Шакти и Пурнаты. Итак, Кундалини творит пять элементов, потому в некоторых текстах натхов вы встретите упоминание о Кундалини, свернутой в пять колец, в некоторых говорится о восьми, что означает пять махабхут плюс манас, ахамкару и махататтву. Я могу и дальше продолжать перечислять все это, но Вам от этого, думаю, ясности не прибавится. Поэтому,  перейду к другим понятиям, чакрам и грантхам. Чакра означает круг, колесо. Кундалини-шакти, как я уже говорил, является Пурнатой, это сила Абсолюта, который творит посредством логоса или Шабда-брахмана. Пустое пространство, эфир, акаша, кха, вьома, антарикша, набхи (синонимов может быть множество) - самый тонкий из элементов. Посредством силы времени, пространство искривляется и превращается в форму. Любая материя и форма это не что иное, как пространство или, скажем иначе, она состоит из разных мерностей пространств. Звук, дхвани, способен равномерно распространяться,  поэтому в ритуалах обычно и идет речь о десяти сторонах света. Звук, как и свет, распространяется во все точки пространства равномерно. Звук самый тонкий носитель информации, вот Вам конкретный пример, представьте, что я нахожусь в отдельной комнате и  произвожу какое-либо действие, например, готовлю еду, если пространство будет плотно изолированным от Вас, сможете Вы узнать что я делаю? Больше вероятности что нет. Запах не пройдет сквозь плотную стену, вкус тоже, увидеть вы не сможете, так как свет не проникает, осязать вы не сможете, потому что поток воздуха тоже не пройдет. Но если я вам громко скажу что-то, то звук может проникнуть даже через стену, потому что он очень тонкий и способен распространяться потоком нады в пространстве. Звук может передать мысль, я могу Вас окликнуть: «Идите есть, еда готова»  и вы услышите. Так вот, звук - это то, что мысль - «ман» распространяет, доносит  - «тра». Звук расширяет сознание, потому мантры у нас ассоциируются со звуковой вибрацией. Но, на самом деле, мантра это не только звук, но и сознание, об этом говорит Шива-сутра и другие тантрические тексты. Мантра - это сила сознания Чити-шакти, однако не только проявляющаяся через звук и пространство, но и все другие элементы, поэтому мантра - это проводник силы сознания, а не просто одна звуковая вибрация. Просто элемент звука и пространства наиболее быстро могут расширять наше сознание, поэтому тантрики  особое значение придают мантрам, а так же янтрам. Это большая тема, по которой, как говорит уважаемый Сурадж, можно писать диссертацию, но нам нужно понять в первую очередь то, что нужно для нашей йога-садханы.
   Мантры могут начинаться на «Ом» - ведические, или же паураника-мантры в виде «намы» (имя), классический пример пуранической мантры  - вайшнавская махамантра «Хари Рама, Хари Кришна» или тантрическая в виде биджа-мантр, например, "АиМ ХрИМ, КлИМ, ШрИМ". У Натхов используются все выше упомянутые плюс ещё базовые шабар-мантры, которые не всегда опираются на буквы санскрита, шабар-мантры могут быть составлены на разных языках. В Ведах, Абсолют почитался в основном огненной яджной, пураническое почитание - это поклонение мурти Божества, а тантрическое  – это янтра. Янтра - это устройство в виде символических геометрических фигур, которые образуются из центральной точки бинду, эти фигуры символизируют разные энергии Абсолюта, равно как и семенные слоги «биджи», только опытный тантрик понимает их скрытый смысл. Одна «биджа» может иметь разные значения и, как правило, все определяется по общей сумме слогов мантры. Кундалини-шакти - это спираль, круг «кундала», сила, локализованная в чакрах, которые тоже имеют круглую форму. Каждая чакра - символ творения в виде лепестков или каналов, расходящихся в разные стороны. Тантрические тексты говорят о том, что это Матрики или женские Божества, Йогини, что они так же Кула-кундалини. Кундалини - это энергия звука в виде творящих, формирующих реальность биджа-мантр. Тогда, что же такое так называемые узлы «грантхи» и почему они «мешают» пробуждению и подъему Кундалини-шакти вверх к  Шиве, как безграничному океану сознания? Вот это многие йогины понять не могут, даже те, кто очень, казалось бы, образованы и много читали  классических текстов по йоге и тантре. Понять - значит обрести мудрость и соответственно избавиться от невежества. Многим нужно пройти через самые разные воплощения, получить чистое знание и большой жизненный опыт. Только тогда грантхи для них развяжутся, и карма для йогина ни будет ни белой, ни черной. Каула-джняна нирная говорит о том, что каулик поедает мясо всех живых существ, но невежды так и не поняли, что не физическим ртом нужно жрать мясо, как они и делают, с таким виденьем Тантры можно прийти только в миры Адов. Поедает сознание все тела и объекты мира, сознание Шивы, которое проявляется через сознание Йогина. Тогда Ваше сознание поглощает все остальные, и для Вас больше нет противоречий, вызванных различными истинами. Грантхи - это пересечения нади (каналов), и в чем же опасность, спросите Вы, почему Кундалини не пробуждается. Почему болеет, стареет и умирает тело, хотя вроде бы все правильно делаем, занимаемся упражнениями? Потому что человек имеет проблемы из-за кармы и узлы - это  кармическое виденье. Плоха ли карма сама по себе? У меня есть одна ученица, она автор многих книг,  и по образованию (коих у неё несколько) – философ. Мы с ней дискутировали на тему кармы, но вроде бы победила истина. Речь шла о том, что такое карма, я утверждал, что не всегда одно и тоже действие ведет к одинаковым результатам, пример - Равана, он совершал одни и те же действия, но в одном из учений - он Бхагаван Шива, а в другом, - асур, на это есть разные трактовки Рамаяны. Может быть, это ещё и не совсем удачный пример, например, солдат убивает на войне, его страна эти действия называет героическими, а его считает защитником отечества, другая страна в нем видит убийцу и нехорошего персонажа, как закончится ситуация? Тот, чьи действия будут резонировать под более высокие энергии, очевидно победит. На чьей стороне больше Абсолютности и осознанности, что неразделимо, тот и победит. Поэтому, подъем Кундалини - это борьба за уровень осознанности. Представьте себе, что Вы царь и у вас крупное государство, если Вы не будете видеть то, что в нем происходит в целом, там может произойти все что угодно: революции, перевороты, ибо партии или мафиозные структуры начнут все строить под себя, каждый на теле государства стремится стать раковой опухолью. Вы скажете они плохие люди? Нет, они могут жить в мире и гармонии. Если все будет совершаться в согласии и будут учитываться интересы друг друга, то что произойдет? Правильно, страна станет процветающей.  Поэтому, если Вы уберете негативную трактовку Майи и посмотрите  на то, как трактуют в Индии многие традиции, то увидите, что Майя не является исключительно иллюзией. Да, она иллюзия, но, она же и Маха-видья. Грантхи - это узлы, где пересекаются нади или матрика. Эта Шакти невежду вводит в «сансара-чакру» и оковы «бандхана», но она - средство освобождения для настоящего йогина. Тексты говорят, что Богиня свернута в три с половиной оборота в «канде», а, когда она распрямляется, для йогина больше нет рождения и смерти. Тогда она пронизывает все три грантхи и наслаждается экстазом кайвальянанда с Шивой. Что значит распрямляется или пронизывает  (бхедана)? Вы можете говорить как угодно - пронизывает, раскрывает, распрямляет, структурирует, гармонизирует, ведет к одному вкусу и т.д., речь идет об одном и том же состоянии. Я уже говорил, что грантхи  - это три разные силы Божества и что их сколько угодно. В мире столько войн за разные истины, одни поклоняются одному Божеству, другие - другому, кто-то патриот одной страны, кто-то - другой,  кто-то привержен одной традиции, кто-то - другой, третьи вообще против традиции и гнут свою политику, создавая свои учения; христиане против язычников, мусульмане против христиан, те- против буддистов. В мире столько помрачений. Но они нужны - это игра Шакти, игра Кундалини. Если вы поведетесь на что-то из всех тех систем, которые я перечислил и которые упустил, вы обрастете кармой, вас ждет новое рождение. Нет, не подумайте что я говорю о том, что религии не истинные, они двоякие, все зависит от того, как вы их видите. Когда в многообразии Пурнаты Вы увидите единство, то Ваша «свернутая» Кундалини «выпрямится». Выпрямится «кривое сознание», мир не будет больше ни плохим, со всеми его «скоплениями» и «узлами», ни хорошим,  он станет для вас просто таким, какой он есть. Когда сознание расширяется  и все собой охватывает, то, даже при наличии кармы, у вас нет кармы и вы - дживан-мукта. Все многообразие мира не вводит вас больше в заблуждение, вы не принимаете чью-то сторону и из этого многообразия вместо яда вы получаете нектар. Не то чтобы яд исчез, просто вы его используете как лекарство. Иногда меня всякие шизотерики спрашивают, до какого уровня я поднял Кундалини? Прошел ли я через орла? Утратил ли человеческую форму? Просветленный ли? Маг или не маг? Черный или белый? На каком уровне просветления? Но нет магов ни белых, ни черных, есть маги и есть не маги. Нет уровней в поднятии Кундалини, или ты её пробудил, или нет. Если вы кого-то пробудили на две секунды, а он опять уснул, пробудили ли Вы его на самом деле? Тоже самое и с Кундалини.  Частичное пробуждение может проявляться как угодно, вы приоткрыли глаза, что-то мельком увидели и опять закрыли, продолжая спать. В мире это может выглядеть, например, так, Вы стали практиковать по какой-то системе и она вас слегка пробудила, но потом вас «накрыла» гордыня и вы забросили свое развитие. Всех уловок Махамайи невозможно перечислить, она больше, чем этот форум или комната, пропахшая благовониями, где мы привыкли стелить коврики для йоги. Но, выходя из дома, мы начинаем вести другую, уже «реальную» для нас жизнь. Поэтому, пусть ответ каждый ищет самостоятельно, я не могу ни за кого пройти его путь. Но надеюсь, что кому-то я смогу дать небольшие подсказки и помочь в его самостоятельном пробуждении.
    Что из себя представляет моя система практики? В теме «Обучения у натховских наставников» я чуть позже опишу то, чему они меня учили, я сделал экстракт из этих знаний. Сразу хочу Вам сказать, что у меня свой метод, который могу описать на форуме лишь в общих чертах, и который Вы вряд ли где-то ещё встретите. Основа метода  классическая, соответствует тому, чему учат в нашей сампрадае, я ничего от себя не выдумывал, а просто поменял кое-что местами, учитывая западное сознание, и не только западное, но и планетарное, я считаю, что йога не является достоянием тех, кто обязательно живет на территории Индии.  Если йога ведет к мокше, то она должна учитывать все сразу. Коротко расскажу, хотя, конечно, нужно показывать схемы асан и многое другое, но есть главные принципы моей системы, которые вы сможете понять, прочтя это здесь, на форуме. Кое-что я даже позаимствовал из корейских систем, саму идею, потому что у натхов все-таки другая трактовка анатомии тонкого тела, макро и микро-космов.
« Последнее редактирование: Октябрь 26, 2007, 11:15:48 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #8 : Октябрь 26, 2007, 00:15:51 »

Итак, есть три грантхи, про которые я говорил. Это три сезона года по западной системе, по индийской их шесть + седьмой, который их интегрирует. Собственно, это чакры. Каждая чакра содержит в себе таттвы, а грубые таттвы в чакрах – это ничто иное, как материализованный свет солнечной энергии. Когда натхи делают ритуал «хомы», они читают после стхапана-мантры (установление наваграх, калаши и самой дхуни в земле) «сурья-гаятри». Потому что земля, которую изображают в Индии желтой, есть ничто иное, как сила солнца. Любая плотная материя - это, на самом деле, энергия со своими излучениями. Поэтому каждый элемент в чакрах обладает своими таттвическими лучами, такая трактовка чакр и таттв есть ещё в Шри Видье, где лучи соотносятся с днями в году. Пробуждаясь, Кундалини проходит сквозь чакры, тексты говорят о растворении одного элемента в другом, я сказал бы, что сознание йогина освобождается от грубых представлений о мире. Тексты также повествуют о том, что йогин побеждает время, практикуя кхечари и достигая кевала-кумбхаки.  Время - это Шакти и, при пробуждении Кундалини, йогин интегрирует время двух космосов, его сознание расширяется во времени. Время, по йогическим текстам, связано с грантхами и дыханием, Брахма-грантхи связаны со вдохом,   Вишну - с кумбхакой, а Рудра - с выдохом. Пурака обладает согревающим эффектом, если вы её удлиняете, а речака - охлаждающим. Выдох индийские йоги делают длинней по многим причинам, одна из них то, что в Индии  жаркий климат, плюс речака разрушает инертность в энергоструктуре, недаром при практике удджайи рекомендуют выдыхать через левую ноздрю, удджайи-пранаяма устраняет проблемы капхи.  Первое, что мы учимся делать при освоении правильного дыхания, это дышать плавно и ровно, начиная с низа живота. Горакшанатх и ряд шактийских упанишад говорят также о девяти чакрах, это также связано с процессом дыхания, три нижние чакры отображают остальные верхние. Грубо говоря, если взять три вида энергии - материальную, ментальную и духовную, то она будет представлена в трех нижних чакрах. Физическое тело связано с этими тремя энергиями и они влияют на состояние вашего тела, равно как ментальный и духовный планы отображают физический, так и получается девять чакр. Поэтому, даже такое простое дыхание (полное) на самом деле требует правильного освоения, более того,  просто дыхание животом может быть разным и хотя дыхание животом у нас скорее ассоциируется  с китайскими системами, тем не менее, оно базовое в йоге. С него начинается вдох и выдох, это место локализации канды. Если вы будете дышать низом живота, получите другой эффект, нежели задействуете среднюю часть или верхнюю часть легких. Уже потом  дыхание переходит в верхние отделы легких. Это очень и очень важная вещь. Поверьте, в свое время я долго практиковал нади-шоддхану и в связи с тем, что не учитывал плавность дыхания и его последовательность, заработал проблему с горлом, которую устранил конечно. Лучше не наступать на те же грабли, что и я. Некоторые йогины помногу практикуют пранаяму и я считаю, что если Вы с самого начала не поставите правильно дыхание и не прочувствуете его, то такие «ретриты» могут дорого обойтись.  Первое, что вам нужно освоить - это правильное полное йоговское дыхание и только потом заниматься пропорциональным, увеличивать выдох, делать задержку и т.д.  Полное дыхание вместе с удджайи вы можете осваивать сразу, прямо в асанах.  Сначала предстоит  работа с пуракой и речакой, давайте их разберем. Тексты говорят, что мы 24 часа в сутки повторяем мантру Со-Хам. Так в них говорится о том, что вдох соответствует пране, а выдох - апане, некоторые утверждают обратное и вы даже по неопытности можете запутаться, хотя, на самом деле, противоречий в трактовках нет. Нам надо понять, что такое прана и что такое апана, тогда все станет на свои места. Ещё с незапамятных времен в Индии принято было почитать Прану, причем не просто как жизненную силу, а как Шакти, её так и называют Прана-шакти. Многое, конечно, зависит от контекста системы, понятно, что в аюрведе это понятие могут упрощать, сводя все на уровень физиологии, рассматривать прану с точки зрения медицины. Это все конечно нужно, но это не полное объяснение праны. Йогины и тантрики также делают внутреннюю прана-агнихотру, например, принимая пищу, они представляют, что жертвуют в огонь (джатхарагни) пищу, таким образом, превращая принятие пищи в ритуал. Когда мы делаем вдох и выдох, мы также поглощаем воздух извне и затем выдыхаем его снова наружу. Мы с мантрой Со-Хам жертвуем прану апане на выдохе, и наоборот, на вдохе мы жертвуем апану пране. Таким образом, мы постоянно 24 часа в сутки совершаем яджну. Смотрите, что у нас получается: мы делаем вдох, втягивая воздух через ноздри и его поток движется внутри нас вниз, в самый нижний отдел легких, это и есть нисходящий поток и он ведь внутренний, соответственно, с этой точки зрения вдох - это апана. С другой стороны, так как мы берем воздух извне, то вдох может соотноситься с праной, поэтому в трактовках  Праны и Апаны, в текстах кашмирского шиваизма и натхов, противоречий никаких нет. Ведь втягивание внутрь энергии, по натхам, - свойство прана-вайю, но так как внутри она движется вниз, то в этом смысле она, конечно, апана. Следовательно, тексты одной традиции явления вдоха называют апаной, а тексты другой -  праной, просто смотрят с разных углов зрения. Далее, на выдохе вы производите вывод отработанных веществ наружу, что это как не функция апаны, но на выдохе вы поднимаете воздух из нижнего отдела легких вверх, а что это (поток идущий вверх), как не функция праны. Идем дальше, меня спросили про длину вдоха и выдоха. Йоги отмеряют длину вдоха на 12 ангулей (пальцев) или как в кашмирском шиваизме  - «двадашанта». На «двенадцать пальцев» струя воздуха выходит во вне, и также, когда она поступает внутрь в легкие. Некоторые йоги даже специально перышко зажимают в губах или зеркало, чтобы определить насколько спокойно у них дыхание. Они говорят, что чем спокойней дыхание, тем спокойней ум и тем выше уровень осознанности. Конечно, следить за дыханием непросто, за плавностью вдоха и выдоха, в моей системе это делается во время практики 25 позиций, начиная от сукхасаны, переходя к другим и заканчивая сиддхасаной (положением сиддха). Саму систему таттв нужно более подробно описывать, то, как они связаны друг с другом. Подготовительный комплекс из 25 асан предназначен для снятия спазмов с мышц и для выравнивания дыхания, для  распределения праны в нади. В конце последовательности из асан делается капалабхати, в ней воздействие  идет на область живота и верхние центры, место соединения - «мукта» и «юкта-тривети», на уровне аджны и муладхара-чакры. Далее выполняется анулома-вилома. Собственно, это те дыхательные техники, которые нужно осваивать первыми. Потом, при освоении других асан, параллельно осваиваются ещё кумбхаки, куда так же входит бхастрика, ситали и ситкари. Кумбхака, а так же мудры и бандхи включаются постепенно на более высоких стадиях практики. Чуть позже опишу подробней. Если есть уточняющие вопросы, спрашивайте.     
« Последнее редактирование: Октябрь 26, 2007, 11:30:24 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #9 : Октябрь 26, 2007, 12:38:50 »

Джая Шива Горакшанатх!
Адеш, Гуру джи!
Вы говорили в постинге, что полное дыхание вместе с уджайи можно осваивать в асанах сразу. А какие положения, кроме сиддхасаны подходят для изучения  дыхания животом? Есть ли в нем особенности (техника выполнения)? Какая трактовка системы таттв используется у Натхов и связь их с асанами, хотя этот вопрос наверное, уже не в этот раздел. Хотелось бы побольше узнать от Вас о тонкой анатомии, и связи ее с макрокосмом, это наверное упростило бы понимание действия асан и ритуальных практик?
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #10 : Октябрь 26, 2007, 20:24:17 »

Приветствую!
В "Кумбхака падхати" даётся описание 62 видов Кумбхак-пранаям (причём без всяких пропорций).
  "В ходу" ли среди праткиков вашей линии этот текст или используются какое-то другие источники.
Второй вопрос, каков необходимый минимум техник пранаямы, по вашему мнению, неоходим среднестатистическому практику малых способностей?
Записан

Махешваранатх

  • Гость
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #11 : Октябрь 26, 2007, 23:21:14 »

Адеш!

Сурадж, расскажите, пожалуйста, что это за текст такой? Видел в интернете эту книгу, но текст не выложен, только купить по почте предлагают. Те 62 кумбхаки - это производные (комбинации) общеизвестных 8-ми, или что - то другое, связанное с лунным циклом, например? К какой традиции текст относится? Если у Вас есть, скиньте на мыло, пожалуйста. 
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #12 : Октябрь 27, 2007, 00:20:08 »

Приветствую!

 К какой традиции относится текст я не знаю. В электронном формате текста нет и пока не представляется возможным скопировать.

Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #13 : Октябрь 27, 2007, 00:35:35 »

ОК, я немного отредактировал этот текст, чтобы сделать его более читабельным:


НАУКА ПРАНАЯМЫ
Др. М.Л.Гароти

Отрывок из введения.

Кумбхаки

Короткое описание этих кумбхак следующее:
 
1. Абхьянтара кумбхака (внутренняя задержка дыхания)(28). Удерживание дыхания внутри, после вдоха, является основным свойством абхьянтара кумбхаки. Она имеет различные названия, такие как пурита, пурака, апана, антах и бахьябхьянтара кумбхака. Когда дыхание удерживается в сушумна нади, то она называется антах кумбхака.

2. Бахья кумбхака (внешняя задержка дыхания). Когда дыхание удерживается снаружи после выдоха, то оно называется бахья кумбхака, речита, бахих, прана кумбхака, шуньяка и сарва шуньята.

3. Кевала кумбхака (задержка дыхания безотносительно ко вдоху и выдоху) - когда дыхание автоматически останавливается без предыдущего вдоха или выдоха), то оно называется кевала кумбхака. Другие синонимы: стамбха вритти, сангхатта-карана, шаната и сама. Кумбхаки в общих чертах подразделяются на сахита и кевала. Абхьянтара и бахья кумбхаки подходят под категорию сахита. Все кумбхаки, называемые амеру, как противоположное меру, являются кевала. Сахита кумбхаки подразделяются на агарбха и сагарбха. Агарбха так же называется нигарбха в Гхеранда самхите (ГХ), в которой не используются ни мантры ни медитация. С другой стороны, разновидности сагарбха всегда сопровождаются повторением мантр и каким-либо видом медитации.

4. Чандра кумбхака (41) Дыхание удерживается после вдоха, одновременно применяется мула бандха для стимулирования апана ваю. Это называется чандра кумбхака, приносящая контроль над праной и апаной.

5. Урдхва кумбхака (55) После задержки дыхания, когда практикуется речака, практикующему следует визуализировать луну в основании спины и концентрироваться последовательно на одном месте и затем на следующем, двигаясь вверх вдоль спины.

6. Мрига кумбхака (56) Когда апана удерживается постоянно в заднем районе бёдер, это известно, как мрига кумбхака. это требует использования мулабандхи и концентрации в этом месте.

7.Самана кумбхака (62) когда самана ваю удерживается в районе пупа с концентрацией, то это самана кумбхака. Она помогает в достижении уддияна, возрастании желудочного огня, контроля над голодом и жаждой, быстрого исцеления ран и переломов.

8. Вьяна кумбхака (66) Вдохни глубоко и удерживай дыхание, сжимая всё тело [прим. пер. сокращая мышцы всего тела(?)], с утонченной концентрацией. Это дарует защиту от оружия, воды и ядов. Устраняет болезни и даёт иммунитет против жара и простуды.

9. Критти-шрештха кумбхака (69) Техника состоит в задержке дыхания с последовательной концентрацией на горле, нёбе, межбровье, макушке и удержание её (концентрации) в этих местах.

10. Прадгати кумбхака (70) Всасывание воздуха с громким звуком и затем задержка ,- известны как прадгати кумбхака.

11. Нага кумбхака (78) Практикующему следует проглотить воздух, подобно проглатыванию кусочка риса. Затем, удерживать дыхание до предела с твёрдой джаландара бандхой и исторгнуть воздух из горла. Такова техника нага кумбхаки.
12. Курма кумбхака (79) Когда контролируется моргание глаз и практик становится совершенно непоколебимым, без малейшего движения глаз и тела в целом, то это называется курма кумхака. Это приносит непоколебимость ваю и ума.

13. Крикара кумбхака (80) Когда возникает потребность чихания, практику следует потереть указательный и безымянный палец большим пальцем. Это контролирует чихание и известно как крикара кумбхака.

14. Агни-сома кумбхака (87) Практику следует вдохнуть через правую ноздрю, затем задержать дыхание и выдохнуть через левую ноздрю. Снова вдохнуть через левую ноздрю, и после задержки дыхания в разумных пределах, выдохнуть через правую ноздрю. Это агни-сома кумбхака. Агни соответствует правой ноздре, а сома - левой.

15. Сама кумбхака (99) без выдоха и вдоха, практику следует сосредоточить ум на жизненных центрах, подобно пупу и тому подобное, - это называется сама кумбхака.

16.Шанта кумбхака (90) Когда дыхание удерживается вовне или внутри между двумя жизненными центрами, воображай его присутствие внутри и снаружи ,- это называется шанта кумбхака. Эта практика ведёт к пратьяхаре девяти жизненных центров.

17. Сахита кумбхака (85) Когда кумбхака сопровождается пуракой и речакой, то она называется сахита кумбхака, ведущей к нади-шудхи (очищению нади).

18. Каршака кумбхака (100 - 103). Она состоит из двух: уткаршака и апаракаршака. При уткаршака кумбхака, практику следует держать нос за его основание и практиковать пурака, кумбхака и речака согласно возможностям. При апаракаршака кумбхака, практику следует частично закрыть нос во время пурака и речака. 

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #14 : Октябрь 29, 2007, 16:14:13 »

  Адеш! Наверное, начну с постига Алламанатха.

  Дыхание для нас естественный процесс, с каждым вдохом мы повторяем Со-Хам, «Я есть ОН» т.е. «Я - Абсолют». Когда вам не надо это повторять, наступает переживание Абсолюта, нет никаких усилий. Нет вдоха и нет выдоха.

  До тех пор пока мы разделены с Абсолютом, нам нужны усилия. И все, так или иначе, по своему стремятся вернуться к своему совершенному изначальному состоянию. Каждый делает усилия, до тех пор, пока не будет полностью реализовано недвойственное состояние.  И мантра Со-Хам нам постоянно напоминает о нем. Слово пранаяма состоит из двух значений первое - «прана», второе «аяма».

  «Прана» - это жизнь, активность, трансформация, феноменальность, принцип формы, в ведических текстах прана представлена как Господь всего сущего - Праджапати. Прана происходит от корня pR^i, pR^iNAti и piparti ,что значит наполнять, питать, насыщать, что также связано с pUrNa – «наполненность». Термин «прана» исходит от соединения pra-an+ac, (AnIdavAtaM svadhayA tadakam), что обозначает «наружное дыхание» и prANiti jIvati, что обозначает - дышать должным образом и создавать жизнь. Корень an- «дышать» с суффиксом kvip обозначает того, кто дышит.

   Устанавливая природу праны, мы можем обнаружить, что термин применяется в двух значениях, первое - абстрактный, и другой -  термин физической природы. Как физическое значение  - вайю (ветер), павана, вата и т.д. - синонимы, в то время как в абстрактном значении, он символизирует Брахмана, Высшего; спанда, пульсация; бала, сила; оджас, энергия; удгитха, Саман гимны; и индрия (органы чувств).

   «Аяма» - означает удлинение, увеличение, растягивание, утончение.  Значение, которое мы получаем в итоге  -  слияние принципа формы с бесформенным, движения в недвижимом, множества в едином, энергии с сознанием и т.д. В этой практике, также как и в хатха-йоге, мы энергию используем для раскрытия сознания и, наоборот, посредством сознания увеличиваем свой энергетический уровень.

  Практика удджайи пранаямы так же как и мантра «Со-Хам», может применяться в любой асане. Если Вы будете не спеша в асанах выполнять удджайи, Вы одновременно будете очищать нади, как практикой дыхания, так и асанами. Здесь нужно дыхание регулировать в соответствии с тем, насколько сложна асана.

  Дыхание всегда будет соответствовать тому, насколько у вас очищено тело и нади, чем они чище - тем дыхание будет более плавным и ровным, энергия будет в тонком теле циркулировать плавно. Не будет  сбоев, а на уровне тела - рыхлости, вялости, инертности. Чем больше у Вас доминирует такое состояние, тем больше показателей, что ваши энергетические каналы чистые. 

  Асаны нужно выполнять такие, которые не будут для вас очень дискомфортными, но в тоже время чтобы они оживляли неразвитые группы мышц, снимали напряжение, высвобождая энергию, раскрепощая мышцы. При практике асан энергия высвобождается и распределяется равномерно по всей энергоструктуре.

  Потом, через определенный период времени, когда Ваш общий энергетический потенциал раскроется, вы сможете использовать бандхи и мудры. Т.е., чтобы направить энергию в сушумну необходимо наличие этой энергии.

  Дыхание животом играет фундаментальную роль, потому что во-первых, оно - основа полного йогического дыхания, во-вторых - воздействует на мышцы живота и область Брахма-грантхи, что соответствует физическому уровню. Именно такое соответствие позволяет посредством нижнего дыхания влиять на наше физическое тело и правильную практику асан. При таком правильном дыхании формируется общий релаксационный фон. Конечно какие-то группы мышц слегка напрягаются, но это не перенапряжение, что является важной деталью отличающей йогу от физкультуры. При таком дыхании ум спокоен, а следовательно, при своем естественном гармоничном виде, он все больше и больше ориентирован на состояние пратьяхары. Поэтому, после занятий нет чувства усталости, взвинченности сознания, а чувствуется свобода в теле и чистота восприятия в уме. 

  Итак, дыхание и положения тела связаны друг с другом, они как бы ориентированы друг на друга. Все классические тексты по йоге говорят о том, что перед практикой нужно себя привести в порядок, т.е. йогой нельзя заниматься в депрессивном состоянии, сильно беспокойном и т.п.

  Можно начать с Сурья-намаскар, так как эта практика сама по себе является молитвенным обращением к солнцу и свету. Далее, в этом состоянии, Вы, слушая себя, можете начать с сукхасаны и, вслушиваясь в свое психофизическое состояние, постепенно переходить к асанам, от простых к сложным.

  У меня есть определенные последовательности упражнений, но это не значит, что они самые идеальные, главное понять основной принцип, как все это работает. За последний год-два, например, в СНГ я видел всего 2-х/3-х человек которые способны понять с ходу, для остальных это непросто, поэтому я решил, что людям лучше давать конкретные разжеванные практики.

  Асаны в моих последовательностях воздействуют на пространства тела, которые связаны с проекцией пяти элементов, эта система и в йоге и в тантре стара как мир. Просто в процессе собственной садханы все знания, которые я получал от разных Учителей, улеглись в стройную систему естественным образом, ее я практикую сам и ей обучаю других. Существует таблица 25 таттв (по санкхье), и энергетических каналов, которые так же связаны с органами восприятия и действия, асаны, которые выполняются в моей системе, собственно, очищают эти каналы и уравновешивают потоки праны.

  Относительно вопроса Сураджа. Для человека со средними способностями, к этой категории я отношу тех, кто живет социальной активностью, общается в повседневной жизни с разными людьми, ведет, конечно, в меру чистый образ жизни, не злоупотребляет куревом, алкоголем, сексом, мясоедением (идеально, если он вегетарианец), ему подойдет на первое время регулярная практика капалабхати, удджайи, первые 2-3 месяца анулома-вилома (потом нади-шодхана). Анулома-вилома отличается от нади-шодханы тем, что в ней не делается задержка дыхания. Потом можно постепенно включать кумбхаку. Через год практики можно включать в практику другие пранаямы: бхрамари, бхастрику, ситали, ситкари, их будет вполне достаточно.

  Человеку, ведущему духовно-познавательный образ жизни, достаточно от 30 мин. до 2 часов в день практиковать пранаяму. Пранаяма - это очень могущественная садхана, если ей заниматься под нормальным руководством, можно достичь больших высот в йоге. Она связывает практику хатха- и радха-йоги, поэтому многие натхи пранаяме уделяют особое внимание. На счет бандх, если при выполнении пранаямы вы сделаете бандхи и не почувствуете разницы от того, делаете вы их или нет, то значит на данном этапе они вам ни к чему. Пройдет время, и они сами начнут «напрашиваться», тогда можно последовать этим ощущениям и включать их понемногу в практику. В общем-то, это особая тема, здесь требуется практика, регулярная. В прочем, я думаю, что у вас есть определенный опыт, так что тему можно развить.

  Текст Вы интересный выложили. Он, конечно, не натховский, но это не столь важно, подобные практики пранаямы у натхов есть и их много. Но знаете, как правило, все тексты описывают стандартные варианты, просто существует много разных комментариев и пояснений. Бывают скомбинированные практики. Думаю, что если собрать всю литературу, которая написана разными практикующими, то получится не 62 кумбхаки, а больше. Но я, больше знаю натховские тексты, которые описывают само понятие праны и принципы, по которым строится садхана, хотя, есть и такие, которые носят исключительно прикладной характер.

  Тексты предназначенные для садху и ставшие классикой, в основном описывают то, как в целом организовать практику пранаямы, а вот труды, которых немало составлено для домохозяев, содержат, как правило, много тонкостей. В основном, это паддхати, написанные учениками того или иного Гуру.
 
  Вообще, Индия не страдает нехваткой информации по этой теме,  в этих практиках легко запутаться без Гуру. Ситуация такова, что даже в глухой деревне есть свой Йогачарья, который учит, как правило, не за деньги, но какую-то символическую дакшину все же ему приносят; в Индии, в принципе, все понимают у кого учиться. Те же, кто учат, прямо говорят, что они могут, а что нет, а если не знают, то подскажут где можно найти. В крупных городах Индии или более-менее развитых, и уж тем более на Западе, сами знаете как обстоит дело.

  Кстати, некоторые пранаямы могут иметь разные названия, но по сути быть всем известными вариациями, например, агни-сома пранаяма - практически сурья-бхедана. Может быть и такое, что вариант стандартной нади-шодханы, в которой мысленно будет читаться Горакшанатха мантра в качестве отсчета, назовут Горакша-пранаяма.  Причем те, кто скажет, что такая  пранаяма отличается от нади-шоддханы  - будут правы. Действительно, эффект другой за счет использования иной мантры. Или, например, вариант, когда делают бхастрику и на задержке после выдоха выполняют хлопки животом как в агнисаре, «апана-шудхи пранаяма». Хотя внешне комбинация нескольких техник и кстати, без отсчета определенного количества в пураке и речаке. Таких разных вариаций у натхов очень много. Другое дело, что составлять такие практики грамотно не все могут, понимая, что и как в них работает.

  Для личной практики обычному садху достаточно того, чему его научил Гуру и главное то, что от этого есть нужный результат. Есть и такие, кто вообще практикуют одну - три разновидности пранаямы, которые им Гуру передал. Часто последняя категория, о которой я упомянул, использует стандартные практики - бхастрику, нади-шоддхану, бхрамари, мурчху.

  Наиболее распространенные тексты с описанием практик пранаямы, это те, что всем известны, а так же Горакша-гита, Вивека-мартанда, Йога-мартанда, Йога-биджа, Пранаяма-рахасья, Йога-бани, Горакхнатх анубхава бани, Тан-пракаш, Адинатха-самхита и др.  А ещё много текстов на разных языках, например, урду, бенгали. На все жизни не хватит, чтобы изучить.
« Последнее редактирование: Октябрь 29, 2007, 18:52:29 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.