Ещё важен перевод простых названий элементов пранаямы. Кумбхака означает подобие кувшина, Пурака - наполнение, полнота, Речака - выталкивание, вытеснение, извлечение. Ещё, само тело называют «кувшином», рождение начинается со вдоха, а смерть - с выдоха. Так что же такое наполнение? Это когда все части тела наполняются праной равномерно, что возможно только при таком положении тела, где нет закрепощения в одной только группе мышц, за исключением практики асан, там немного другой процесс. Выдох - это возврат к тому состоянию, которое было до наполнения. Грубый резкий выдох подобен резкой смерти или моментальному провалу в сон. Между вдохом и выдохом Вы соприкасаетесь с точкой максимального опустошения - «шунья» и точкой максимальной полноты - «пурнам». В процессе вдоха и выдоха Вы как бы перетягиваете состояния этих двух точек перехода в сами процессы вдоха и выдоха. У натхов в традиции основная пуджа делается после сна и перед отходом ко сну. Потому что состояние распространяется на весь день и ночь. В нашем тонком теле тоже есть свои «дни и ночи», они так же связаны со вдохами и выдохами. Задача пранаямы в том, чтобы разнородность праны, вызванной вдохом и выдохом, привести к постепенной интеграции, что и происходит через утончение дыхания, и, как следствие, прояснения ума. Какую роль в пранаяме играет ум? Он тоже влияет на ровность дыхания и чистоту праны. В течение жизни с людьми происходит много всего разного и это все тоже является праной, а так же и нашим сознанием. Сознание меняется в процессе жизни, кто-то мудреет, а кто-то отупевает к старости, кто-то живет долго, кто-то - мало, одним словом, идет процесс развития. Если Вы решитесь практиковать йогу всю свою жизнь, то Вы сделаете её совершенной. Для этого и дана нам жизнь. Настоящая йога не может стать хобби, более того, она не может стать даже профессией, профессия заканчивается тогда, когда наступает пенсия, а йога не заканчивается никогда, она не ограничивается даже смертью и жизнью. Наша жизнь не противоположна смерти, она противоположна рождению. Смерть - это другое состояние жизни, а жизнь - другое состояние смерти. В процессе жизни мы несколько раз умираем, в жизни бывают переломные моменты, когда ты её полностью меняешь, эти моменты подобны микро-умиранию при жизни. То же самое происходит и во время нашего дыхания, оно не всегда бывает стабильным. Ещё хочу Вам сказать, что человек, который жестко и неоднократно «умирает при жизни», быстрее отбудет свой срок в теле, ибо его нервная система и психофизика быстрее придет к разладу. В мире много умных и развитых людей, есть даже очень великие и известные, но многие из них быстро умирают. Почему? Проще всего сказать, что жизнь сама по себе сложна, а раз сложна, то нас на все может не хватить, поэтому натхам не было особого дела до множества воззрений и религий, надо работать с тем, что нам ближе всего. Это - наше тело – храм, и больше всего жизнь тела зависит от дыхания. Есть две самые важные функции нашего существа - дыхание и ум. Итак, вдох подобен жизни, и этот вдох нужно сделать комфортным для нашего сознания, так же как мы выстраиваем свою жизнь или день. Если наша жизнь пройдет в саттвичном состоянии, наработается саттва, осознание, и это состояние будет взято человеком после смерти. В принципе, её может и не быть, но это непросто. Во вдохах и выдохах лежит ключ к тому сознанию, которое превосходит жизнь и смерть. Громко сказано, но это реальность все-таки, и чтобы мы там о ней не думали - она неизменна. Жизнь нас сохраняет до тех пор, пока мы живем в гармонии с ней, как только наше поведение меняется, например, в связи с накопленной кармой, то тут же жизнь начинает нас пинать и разрушать. Карма в уме, в его косности, ум подобен дыханию, он может быть ровным и чистым, пустым, а может быть с изъянами и вычурными для мира характеристиками. Даже такой ум является праной, но это прана в несовершенном виде, потому что она не гармонизирует с праной вселенной, она ограничена и направлена на самоуничтожение. Такой ум Горакшанатх предложил оставить, авадхута никогда не следует пути ума. Нам сложно гармонизировать свой ум с сознанием вселенной или свою прану с праной вселенной, в некоторых случаях этот процесс может стать даже разрушительным. Йоги говорят о том, что надо сначала растворить свой ум в своей пране, и выполнять эту практику ежедневно. Многие религии и некоторые тантрики предлагают заняться поиском далеких абстракции, некоторые из них попадают в иллюзорные миры. Но Горакшанатх и Натха Йоги предлагают другой путь, где существует меньше опасности в рассеивании энергии. Поэтому нужно работать с дыханием. Задержка дыхания сама по себе предназначена для обретения трансцендентных состояний. Но если у человека слабый запас праны, и он начнет усердствовать в задержках, медитациях, то его ждет усталость в связи с потерей праны. Так оно и происходит со многими «шизотериками» или бездумными йогами-технарями, которые и сами не понимают, что за техники они практикуют. Если Вы посмотрите на их лица, то увидите усталость, выжатость, но, тем не менее, они продолжают идти в том же направлении и верят в то, что они великие и опытные практики. Они делают сложные техники к которым не готовы и смысл которых им не ясен, они не знают даже самых простых вещей. Даже в такой великой и крупной традиции как наша, никто никогда не делает сложных практик, по той простой причине, что понимают их истинное предназначение. Мне недавно ученики рассказали, что прочитали о том, как группа каких-то русских «йогов» решила выпендриться на Кумбхамеле, показав, как они все заводят языки за небо, и почему-то решили, что натхи были в шоке. Если они и могли быть в шоке, то только видя безумие этих людей. Тексты многие говорят о том, что вообще нужно язык дотянуть до брахмарандхары, хорошо, что у этих товарищей не хватило ума физический язык дотянуть до брахмарандхары, иначе вообще была бы жесть и жуть. Результат полного безумия. Это примерно то же самое, если бы тантрики решили, прочитав Кауладжняна-нирнаю, поедать мясо всех живых существ для достижения мокши, включая ракшасов и мясо обитателей тонких планов, Богов, что само по себе абсурдно. Некоторые мясоеды, заделывающиеся под тантриков, находят себе оправдания текстами, не понимая их сути. Поедание мяса всех существ означает расширение своего сознания до сознания Шивы, которое собой поглощает все формы инкарнаций. Аналогично и с пранаямой, нелепостей не меньше, особенно это касается неадекватного ее понимания, например, то, что пранаяма лечит болезни. Пробуждение Кундалини означает расширение сознания и, соответственно, увеличение состояния праны, поскольку, в связи с величиной вашего сознания, оно поглощает собой и другие его многочисленные формы. То же самое при практике происходит и с праной - ваша прана поглощает все праны, включая и те, которые не самые высокие, трансформируя их. Что такое невысокие праны - это и есть болезни, то есть в поглощении Вы их как бы растворяете в более чистой и высокочастотной пране, что, по сути, и является процессом пробуждения Кундалини-шакти. На уровне теории это понять сложно для того, с кем это никогда не происходило, такой человек думает - вот, есть йога-чикитса (оздоровительная), а есть - духовная йога, одна для пашу, другая для вир. Но нет ни пашу, ни вир, есть либо йоги - реальные практики, либо не практики и не йоги вовсе. Потому, на самом деле, хатха и кундалини-йога - это один процесс, настоящая Хатха, не может быть не Кундалини-йогой, как и настоящая пранаяма - только оздоровительной или духовной, они связаны друг с другом. Заботу о здоровье до какого уровня мы можем рассматривать, ну подлечились, а что дальше? Дальше опять можем заболеть? Здоровье - это очень растяжимое понятие, полное здоровье - это физическое бессмертие, становление самой вселенной и пустотой. Но пустота в себя включает все, даже многие несовершенства мира. Просто на том уровне, для Вас лично, они возможно уже не так актуальны. Натхи не рассматривают преодоление телесных недугов как нечто не духовное, потому что все телесное пребывает в нетелесном. Духовность не может быть отдельной от тела и телесных благ. Некоторые религии мира, за такое виденье не поняли натхов и записали их в свою систему ценностей, от которой на самом деле натхи далеки.