Адеш!
Здравствуйте уважаемый Матсьендранатх! Я практикую крия йогу и нада йогу. Думаю что нада йога и натха йога это одно и тоже. Есть глупый вопрос почему Кришна Шива и Горакшанатх изображаются синими телами. Это наверно такая цивилизация я так думаю. Ведь были люди и с золотистым цветом кожи. Если не ошибаюсь атланты были синеватыми. Извините но любопытно. А вообще я рад что есть такой форум, потому что состояния очень разные и не сразу доходит смысл происходящих событий в твоей жизни.
С уважением Юрий.
В Натха-сампрадае, практика распознавания анахата-нады считается одной из самых основных, «анахата» - на санскрите означает «незатронутая» реальность, а «нада» - поток или движение Шакти. Шакти пульсирует в «нади» (каналах) как тонкого, так и грубого тела, когда мы закрываем уши, мы слышим пульсацию нады, все движения в этом мире - это Шакти. В общем мы имеем две реальности - пассивную и активную, которые не являются чем-то отдельным, а следовательно, через Шакти мы познаем Шиву и наоборот. Сознание и энергия - нераздельны. Нада – это потоки праны в каналах, и Нада также является Кундалини-шакти, она - Высшая трансцендентная реальность «незатронутая», отображаемая во всех звуках и явлениях мира. Все явления растворяются в этой реальности, если в микрокосме мы испытываем этот процесс, то наша прана и сознание переходят на более высокий запредельный уровень, и мы достигаем самадхи. Этот процесс достигается посредством лайя-йоги, где и практикуется нада-йога. Можно по-разному называть этот процесс: поднятие Кундалини, Нивритти и т.д. Все практики, так или иначе ведут к расширению ограниченного сознания и слиянию его со сверхсознанием «Парасамвит» или Сознанием Шивы. Для этого в нашей традиции существует определенная передача, которая называется «чоти-дикша», она подразумевает не просто техники, которым вас могут учить в кружках по йоге, а постоянный йогический образ жизни. Тот кто утвердился в преданности Гуру и нитья-садхане, становится садху аугхаром, ему передается черная нить «джанео» - символ новой телесной структуры и свисток «нади», который свисая, касается «набхи» - места, где встречаются все каналы. Ношение «нади-джанео» при использовании специальных мантр защищает от низших духов астрального плана и так же позволяет Кундалини-шакти двигаться в сушумну, что практически одно и тоже. Как только вы очищаетесь на тонком плане, Кундалини сразу направляется в сушумну. Такой процесс не происходит посредством какой-то одной техники, ввиду того, что техник может быть сколько угодно и их могут составлять люди не имеющие чистой мотивации. Только отречение, преданность Гуру и Божеству делают техники результативными.
По поводу цвета Горакшанатха, Шивы, Вишну, Кришны, Кали и др. существуют разные версии в каждой конкретной духовной традиции. Например, тело Шивы имеет пепельный цвет, потому что он Рудра - разрушитель вселенной, он разрушает ее своим огнем, после чего остается зола, которой он покрывается все свое тело. Гневный лик Вирабхадры или Калагнирудры - символ разрушения, Шива контролирует тамо-гуну и соответственно только по его милости мы можем преодолеть темноту тамаса. Но Шива не только Рудра-разрушитель, Он - покровитель, творец и трансцендентное сознание, вечная ананда и бытие. Соответственно и пепел называют по-разному: бхасма - разрушение бытия, вибхути -высшее совершенство, натха-йоги называют бхабхут, то, что творит все проявленное и непроявленное. Соответственно, бхабхут подобен бессмертной амрите, натхи посыпают свое тело пеплом при достижении определенного энергетического уровня, например, при постоянной практике пранаямы. У обычного человека кожа, как правило, только вдыхает прану и слабо ее излучает, но у настоящего практика прана равномерно вдыхается и выдыхается кожей, это происходит тогда, когда садхака достигает унмани-авастхи. Уровень достижения определяется опытным практиком, Гуру, после чего он может передать эту садхану своему ученику «чела». Если не будет достигнут нужный уровень в энергетической структуре, то прана не будет направлена в центр и практика покрытия тела пеплом может не принести нужного результата. Конечно, в Индии многие покрывают тела пеплом, но они не всегда понимают зачем это делается, просто хотят быть «шивоподобными», и тем самым завоевать определенный респект, но это не просто символ, а серьезная прикладная садхана. Бхабхут действует тем же образом, как в случае с аугхарской дикшей, ношение джанео позволяет при выходе Кундалини из центра вернуть её обратно. Нади-джанео передает Чоти-гуру, а бхабхут - Гуру, которого так и называют Бхабхут-гуру. Конечно, можно встретить многих садху, которые могут внешне передать эти дикши, но только небольшой процент являются настоящими Гуру, которые знают как эти передачи работают, они могут защитить своих учеников и корректировать их практику.
Так вот, цвет Шивы - пепельный или подобный цвету луны, так как Шива - это луна, луна бывает темной и светлой, во время кришна и шукла-пакша (убывающая и растущая). Поэтому, Шива иногда изображается белым, а иногда синим, мурти Шивы Горакшанатха чаще изображают белыми. Луна - это символ амриты и соответственно - бессмертия, Горакшанатх, в отличии от многих Божеств индуизма является бессмертным, в Индии нет ни одного самадхи Горакшанатха. Хотя, конечно, некоторые люди верят, что Горакшанатх воплощался в смертных телах, например Бабы Мастанатха или Гоги, самадхи последнего можно встретить неподалеку от Горакх-тилы. Мои ученики недавно посетили это место, там же недалеко находится Горакхпур (штат Харьяна) и еще одно известное место с многочисленными изображениями Горакши. Итак, цвет Шивы – это, в первую очередь, пепел, как символ шуньи и цвет луны. Существует черный Шива - Кала-бхайрава. Что же касается Йогешвары Кришны, то здесь не меньшее количество версий, несмотря на то, что его имя переводится как черный, это не стоит понимать однозначно, конечно он может быть и черным, потому что так же является Кали, и в БГ он говорит, что проявляется как время. С другой стороны, его тело «шьяма» темно-голубого цвета, потому Шри Кришну и зовут Шьям. Есть так же версия, что Кришна темный от страстной любви к своей возлюбленной гопи Радхике, темный цвет поглощает все цвета, каждая из его возлюбленных гопи имеет определенный цвет и соответственно, каждая гопи испытывает определенный вид любви Кришны. Можно сказать, что черный цвет – это символ соединения всех «рас» в одну, это высшая мадхурья-раса и является сущностью Кришны. Бог - это «према» любовь, а Кришна - воплощение любви, именно той любви, которая не является мирской и социальной, лилы Кришны проходят в ночное время, когда он встречается с Радхарани и другими гопи. У Кришны было множество жен Рукмини и др., но гопи не являлись женами, они были Паракия-шакти. В индийском обществе такого рода «встречи» считаются недопустимыми, поэтому лилы Кришны не имеют никакого отношения к социальным действиям. Ещё Кришну можно считать воплощением Горакшанатха, так как он - Йогешвара и практически вся БГ посвящена разным аспектам йогической садханы. Кришна - Говинда, покровитель коров, что тоже схоже с Горакшанатхом. Корова в Индии олицетворяет собой Брахманду – вселенную, в теле которой находятся все Божества, она так же Гомата (мать в виде вселенной). Собственно, Горакша - покровитель вселенной, как внутренней так и внешней, макро и микрокосма. Про Атлантиду не могу точно сказать, но, возможно, культ Кришны восходит к доарийским дравидским племенам, кожа которых была темной, кроме того они занимались скотоводством. Кстати, бхасму часто получают из «гобара» - коровьего помета, сначала его высушивают, а затем при сожжении получают пепел. В общем-то, во всех названиях пепла присутствует корень «бха», что соответствует многим значениям, бхута - элемент, бхава - сотворенное, если все вместе проанализировать, то получается нечто сотворенное и в то же время вне бытия, собственно трансцендентное. Свет и тьма не являются чем-то раздельным, гхора-агхора, формы расцвета созидательной силы и темной разрушительной силы, они проявляются в сексуальном инстинкте, старении и умирании. Поэтому пепельный цвет Шивы - символ полноты созидания, разрушения и запредельности, Шива наслаждается со своей Шакти, его изображают как семьянина, и в то же время он суровый тапасвин, готовый испепелить своим огнем иллюзии Камы. Классический пример этому в нашей традиции - суровый аскет Горакша, который превращает женщин в летучих мышей и Матсьендранатх, который почитает Йогинь, они оба воплощения одной игры Шивы.