Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Как делать пранаяму?  (Прочитано 44597 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

yuraganda

  • *
  • Сообщений: 1
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #45 : Февраль 02, 2008, 21:42:52 »

Здравствуйте уважаемый Матсьендранатх! Я практикую крия йогу и нада йогу. Думаю что нада йога и натха йога это одно и тоже. Есть глупый вопрос почему Кришна Шива и Горакшанатх изображаются синими телами. Это наверно такая цивилизация я так думаю. Ведь были люди и с золотистым цветом кожи. Если не ошибаюсь атланты были синеватыми. Извините но любопытно. А вообще я рад что есть такой форум, потому что состояния очень разные и не сразу доходит смысл происходящих событий в твоей жизни.

С уважением Юрий.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #46 : Февраль 04, 2008, 22:29:32 »

Адеш!
Если интересно, добавлю перевод выполнения пранаям  из книг M.Gharote. Насколько я понял, по пранаяме был выпущен ряд книг. Вот отрывки
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #47 : Февраль 05, 2008, 00:26:59 »

   Долго не отвечал , т.к. были в местах, похожих на «средневековье». Встретили немало интересного, например, реальных представителей парампары Санкхьи, пообщались с Камлакаром Мишрой. Думаю, ещё напишу постинги о том, как прошла поездка в Индию. 


Было бы очень интерестно почитать...
А книг у Gharote по пранаяме 2: одна Кумбхака-падхати, а вторая "наука пранаямы", кажется.

Они планируют выпустить ещё Акулавира-тантру. Но после его смерти, я не уверен, что будет тот же уровень. Перед смертью они успели выпустить "Атлас асан". Там цитаты только из старых манускриптов и рисунки оттуда же. Очень интерестная работа, там, по идентификации синонимов.
 Более 1000 традиционных асан. интерестно, что основная часть "сидячие" всех мастей, а вовсе не скруты/прогибы/наклоны..
« Последнее редактирование: Февраль 05, 2008, 00:29:21 от Suraj »
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #48 : Февраль 05, 2008, 11:20:29 »

Адеш!
Если интересно, добавлю перевод выполнения пранаям  из книг M.Gharote. Насколько я понял, по пранаяме был выпущен ряд книг. Вот отрывки
Адеш, Гуру джи! Спасибо за ссылку! Очень интересно.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #49 : Февраль 05, 2008, 21:03:52 »

Адеш!

Здравствуйте уважаемый Матсьендранатх! Я практикую крия йогу и нада йогу. Думаю что нада йога и натха йога это одно и тоже. Есть глупый вопрос почему Кришна Шива и Горакшанатх изображаются синими телами. Это наверно такая цивилизация я так думаю. Ведь были люди и с золотистым цветом кожи. Если не ошибаюсь атланты были синеватыми. Извините но любопытно. А вообще я рад что есть такой форум, потому что состояния очень разные и не сразу доходит смысл происходящих событий в твоей жизни.

С уважением Юрий.

В Натха-сампрадае, практика распознавания анахата-нады считается одной из самых основных, «анахата» - на санскрите означает «незатронутая» реальность, а «нада» - поток или движение Шакти. Шакти пульсирует в «нади» (каналах) как тонкого, так и грубого тела, когда мы закрываем уши, мы слышим пульсацию нады, все движения в этом мире - это Шакти. В общем мы имеем две реальности - пассивную и активную, которые не являются чем-то отдельным, а следовательно, через Шакти мы познаем Шиву и наоборот. Сознание и энергия - нераздельны. Нада – это потоки праны в каналах, и Нада также является Кундалини-шакти, она - Высшая трансцендентная реальность «незатронутая», отображаемая во всех звуках и явлениях мира. Все явления растворяются в этой реальности, если в микрокосме мы испытываем этот процесс, то наша прана и сознание переходят на более высокий запредельный уровень, и мы достигаем самадхи. Этот процесс достигается посредством лайя-йоги, где и практикуется нада-йога. Можно по-разному называть этот процесс: поднятие Кундалини, Нивритти и т.д. Все практики, так или иначе ведут к расширению ограниченного сознания и слиянию его со сверхсознанием «Парасамвит» или Сознанием Шивы.  Для этого в нашей традиции существует определенная передача, которая называется «чоти-дикша», она подразумевает не просто техники, которым вас могут учить в кружках по йоге, а постоянный йогический образ жизни. Тот кто утвердился в преданности Гуру и нитья-садхане, становится садху аугхаром, ему передается черная нить «джанео» -  символ новой телесной структуры и свисток «нади», который свисая, касается «набхи» - места, где встречаются все каналы. Ношение «нади-джанео» при использовании специальных мантр защищает от низших духов астрального плана и так же позволяет Кундалини-шакти двигаться в сушумну, что практически одно и тоже. Как только вы очищаетесь на тонком плане, Кундалини сразу направляется в сушумну. Такой процесс не происходит посредством какой-то одной техники, ввиду того, что техник может быть сколько угодно и их могут составлять люди не имеющие чистой мотивации. Только отречение, преданность Гуру и Божеству делают техники результативными.
   По поводу цвета Горакшанатха, Шивы, Вишну, Кришны, Кали и др. существуют разные версии в каждой конкретной духовной традиции. Например, тело Шивы имеет пепельный цвет, потому что он Рудра - разрушитель вселенной, он разрушает ее своим огнем, после чего остается зола, которой он  покрывается все свое тело. Гневный лик Вирабхадры или Калагнирудры - символ разрушения, Шива контролирует тамо-гуну и соответственно только по его милости мы можем преодолеть темноту тамаса. Но Шива не только Рудра-разрушитель, Он - покровитель, творец и трансцендентное сознание, вечная ананда и бытие. Соответственно и пепел называют по-разному: бхасма - разрушение бытия, вибхути -высшее совершенство, натха-йоги называют бхабхут, то, что творит все проявленное и непроявленное. Соответственно, бхабхут подобен бессмертной амрите, натхи посыпают свое тело пеплом при достижении определенного энергетического уровня, например, при постоянной практике пранаямы. У обычного человека кожа, как правило, только вдыхает прану и слабо ее излучает, но у настоящего практика прана равномерно вдыхается и выдыхается кожей, это происходит тогда, когда садхака достигает унмани-авастхи. Уровень достижения определяется опытным практиком, Гуру, после чего он может передать эту садхану своему ученику «чела». Если не будет достигнут нужный уровень в энергетической структуре, то прана не будет направлена в центр и практика покрытия тела пеплом может не принести нужного результата. Конечно, в Индии многие покрывают тела пеплом, но они не всегда понимают зачем это делается, просто хотят быть «шивоподобными», и тем самым завоевать определенный респект, но это не просто символ, а серьезная прикладная садхана. Бхабхут действует тем же образом, как в случае с аугхарской дикшей, ношение джанео позволяет при выходе Кундалини из центра вернуть её обратно. Нади-джанео передает Чоти-гуру, а бхабхут - Гуру, которого так и называют Бхабхут-гуру. Конечно, можно встретить многих садху, которые могут внешне передать эти дикши, но только небольшой процент являются настоящими Гуру, которые знают как эти передачи работают, они могут защитить своих учеников и корректировать их практику.
  Так вот, цвет Шивы - пепельный или подобный цвету луны, так как Шива - это луна, луна бывает темной и светлой, во время кришна и шукла-пакша (убывающая и растущая). Поэтому, Шива иногда изображается белым, а иногда синим, мурти Шивы Горакшанатха чаще изображают белыми.  Луна - это символ амриты и соответственно - бессмертия, Горакшанатх, в отличии от многих Божеств индуизма является бессмертным,  в Индии нет ни одного самадхи Горакшанатха. Хотя, конечно, некоторые люди верят, что Горакшанатх воплощался в смертных телах, например Бабы Мастанатха или Гоги, самадхи последнего можно встретить неподалеку от Горакх-тилы. Мои ученики недавно посетили это место, там же недалеко находится Горакхпур (штат Харьяна) и еще одно известное место с многочисленными изображениями Горакши. Итак, цвет Шивы – это, в первую очередь, пепел, как символ шуньи и цвет луны. Существует черный Шива - Кала-бхайрава. Что же касается Йогешвары Кришны, то здесь не меньшее количество версий, несмотря на то, что его имя переводится как черный, это не стоит понимать однозначно, конечно он может быть и черным, потому что так же является Кали, и в БГ он говорит, что проявляется как время. С другой стороны, его тело «шьяма» темно-голубого цвета, потому Шри Кришну и зовут Шьям. Есть так же версия, что Кришна темный от страстной любви к своей возлюбленной гопи Радхике, темный цвет поглощает все цвета, каждая из его возлюбленных гопи имеет определенный цвет и соответственно, каждая гопи испытывает определенный вид любви Кришны. Можно сказать, что черный цвет – это символ соединения всех «рас» в одну, это высшая мадхурья-раса и является сущностью Кришны. Бог  - это «према» любовь, а Кришна - воплощение любви, именно той любви, которая не является мирской и социальной, лилы Кришны проходят в ночное время, когда он встречается с Радхарани и другими гопи. У Кришны было множество жен Рукмини и др., но гопи не являлись женами, они были Паракия-шакти. В индийском обществе такого рода «встречи» считаются недопустимыми, поэтому лилы Кришны не имеют никакого отношения  к социальным действиям. Ещё Кришну можно считать воплощением Горакшанатха, так как он - Йогешвара и практически вся БГ посвящена разным аспектам йогической садханы. Кришна -  Говинда, покровитель коров, что тоже схоже с Горакшанатхом. Корова в Индии олицетворяет собой Брахманду – вселенную, в теле которой находятся все Божества, она так же Гомата (мать в виде вселенной). Собственно, Горакша - покровитель вселенной, как внутренней так и внешней, макро и микрокосма. Про Атлантиду не могу точно сказать, но, возможно, культ Кришны восходит к доарийским дравидским племенам, кожа которых была темной, кроме того они занимались скотоводством. Кстати, бхасму часто получают из «гобара» - коровьего помета, сначала его высушивают, а затем при сожжении получают пепел. В общем-то, во всех названиях пепла присутствует корень «бха», что соответствует многим значениям, бхута - элемент, бхава - сотворенное, если все вместе проанализировать, то получается нечто сотворенное и в то же время вне бытия, собственно трансцендентное. Свет и тьма не являются чем-то раздельным, гхора-агхора, формы расцвета созидательной силы и темной разрушительной силы, они проявляются в сексуальном инстинкте, старении и умирании. Поэтому пепельный цвет Шивы - символ полноты созидания, разрушения и запредельности, Шива наслаждается со своей Шакти,  его изображают как семьянина, и в то же время он суровый тапасвин, готовый испепелить своим огнем иллюзии Камы. Классический пример этому в нашей традиции - суровый аскет Горакша, который превращает женщин в летучих мышей и Матсьендранатх, который почитает Йогинь, они оба воплощения одной игры Шивы.

Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #50 : Февраль 20, 2008, 19:14:14 »

Они планируют выпустить ещё Акулавира-тантру. Но после его смерти, я не уверен, что будет тот же уровень. Перед смертью они успели выпустить "Атлас асан". Там цитаты только из старых манускриптов и рисунки оттуда же. Очень интерестная работа, там, по идентификации синонимов.
 Более 1000 традиционных асан. интерестно, что основная часть "сидячие" всех мастей, а вовсе не скруты/прогибы/наклоны..

Кстати есть такой текст Рудра-ямала, весьма тантрический, так там описываются не только такие садханы как пуджи, сахасранамы для йогинь, 5 М, но и 29 асан вполне хатха-йогических, примерно в таком же стиле как в Гхеранда-самхите и т.п. шат-кармы не типа "моханы-стамбханы", а совершенно простые сутра-нети, ваман-дхаоти и т.д. Многие советские тантрики, с кем довелось мне пообщаться, напрочь отрицают то, что в тантрических текстах могут быть такие сочетания.
« Последнее редактирование: Февраль 20, 2008, 19:22:20 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #51 : Февраль 21, 2008, 01:51:32 »

Я знаю, что данный текст сохранился, в отличие от остальных ямал. НО к сожалению я никогда не слышал о сущетвовании его перевода, даже частичного. И видимо текст очень большой по объёму.
  "Джаядратаямала", так вообще чуть ли ни 1 манускрипт сохранился на санскрите, доступный учёным (по крайней мере он есть у Алексиса Сандерсона)...
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #52 : Февраль 29, 2008, 00:24:04 »

Я знаю, что данный текст сохранился, в отличие от остальных ямал. НО к сожалению я никогда не слышал о сущетвовании его перевода, даже частичного. И видимо текст очень большой по объёму.

У меня есть этот текст Рудра-ямалы из 66 глав, немаленький. Главу посвященную асанам и немного по дхьяне Йога Сундари перевела, но сам текст громадный. Он состоит из описания каждой чакры и Богинь "Кулакундалини", Дакини, Ракини, Лакини и т.д., причем для каждой своя стотра,сахасранама и т.д. В общем этакая непривычная для многих "тантрическая кундалини-йога". Есть даже конкретно практики как почитать Богиню Кундалини.  :46:
« Последнее редактирование: Февраль 29, 2008, 00:43:44 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #53 : Февраль 29, 2008, 01:46:06 »

Тут , кстати, интерестная паралель. У кундалини есть эпитет Чандали.
 Чандали, так же является одним из названий "иоги огня" (тумо по тиб.). Она в некоторых индийских садханах описывается, как красная Ваджраварахи/Ваджраиогини, расположеная на 4 пальца ниже пупа. Именно она является источником огня идущего по авадута-нади.
   ------------------
 А насчёт практик умирания, то в "Хатхататтвакаумуди" Сундарадэвы, я наткнулся на полный аналог Ваджраянской "иоги переноса сознания" (пхо-ва тиб.) через темя проходя через "центральный канал". У меня есть подозрения, что натхи ког-дато вобрали в себя эту доктрину, но возможно и предали забвению, по прошествию времени.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #54 : Март 03, 2008, 15:26:34 »

Сапрем пранам!
Сложно сказать, вобрали натхи из ваджраяны или нет, конечно, если послушать многих ученых исследователей, то они, как правило, все соотносят по датам (что и когда первым появилось) и следовательно, кто у кого что мог перенять. Так, например, Марк Дичковски уверен в том, что первые натхи были кауликами, Горакшанатх взял экстракт из тантры каулов, многое убрал, оставил Кундалини-йогу и внутренние практики, направленные на достижение “унмани-авастхи” (состояние безмолвия). Но это и понятно, он тантролог, ориентированный в основном на Кашмирский Шиваизм, дикшита Свами Лакшманджу. Думаю, есть немало ученых, которые так же хорошо ориентированы на буддизм ваджраяны, и смело могут сказать, что многие практики, натхи заимствовали именно из ваджраяны. Когда-то и я тоже много ломал голову над датами, что, как я вижу сейчас, принесло мне большую пользу, но сейчас перестал этим заниматься. Многие указанные в книгах даты - просто предположения ученых, которые пытались систематизировать слабо доказуемые вещи. Все, к примеру, пишут о том, что Горакшанатх жил в 10-12 веке, игнорируя множество текстов, которые связаны с натхами, где упоминаются имена Горакшанатха и его учеников, некоторые из них могли быть написаны в 3 веке до н.э., это целый ряд пуран, например, Брахманда-пурана, Вайю-пурана, Сканда-пурана. В именах джайнских тиртхаккаров числятся многие известные йогины нашей линии, я не знаю был ли смысл джайнам после Махавиры вписывать туда имена натхов из Горакхпантха? В общем таких нескладух очень много, но это, на мой взгляд, и не столь важно, кто у кого заимствовал, главное то, что есть на данный момент.  Элементы тантры прослеживаются в ведах и пуранах, думаю, йога натхов могла существовать в те времена, просто выявить что она из себя представляла, сейчас крайне сложно. Классически, садханы ведизма, паураники и тантры сильно отличаются, так, например, в пуранической садхане в отличии от тантры, вы и Бог - это не одно и тоже, а в тантре, как правило, доминирует адвайта.  В Агни-пуране предписывается, что поклонение божествам Вишну и другим должно выполняться тремя способами, ведическим, тантрическим и смешанным; первое и третье для "двиджей", а второе только для шудр. С их точки зрения, то поклонение, которое существует у натхов, только для шудр. Хотя современный ведизм или любая система тантры, по любому является смешанными. Натхи это прекрасно понимали и поэтому они использовали практики всех традиций, в общем-то Натхизм существовал, судя по всему, не как система индийского социума, а как группа подвижников, ориентированная на глубокий мистический опыт. В связи с тем, что выбор был всегда богатый, то и методов у Натхов было великое множество, вайдика, паураника, тантрика, исламские, буддийские и т.д., использовались и используются свободно. Просто выработались для всех какие-то традиционные стандарты в системе дикш, ритуалов, пантхов, но они никогда не препятствовали применять практики других традиций. Так, например, когда я спрашивал маханта Аведьянатха о натхах-мусульманах, он всегда говорил что это не натхи, правда, иногда добавлял, что многое от пантхов зависит. Я сам лично видел, хотя и не применял на практике, мусульманские шабар-мантры, которые есть во многих натховских паддхати, с именами Алаха и др., есть так же мантры посвященные Будде. Не удивительно, что практики подобные Пхо-ва вряд ли могли у Натхов остаться в том виде, как они у буддистов, вряд ли вы найдете именно такие садханы, хотя, сиддхи такого плана могут быть достигнуты. Например, есть описание методов для достижения 24 сиддхи, куда входит “кайя-правеша”, переход из одного тела в другое. В любом случае это уровень самадхи и выход Кундалини в брахмарандхру.  Если я не ошибаюсь, в Пхо-ва это делается с мантрой “Хиг”, медитацией на Ваджрайогини и т.п., у Натхов - посредством контроля праны и проведения “бинду” через “грантхи”, но в принципе много схожего.
Что касается Чандали, да, это имя Кундалини, часто встречается во многих сахасранамах (тысячаименниках), Кундалини-йога в общем-то, очень близка к Шакта-тантрическим линиям: Кубджика, Шри Видья, Йога Натхов. Чандали может означать женщину из низших каст, кстати, именно в Каула-сампрадае, в ритуалах вамачары предписывались ритуалы с такими женщинами, это считалось предпочтительным. И такого рода практика, согласно принципам каулической и агхорической традиций, считается наиболее действующей в плане духовного пробуждения. Канал “авадхута нади”, кстати, ещё называют кула-маргой, меру-дандой, брахма-дандой и т.д. Могу предположить, что названия могли зависеть от методов, посредством которых пробуждается Кундалини.
 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #55 : Март 03, 2008, 16:09:23 »

Кстати, нашел недавно книгу на английском "Тантра-йога" автор Ник Дуглас. У него там есть хоть и спорное но интересное соотношение шактийских ачар с садханами ваджраяны и т.д:

1) Ведачара, вайшнава и шайва -крийя тантра.
2) Дакшиначара -эквивалентна чарья тантре.
3) Вамачара - йога тантра.
4) Сиддханта и каулачара -ануттара тантра.

Вот ещё выдержки из текста:

Космический Союз противоположностей, макрокосмического, а также микрокосмического, является деятельностью тантры. Многие - взаимодополняющие пары, которые смешаны вместе в процессе Союза (Йога)..

Субъект (Ахам)                              Объект(Идам)
Пустотность (Шуньята)                   Сострадание (Каруна)
Мудрость (Праджня)                       Духовный принцип (Пуруша)
Индивидуальная Душа (дживатма)    Универсальная Душа (Параматма)
Феноменальное (Самсара)               Просвещенное (Нирвана)
Космическая Энергия (Шакти)          Космическое Сознание (Шива)
Космическая  Мать (Юм)                  Космический Отец (Яб)
Обладание формой (Сварупа)           Отсутствие формы (Арупа)
Женский (Йони)                              Мужской (Линга)

Соотношение тантрических триад:

Три мира: 
     
Бхур(Земля)
Бхувах (Небеса)
Свар (Пространство)

Три «области»:

Камадхату (желания)
Рупадхату (форма)
Арупадхату (бесформенность)

Три «тела»:     

Дхарма-кайя (Самосуществующий)
Самбхога-кайя (Сияющий)
Нирмана-кайя (Преобразованный)
   

Три физических склонности:

Вайю(Пространство и  Воздушная установка)
Питта (Огненная установка)
Капха (Вода и Земная установка)


Тонкие «пути»:

Ида – нади (слева)
Пингала (справа)
Сушумна-нади (в центре)

Основа:

Шуньята (Пустота)
Виджняна (Сознание)
Махасукха (Великая легкость)

Каналы:

Левая сторона                          Центр                      Правая сторона
ТХА-дыхание                            ХАТХА (Йога)            ХА-дыхание
«Луна»                                    «Огонь»                    «Солнце»
Женский                                  Сахаджа («вместе»)   Мужской
«магнитный»                             «вечный»                   «электрический»
«Субъект-полярности                «Абсолют»                 «Объект-полярности»
Лалана                                    Авадхути                    Расана
Пингала-нади (Санстр.)             Сушумна-нади             Ида-нади
(Тиб: rkyanma-tsa)                    (uma-tsa)                   (roma-tsa)
Али (гласные):16                      Бинду(«точка»)            Кали (согласные):34
Семя (Шукра)                           Бодхичитта                  Кровь(ракта)
                                              («мысль просвещения»)
Цвета:белый                             Темно-синий                Красный



В Индуистской   тантре   
    В Буддистские тантры
                                                   
Ваджра   Сат (Истина):             Шуньята (Пустотность)
Читрини   Чит (Сознание):          Виджнана (Сознание)
Брахма   Ананда (блаженство):  Махасукха (Высшее блаженство)


   
« Последнее редактирование: Март 03, 2008, 17:17:22 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #56 : Март 03, 2008, 18:42:39 »

Кстати, Рудра-ямала, о которой я говорил и многие другие тексты, на санскрите, можно найти здесь:
http://www.muktabodhalib.org/SECURE/digital_library_index.htm
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Vairagi

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 226
    • Традиция Натхов
Re: Как делать пранаяму?
« Ответ #57 : Март 17, 2008, 15:39:10 »

В одной из книг по Кундалини-йоге встретились полезные советы, применимые в практике пранаямы. Понравилось то, что рекомендации объясняются с практической точки зрения. Теперь более осознанно можно подходить к практике. Порадовало, что автор  не обошел важность ямы-ниямы.

Рекомендации перед выполнением пранаямы:

1) Место, где выполняется пранаяма, должно быть проветрено и не иметь запаха, не должно быть сырым, жарким или холодным.
2) Используйте одеяло, шкуру тигра и т.д., если вы сидите на земле, чтобы энергия, выработанная в теле, не ушла в землю. Можно использовать деревянную подставку или плиту, чтобы сидеть на ней.
3) Лицо, при занятии пранаямой, нужно направить к солнцу, следовательно, утром следует сидеть лицом на восток, а вечером на запад.
4) Саттвичная еда, типа молока, топленого масла или сливочного масла, свежих овощей, фруктов и т.д., более полезна для тех, кто практикует пранаяму. Тамасичная еда, такая как мясо, лук, чеснок, табак, вино и т.д., задерживается при упрочении энергетических волн, созданных в теле.
5) Необходимо воздержание (целибат), выход семени, во время взаимоотношений запрещен.
6) Если возможно, храните вещи, касающиеся йогической практики отдельно, потому что вещи и само место заряжают ваши духовные вибрации.
7) Ограничьте выполнение пранаямы в период менструации и во время беременности.
8) Если вы заметите необычные или пугающие вас состояния, то сообщите тому, кто контролирует вашу практику, не чувствуя при этом какого-либо страха или радости.
9) После обретения сиддхи нельзя использовать их ради славы или мирских удовольствий, их надлежит использовать только для достижения высшей цели человеческой жизни.
10) Не пытайтесь изменять пранаямы бессознательно или полусознательно.
11) Пранаяма становится более полезна при занятиях асанами и мудрами.
12) Практические действия, связанные с ямой и ниямой, делают тело пригодным для Кундалини-йоги. Без практики ямы и ниямы асаны и пранаямы становятся помехой на пути духовной жизни.
13) В теле находятся отмирающие частицы и продукты распада. Они активируются и приводятся в движение пранаямой, тем самым ускоряя обновление соматических клеток. Один стакан воды выводит бесполезные и старые клетки и дает жизнь новым клеткам тела. Именно поэтому существует правило выпивать стакан воды перед началом асан и пранаям, а по окончании занятия сходить в туалет.
14) Не допускается тесная одежда во время практики пранаямы и т.д., чтобы выполнять необходимые действия без давления и напряжения. Пробуйте носить меньше одежды и сохранять грудь покрытой.
15) Выполнять пранаяму запрещается при полностью пустом и наполненном животе. Людям, страдающим кашлем, лихорадкой и испытывающим голод не разрешают заниматься пранаямами, применяемыми в Кундалини-йоге.
16) Пранаяма более полезна, когда выполняется в ваджрасане, вирасане, сукхасане, падмасане, свастикасане и сиддхасане.
17) Более полезно съедать пищу до заката солнца, а заниматься пранаямой в брахма-мухурту (4 часа утра, до восхода солнца), так, чтобы период времени между пранаямой следующего дня и вечерним принятием пищи составлял более восьми часов.
« Последнее редактирование: Март 17, 2008, 18:09:20 от Yoga Sundari »
Записан

Михаил

  • *
  • Сообщений: 55
Re:Как делать пранаяму?
« Ответ #58 : Март 27, 2012, 16:05:08 »

Небольшой вопросец к знающим людям. А, что это за пранаяма?

"576. Вдох 12 Матр; Задержка 4 Матры

Дыхание Праны
Подобно паре девиц в доме-теле –
Постоянно вбегает и выбегает;
Вдыхая двенадцать матр,
Выдыхая восемь матр
И задерживая дыхание четыре матры,
Становишься божественным в Шиве."

(ТИРУМАНДИРАМ)

То есть вдох, задержка и выдох который короче вдоха? Возможно там есть какой то внутренний неявный аспект, может уважаемый Гуру Матсиендранатха или его ученики пояснят правильное выполнение этой пранаямы?

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Как делать пранаяму?
« Ответ #59 : Март 28, 2012, 14:55:40 »

Гуруджи ко Адеш!

Небольшой вопросец к знающим людям. А, что это за пранаяма?

"576. Вдох 12 Матр; Задержка 4 Матры

Дыхание Праны
Подобно паре девиц в доме-теле –
Постоянно вбегает и выбегает;
Вдыхая двенадцать матр,
Выдыхая восемь матр
И задерживая дыхание четыре матры,
Становишься божественным в Шиве."

(ТИРУМАНДИРАМ)

То есть вдох, задержка и выдох который короче вдоха? Возможно там есть какой то внутренний неявный аспект, может уважаемый Гуру Матсиендранатха или его ученики пояснят правильное выполнение этой пранаямы?

    Эта пранаяма относится к тамильской традиции, поэтому все подробности нужно узнавать у Гуру именно этой линии. В кубджиковской садхане неварской традиции мне давали нади-шуддхи с задержкой только на выдохе, в некоторых текстах (кажется, в "Йога-бидже") даны пропорции 10-12-16, вполне очевидно, что соотносят с калА агни-сурьи-чандры. Где-то увеличивают задержку на вдохе. Разные сампрадаи и Гуру могут давать свои варианты.
    А насчет этой пранаямы я могу только предполагать, например, то, что снижение количества матр делает ближе к Богу :05:, или что-то вроде того. Но честнее будет сказать – не знаю, так как я не посвящен в тамильских линиях. Выдумывать не хочется.

Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.