Шри натха джи Гуруджи ко Адеш!
Виктор, практика Шривидьи имеет тесную связь с натховской, но чтобы совмещать ту или иную практику, надо много общаться с Гуру, который очень хорошо разбирается в тантре как таковой. Схожесть практики Шривидьи и натхов начинается с самого начала садхан, самый простой и наглядный пример - Гуру-упасана (почитание Гуру). Когда натх делает нади-пуджу, он произносит: «Натхаджи, Балджати (бессмертный сиддха), Шамбхуджати (Гуру, как Девата). Аналог этому есть в Шривидье - Гуру, как манаваугха, сиддхаугха и дивьяугха. С этого начинается Шривидья, с Гуру. У натхов то же самое. В Шривидье, по сути, один Гуру, он - центр Шриянтры, и проявляется как треугольник Кама-кала, а также в Шриянтре над Кама-калой изображается трая-рекха - три линии, которые символизируют трех Гуру в четырехугольнике. Три Гуру: Гуру, Парамагуру, Парамештхи, - образуют Девять Натхов, которые имеют огромный тантрический смысл. Они также есть в Кубджике, и аналогично появляются из одного Адинатха, сначала три натха, потом девять, а далее восемнадцать (дважды по девять). В Шривидье мы также находим восемнадцать Риши (число образовано от девяти), они имеют свои питхи и свои энергии в теле человека, к ним относятся особые виды Шриянтры. Кстати, здесь на форуме кто-то выкладывал янтры и спрашивал, почему треугольники в начертании Шриянтры разные, это как раз и была одна из восемнадцати разновидностей янтры. Натхов также различают: Девять Натхов вайшнавских и Девять шайвитских, причем три натха у тех и других одинаковые: Адинатх, Матсьендранатх, Горакшанатх. Идем далее, на юг Индии, Шайва-сиддханта и Шривидья (на юге самый развитый шактийский культ), там тоже фигурирует число восемнадцать. Но, к сожалению, пока я еще не встретил ни одного человека, который мог бы мне предоставить тексты, где перечисляются эти сиддхи. Сейчас один из моих учеников изучает тамильский, я планирую эту тему как следует изучить. В общем, все эти тантрические культы имеют общую основу, но вся проблема в том, что Индия - это явление в духовном плане очень разношерстное, где каждый Гуру учит тому, в чем он разбирается. Обычно очень редко встречаются такие Гуру, которые могут знать качественно все основные тантрические традиции, поэтому каждый настраивает только на свою школу, и если вы почитаете Гуру, то может возникнуть проблема. Очень сложно в ситуации, когда нет Гуру, идеально знающего доктрину, или когда Гуру недостаточно чист и не обладает хорошим интуитивным виденьем, совмещать практику одной тантрической системы с другой, в таком случае тяжело. У меня были случаи, когда я приходил к некоторым Гуру и рассказывал им какие-то аспекты их традиции, о которых они не имели понятия. Как, например, можно не знать, кто такой Бхаскарарая, если ты Гуру Шривидьи, однако, есть и такие Гуру, есть те, кто путают «канчуки» из тридцати шести таттв, например калА путуют с Кали. Но даже если и встречаются редкие знающие и реализованные Гуру, они могут слабо ориентироваться в других тантрических садханах. Тех, кто знают тантру очень хорошо, таких единицы. В этом основная проблема совместимости садхан для простого начинающего садхаки. Вы можете совмещать, если вам встретится Гуру сиддха-пуруша. Если Вы такого найдете, то это проще, потому что он даст все, что могут дать другие Гуру, и у вас не будет раздрая. Другой вариант - надеяться на себя и милость Бога, и очень строго подходить к своему поиску.