Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Благодарственные мантры, посвященные пище  (Прочитано 2005 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ананда

  • *
  • Сообщений: 13

Адеш!

С некоторых пор читаю мантру, благословляющую пищу - что бы ни ела. После еды возникает сильное чувство благодарности. Есть ли благодарственные мантры или это желание поблагодарить - что-то из христианства, а не из йоги? Занятно, что желание благодарить за пищу христианскими молитвами у меня возникало редко, а сейчас вот оно есть всегда, а нужного "инструмента" нету или я о нем не знаю.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Вроде как даже в самой Иисусовой молитве есть упоминание о пище:

Oтче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Или́: О́чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния.

"Дай нам пищу на сей день" – я помню, когда-то давно, когда интересовался еще христианством, слушал, что под пищей может подразумеваться "духовная пища".

Вот еще что встретилось:
На благословение пищи и пития мирянам

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Когда я с учениками жил полтора года в межрелигиозном ашраме и мы обменивались на практике знаниями с католиками, мусульманами, буддистами, иудеями (каббалистами), я видел, что у католиков есть песнопения, у иудеев тоже молитвы. Принятие пищи у всех - особый ритуал. Но, как мне это видится, такого логически связанного со всеми аспектами духовной жизни изложения, как в индуизме, нет ни у кого. Взять любую из мантр, будь то Вайшванары, Пурнаты, Брахмана и др., глубину их смыслов можно разбирать и разбирать, и там всегда будет бесконечность.

А что касается "чувства благодарности", я смею допустить, что молитва раскрывает сознание и энергию, так как яджна подразумевает оставление эго (то, что закрывает и сковывает). Принято считать, что объекты чувств отнимают у нас энергию, однако я лично считаю, что все зависит от внутреннего состояния, чистоты, с которой тебе доводится с ними соприкасаться. Если в основе эго, то это соприкосновение разрушает, а если самозабвенность, самопожертвование, то, наоборот, это раскрывает и увеличивает энергию. Звучит, казалось бы, просто, но в этом вся суть тантры, совершенного його-мировоззрения, когда одно и то же явление одного ведет к духовной деградации, а другого к очищению.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Ананда

  • *
  • Сообщений: 13

Адеш, Гуруджи!

Благодарю за ответ, но я имела в виду немного другое. Христианские молитвы мне, разумеется, известны. Я хотела узнать, есть ли в индуизме подобные благодарственные молитвы или мантры. И вообще, принято ли не только благословлять пищу, но и благодарить за нее после трапезы или есть какой-то смысл этого не делать (или нет смысла делать) с точки зрения именно традиции натхов.
Записан

Ананда

  • *
  • Сообщений: 13

По поводу того, что молитва высвобождает энергию - я это явственно чувствую. Вообще одухотворение вроде бы обыденных действий - это великая вещь. Начинаешь понимать, что ничего "обыденного" и "простого" на самом деле нет. Все полно духовного смысла, и если проживаешь каждую минуту в памяти о Божественном, то все преображается.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов


 И вообще, принято ли не только благословлять пищу, но и благодарить за нее после трапезы или есть какой-то смысл этого не делать (или нет смысла делать) с точки зрения именно традиции натхов.

У натхов принятие пищи - это внутренняя яджня. В общем-то, смысл яджни и заключается в декларации во время ритуала "идам на мама" ("это не мое", а пожертвованное). Пища подносится пищеварительному огню, который собой олицетворяет тот же огонь, что и во внешнем ритуале. Это, конечно, если в двух словах, так-то на эту "простую тему" надо делать большую и не простую статью.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Есть неплохая шлока из «Бхагавад-Гиты», которая часто используется как мантра перед принятием пищи:

ब्रह्मार्पणं ब्रह्महविर्ब्रह्माग्नौ ब्रह्मणा हुतम्।
ब्रह्मैव तेन गन्तव्यं ब्रह्मकर्मसमाधिना।।

brahmārpaṇaṁ brahma havir brahmāgnau brahmaṇā hutam |
brahmaiva tena gantavyaṁ brahma-karma-samādhinā ।।

"Брахман есть средство подношения (т.е. "шрува" ритуальная ложка), Брахман есть подносимое (хавья) Брахманом (тот, кто подносит) в Огонь Брахмана, Брахмана достигает тот, кто погружен в самадхи деятельности Брахмана".

 Эта шлока указывает на недвойственную природу данного обряда, фактически, принятие пищи - это интериоризированный ритуал агнихотры. Если мы "кормим огонь" внутри нашего тела, который рассматривается как священный, то мы тем самым поддерживаем прану (жизнь в нашем теле). Огонь в хоме - это Божество, от которого зависят остальные Божества, так как они все почитаются через огонь. Так, например, если вы поддерживаете прану в теле, то вы поддерживаете и работу чувств в теле, манас (ум), которые являются Божествами в нашей микровселенной.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 88
  • гастролер

Интересный взгляд получается, и метафизическая практика, если так можно выразиться, получается наше тело материальная оболочка, в которой обитают вышние силы приводящие всю систему в действие, а наш "Я" тоже такая сила и может наблюдать за этой микровселенной.
Записан

Ананда

  • *
  • Сообщений: 13
Re: Благодарственные мантры, посвященные пище
« Ответ #7 : Август 20, 2018, 19:51:50 »

Благодарю, Гуруджи!

Все уложилось в голове и теперь я воспринимаю еду именно так, что я, мое тело - просто посредник, а акт еды сакрален. Кстати, при этом как-то автоматически становится нелепой и святотатственной идея обжорства.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Благодарственные мантры, посвященные пище
« Ответ #8 : Август 25, 2018, 15:03:39 »

Кстати, при этом как-то автоматически становится нелепой и святотатственной идея обжорства.

Любые инстинкты в общем-то самопроизвольно регулируются в соответствии с уровнем присутствия ануграхи, хочу заметить, не подавляются, а регулируются, что многие тантрические тексты контролем и называют. Это как вождение машины: вы используете тормоз, но не для того, чтобы она остановилась раз и навсегда, а для регулирования и возможности управлять в соответствии с ситуацией. А ануграха - это как раз и есть источник такой регуляции. Если вы с ней, то вы духовно практикующий, если без нее - то обычное животное. Но суть этого всего в ее наличии, связи с ней, т.е. йоги.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Atmanath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 231
Re: Благодарственные мантры, посвященные пище
« Ответ #9 : Октябрь 15, 2018, 18:09:42 »

Такой вопрос по теме питания Йогинов был задан в соцсети:

Цитировать
..прочитал в Гхеранда-Самхите что йогу рекомендуется питаться только сладкой пищей.
Скажите, пожалуйста, есть ли сейчас люди которые следуют этому совету на практике?

И дан такой ответ. Возможно, тема интересна читателям форума или будут дополнения к ответу   :139:
Текст "Гхеранда-Самхиты" можно найти тут  :05:

Цитировать
В тексте не имеется ввиду сладость как сахар, скорее природные сладкие вкусы - овощи, фрукты, ягоды, молоко и так далее.
Во многих продуктах содержится естественная сладость.

Что касается Натхов, то они следуют «митахаре» (саттвическое питание), в котором нет излишеств, следуют середине во всем.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Благодарственные мантры, посвященные пище
« Ответ #10 : Октябрь 19, 2018, 19:45:22 »

Это просто большинство перевели неверно. Тут ведь и дураку понятно, что питаться одной сладкой пищей невозможно, и часто даже вредно (так можно и диабет заработать себе). В «Гхеранда самхите» (5. 21) используется термин सुमधुरं (sumadhuram), у термина मधुर (madhura) значений очень много, «сладкий» - только одно из них. Но это может быть: то, что приносит удовольствие, рис или даже кислая каша :05:). Правильный перевод будет: «еда, весьма приятная на вкус»).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.