Ум, сам Будда, у которого нет ни матери, ни отца,
Как чудесно, что он не знает ни рождения, ни смерти! В то время как мы страдаем от разнообразных ощущений,
Как чудесно, что он не подвержен ни улучшению, ни ухудшению!
Истинный лик ума, нерожденный и изначально чистый –
Как чудесны его неподдельное и естественное совершенство! Само внутреннее знание, наша естественно освобожденная природа,
Как великолепно, что все, что бы ни происходило, освобождается, будучи оставлено так, как оно есть.
Э ма хо! Возлюбленные благородные сыновья и дочери, слушайте не отвлекаясь! Все Победоносные прошлого, настоящего и будущего учили восьмидесяти четырем тысячам томов писаний, Дхарме, такой же безграничной, как само пространство, но всё это сводится к одному – как осознать природу ума.
Будды не учили ничему, кроме этого.
Если главный корень высокого дерева отсечен, его десять тысяч ветвей и листьев
Высохнут и погибнут все вместе. Подобно этому, когда отсечен единственный корень ума,
Листья сансары, такие как цепляние за двойственность, исчезнут.
Пустой дом, который стоял в темноте тысячу лет, мгновенно озаряется единственным светильником. Подобно этому, мгновенная реализация ясного света ума устраняет дурные склонности и омрачения, накопленные в течение бесчисленных кальп.
Когда осознаешь ясный свет природы ума, мудрые слова пандитов излишни.
Насколько важны описания вкуса патоки,
Когда твой рот полон ею?
Не имеет значения, какую систему упражнения ума вы практикуете: пока вы не осознали природу вашего ума, отрубив его корень, вы упускаете суть Дзогчен.
То, что мы называем умом – надоедливый болтун, скачущий, резвящийся и прыгающий вокруг. Попытайтесь поймать его, и он ускользнёт, изменяя форму или исчезая. Попытайтесь сосредоточиться на нём, и он не останется спокойным, разрастаясь и рассеиваясь. Попытайтесь прицепить к нему ярлык, и он рассыплется в не выразимую словами пустоту. Но это и есть тот самый ум, который испытывает переживания всего разнообразия человеческих чувств, тот ум, который должно тщательно исследовать.
Во-первых, каков источник этого ума? Зависит ли он от внешних объектов: гор, скал, воды, деревьев и небесных ветров – или он независим от них? Спрашивая себя, откуда возникает ум, тщательно исследуйте эти возможности.
Или же обдумайте, берёт ли начало ум в детородных жидкостях ваших родителей, или нет? Если это так, исследуйте процесс, посредством которого это происходит. Продолжайте это исследование, пока оно не будет исчерпано и вы не признаете, что у ума нет начала.
И во-вторых, ответьте на вопрос: «Где ум находится сейчас?» Находится ли он в верхней или нижней части вашего тела, в ваших органах чувств, в ваших лёгких или сердце? Если он хранится в сердце, то в какой части сердца? Каковы его цвет и форма? Тщательно исследуйте настоящее местонахождение ума и его характеристики, пока не удостоверитесь, что их невозможно отыскать.
Наконец, исследуйте движение ума. Когда он движется, проходит ли он сквозь органы чувств? Мгновенно охватывая внешние объекты, вступает ли он с ними в физический контакт? Является ли это только деятельностью ума, или тело и ум участвуют в этом совместно? Исследуйте процесс восприятия.
Далее, когда возникает мысль и сопровождающая её эмоция, во-первых, исследуйте её источник. Во-вторых, найдите её настоящее расположение, её цвет, форму и любые другие свойства. Долго и упорно ищите ответы на эти вопросы. Наконец, когда мысль стихла и исчезла, куда она ушла? Внимательно исследуйте свой ум в поисках этих ответов.
Что происходит с умом во время смерти? Как он покидает тело? Куда он уходит? Детально обдумывайте эти вопросы и все их следствия.
Упорно продолжая ваше тщательное изыскание, исследуйте ум, пока вы не придёте к несомненному выводу, что он пуст, чист и невыразим словами, что он не существует как нечто реальное и свободен от рождения и смерти, прихода и ухода.
! Во время анализа и исследования своего ума способом, описанным выше, когда вам не удалось найти «ум», на который вы могли бы указать и сказать «Вот он!», и когда вам не удалось найти ни единого атома, который вы могли бы назвать конкретным, тогда ваша неудача – высочайший успех.
Во-первых, «ум» не имеет начала, поскольку его сущность – изначальная пустота, она несубстанциональна. Во-вторых, у него нет месторасположения, цвета и формы. Наконец, он не движется: не двигаясь, он исчезает без следа. Его деятельность – пустая деятельность, пустота его пустых видимостей.
Природа ума не создана первоначальной причиной и не разрушается каким-либо средством или условием в конце. Она постоянна: ничто не может быть прибавлено к ней или отнято у неё, её нельзя наполнить или опустошить.
Так как природа ума всепроникающа, являясь основанием как сансары, так и нирваны, в ней нет предубеждения или пристрастности. Ни одна форма не показывает в ней свою действительность яснее, чем другая, и все до единой вещи проявляются беспристрастно и беспрепятственно.
Ум не может быть установлен или определён как нечто полностью отдельное, поскольку он выходит за пределы существования и несуществования. Не приходя и не уходя, он находится вне рождения и смерти, ясности и затемнения.
Природа ума в её ясности подобна незапятнанному хрустальному шару: его сущность – пустота, его природа – ясность, его энергия – непрерывность.
Природа ума никоим образом не может подвергнуться отрицательному воздействию сансары. С самого начала природа ума – Будда. Верьте в это!
Из сочинения Шабкара Ринпоче
Вопрос существуют ли у натхов подобные способы введения в природу ума или того что они называют Шива ?