Горакшанатх просто оставил внутренние аспекты тантры, ее верхушки, а внешнюю структуру многих практик изменил, как я это вижу, впрочем, не только я, например, Марк Дичковски. Правда, Марк - строгий ученый, он любит опираться на даты и сопоставлять, что и когда могло быть. «Если в ранних текстах и упоминается Горакшанатх, то его могли туда вписать позже», - это его версия, которую я, конечно, уважаю. Мы с ним как-то так искренне беседовали, и он честно сказал: «Могло быть все и иначе, это предположение, а могло Горакшанатха и вовсе не быть, не столь важно, главное - сама идея о бессмертном сиддха-йогине, которая дает ориентиры». Вообще, это очень непростая тема, для меня вообще простых тем не существует. Горакшантх открыл доктрину «Сиддха-сиддханты», которая отличается и от веданты, и от санкхьи, и от кашмирского шиваизма, но в принципе, их основа содержится в Сиддха-сиддханте. У Горакшанатха основная идея построена на том, что, достигая единства Атмана, Параматмана и Дживатмана, вы раскрываете тождество себя и Вселенной также и на физическом уровне. Это сложно назвать адвайтой в обычном смысле, которая популярна в Индии, даже во многих ее тантрических разновидностях, хотя это тоже некая «адвайта в финале», когда различий нет даже между духом и материей. Теоретически натхизму ближе всего кашмирский шиваизм, но их внешние структуры очень уж разные. Например, в натхизме антах-каран пятеричен, в санкхье, веданте, КШ - он состоит из трех или четырех таттв. Натхизм ориентирован на прямое проявление духа во всех элементах Бытия, т.е. они и есть сознание в разных его состояниях, где одна структура создает резонанс для другой, и вместе они - трансцендентное тело Шивы. В общем, доктрина кайя-садханы имеет свою духовную идеологию, в других школах ее или нет, или же она вытесняется другими целями, которые ставятся на первое место. Я могу привести пример. В веданте есть понятие о том, что Атман и Брахман едины, но отрицается мир, как иллюзия, в тантре мир - проявление Бога-Шакти, и тоже есть понятие об иллюзии, но не такое радикальное, как в веданте. У Горакшанатха - это некая интеграция тотального варианта веданты и тотального варианта тантры. Необходимо максимальное отречение и максимальное осознание мира, как духовного, что, на самом деле, не так-то и легко, поэтому доктрину Горакшанатха понимают совсем не многие. Это может звучать очень громко, но я бы сказал, что легче понять даже Кашмирский Шиваизм. В нем, по крайней мере, концептуальному уму еще есть возможность для выживания, в натхизме, если вы его выберете, на самом деле этого нет. Можно просто откреститься и сказать, что это для невежд создано, лучше стать ученым, тогда вручат Нобелевскую премию, к старости - пенсию и похлопают в ладоши, как великому образованному человеку. А для реального йогина это все может оказаться детским садом, не имеющим отношения к практически реализованной духовности, которая постигается в самадхи, в безмолвии. И конечно, можно просто формально стать натхом, повесить свисток на шею, ничего не понимая, и прокурить всю жизнь чарас, гордясь, что посвящен в ордене сиддхов. Этот вариант, по сути, такой же имитаторский, как и с ученым, только иная крайность. Но если вы осознанно выбрали этот путь не для кого-либо в этом мире, а только для себя, чтобы навсегда разрубить все свои привязки, все слабости, понять суть всех тантрических практик и стать полностью реализованным йогином, с такой мотивацией вам дано будет понять настоящую ценность того, чему учил Горакшанатх.