Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Люди  (Прочитано 24054 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Люди
« Ответ #45 : Июнь 23, 2008, 00:31:38 »

Адеш!

1-3. tadA drashtuH svarupEAvastthAnam|

Перевод:

Тогда видящий или свидетель (drashta), пребывает в своей истинной форме (svarupa).


Комментарии:

   Колебания читты обусловленного существа (бандхата), не позволяют видеть себя как необусловленным временем и пространством существом, которого в разных традициях называют по-разному: "Пуруша" у Патанджали и в санкхье, "Атман" в веданте, "Шива-сварупа" у тантриков и натхов. Но как только с помощью техник йоги сознание становится стабильным, оно обретает свое изначальное совершенное трансцендентное состояние. Это состояние есть непосредственный опыт, который трансцендентен относительно описания даршанами любой философской доктрины. Так как Атман за пределами всего мира, он в этом мире, он - сам мир. Таков Атман в своем истинном  изначальном состоянии.

1-4. vrttIsArupyamItaratra|


Перевод:

В другое время сознание находится в отождествлении с колебаниями сознания (vritti).

Комментарии:

  Эта сутра на самом деле является тантрической, если ее объяснять не с позиции, которая получила название "Патанджали-йога даршана", а с позиции натхов и тантры. Если мы просмотрим тексты натхов, то обнаружим, что там есть практики с рекомендацией сосредоточения читты на пяти великих элементах, на грубых "стхула", на тонких "сукшма" и на световых "джьотир" формах. Цель йоги Патанджали заключается в том, чтобы привести читтту в состояние равновесия. Но натхи идут дальше, они не только ее приводят в состояние равновесия, у них благодаря Чит-шакти поглощаются все феноменальные явления. Что не является одним и тем же, чему учит веданта и Патанджали. Все эти разные виды дхараны и дхьяны, с их различными лакшьями, есть не что иное как созерцание различных форм Божественной Шакти в ее тонкой, световой и др. формах. Колебания и пульсация "спандана" не есть нечто негативное, как иллюзия майя, а при достижении определенной чистоты эти же самые колебания становятся махавидьей (освобождающим опытом, в виде переживания своего тождества с Абсолютом во всех его состояниях). Тогда йогин становится единым не только с трансцендентным, для него больше нет деления на трансцендентное и то, что отлично от трансцендентного. И это высшая цель и высший уровень, которого достигают натхи. В обычном же состоянии отождествление для простого живого существа есть ни что иное, как бандхана (ограничение). Поэтому Горакшанатх и Патанджали, в первую очередь, начинают не с отождествления, они говорят о достижении покоя в сознании и отсоединении солнца и луны, после чего уже сознание станосится вездесущим, и солнце с луной соединяются. Тогда достигается истинная цель Раджа и Хатха-йоги.

1-5. vrttayaH panchatayyaH klIshtAklIshtAHa|


 Перевод:

Модификации сознания делятся на пять видов (panchatayyaH), одни - приносящие страдание (klIshtA), и другие - не содержащие страдания (AklIshtA).


Комментарии:

Как я выше уже сказал, Чит-шакти изменяется в различные вритти. Природа Шакти - это природа изменения, но она двояка: одна, которая есть Махамайя (иллюзия) или Аварана-шакти (покрывающая трансцендентное сознание ограничивающими принципами), и другая, которая известна как Махавидья (освобождающая от реинкарнаций и обусловленного состояния Божественная сила). Йогины Махавидью называют Кундалини, когда она пробуждается, то весь мрак невежества рассеивается. Тогда йогин достигает переосмысления и мудрости, он оставляет все привязанности, желания и порожденные ими страдания, и становится Сиддха-пурушей (совершенным существом).


1-6. pramAnavIparyayavIkalpanIdrAsmrtayaHa|

Перевод:

Прамана (постижение), випарьяя (ложное знание), викальпа (фантазия и мыслепостроение), нидра (сон) и смрити (память).

Комметарии:

Я довольно сжато написал комментарии, так как форум - это не философский труд, и поэтому дальше я не буду перечислять сутры. Они объясняют каждое из этих состояний, и я их вкратце объясню. Патанджали достоверное знание "пранама" объясняет как знание, полученное из пратьякши (это синоним дхьяны, во многих тантрических текста дхьяну заменяют словом пратьякша, что значит прямое восприятие). Анумана - это умозаключение или вывод, випарьяя - это проекция своих ограниченных представлений на что-либо, т.е. ошибочное видение. Агама - это синоним тантрических текстов, которые называются так же тантры, самхиты, грантхи; одним словом, это авторитетные источники, на которые опирается традиция, в каждой сампрадае они разные. Викальпа - это фантазия или мысленный образ. Смарана - это память.
Все эти элементы Читты могут быть преобразованы в то, что способствует расширению сознания и приведения его на более трансцендентный уровень. Например, пратьякаша - это правильная медитация; смарана - практика вспоминание своей изначальной природы Шивы; викальпа - техники на расширение способности воображения, такие можно
встретить в Виджнянабхайрава-тантре; анумана - аналитическая медитация с использованием вивеки (способности различения); випарьяя может быть преобразована и исчерпана благодаря практикам созерцания единства микрокосма и макрокосма, практикам сокрализации ограниченных состояний бытия. Нидра - сон, работа с различными состояниями сна, такими как, например, сушупти. В тантре есть такие божества как Свапна Варахи и раздел, называемый "Свапна-видья", благодаря практикам, связанных с ними, можно развить сиддхи управления снами, получения точной информации о чем-либо через сны и др.
Патанджали говорит еще о абхьясе и вайрагьи, но, конечно, в его понимании вайрагья и абхьяса отличаются от того, что в них вкладывают натхи. Ведь абхьяса - это самые различные тантрические и йогические садханы, а вайрагья - это отречение, а у того, кто следует пути дживанмукты и видеха-мукты, абхьяса и вайрагья могут отличаться. Например, в веданте Шанкары, в ее главном виде, вайрагья - это полный отказ от всех объектов мира, а у натхов и тантриков - это отках от иллюзий, которые могут проявляться через объекты мира, и этот отказ происходит посредством сокрализации этих объектов и видения в них проявленной силы Бога.
Как видите, методы отличаются, они обусловлены именно идейной базой этих учений, поэтому ее стоит знать для того, кто хочет свою практику в традиции сделать стабильной и правильной.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Люди
« Ответ #46 : Июнь 23, 2008, 11:17:05 »

    Адеш,Гуру джи!
 Буду ли я прав,если сделаю вывод,что натхи вкладывают несколько иной смысл и в само определение йоги и средства достижения этого состояния?Можно было бы прокомментировать хотя бы основные моменты воззрения натхов на йогу?
 Спасибо,Гуру джи!
Записан

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Люди
« Ответ #47 : Июнь 23, 2008, 19:32:41 »

  "Колебания и пульсация "спандана" не есть нечто негативное, как иллюзия майя, а при достижении определенной чистоты эти же самые колебания становятся махавидьей (освобождающим опытом, в виде переживания своего тождества с Абсолютом во всех его состояниях). Тогда йогин становится единым не только с трансцендентным, для него больше нет деления на трансцендентное и то, что отлично от трансцендентного."
   
  Гуру джи,а можно более обстоятельно? :04:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Люди
« Ответ #48 : Июнь 25, 2008, 04:38:25 »

Адеш!

    Адеш,Гуру джи!
 Буду ли я прав,если сделаю вывод,что натхи вкладывают несколько иной смысл и в само определение йоги и средства достижения этого состояния?Можно было бы прокомментировать хотя бы основные моменты воззрения натхов на йогу?
 Спасибо,Гуру джи!

Конечно, Крипанатх, можно. Йога натхов признает весь мир как истинный, как то, что является самим Шивой, или даже Шива-шакти самарасьей. Но для того, чтобы видеть мир именно таким образом, во всей его полноте и многообразии, для этого нужен соответствующий духовный уровень, обретаемый посредством практики йоги натхов. А именно, основное достижение заключается в осознавании своего единства со всей вселенной. Этот уровень реализуется посредством всех шести или восьми анг йогической садханы. Через асану ты достигаешь устойчивости в тождестве элементов своего тела с элементами вселенной. Через пранаяму ты достигаешь соединения своей праны с праной вселенной. Через пратьяхару ты достигаешь отстраненности от каких-либо объектов мира, и поэтому видишь весь мир. Через дхарану ты реализуешь устойчивость в духовном сосредоточении. Через дхьяну достигаешь восприятия всего мира, как проявления одной Божественной силы, и через самадхи - достигаешь полного равновесия самарасатва. Такова йога натхов.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Люди
« Ответ #49 : Июнь 25, 2008, 04:41:56 »

  "Колебания и пульсация "спандана" не есть нечто негативное, как иллюзия майя, а при достижении определенной чистоты эти же самые колебания становятся махавидьей (освобождающим опытом, в виде переживания своего тождества с Абсолютом во всех его состояниях). Тогда йогин становится единым не только с трансцендентным, для него больше нет деления на трансцендентное и то, что отлично от трансцендентного."
   
  Гуру джи,а можно более обстоятельно? :04:

Дело в том, что этот ограниченный мир является таковым только для тех, кто не знает йогу натхов. Но тот, кто ее понимает, он видит мир как одну единую реальность, духовную и материальную. Я говорю о двух понятиях, потому что единая реальность не разделяется на материю и дух, она является самой трансцендентной, и именно к достижению ее уровня мы и стремимся.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Люди
« Ответ #50 : Июнь 25, 2008, 10:57:40 »

     Адеш!     
  "Через асану ты достигаешь устойчивости в тождестве элементов своего тела с элементами вселенной..."
   
   Гуру джи,можно об этом аспекте немножко подробнее - чувствую какую-то не ясность.
      Спасибо за Ваши ответы.Всегда читая и перечитывая их испытываю ощущение какого-то открытия и даже какой-то детский восторг.Такой я человек. :wwink:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Люди
« Ответ #51 : Июнь 27, 2008, 04:46:15 »

Крипанатх!

Думаю, что тут нужно обратиться к текстам традиции, например, «сиддха-сиддханта-паддхати».


Asanamiti  svasvarUpe  samAsannatA  svastikAsanaM  padmasanaM siddhAsanameteShAM  madhye  yatheShTamekaM  vidhAya  sAvadhAnena sthAtavyam |
ityAsanalakshaNam || 2.34 ||

2.34. Асана - это пребывание в собственной истинной форме (сварупа). Для этого надлежит выбрать по желанию одну из следующих поз: свастикасана, падмасана, сиддхасана - и пребывать в ней со всем вниманием. Таковы признаки асаны.

Под асаной подразумевается  «пребывание в своей истинной форме».
Сравним определение асаны у Патанджали в Йога-сутрах:

sthIrasukhamAsanam ||2.46||

Асана - есть устойчивое, приятное положение тела.

В следующей сутре:

prayatnashaithiIyAnantasamApattIbhyAm||2.47||

Посредством асаны устраняется напряжение и достигается восприятие бесконечности «ананта».


  Соответственно, получается, что два текста говорят о схожем определении асаны, но при этом само понятие асаны не сводится только лишь к физическому положению тела. Речь идет о большем. Все многочисленные асаны предназначены для того, чтобы выйти на такой психофизический уровень, когда достигается тождество атмана (индивидуальная душа) с параматмой (сверхдуша), и далее вьяшти-пинды (своего тела) с пара-пиндой (телом вселенной).
  Получается, что Патанджали, объясняя о достижении бесконечности «ананта» посредством снятия закрепощения, как раз и говорит о достижении связи нашего тела с космическим телом Шивы посредством вьомы. Конечно, многое зависит от уровня реализации в асане, и том, как эта анга связана с другими. Многим, привыкшим йогу воспринимать не как садхану, сложно понять такие идей, потому что большинство современных школ йоги трактуют асаны не как «анги», а как ступени. Что в действительности очень далеко от традиционной йоги натхов.
  В йоге натхов садхана не заключается в вычленении только асаны или пранаямы, т.е. все шесть или восемь «йоганг» взаимодополняют друг друга. В нетрадиционной йоге самадхи - это одно, а асана - это другое, ведь для того, чтобы научиться
совмещать эти разделы практики нужен Гуру (духовный учитель), а в нетрадиционной йоге само понятие "Гуру" вообще может отсутствовать.
  Для тех, кто желает йогу практиковать как полноценную традиционную систему, требуется более серьезный подход. Если в аутентичной индийской школе есть потребность в Гуру, то соответственно, в их практику входит этикет между Гуру и учеником, серьезное отношение ученика к упадешам Гуру, например, соблюдения всех предписанных ниям и т.д. В простой обычной йоге восприятие всех аспектов садханы более примитивное, в том числе и восприятие асан, пранаям и т.п.
« Последнее редактирование: Ноябрь 26, 2009, 02:15:05 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.