Аширвадам, Амитанатх джи!
С одной стороны, такие места, как вы посетили: Канчипурам, Кумбаконам, Чидамбарам и др., очень сильные и вдохновляющие. С другой, храмов в Индии, Непале бесчисленное множество, все они со своими особенностями, поэтому для простого человека может возникнуть путаница - такая форма Божества, другая. Но, изучая глубже доктрины, а также прогрессируя в йоге, общаясь с Гуру, все больше и больше наступают прояснения. С одной стороны, много форм и знаний, углубления в них, а с другой, цель-то не уйти от себя, а, наоборот, вспомнить истинных себя. Если вы посмотрите на суть Шривидьи, Богиня Трипурасундари раскрывается нам на разных уровнях, Шива (Пракашамша) себя проявляет в четырех ее формах – как Амбика, Вама, Джешта и Раудри; или как Вимаршамша в форме Шанта, Иччха, Джняна и Крия Шакти. В своем высшем состоянии она - Пара, проявляется как Пара, Пашьянти, Мадхьяма и Вайкхари. Может быть множество мантр и форм, но все они - проявления нады и бинду, все проявляются из высшего бытия (Парасатта). В этом плане натховская шамбхави-пуджа, нади-пуджа, связанные с шуньей или анахатой, есть основа всех этих мантр и Божеств, также Гуру есть их основа. То, что я передавал и объяснял 15 лет назад, на самом деле было основой всего того, о чем мы говорим сейчас. Кто-то, может, думает, что это был "уровень ниже", но в действительности это была самая высокая основа. В том-то и дело, что на вид простое – на самом деле очень высокое. У вас уже многое есть, да и традиция, как это ни странно звучит, – то, что каждый человек имеет врожденным в своей природе. Потому мы будем не раз еще возвращаться к тому, что уже имеем, и учиться использовать это со все большим мастерством. В этом есть ценность нашей уникальной йогической традиции, с ней мы можем и Трипурасундари почитать, и Кали, да хоть любые атрибуты авраамических религий. Натхи в этом плане крайне уникальны.