Адеш, Нитьянатх джи!
Движение против часовой стрелки связано с самхарой (разрушением, растворением и т.п.), в зависимости от сути и цели обряда или его части. Например, есть обряд антьешти (обряд кремации), название от «анта» (завершающий) и «ишта» (жертвоприношение), когда Калагнирудре подносится тело умершего. Тогда производят движение против часовой стрелки. Но, как вы видите, смерть и обряд, с ней связанный, тут рассматривается именно как духовный процесс, потому что посредством него душа умершего очищается и попадает в более высокие миры. Да и в целом самхару можно задействовать как нечто, что способствует мокше. Она может также применяться и в марана-прайоге, о чем, конечно, можно рассказать отдельно, так как это не просто обряд, а каким образом он работает или не работает, это отдельная тема. Она такая же непростая, как и созидательная сила: например, тантрика могут попросить кого-то вылечить, а может, человек болеет потому, что это процесс очищения его негативной кармы, и надо его лечить или нет – это вопрос неоднозначный. Так же и с мараной, нужна она или нет, это тоже связано с кармой и не только. В любом случае, индийцы любые виды энергий умеют видеть, интерпретировать и применять для своей духовной эволюции, так и самхаре они придают важное значение. Санньяса, например, тоже связана с самхарой (умиранием для мира), йога в ее главном виде, как ниродха, – то же самое.