Основная дискуссия > Тантризм-шактизм

Санскрит и тантра

(1/2) > >>

Nadia Khudyk:
Гуруджи ко Адеш! Намасте участникам форума!

На каком-то этапе практики начинаешь задумываться о необходимости правильного произношения мантр и текстов на санскрите, а также понимания отдельных слов в рецитируемом тексте. Гуруджи, объясните, пожалуйста, насколько влияет понимание каждого слова на эффект от чтения этого текста (мантры)?

Yogi Matsyendranatha:
Адеш!

Глубокое понимание происхождения слов даже в родном языке углубляет видение, и чем видение более глубокое, тем больше шансов жить в гармонии со средой, в которой этот язык используется. И уж тем более такой язык, как санскрит, очень значим для успешной практики фактически всех духовных направлений в Индии, он полезен даже для таких традиций, как буддизм, который распространен и в Азии. Сам термин "санскрит" – от "сам" (хорошо) и "крита" (сделанный, обработанный) – указывает на язык культуры – "санскрити", это усовершенствованный язык, и с ним связаны многие другие языки Индии. Даже если, допустим, многие натхи не используют его в мантрах, даже если как разговорный он давно сошел на нет в Индии, польза от его изучения огромная, хотя надо сказать честно, что задача эта не из самых простых. Но, как и любой труд, изучение его может оказаться легким или тяжелым, все зависит от того, насколько вы это цените. Ведь люди часто устают не от самого труда, "устать" можно и от ничегонеделания, если для вас в этом нет смысла. Труд сам по себе может для кого-то быть формой отдыха, по крайней мере для меня это так, отдых – если вы любите то, что делаете. Изучение значения слов, разных оттенков контекста может поменять всю вашу практику самым радикальным образом, понимание, из того, что вас способно разрушить, может вас повернуть в полностью противоположном направлении. Мантры – это в первую очередь божественные идеи, "одухотворенные идеи", они отображают запредельное в себе. Это отображение в санскритских мантрах, но и других тоже – не только в их смысловом содержании, оно присутствует и в фонетике, и в грамматике, от этого зависит, будет мантра нести силу или нет.

Nadia Khudyk:
Спасибо, Гуруджи, за объяснения. Пользуясь случаем, задам ещё один вопрос. В лекциях по санскриту Вагиша Шастри услышала о том, что все гласные произошли от а, а согласные от ха. Это навело меня на мысль о связи слова अहंकार (ахамкара) и матрик как букв санскритского алфавита. Расскажите, пожалуйста, в общих чертах об этой связи, если она действительно существует.  Предположу также, что мантра со хам (सो ऽहम्) связана со всем алфавитом, где о соответствует гласным, а хам – согласным, а за счёт вдоха и выдоха осуществляется связь.

Yogi Matsyendranatha:
Конечно, это известный факт, что весь алфавит санскрита раскрывается через первую букву "А", это очень хорошо изложено в "Тантралоке", где первая буква рассматривается как символ Ануттары (выше которой нет ничего). Там акшары соотносятся с таттвами шиваизма, потому санскритская грамматика (вьякарана) рассматривается как символ генезиса вселенной. Ви-а-карана может интерпретироваться как то, из чего происходит множество (т.е. из единства - множество). Есть неплохая статья на русском языке Исаевой, где она рассматривает на основе Бхартрихари, Абхинавагупты и др. грамматистов и гуру генезис и то, как с ним связана грамматика санскрита. На самом деле есть масса источников, где по-разному объясняется "а-акшара" - например, как звук анахаты, потому что этот горловой звук возникает почти без соприкосновения. В санскритской фонетике каждая акшара так и происходит - одна из одной, начиная от "А", где сокращения в разных точках ротовой полости "идут по нарастающей". Даже в гласных происходит все больше и больше сочетаний и соприкосновений (сприштха). В согласных соприкосновения разных областей становятся более очевидны,  и, таким образом, все акшары санскрита есть проявления "анахаты". Также "анахата" присутствует в каждой согласной, так как они все ее в конце содержат. Также Абхинавагупта, Махешварананда и другие гуру фактически весь алфавит рассматривают как "истечение анахаты", а именно, как "висаргу" (манифестацию творения). Так, например, Абхинавагупта описывает три основные висарги: Пара (эта сама "а-акшара"), потом она доходит до классической висарги как звук "аха" - это Апарапара-висарга, третья висарга - это "ха-акшара", она называется Апара-висарга. Хотя фактически все акшары - проявление висарги (силы творения), это подробно изложено в "Паратришика-виваране". Вообще, сам термин "акшара" означает "А" - не, "кшара" - непрочный, т.е. нерушимая или вечная, они все отображают вечность - Шиву.

Что касается мантры Сах (Он) и Ахам (есть Я), которая по правилам сандхи пишется как "Сохам", она имеет многообразную символику, я об этом буду подробно рассказывать на курсе. Если в двух словах, то да, "Сохам" содержит весь алфавит, его содержит уже "Ахам", а в Сохам идет движение обратно, от творения к "возвращению", т.е. от "Ха" к "Са" и т.д. Алфавит санскрита действительно очень увлекателен. Разные сампрадаи (линии передачи в Индии) могут давать какие-то свои интерпретации алфавита.

Nadia Khudyk:
Спасибо, Гуруджи, за интересные пояснения и ссылки на источники!

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии