Оказывается, основу популярности Гоенки и его випассаны заложила Тара Микаэль. Она мне рассказала подробности: в свое время Тара посетила его центр в Бомбее, тогда это было, по ее словам, очень простецкое местечко. После общения на тему випассаны она решила его пригласить во Францию, что и сделала, и это была первая его поездка на Запад с продвижением випассаны. Фактически это она заложила фундамент распространения випассаны Гоенки на Западе. Но, как она мне рассказала, лично у нее это не пошло, хотя сама техника, может, и интересна, просто были "как бы странности" (для меня это все ясно, как на ладони). В самом начале, до своего раскрута, Гоенка ей говорил, что эта практика принимает все религии (шиваизм, вайшнавизм, шактизм, все виды буддизма, йогу и прочее). Когда он приехал во Францию, она арендовала помещение в самом крупном на тот момент ваджраянском центре. Когда Гоенка пришел туда, сказал, что надо срочно из комнаты убрать все статуи и изображения буддийских деват, и, как ни странно, владельцы центра это сделали, хотя он поставил этим Тару в неудобную ситуацию. В общем, там был ряд похожих историй, что ей показалось странным, после чего она перестала его приглашать. Я прослушал его самые первые лекции, они сохранились. Но с нескольких первых поездок он уже успел раскрутиться. Такая вот история вкратце.
Он, конечно, говорил, что осознавание дыхания в его практике - это не пранаяма, хотя, с моей точки зрения, у него или представления о пранаяме были слишком ограниченны, или он так говорил по каким-то другим причинам. В целом практика напоминает сахаджа-пранаяму с пратьяхарой. Например, там сначала дается наблюдение за потоком воздуха в ноздрях, она встречается и в «Сабади», тут я привожу
часть из текста.
Но техника насагра-дришти сама по себе, с разными ее вариантами, встречается и в очень ранних индийских источниках, например, в Гите. Кто-то сочетает это с осознаванием потока входящего и выходящего дыхания в ноздрях. Результат в випассане - слияние своего восприятия с дыханием (т.е. праной), что фактически является пранаямой. Конечно, это не те разновидности пранаямы, что встречаются в описании техник хатха-йоги, но суть та же. А дальше там идет постепенное перемещение сознания вдоль тела, от стоп - до макушки, вверх и обратно вниз. Что в принципе напоминает одну из практик пратьяхары, описанную в "Шандилья-упанишаде", "Йога Яджнавалкье", "Васиштха-самхите", "Махакала-самхите" и др. Только там конкретно используются мармы или адхары, а в випассане – просто прохождение сознания снизу вверх и наоборот, что встречается в указанных текстах как "арохан-аварохан крама" (движение вниз и вверх вдоль тела). После чего они практикуют наблюдение, которое может быть разной продолжительности, иногда по несколько дней. Сущностно это один из йогических подходов, только со своими деталями. Насколько я знаю, Гаутама Будда учился у двух шраманских Гуру, один из которых был Гуру традиции санкхья (т.е. санкхья-йоги), и наверняка они в его развитии оставили свой след.