Оказывается, основу популярности Гоенки и его випассаны заложила Тара Микаэль. Она мне рассказала подробности: в свое время Тара посетила его центр в Бомбее, тогда это было, по ее словам, очень простецкое местечко. После общения на тему випассаны она решила его пригласить во Францию, что и сделала, и это была первая его поездка на Запад с продвижением випассаны. Фактически это она заложила фундамент распространения випассаны Гоенки на Западе. Но, как она мне рассказала, лично у нее это не пошло, хотя сама техника, может, и интересна, просто были "как бы странности" (для меня это все ясно, как на ладони). В самом начале, до своего раскрута, Гоенка ей говорил, что эта практика принимает все религии (шиваизм, вайшнавизм, шактизм, все виды буддизма, йогу и прочее). Когда он приехал во Францию, она арендовала помещение в самом крупном на тот момент ваджраянском центре. Когда Гоенка пришел туда, сказал, что надо срочно из комнаты убрать все статуи и изображения буддийских деват, и, как ни странно, владельцы центра это сделали, хотя он поставил этим Тару в неудобную ситуацию. В общем, там был ряд похожих историй, что ей показалось странным, после чего она перестала его приглашать. Я прослушал его самые первые лекции, они сохранились. Но с нескольких первых поездок он уже успел раскрутиться. Такая вот история вкратце.
Он, конечно, говорил, что осознавание дыхания в его практике - это не пранаяма, хотя, с моей точки зрения, у него или представления о пранаяме были слишком ограниченны, или он так говорил по каким-то другим причинам. В целом практика напоминает сахаджа-пранаяму с пратьяхарой. Например, там сначала дается наблюдение за потоком воздуха в ноздрях, она встречается и в «Сабади», тут я привожу
часть из текста.