Приветствую, уважаемый Сурадж!
Труды Патанджали в канон натхов не входят, Бриггс написал правильно. Собственно у него о йоге одни только знаменитые «йога-сутры». Отличие Патанджали в том, что у него нет такого понятия как Кундалини-шакти, далее у Патанджали -5 Ям и 5 Ниям, а у натхов каждая включает 10 основных, не считая остальных, которые даются при дикше. Такого понятия как дикша в традиции Патанджали тоже нет, по той простой причине, что нет парампарической передачи. Передача может быть тогда, когда есть определённые практические методы, а у Патанджали все осталось на уровне философской доктрины «йога-даршаны». В Индии, на самом то деле, не существует таких понятий как передача асан или пранаям по Патанджали, многие сейчас пользуются его трудами, делая на него ссылки, но, как правило, каждый трактует йога-сутры по своему. Объехав многие места и школы йоги в Индии, я не нашел нигде систему передачи по Патанджали. Есть конечно немало йога-центров, которые называются его именем, например, ныне известный Свами Рамдев назвал свой центр в Харидваре «центр Патанджали» или можно вспомнить Крийя-йогу Лахири Махасайи для примера. Все эти традиции в основном духовно базируются на веданте и орденах дашанами Шанкарачарьи. Как получилось, что Патанджали умудрились на западе занести в хатха-йогу, сказать сложно, очевидно, простым людям свойственно смешивать все учения. У натхов 12 пантхов и отстроенная система передачи традиции, никто не знает когда она появилась, поскольку западные исследователи в своих работах находят много противоречий относительно дат жизни основателей традиции, авторства текстов и т.д. Конечно, Патанджали нами признается как авторитет, так же как и многие другие тексты, например, кашмирского шиваизма, веданты, но они у натхов играют второстепенную роль. В основном авторитетны такие как «Сиддха-сиддханта-паддхати», «Горакша-вачана-санграха», «Йога-биджа», «Аманаска-йога» и т.д. Одним словом, есть канон трудов Горакшанатха, который состоит примерно из 50 текстов, большая часть из них носит практический характер.
Что касается хатха-йоги и раджа-йоги, в «Хатха-йога прадипике» говорится, что всё в хатха-йоге создано для раджа-йоги, сейчас с собой её нет, мог бы конечно уточнить. Но если мне память не изменяет, там говорится о том, что нет хатха-йоги без раджа-йоги и наоборот. В прочем есть немало других текстов, где обе эти йоги рассматриваются как взаимодополняющие элементы одной йогической садханы. Деление на хатха и раджа-йогу появилось не у натхов, хатха-йогу так же практикуют и в сектах нагов, но так как эта категория дашанами отличается своими изощренными методами аскетизма, то, вероятно, они и разработали способы умерщвления плоти посредством йоги. В Индии вы их можете встретить, они иногда делают сложные асаны, пранаяму с усиленной задержкой дыхания и т.п. Но эта и многие другие традиции духовно придерживаются своих доктрин, это не йогические традиции. Несмотря на то, что они используют элементы йоги, реально они следуют совершенно другому пути. Я не беру многочисленные коммерческие организации, они, конечно могут умело создать немало полезных вещей для людей запада, но, что касается копания в первоначальных источниках, им для их деятельности это совершенно не актуально. К чему я это все говорю? К тому, что простой человек, который приедет в Индию на всё это посмотреть и создать свои представления о том, что такое «индийская йога», будет основываться на поверхностном впечатлении. Вот, если он получит посвящение в традиции и будет практиковать, тогда он что-то сможет понять. А разобраться, что откуда берет свое начало - просто не реально, школы йоги растут и в Индии, и на западе, как грибы после дождя. Вот эти многочисленные школы, ориентированные на большую массу людей, и создают стереотипы, что хатха-йога и раджа-йога - это разные вещи. У натхов этот вопрос не является столь актуальным, по той причине, что они практикуют хатха-йогу больше как метод пробуждения Кундалини. Они живут в другом мире, поэтому, чтобы их понять, нужно сформированные стереотипы и массовые представления хотя бы на время оставить. Как я понял, это не каждый может сделать.
Относительно раджа-йоги у натхов. Выше я уже сказал, что не всегда для садху есть смысл в таком делении, как это существует для простых людей. Хатха-йога, на самом деле, крутая практика, которая ведет к мокше. Но, как бы там ни было, тексты, освящающие раджа-йогу натхов, есть и их много. Так, например, известный текст «Аманаска-йога» посвящен раджа-йоге, кстати, я перевел его недавно и скоро он будет издан. Ещё рекомендую познакомиться с изданием моих переводов (изд. «Ника-центр») под названием «Классические тексты натха-сампрадайи».
«Аманаска-йога» делится на две части, в начале говорится о том, что существует пурва-йога или тарака-йога и аманаска, т.е. раджа-йога. Одна работает с праной, другая -с сознанием, тем не менее, сказано, что деление условное. Больше предпочтение отдается тарака-йоге, по сути, она сама - сущность хатха-йоги. Само понятие и краткое описание тарака-йоги, кроме как у натхов, вы могли встречать в других текстах, таких как Брахмана-мандала упанишада и Адвайта-тарака упанишада. Суть этих практик в лакшьях и вьомах, они по разному описаны в текстах, а в трудах Горакшанатха ещё добавляются 16 адхар (опор для сосредоточения внимания), посредством чего практика хатха-йоги становится внутренней практикой. Вся первая часть описывает процесс тарака-йоги, то, как с элементарной задержки дыхания, йогин, на протяжении двенадцати лет, шаг за шагом обретает сиддхи. Описывается шамбхави-мудра, как взгляд направленный в пустоту, т.е. без опоры на какой-либо объект. Вторая часть Аманаска-йоги посвящена раджа-йоге, вот так она начинается:
Шри Ишвара сказал:
2. Пурва-йога называется внешней йогой (бахирйога), потому что связана со внешней мудрой, апара – с внутренней мудрой. Таковы две йоги.
3. О, лучший из мудрых, она (апара-йога) называется раджа-йогой, поскольку она царит среди всех прочих йог.
Говорится о том, что метод апара - это аналог того, что практикует йогин в хатха-йоге, только в одной (раджа-йоге), происходит посредством остановки колебаний сознания, в другой (хатха-йога)- посредством праны. По сути, говоря простым языком, хатха-йога - это контроль праны «прана-ниродха», а раджа-йога - контроль сознания «читта-ниродха». Отличие от Патанджали в том, что читте придается несколько иное значение, Патанджали опирался на доктрину санкхья, где читта как и маха-таттва есть продукт пракрити, натхи же сознание воспринимают как Чит-шакти, то, что в кашмирском шиваизме относится к шуддха-таттвам. Соответственно, самадхи у натхов не рассматривается как бессознательное растворение в пракрити, а как опыт на несколько порядков выше. Отличия доктрины натхов от кашмирского шиваизма в представлении о теле, последний его относит в основном к анава-малам, в доктрине натхов, тело человека тождественно Пара-пинде (макрокосмическому телу Шивы). Это тело не что иное как Ямала (Шива-Шакти), что и является философской основой кайя-садханы. Здесь главное разобраться в том, что понятию кайя-сиддх натхи отдают иное значение, чем это делают в фитнес центрах. Кайя-сиддхи - это результат полной гармонии своего психофизического существа со вселенной. Философия тела у натхов имеет совершенно иной контекст нежели то, что под хатха-йогой подразумевают последователи аскетических орденов, таких как наги, пашупаты и т.п., а тем более упрощенных современных массовых систем йоги.
Однако оговорюсь, то, что я не ставлю знака равенства между натхами и новыми модернистскими школами йоги, вовсе не означает, что последних я не уважаю, стараясь свою традицию преподнести, опустив другие. Нет, это не так, в прочем, не любящие меня люди, очевидно, так все и преподнесут для масс, но это их проблемы, а не мои. То, что я говорю, относится не ко мне лично, так говорит аутентичная традиция и как бы позитивно я не относился к йоге Дхирендры Брахмачари, Бихарской школе, Институту йоги Кувалаянанды и т.д., традиция все равно превыше всего. Те методы, которым учили и учат эти уважаемые Гуру и их ученики, мне тоже по своему близки. Просто у каждого свое предназначение и своя польза для мира, я считаю так же, что нужно уметь отличать школы от сампрадай, так легче будет людям разбираться, в том числе и в методах йоги, в их главном и вторичном предназначении.
Относительно открытости или закрытости канона. Тексты Горакшанатха являются основными в традиции, они авторитетны для всех пантхов. Но, помимо этих текстов, у каждого пантха есть свои, менее известные, некоторые из них по истине уникальны, как пояснения к основным текстам. В линии варкхари, восходящей к Джнянанатху, есть текст Вивека-дарпана, на мой взгляд, он содержит немало ценных пояснений по «Сиддха-сиддханта-паддхати». Есть ещё один момент, ряд базовых текстов вообще местами один в один повторяют друг друга, например, «Горакша-вачана-санграха» так же описывает качества Авадхута Йоги, как и шестая часть «Сиддха-сиддханта-паддхати». Сказать о закрытости или открытости канона сложно, в связи с невозможностью установить точные датировки многих текстов. Например, качества авадхуты, описанные в ССП копирует не только «Горакша-вачана», но и «Авадхута-гита» Даттатрейи, хотя не все труды Даттатрейи натхи относят к своим. Другой вам пример, «Горакша-сиддханта-санграха» - известный классический текст поясняющий ССП, в нём встречаются шлоки из Куларнава-тантры и ряда других текстов, которые к натхам имеют, пожалуй, ещё более слабое отношение, при этом, «Горакша-сиддханта-санграха» считается одним из главных текстов.
Множество довольно не плохих текстов по садхане написано на хинди и других языках, это «Тан-пракаш», «Горакша-пурана», «Горакша-гита», «Горакша-упанишада» и др. Многое в традиции строится на авторитете Гуру, на том, чему он учит. Собственно Учителя у натхов по уровню считаются выше, чем Боги и тем более тексты. Только система передачи посвящений у всех одна. Возможно, я написал очень большой ответ, если что-то неясно, дополню ещё.