Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пару вопросов о каноне натхов.  (Прочитано 5830 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Пару вопросов о каноне натхов.
« : Сентябрь 21, 2007, 20:05:20 »

Всем привет!
 Отдельный поклон хозяину форума.

С большим интересом почитал ваш форум и у меня имеется пару вопросов.

 1) В Хатхаиогапрадипика, если не мне не изменяет память, говориться , что Хатха Иога, - есть подготовительная ступень к Раджа иоге. Какой текст в традиции натхов освещает собственно раджа-иогу? На сколько я понял (просматривая книгу Бриггса), труды Патанжали в канон натхов не включены.

2) Является ли канон открытым или закрытым. Я имею ввиду, что Основных колличество текстов утверждено и ничего ногого, кроме комментариев к основным добавлено быть не может?
Кстати, список приведенный Бригсом верен и полон?

3) Если канон закрыт, то каков статус "откровений", полученных посредством прямого иогического видения, более поздних практиков сампрадаи?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пару вопросов о каноне натхов.
« Ответ #1 : Сентябрь 22, 2007, 23:04:33 »

Приветствую, уважаемый Сурадж!

   Труды Патанджали в канон натхов не входят, Бриггс написал правильно. Собственно у него о йоге одни только знаменитые «йога-сутры». Отличие Патанджали в том, что у него нет такого понятия как Кундалини-шакти, далее у Патанджали -5 Ям и 5 Ниям, а у натхов каждая включает 10 основных, не считая остальных, которые даются при дикше. Такого понятия как дикша в традиции Патанджали тоже нет, по той простой причине, что нет парампарической передачи. Передача может быть тогда, когда есть определённые практические методы, а у Патанджали все осталось на уровне философской доктрины «йога-даршаны». В Индии, на самом то деле, не существует таких понятий как передача асан или пранаям по Патанджали, многие сейчас пользуются его трудами, делая на него ссылки, но, как правило, каждый трактует йога-сутры по своему. Объехав многие места и школы йоги в Индии, я не нашел нигде систему передачи по Патанджали. Есть конечно немало йога-центров, которые называются его именем, например, ныне известный Свами Рамдев назвал свой центр в Харидваре «центр Патанджали» или можно вспомнить Крийя-йогу Лахири Махасайи для примера. Все эти традиции в основном духовно базируются на веданте и орденах дашанами Шанкарачарьи. Как получилось, что Патанджали умудрились на западе занести в хатха-йогу, сказать сложно, очевидно, простым людям свойственно смешивать все учения. У натхов 12 пантхов и отстроенная система передачи традиции, никто не знает когда она появилась, поскольку западные исследователи в своих работах находят много противоречий относительно дат жизни основателей традиции, авторства текстов и т.д. Конечно, Патанджали нами признается как авторитет, так же как и многие другие тексты, например, кашмирского шиваизма, веданты, но они у натхов играют второстепенную роль. В основном авторитетны такие как «Сиддха-сиддханта-паддхати», «Горакша-вачана-санграха», «Йога-биджа», «Аманаска-йога»  и т.д. Одним словом, есть канон трудов Горакшанатха, который состоит примерно из 50 текстов, большая часть из них носит практический характер.
  Что касается хатха-йоги и раджа-йоги, в «Хатха-йога прадипике» говорится,  что всё в хатха-йоге создано для раджа-йоги, сейчас с собой её нет, мог бы конечно уточнить. Но если мне память не изменяет, там говорится о том, что нет хатха-йоги без раджа-йоги и наоборот.  В прочем есть немало других текстов, где обе эти йоги рассматриваются как взаимодополняющие элементы одной йогической садханы. Деление на хатха и раджа-йогу появилось не у натхов, хатха-йогу так же практикуют и в сектах нагов, но так как эта категория дашанами отличается своими изощренными методами аскетизма, то, вероятно, они и  разработали способы умерщвления плоти посредством йоги. В Индии вы их можете встретить, они иногда делают сложные асаны, пранаяму с усиленной задержкой дыхания и т.п. Но эта и многие другие традиции духовно придерживаются своих доктрин, это не йогические традиции. Несмотря на то, что они используют элементы йоги, реально они следуют совершенно другому пути. Я не беру многочисленные коммерческие организации, они, конечно могут умело создать немало полезных вещей для людей запада, но, что касается копания в первоначальных источниках, им для их деятельности это совершенно не актуально. К чему я это все говорю? К тому, что простой человек, который приедет в Индию на всё это посмотреть и создать свои представления о том, что такое «индийская йога», будет основываться на поверхностном впечатлении. Вот, если он получит посвящение в традиции и будет практиковать, тогда он что-то сможет понять. А разобраться, что откуда берет свое начало - просто не реально, школы йоги растут и в Индии, и на западе, как грибы после дождя.  Вот эти многочисленные школы, ориентированные на большую массу людей, и создают стереотипы, что хатха-йога и раджа-йога - это разные вещи. У натхов этот вопрос не является столь актуальным, по той причине, что они практикуют хатха-йогу больше как метод пробуждения Кундалини. Они живут в другом мире, поэтому, чтобы их понять, нужно сформированные стереотипы и массовые представления хотя бы на время  оставить. Как я понял, это не каждый может сделать.
   Относительно раджа-йоги у натхов. Выше я уже сказал, что не всегда для садху есть смысл в таком делении, как это существует для простых людей. Хатха-йога, на самом деле, крутая практика, которая ведет к мокше. Но, как бы там ни было, тексты, освящающие раджа-йогу натхов, есть и их много. Так, например, известный текст «Аманаска-йога» посвящен раджа-йоге, кстати, я перевел его недавно и скоро он будет издан. Ещё рекомендую познакомиться с изданием моих переводов (изд. «Ника-центр») под названием «Классические тексты натха-сампрадайи».
«Аманаска-йога» делится на две части, в начале говорится о том, что существует пурва-йога или тарака-йога и аманаска, т.е. раджа-йога. Одна работает с праной, другая -с сознанием, тем не менее, сказано, что деление условное. Больше предпочтение отдается тарака-йоге, по сути, она сама - сущность хатха-йоги. Само понятие и краткое описание тарака-йоги, кроме как у натхов, вы могли встречать в других текстах, таких как Брахмана-мандала упанишада и Адвайта-тарака упанишада. Суть этих практик в лакшьях и вьомах, они по разному описаны в текстах, а в трудах Горакшанатха ещё добавляются 16 адхар (опор для сосредоточения внимания), посредством чего практика хатха-йоги становится внутренней практикой. Вся первая часть описывает процесс тарака-йоги, то, как с элементарной задержки дыхания, йогин, на протяжении двенадцати лет, шаг за шагом обретает сиддхи. Описывается шамбхави-мудра, как взгляд направленный в пустоту, т.е. без опоры на какой-либо объект. Вторая часть Аманаска-йоги посвящена раджа-йоге, вот так она начинается:

Шри Ишвара сказал:

2. Пурва-йога называется внешней йогой  (бахирйога), потому что связана со  внешней мудрой, апара – с внутренней  мудрой. Таковы две йоги.
3. О, лучший из мудрых, она (апара-йога)  называется раджа-йогой, поскольку она  царит среди всех прочих йог.

Говорится о том, что метод апара - это аналог того, что практикует йогин в хатха-йоге, только в одной (раджа-йоге), происходит посредством остановки колебаний сознания, в другой (хатха-йога)- посредством праны. По сути, говоря простым языком, хатха-йога - это контроль праны «прана-ниродха», а раджа-йога - контроль сознания «читта-ниродха». Отличие от Патанджали в том, что читте придается несколько иное значение, Патанджали опирался на доктрину санкхья, где читта как и маха-таттва есть продукт пракрити, натхи же сознание воспринимают как Чит-шакти, то, что в кашмирском шиваизме относится к шуддха-таттвам. Соответственно, самадхи у натхов не рассматривается как бессознательное растворение в пракрити, а как опыт на несколько порядков выше. Отличия доктрины натхов от кашмирского шиваизма в представлении о теле, последний его относит в основном к анава-малам, в доктрине натхов, тело человека тождественно Пара-пинде (макрокосмическому телу Шивы). Это тело не что иное как Ямала (Шива-Шакти), что и является философской основой кайя-садханы. Здесь главное разобраться в том, что понятию кайя-сиддх натхи отдают иное значение, чем это делают в фитнес центрах. Кайя-сиддхи - это результат полной гармонии своего психофизического существа со вселенной. Философия тела у натхов имеет совершенно иной контекст нежели то, что под хатха-йогой подразумевают последователи аскетических орденов, таких как наги, пашупаты и т.п., а тем более  упрощенных современных массовых систем йоги.
  Однако оговорюсь, то, что я не ставлю знака равенства между натхами и новыми модернистскими школами йоги, вовсе не означает, что последних я не уважаю, стараясь свою традицию преподнести, опустив другие. Нет, это не так, в прочем, не любящие меня люди, очевидно, так все и преподнесут для масс, но это их проблемы, а не мои. То, что я говорю, относится не ко мне лично, так говорит аутентичная традиция и как бы позитивно я не относился к йоге Дхирендры Брахмачари, Бихарской школе, Институту йоги Кувалаянанды и т.д., традиция все равно превыше всего. Те методы, которым учили и учат эти уважаемые Гуру и их ученики, мне тоже по своему близки. Просто у каждого свое предназначение и своя польза для мира, я считаю так же, что нужно уметь отличать школы от сампрадай, так легче будет людям разбираться, в том числе и в методах йоги, в их главном и вторичном предназначении. 
   Относительно открытости или закрытости канона. Тексты Горакшанатха являются основными в традиции, они авторитетны для всех пантхов. Но, помимо этих текстов, у каждого пантха есть свои, менее известные, некоторые из них по истине уникальны, как пояснения к основным текстам. В линии варкхари, восходящей к Джнянанатху, есть текст Вивека-дарпана, на мой взгляд, он содержит немало ценных пояснений по «Сиддха-сиддханта-паддхати». Есть ещё один момент, ряд базовых текстов вообще местами один в один повторяют друг друга, например, «Горакша-вачана-санграха» так же описывает качества Авадхута Йоги, как и шестая часть «Сиддха-сиддханта-паддхати». Сказать о закрытости или открытости канона сложно, в связи с невозможностью установить точные датировки многих текстов. Например, качества авадхуты, описанные в ССП копирует не только «Горакша-вачана», но и «Авадхута-гита» Даттатрейи, хотя не все труды Даттатрейи натхи относят к своим. Другой вам пример, «Горакша-сиддханта-санграха» - известный классический текст поясняющий ССП, в нём встречаются шлоки из Куларнава-тантры и ряда других текстов, которые к натхам имеют, пожалуй, ещё более слабое отношение, при этом, «Горакша-сиддханта-санграха» считается одним из главных текстов.
    Множество довольно не плохих текстов по садхане написано на хинди и других языках, это «Тан-пракаш», «Горакша-пурана», «Горакша-гита», «Горакша-упанишада» и др. Многое в традиции строится на авторитете Гуру, на том, чему он учит. Собственно Учителя  у натхов по уровню считаются выше, чем Боги и тем более тексты. Только система передачи посвящений у всех одна. Возможно, я написал очень большой ответ, если что-то неясно, дополню ещё.
« Последнее редактирование: Сентябрь 23, 2007, 21:55:04 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Пару вопросов о каноне натхов.
« Ответ #2 : Сентябрь 24, 2007, 22:33:54 »

Приветствую!
Спасибо за подробный ответ.
Если вы  не против, то я бы хотел продолжить диалог посредством задавания новых вопросов.  :05:
 В каком-то постинге на этом форуме, я видел утверждения, что натхи считают себя каулами. Тантрические методы всё же рассматриваются, как вторичные и вспомогательные для определённого типа садхаков.
 Линиии каких тантр держат натхи и каковы их способы "дарования права на практику"?
 Это отдельная дикша на каждый текст, садхану, цикл? Или как сейчас в Бенгале, - получил дикшу во сне, купил книгу в магазине и пошёл на кладпище практиковать в меру своего понимания... Читал недавно результаты полевых исследований и интервью с бенгальскими тантриками и удивился... Не воспримите, это как нападки на вашу линию, просто рассказы о нынешних индийских реалиях иногда удивляют (это о бенгальских тантркиках)...  :46:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пару вопросов о каноне натхов.
« Ответ #3 : Сентябрь 27, 2007, 22:23:21 »

Приветствую, Сурадж!
   Хорошие вопросы, однако.  Я не думаю ,что нормальные люди способны на нападки в адрес какой-то линии или Гуру, если такое кем-то и делается, то как правило, люди воюют  только с собой, карма такая. В вашем же случае это именно вопросы с попыткой понять истину. Когда я в первый раз приехал в Индию к натхам, то многого не понимал, их обряды и практики казались простой формальностью, но это только казалось. Как видите, я стал там дикшита, прошел все стадии посвящений и сейчас железно знаю, что на самом то деле лишнего там ничего нет. Не обошлось и без ошибок, правда, Бог избавил от крупных.
   В общем-то, есть доля правды в том что говорят бенгальские тантрики.  Вы наверно знаете историю о том, как Васугупте приснились Шива-сутры. Но это Васугупта, а в большинстве своем, обычно все выглядит куда попроще. Я знаю немало тантриков вовсе без парампар, но кое-какие сиддхи они подразвили, конечно, на мой взгляд, они не святые, но все-таки что-то там у них работает.  Просто купили в дуканах книги и по ним садханы делают. В Индии ведь все доступно на самом деле и если кому-то нужно что-то найти – это труда не составит, все под боком. Это в СНГ люди спорят непонятно о чем, тем более с их представлениями о тантре. Когда я впервые познакомился с русскими тантриками, мне их проблемы показались довольно странными. Индусы это все-таки индусы, впитавшие свою культуру и по крайней мере, многим не надо объяснять что такое пуджа,  хаван и т.д.  Полно Учителей и книг. А русские же, из-за того как произнести две «биджи» могут организовать третью мировую войну. Ну да ладно, это не та тема, думаю, все зависит от конкретных людей. В Индии по разным причинам практикуют  тантрическую садхану:
1) развить какие-то сиддхи, как правило, на этом большинство и зависают ;
2) по религиозным соображениям, часто потому, что дхарма в Индии  - дело похвальное;
3) если практикующие садху, то мотивации у этой категории, сложны для описания.
   Как я понял на своем опыте, в Индии большая часть тантриков считается колдунами. На западе у большинства людей тантра ассоциируется, конечно же, с сексом. Поэтому, такого вопроса: «Зачем нужны посвящения и что это такое?» - у многих просто не возникает. В Индии если кто-то и попробует что-то сам делать по книгам, то сразу понимает, что нужен Гуру и быстро его находит. Думаю, скорость поисков больше зависит от конкретных людей, особенно когда ищут Сиддха-гуру. В Индии ведь тоже есть разные Гуру и поводы для размышлений. Есть и клоуны, что-то вроде тех, что на западе работают в магических салонах, они что-то могут, но не сильно отличаются от простых людей. Там все тоже, что и везде, есть разные заклинатели, целители, есть священники, монахи, отрекшиеся от мира садху. У садху своя жизнь, к которой многие относятся с пониманием и уважением, так индийский социум построен. Есть разные монашеские ордена и у всех свои подходы к садхане. Например, дашанами Шанкарачарьи делятся на нагов и на данди, у нагов 7 акхар и каждaя делятся ещe на семь, где каждая ветвь имеет свои виды садхан. В традиции Шри Видья - тоже самое, везде разное количество передачь, куда как правило входит мантра определенного Божества, упадеши к той или иной практике от Гуру и т.д. Так, например в Шри Видьи передают сначала Ганапати-мантру, потом Шива-панчакшара мантру, далее уже идет основная мантра традиции Шодаши или Бала, ну а то, что после этого, все будет зависеть от конкретной линии, Гуру или ученика. В каулических традициях, как мне передавали, сначала идет дакшиначарская передача, потом Кумари-пуджа (дакшиначарская с элементами вамачары), а далее, полностью каулическая с 5М. Правда я нигде в западных школах не видел, чтобы передавали кумари-пуджу, хотя в Индии мне говорили что она важна, переход из дакшина в вама должен быть постепенным.  Соответственно те, кто практикуют эти вещи - это люди очень хорошо разбирающиеся в тантре. Если говорить совсем откровенно, мне с трудом верится, что за последние 5-7 лет кто-либо из СНГовских тантриков на самом деле получил передачи в такие садханы. Многие ссылаются на то, что они где-то во что-то посвятились, но по ним видно, что они или просто пообщались с пандитами и нахватались легкой теории, хотя конечно говорить могут много чего, или же получили какие-нибудь дакшиначарские передачи. Чаще всего дакшиначарские, хотя используют материалы из бывшей ТС - это стандартная ситуация. Одного я знаю, получившего каулическую дикшу, но его вообще нигде не слышно не видно. Дело в том что в действительности вы нигде в паддхати не найдете нормального, качественного описания ритуала 5 М, так что бы его можно было использовать на практике. Конечно, многие из русских экспериментаторов в области тантры мне говорили, что в паддхати полно самых разных вариантов 5М. Откуда они такое взяли? Один умный человек сказал, и все стали дружно за ним повторять, не потрудившись даже поискать в санскритских текстах, где же все-таки есть полное описание такого рода практик? Посмотрев на всю эту  потеху, я сделал для себя окончательный вывод, о чем стоит говорить с этой категорией людей, а о чем нет. Вокруг вамачары, на мой взгляд, очень много шумихи, причем не соответствующей реальности. Некоторых людей уже можно и не переубеждать, ибо бессмысленно. Так, например, я не раз слышал нелепости от русских тантриков, не буду тут называть имена, ни к чему, - дескать, в Индии индусы сторонятся тех людей которые поклоняются Кали, что такие садхаки чуть ли не «белые вороны» в Индии. Много бытует и всяких других глупостей, которые можно бесконечно долго перечислять, но думаю, пусть лучше каждый получит свой опыт. Лично я знаю точно, что в текстах есть, а чего там не найдешь, как не ищи. Каулическую практику должен передавать только Гуру, который ей сам владеет в самом совершенном виде. Причем он должен объяснить каждую мелочь, чего нет ни в каких книгах, т.к. во всех книгах только общее описание, без важных деталей.  Это делается только при полном доверии ученику. Индийские Гуру эти практики практически не передают западным людям, потому что народ  помешан на деньгах и других мирских интересах, и может не по назначению все это применять. Очень много людей с маниакальными интересами, я имею ввиду даже не секс, а все низшие мирские мотивации. С передачей этих садхан Гуру отдает часть своей духовной силы, поэтому нормальный Гуру не захочет чтобы с его энергией люди делали все, что им взбредет в голову. А ведь именно такие люди больше всего и хотят вамачару, поэтому ситуацию понять можно. Каулические Гуру шифруются даже не столько от духовных пашу следующих дхарме,  сколько от людей психически не вменяемых. Поэтому, если кто-то говорит что ездил в Индию и теперь он каула, трика-йогин и т.п, что собирается этому учить, пишет об этом в рекламах, можно смело быть уверенным в том, что ничего подобного он не получал в Индии и просто занимается обманом с целью создать маргинальную структуру. Нигде в Индии не висят объявления на темы обучения «техникам ямалы» и т.п. Там все очень закрыто или имеется только простенькая общая теория для интеллектуалов.
   Являются ли натхи кауликами? Некоторые могут быть, но очень маленький процент. Не потому что для натха эта садхана выше или ниже практик йоги, собственно и под йогой натхи часто понимают не то, чему учат попсовые йога-центры. Если конкретно брать йогу натхов, то она вполне может быть совместима с каулической садханой, но и той и другой должен учить нормальный Гуру, а не инструктор. Сами натхи не особо склонны к рассуждениям и спорам на темы о том, какие из практик выше или ниже. Дело в том, что каулики внешне могут принадлежать к любой индуистской системе и самих каулических систем существует немало. В самой традиции натхов есть две передачи, они не похожи на те, которые есть в иных традициях. Передается одна только главная мантра, которой ты можешь почитать Гуру или Иштадевату, методы йоги, как правило, практикуются выборочно. Это могут быть стандартные практики, описанные в классических текстах нашей линии, обычно их объясняет Гуру. Что касается настоящих посвящений у натхов, такие варианты, когда кому-то что-то приснилось, потом этот кто-то купил книгу, и став по ней заниматься превратился сам по себе в натха - исключены. Натхом никак невозможно быть, не получив посвящение от парампарического Гуру.  Потому что в дикшу входит практика, связанная с Гуру и парампарой, конечно при этом вы можете параллельно практиковать и каулические методы, если в них есть реальная необходимость. Просто для этого вы должны найти такого натха, который их в совершенстве знает или по согласованию со своим натховским дикша-гуру получить передачу от каулического ачарьи. Но в общем, натховская линия отдельная и не зависит от других традиций. Различия есть в системе дикш, в методах, в метафизической концепции, системе поведения относительно мира. У натхов, аугхар - это полу-садху, а даршани  - пурна-саньяси. Аугхар может погрузиться в какую-то из систем, а даршани не должен никогда что-либо ставить выше натха-сампрадлаи.  Постарайтесь это правильно понять, такое мировоззрение не основано на насилии, а только на личном йогическом опыте. Если человек чувствует что он пока не готов, то ему даршани становится не стоит. Может быть и так - он готов, но не нуждается в формальном обряде «чира», такое тоже бывает. Натх может быть в принципе каулом и кем угодно, но он за основу все равно берет натховское учение. Традиция не замкнута на одну какую-то секту, конечно, это не повод поступать как  в России, сейчас модно стало коллекционировать дикши просто так. Типа «посвeщайся, а там - будь что будет», такое поведение со стороны йогина или садху говорит о том, что он не является таковым, а просто играется в духовность. Думаю что Гуру  в серьезных традициях, такого рода людей всегда будут держать на определенном расстоянии.  Как правило, передают начальные посвящения тем, кто разобрался хотя бы немного в традиции и системе передачи и в том, для чего они нужны. Мне Гуру сказал, когда я его встретил, что сначала я должен понять что такое учение Горакшанатха, а потом я могу быть кем угодно: каулом, вайшнавом и т.д. У натхов все дикши в первую очередь связаны с натховской садханой и все садханы имеют незримую взаимосвязь между собой.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Пару вопросов о каноне натхов.
« Ответ #4 : Октябрь 09, 2007, 23:08:15 »

Приветствую!
Спасибо за ответы данные ранее.

Я просматривал список текстов Бриггса и с удивлением нашёл, что один из трудов Сундарадэва включён в канон, но такая капитальная работа, как "Хатхататтвакаумуди" (на 700 страниц), - нет.
  Не совсем понятно, Сундарадева считается натхом и все его иогические тексты следует рассматриваеть как натховские или там какие-то проблемы?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пару вопросов о каноне натхов.
« Ответ #5 : Октябрь 10, 2007, 23:32:35 »

Намасте!
Сундардева Натх йоги, очевидно речь идет о Сундарнатхе, дело в том, что многие Натхи могли иметь несколько на первый взгляд разных имен, например, Кришнанада и Кришнанатх; Джнянадев, Джнянешвар, Джнянанатх -это одна личность, или Аллама Прабхудева-Алламанатх, просто в других религиозных направлениях их могли звать по другому.
« Последнее редактирование: Октябрь 10, 2007, 23:35:55 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пару вопросов о каноне натхов.
« Ответ #6 : Октябрь 19, 2007, 23:29:25 »

 Адеш!
     Это изображение Сундарнатха из Ганганатхи-пантха, про которого Вы спрашивали. На рисунке он справа, а слева – изображение Ратаннатха, которого почитают мусульманские натха-йоги.

« Последнее редактирование: Октябрь 20, 2007, 00:11:05 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.