Адеш!
В Натха-сампрадае Горакшанатх и Матсьендранатх являются великими Гуру, аватарами Шивы. Это не просто Учителя, которые достигли просветления и реализовали сиддхи, но они являются и проявлением Абсолюта, и сам Абсолют и есть. Ученые не могут точно установить даты жизни Горакшанатха и Матсьендранатха. С точки зрения натхов йогинов, это занятие совершенно бессмысленное, потому что и Горакшанатх и Матсьендранатх не являются простыми смертными существами. Натхи считают, что Горакшанатх являлся в каждую Югу, каждый раз принося миру знания натхов, и поэтому нельзя сказать, что система практики натхов появилась в V, VIII или XII веках. Конечно, изменялось время, приходили разные Учителя и каждый из них обучал своей системе, но все они опирались на один единый стержень учения натхов. В каждом штате Индии существуют большое количество самых различных историй про Горакшанатха, Адинатха, Матсьендранатха; считается, что Горакшанатх в одной Юге являлся в Дварке, в другой - в Горакхпуре, Пешваре. Имя Горакшанатха означает: "Го" - "чувства, вселенная или брахманда, так же имеет значение - корова, творящая сила вселенной, Шакти; и "Ракша" - владыка, покровитель, защитник. Поэтому, практически вся вселенная есть Горакша, а так же то, что ее создает, сохраняет и разрушает. Горакшанатх - Высший Учитель Кайя-садханы, Он дает знания всем дживам или, можно сказать, что через себя, как Параматму, он является йога-видьей в самой сущности каждой дживы. Познать Горакшу - это познать сам Атман и наоборот. Горакшанатх - это и Шива и Шакти вместе, силы всего мироздания - это силы Горакши, само Его имя - это уже мантра.
По одной из легенд, он появился еще до Вишну, Шивы и Брахмы. Они пришли к его дхуни, акханда-джьети, и получили благословения от Горакши. По другой легенде, в Бенгалии было изначально пять натхов, которые проявились из тела Адинатха. Адинатх Алакх Ниранджан - запределен, его Ниджа-шакти Кетака проявила Вишну, Шиву и Брахму для творения мира. Тогда, что бы испытать своих сыновей, Адинатх превратился в труп, который плыл по воде. Увидев этот труп, Брахма отодвинул его ногой от себя, Вишну отошел от него подальше, и только Шива Рудра взял и кремировал труп Адинатха. А когда тело стало сгорать, то из разных его частей появились 4 Натха: из пупка - Матсьендранатх, из волос - Горакша, из костей - Хадди или Джаланджарнатх, из всех оставшихся частей тела - Чоурангинатх. Слово хадди означает «кость», по другой версии хадди в Бенгалии называли людей низшего сословия, и считается, что Джаландхарнатх стал таковым, после проклятия Шивы, когда тот возжелал Шакти Шивы. Собственно, все эти натхи подвергались испытаниям со стороны разных проявлений Шакти, и только Горакшанатх их выдержал - когда Деви пыталась подвергнуть его искушениям, он превратился в младенца. Дело в том, что Шива и Деви поспорили, какой путь - грихастхи или отречения - лучше для достижения возврата нивритти. Деви настаивала на духовном пути грихастхи, а Шива - на отстраненности от всего мира форм. Тогда Богиня подвергла испытанию йогинов, с тем условием, что если хоть кто-то из них окажется сильней ее иллюзии Майи, то главным из путей будет провозглашен тот, на котором настаивал Шива. На самом деле, это все лишь лила Шивы, он сам же и был каждым из этих йогинов. Он проиграл Деви в виде формального падения Хадди, Чауранги и Матсьендранатха, да и победа Горакшанатха тоже была лилой обоих - и Деви и Шивы, когда его испытывала Майя, он превратился в младенца, и Богиня увидела в нем своего сына. Горакшанатх стал идеалом пути йогина, и Шива дал благословение всем йоги следовать пути, которому учил Горакшанатх.
Про Матсьендранатха легенд очень много. Основная, собственно, и говорит о его имени. "Матсьендра" означает "владыка рыбы". Считается, что сын Шивы, Сканда, выбросил в океан "Кула-агамы", которые проглотила рыба, рыба же считается аватаром Вишну. Другое значение рыбы и океана - это океан сансары или кула. Матсьендранатха проглотила рыба и Он, находясь в океане сансары, получил знания йоги от Адинатха, предназначавшиеся для Деви, но которая заснула во время речей Шивы. А в это время Матсьендра сидел во чреве рыбы под водой, рыба находилась возле острова Чандра-двипа, и когда Шива Адинатх спросил Деви: "Ты слышишь, чему я тебя учу?", то вместо неё ответил Матсьендранатх: «Конечно слышу». На что Шива заявил, что он знает, кто настоящий ученик и кому он передаст знания йоги, Деви же рассердилась и прокляла Матсьендранатха. Она сказала, что за совершенные апарадхи он уснет в царстве женщин, и там его настигнет погибель. Однако, проклятье отменил его ученик, Горакшанатх. Когда Матсьендранатх был уже одной ногой в Патале, и ему явился Бог Яма, но Горакшанатх победил Яму. Горакшу боялись все Боги, Он был великим йогином и обладал большим могуществом. Одна из легенд говорит о том, что Горакша и Матсьендра на самом деле - одна сущность, что в рыбе был Шива в форме Матсьендранатха, а когда он вышел из рыбы, то превратился в Горакшанатха. Но наиболее распространенная история повествует о том, что Горакшанатх все-таки был сыном Матсьендранатха, и что Горакшанатх был рожден от ума "манаса" Матсьендранатха.
В другой истории говорится о том, что когда Горакшанатх освободил Матсьендранатха из царства женщин, то Матсьендранатх показал ему, что на самом деле он не находился в падении. История такова: однажды к Горакше пришел йогин и стал оскорблять имя его Гуру. Горакшанатх, будучи уверенным в своем могуществе, предложил магический поединок и к его великому удивлению, йогин оказался сильнее. Тогда Горакшанатх стал думать, почему же такое произошло, а йогин сказал: "Твой Гуру потерял все свои силы. Он, больше не Гуру, он полностью потерял самоконтроль находясь во власти женщин, и через несколько дней его ждет смерть. А ты слаб, потому что слаб твой Гуру, так как Гуру и ученик - одно целое". После этих слов Горакшанатх отправился к своему Гуру и убедил Матсьендранатха оставить царство иллюзий. Горакша сказал, что его ждут его ученики аскеты, которых он оставил, что он пал как Гуру, и поэтому обязан последовать за Горакшей к своим преданным. Матсьендранатх ответил, что готов вернутся обратно к ученикам, и когда они оба возвратились к натхам-аскетам, то Горакшанатх был в шоке, увидев двух Матсьендранатхов: один шел рядом с ним, а другой ожидал их с учениками. После чего тот Матсьендранатх, что был с Горакшей, растворился в своем двойнике. Горакшанатх пал к стопам Гуру, говоря что осознал урок, что тот йогин, победивший Горакшанатха, это и был на самом деле сам Матсьендранатх, который хотел показать своему ученику, что тот впал в гордыню, возомнив себя великим непревзойденным мастером и самым совершенным сиддхом. После того как Горакшанатх признал свою ошибку, Матсьендранатх сказал: "Ты смог исправится, и твое имя станет самым известным среди йогинов. Теперь ты действительно можешь считаться самым совершенным Маха Йоги". Так и произошло, Горакшанатх прославился даже больше своего Гуру, так как он одержал победу над самим собой.
Другая легенда гласит, что Матсьендранатх, находясь 12 лет во чреве рыбы и практикуя тапас, достиг большого могущества, а когда вышел из воды, то ему явился Шива и сказал: "Ты можешь просить меня о чем пожелаешь". Матсьендранатх ответил: "Я хочу, чтобы ты сам явился как мой ученик", Шива дал согласие и явился как Горакшанатх. По другой легенде Матсьендранатх занимался своей практикой во чреве рыбы под водой возле Камакхья-питха, одно из самых известных мест Шакта-тантризма, и после двенадцати лет садханы обрел силу, тога ему открылись знания Шабар-мантр, явился Шива вместе с Шакти, и всеми Богами вселенной, которые дали свои благословения и вложили силу в мантры. Так Матсьендранатх стал основателем одной из новых тантрических систем. Сейчас многие тантрики и, конечно же, сами натхи используют эти мантры. Считается, что Шибар-мантры, могут рецитироваться не только на санскрите, но и на других языках, «садхикари-бхаша». Матсьендранатх, по другой версии, был извлечен из реки Брахмапутра неким рыбаком Канипой, возле Камакхья-питха. Этот рыбак и стал первым учеником Матсьендры и основал один из пантхов в Натха-сампрадайи. Многие последователи Канипы практикуют вмачарскую садхану и агхору.
Добавлю немного и от себя, многие агхори, которые мне встречались в Индии, говорили, что сам Горакшанатха также является агхори, так как он был рожден на шмашане и двенадцать лет практиковал там садхану. Правда, среди натхов эта версия не пользуется особой популярностью. Вообще, историй очень и очень много, практически в каждом крупном штате Индии есть своя легенда про Горакшанатха, многие на первый взгляд очень противоречивы, и даже по смыслу отчасти напоминают дзенские коаны. Но в этом-то, наверное, и смысл - что в процессе познавания и осмысливания этих легенд, от ума йогина, ограниченного временными факторами, ничего не останется, кроме просветленности и знания. Многие ученые пытались собрать и систематизировать все истории, особенно над этим трудились англичане, ведь Индия была их колонией, они пытались как-то на свой лад и со своей точки зрения объяснить Натха-сампрадаю, написали ряд различных научных трудов по этой теме, не говоря уже о самой йоге, которую они, вместе с индусами, привезли на запад, и сами же наизобретали множество ее разновидностей. Но, несмотря на все, Натха-сампрадая осталась закрытой, как для англичан, так и для простых непосвященных. И сейчас я убежден, что знания этой великой традиции не могут быть переданы до тех пор, пока человек сам своими усилиями не придет и не станет последователем этой линии, глубоко проникнувшись этим уникальным учением. Недостаточно даже просто получить посвящение, потому что посвящение означает только начало пути, который на самом деле вечен.
Спасибо за проявленный интерес и за Ваш вопрос. К сожалению, у меня не всегда находится время обо всем рассказать подробно, а может быть и невозможно. Не знаю, не знаю.