Основная дискуссия > Йога в различных традициях

Божества направлений Брихадараньяка-упанишады

(1/3) > >>

Raps:
Намасте Гуру джи!

В Брихадараньяка-упанишаде в гл 3.9 строфы 20-24 между Яджнавалькьей и Шакальей идет диалог о божествах направлений. Имеются ли в виду Локапалы или там какой-то переносный смысл и свой йогический подтекст? Просто если принять, что там Локапалы, то это сильно отличается от текущего общераспространенного списка Локапал.

Yogi Matsyendranatha:
Шубхамасту Raps!

Очень хороший вопрос, и вы удачно привели пример из «Брихадараньякопанишад», тем более, она одна из наиболее ранних. Йогический контекст вы можете найти прямо в этой же упанишаде, я предлагаю обратить внимание на первую адхьяю, вторую брахману и одиннадцатую шлоку. Хотя, конечно, последующие шлоки тоже актуальны. Так вот, там говорится, что вначале был только один Брахман (एकम् ब्रह्म एव आसीत्) и он не мог распространиться (न व्यभवत्). Это очень напоминает то, как интерпретируется Шива, который без Шакти является трупом (шава), и благодаря Шакти он «оживает», и из единого он становится множественным. У шайвов и шакт он проявляется в пяти таттвах, где каждый аспект Шивы соответствует определенной Шакти (Садашива – иччха-шакти, Ишвара – джняна и т.д.). При этом все формы Шивы, которые он обретает посредством своей Шакти, сохраняют свое сущностное единство во всех этих формах. Получается сочетание бесформенного внутри всех этих форм, что придает всему этому жизнь. Также если вы посмотрите на изображение Шивы, которое, например, может быть в форме лингама, то в лингаме есть пять ликов, направленные на пять сторон света. Стороны света – это символ вездесущности Бога, я бы это так определил, и в «Брихадараньяке», на мой взгляд, тоже выражена именно эта идея. Там также говорится о понятии «кшатра» (сила, власть и т.д., с ссылкой на варну кшатриев), которое распространяется на Деват, которые часто и отождествляются с локапалами (Индра, Яма, Варуна и др.) Правда, там нет описания стандартных локапал, они есть в других источниках, но есть сама идея. Такие Деваты, как Индра, Агни, Яма, Найритья, Варуна и т.д., конечно, происходят из Вед. Хотя они почитаются очень часто в тантрических янтрах, мандалах, с их атрибутами (орудиями «астра»), а в тантризме их аналогами являются восемь-десять матрик и соответствующие им формы Бхайрав (с которыми они связаны). Сама эта идея о распространенности Единого Бога по всем сторонам света также легла в основу и тантрических амнай (линий передачи). Вместе с разными амнаями там также проявились разные виды Шакти, которые имеют и магический контекст, это шесть-семь известных магических карм (шанти, вашья, акаршана, мохана, уччатана, видвешана, марана). Иногда этих сил насчитывают восемь и больше, их соотносят с разными сторонами света, теми или иными божествами и т.д. Какие-то передачи на уровне текстов тоже связаны с разными способностями и текстами. Так, пурвамная (восточная линия передачи) – Гаруда-тантра, она устраняет яды (виша), духовные яды, т.е. дарует духовное очищение. Гаруда – противник змей. Дакшинамная (южная линия) – Бхайрава-тантра, связана с разрушением врагов (шатру-дамана). Пашчимамная (западная линия) – связана с Бхута-тантрой, она очищает нас, как Атман, от духов, асуров и т.д. (бхута, прета, пишача). Западная амная, при разотождествлении нас со всеми внедренными тонкими влияниями, позволяет постичь себя в чистом виде, потому эта амная также важна и для освобождения. Уттара (северная амная) – Саммохана-тантра, Саммохана – то, что зачаровывает весь мир, освобождает от тонких чар. Урдхва-амная (верхняя линия) – это та, что направлена на мокшу (освобождение), как правило, с ней отождествляют Шривидью. Гуруджи Рамешчандра Шарма, на мой взгляд, приводил удачный пример, что верхняя амная подобна фонтану: если он равномерно бьет вверх, то нектар падает на все стороны света сразу. Т.е. урдхвамная – это еще и обилие, и суть всего сразу, отсюда Шри и ассоциируется с освобождением, а также с обилием. Шривидью практиковали, как правило, короли, она связана с Айшварьей, что означает власть, богатство, сиддхи. Я бы интерпретировал суть сторон света, с одной стороны, как нечто, что нас ограждает («адвайтинам» просьба пойти погулять ))). С другой стороны, если средняя часть Шриянтры связана со стхити (сохранением, поддержанием и богатством), то наше богатство должно быть защищено, охраняемо. Одним словом, под энергиями сторон света имеются в виду разнородные энергии, которые есть форма креатива, с другой стороны, множество – это то, что дает возможность побеждать асуров, в принципе, любой негатив. Для йоги это важно, потому что серость и инертность ведут к «самообнулению» (в негативном смысле), они нас постепенно разрушают. В йоге, как мне кажется, как раньше, так и сейчас уязвимо то, что человек приписывает себе понимание, которым не обладает. Посмотрите, сколько вокруг больных на голову последователей «благостной йоги», они увидели картинку «благих йогов» и начинают это имитировать там, где это абсолютно не к месту. Они имитируют «единство», «кайвалью» (изоляцию), «яму-нияму» и прочее, имея зависимость от мирских желаний не меньше, чем те, кто себя с йогой никак не соотносят. Более того, среди огромного количества т.н. «практикующих йогу» много тех, кто более лицемерные и гнилые, чем бизнесмены, потому что бизнесмены не скрывают, что они мирские. Когда человек скрывает и реально не работает со своими желаниями, санскарами, мировоззрением, он делает вид, что этого нет, он сильнее накапливает это внутри себя. Отсюда, мы часто видим среди этой категории много людей психически и физически нездоровых. Они пытаются себя публично показать «людьми сдержанными», «высокой этики и морали», выставляя своих конкурентов как тех, у кого «поведение не йогическое». Но что это, как не злопыхательство, с сеянием сплетен, интриг и прочего? Они это все приписывают якобы «традициям» на основании того, что «в текстах так рекомендовано», у них омрачительная уверенность в том, что они якобы знают традиции. Хотя они совершенно не знают, когда, при каких условиях, времени и каким образом использовались те или иные предписания.

Настоящие практикующие садхаки, йогины прорабатывают усиленно свой социальный и духовный план, они далеки от стремлений показаться «благими». Они работают со всеми видами энергий, которые есть в этом мире, это способность к креативу, к разрушению и т.д. Там нет понятия «негативное-позитивное», ведь спектр охватывается как можно более широкий, вот об этой широте в сущности и идет речь. Если вы осознаете этот спектр или просто стремитесь к этому, то вы берете эти силы под свой контроль, а если делаете вид, что «это ерунда» (но для вас внутри это не так), тогда они вас берут под свой контроль. Поэтому, для йоги важно осознавание всех пространственных и временных факторов.

О различиях Деват, из каких источников они взяты, можно говорить в дальнейшем, потому что тема слишком деликатная и многомерная. Я же пока просто объяснил базовые идеи, лежащие в основе сторон света, и какое они имеют отношение к ориентирам йоги.

Raps:
Спасибо за такой насыщенный ответ, Гуру джи!


--- Цитировать ---Настоящие практикующие садхаки, йогины прорабатывают усиленно свой социальный и духовный план, они далеки от стремлений показаться «благими». Они работают со всеми видами энергий, которые есть в этом мире, это способность к креативу, к разрушению и т.д. Там нет понятия негативное – позитивное, ведь спектр охватывается как можно более широкий, вот об этой широте, в сущности, и идет речь. Если вы осознаете этот спектр или просто стремитесь к этому, то вы берете эти силы под свой контроль, а если делаете вид, что «это ерунда» (но для вас внутри это не так), тогда они вас берут под свой контроль. Поэтому, для йоги важно осознавание всех пространственных и временных факторов.
--- Конец цитаты ---

Работают - это в том смысле, что понимая существование таких энергий, йогин не отгораживается от них внутренне, и то есть он должен быть способен их проявлять?

Raps:

--- Цитировать ---Я бы интерпретировал суть сторон света, с одной стороны, как нечто, что нас ограждает («адвайтинам» просьба пойти погулять ))). С другой стороны, если средняя часть Шриянтры связана со стхити (сохранением, поддержанием и богатством), то наше богатство должно быть защищено, охраняемо. Одним словом, под энергиями сторон света имеются ввиду разнородные энергии, которые есть форма креатива, с другой – множество это то, что дает возможность побеждать асуров, в принципе, любой негатив.
--- Конец цитаты ---

Я правильно понял, что они с одной стороны ограничивают и оставляют нас в своих рамках, с другой - охраняют от внешних воздействий?



--- Цитировать ---У шайвов и шакт он проявляется в пяти таттвах, где каждый аспект Шивы соответсвует определенной Шакти (Садашива – иччха-шакти, Ишвара – джняна и т.д.). При этом, все формы Шивы, которые он обретает посредствам своей Шакти, сохраняют свое сущностное единство во всех этих формах.
--- Конец цитаты ---

А есть ли Гуру джи прямые параллели между пятью таттвами Шивы и тем или иным Локапалой? Например что Яма-дхармарадж может иметь символическую связь с Агхорой, Вамадева с Сомой и тд?


--- Цитировать --- Такие Деваты, как Индра, Агни, Яма, Найритья, Варуна и т.д., конечно, происходят из Вед.
--- Конец цитаты ---

Если у Вас будет время, расскажите пожалуйста про таких неочевидных деват направлений как Наиритья и Ишана, мне кажется что они появились сравнительно поздно в общем списке защитников.

Raps:
Можно ли также еще сказать, что космос, пространство - это источник всех форм, поэтому оно условно делится на 4, 5, 8, 10 секторов в которых есть свои "управляющие", ведающие этими формами или даже жизнью вообще в пределах этих секторов?

Я встречал мнение, что пространство первоначально делили в соответствии с ходом солнца, а далее такое мировоззрение все более и более усложнялось.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии