Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Божества направлений Брихадараньяка-упанишады  (Прочитано 9653 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Raps

  • *
  • Сообщений: 113

Намасте Гуру джи!

В Брихадараньяка-упанишаде в гл 3.9 строфы 20-24 между Яджнавалькьей и Шакальей идет диалог о божествах направлений. Имеются ли в виду Локапалы или там какой-то переносный смысл и свой йогический подтекст? Просто если принять, что там Локапалы, то это сильно отличается от текущего общераспространенного списка Локапал.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7044
    • Традиция натхов

Шубхамасту Raps!

Очень хороший вопрос, и вы удачно привели пример из «Брихадараньякопанишад», тем более, она одна из наиболее ранних. Йогический контекст вы можете найти прямо в этой же упанишаде, я предлагаю обратить внимание на первую адхьяю, вторую брахману и одиннадцатую шлоку. Хотя, конечно, последующие шлоки тоже актуальны. Так вот, там говорится, что вначале был только один Брахман (एकम् ब्रह्म एव आसीत्) и он не мог распространиться (न व्यभवत्). Это очень напоминает то, как интерпретируется Шива, который без Шакти является трупом (шава), и благодаря Шакти он «оживает», и из единого он становится множественным. У шайвов и шакт он проявляется в пяти таттвах, где каждый аспект Шивы соответствует определенной Шакти (Садашива – иччха-шакти, Ишвара – джняна и т.д.). При этом все формы Шивы, которые он обретает посредством своей Шакти, сохраняют свое сущностное единство во всех этих формах. Получается сочетание бесформенного внутри всех этих форм, что придает всему этому жизнь. Также если вы посмотрите на изображение Шивы, которое, например, может быть в форме лингама, то в лингаме есть пять ликов, направленные на пять сторон света. Стороны света – это символ вездесущности Бога, я бы это так определил, и в «Брихадараньяке», на мой взгляд, тоже выражена именно эта идея. Там также говорится о понятии «кшатра» (сила, власть и т.д., с ссылкой на варну кшатриев), которое распространяется на Деват, которые часто и отождествляются с локапалами (Индра, Яма, Варуна и др.) Правда, там нет описания стандартных локапал, они есть в других источниках, но есть сама идея. Такие Деваты, как Индра, Агни, Яма, Найритья, Варуна и т.д., конечно, происходят из Вед. Хотя они почитаются очень часто в тантрических янтрах, мандалах, с их атрибутами (орудиями «астра»), а в тантризме их аналогами являются восемь-десять матрик и соответствующие им формы Бхайрав (с которыми они связаны). Сама эта идея о распространенности Единого Бога по всем сторонам света также легла в основу и тантрических амнай (линий передачи). Вместе с разными амнаями там также проявились разные виды Шакти, которые имеют и магический контекст, это шесть-семь известных магических карм (шанти, вашья, акаршана, мохана, уччатана, видвешана, марана). Иногда этих сил насчитывают восемь и больше, их соотносят с разными сторонами света, теми или иными божествами и т.д. Какие-то передачи на уровне текстов тоже связаны с разными способностями и текстами. Так, пурвамная (восточная линия передачи) – Гаруда-тантра, она устраняет яды (виша), духовные яды, т.е. дарует духовное очищение. Гаруда – противник змей. Дакшинамная (южная линия) – Бхайрава-тантра, связана с разрушением врагов (шатру-дамана). Пашчимамная (западная линия) – связана с Бхута-тантрой, она очищает нас, как Атман, от духов, асуров и т.д. (бхута, прета, пишача). Западная амная, при разотождествлении нас со всеми внедренными тонкими влияниями, позволяет постичь себя в чистом виде, потому эта амная также важна и для освобождения. Уттара (северная амная) – Саммохана-тантра, Саммохана – то, что зачаровывает весь мир, освобождает от тонких чар. Урдхва-амная (верхняя линия) – это та, что направлена на мокшу (освобождение), как правило, с ней отождествляют Шривидью. Гуруджи Рамешчандра Шарма, на мой взгляд, приводил удачный пример, что верхняя амная подобна фонтану: если он равномерно бьет вверх, то нектар падает на все стороны света сразу. Т.е. урдхвамная – это еще и обилие, и суть всего сразу, отсюда Шри и ассоциируется с освобождением, а также с обилием. Шривидью практиковали, как правило, короли, она связана с Айшварьей, что означает власть, богатство, сиддхи. Я бы интерпретировал суть сторон света, с одной стороны, как нечто, что нас ограждает («адвайтинам» просьба пойти погулять ))). С другой стороны, если средняя часть Шриянтры связана со стхити (сохранением, поддержанием и богатством), то наше богатство должно быть защищено, охраняемо. Одним словом, под энергиями сторон света имеются в виду разнородные энергии, которые есть форма креатива, с другой стороны, множество – это то, что дает возможность побеждать асуров, в принципе, любой негатив. Для йоги это важно, потому что серость и инертность ведут к «самообнулению» (в негативном смысле), они нас постепенно разрушают. В йоге, как мне кажется, как раньше, так и сейчас уязвимо то, что человек приписывает себе понимание, которым не обладает. Посмотрите, сколько вокруг больных на голову последователей «благостной йоги», они увидели картинку «благих йогов» и начинают это имитировать там, где это абсолютно не к месту. Они имитируют «единство», «кайвалью» (изоляцию), «яму-нияму» и прочее, имея зависимость от мирских желаний не меньше, чем те, кто себя с йогой никак не соотносят. Более того, среди огромного количества т.н. «практикующих йогу» много тех, кто более лицемерные и гнилые, чем бизнесмены, потому что бизнесмены не скрывают, что они мирские. Когда человек скрывает и реально не работает со своими желаниями, санскарами, мировоззрением, он делает вид, что этого нет, он сильнее накапливает это внутри себя. Отсюда, мы часто видим среди этой категории много людей психически и физически нездоровых. Они пытаются себя публично показать «людьми сдержанными», «высокой этики и морали», выставляя своих конкурентов как тех, у кого «поведение не йогическое». Но что это, как не злопыхательство, с сеянием сплетен, интриг и прочего? Они это все приписывают якобы «традициям» на основании того, что «в текстах так рекомендовано», у них омрачительная уверенность в том, что они якобы знают традиции. Хотя они совершенно не знают, когда, при каких условиях, времени и каким образом использовались те или иные предписания.

Настоящие практикующие садхаки, йогины прорабатывают усиленно свой социальный и духовный план, они далеки от стремлений показаться «благими». Они работают со всеми видами энергий, которые есть в этом мире, это способность к креативу, к разрушению и т.д. Там нет понятия «негативное-позитивное», ведь спектр охватывается как можно более широкий, вот об этой широте в сущности и идет речь. Если вы осознаете этот спектр или просто стремитесь к этому, то вы берете эти силы под свой контроль, а если делаете вид, что «это ерунда» (но для вас внутри это не так), тогда они вас берут под свой контроль. Поэтому, для йоги важно осознавание всех пространственных и временных факторов.

О различиях Деват, из каких источников они взяты, можно говорить в дальнейшем, потому что тема слишком деликатная и многомерная. Я же пока просто объяснил базовые идеи, лежащие в основе сторон света, и какое они имеют отношение к ориентирам йоги.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Raps

  • *
  • Сообщений: 113

Спасибо за такой насыщенный ответ, Гуру джи!

Цитировать
Настоящие практикующие садхаки, йогины прорабатывают усиленно свой социальный и духовный план, они далеки от стремлений показаться «благими». Они работают со всеми видами энергий, которые есть в этом мире, это способность к креативу, к разрушению и т.д. Там нет понятия негативное – позитивное, ведь спектр охватывается как можно более широкий, вот об этой широте, в сущности, и идет речь. Если вы осознаете этот спектр или просто стремитесь к этому, то вы берете эти силы под свой контроль, а если делаете вид, что «это ерунда» (но для вас внутри это не так), тогда они вас берут под свой контроль. Поэтому, для йоги важно осознавание всех пространственных и временных факторов.

Работают - это в том смысле, что понимая существование таких энергий, йогин не отгораживается от них внутренне, и то есть он должен быть способен их проявлять?
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 113

Цитировать
Я бы интерпретировал суть сторон света, с одной стороны, как нечто, что нас ограждает («адвайтинам» просьба пойти погулять ))). С другой стороны, если средняя часть Шриянтры связана со стхити (сохранением, поддержанием и богатством), то наше богатство должно быть защищено, охраняемо. Одним словом, под энергиями сторон света имеются ввиду разнородные энергии, которые есть форма креатива, с другой – множество это то, что дает возможность побеждать асуров, в принципе, любой негатив.

Я правильно понял, что они с одной стороны ограничивают и оставляют нас в своих рамках, с другой - охраняют от внешних воздействий?


Цитировать
У шайвов и шакт он проявляется в пяти таттвах, где каждый аспект Шивы соответсвует определенной Шакти (Садашива – иччха-шакти, Ишвара – джняна и т.д.). При этом, все формы Шивы, которые он обретает посредствам своей Шакти, сохраняют свое сущностное единство во всех этих формах.

А есть ли Гуру джи прямые параллели между пятью таттвами Шивы и тем или иным Локапалой? Например что Яма-дхармарадж может иметь символическую связь с Агхорой, Вамадева с Сомой и тд?

Цитировать
Такие Деваты, как Индра, Агни, Яма, Найритья, Варуна и т.д., конечно, происходят из Вед.

Если у Вас будет время, расскажите пожалуйста про таких неочевидных деват направлений как Наиритья и Ишана, мне кажется что они появились сравнительно поздно в общем списке защитников.
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 113

Можно ли также еще сказать, что космос, пространство - это источник всех форм, поэтому оно условно делится на 4, 5, 8, 10 секторов в которых есть свои "управляющие", ведающие этими формами или даже жизнью вообще в пределах этих секторов?

Я встречал мнение, что пространство первоначально делили в соответствии с ходом солнца, а далее такое мировоззрение все более и более усложнялось.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7044
    • Традиция натхов

Если у Вас будет время, расскажите пожалуйста про таких неочевидных деват направлений как Наиритья и Ишана, мне кажется что они появились сравнительно поздно в общем списке защитников.

Термин नैऋत्य / naiṛtya происходит от ведической Богини смерти и разложения (निऋती / niṛtī). Смысл ее имени очень прост: префикс (упасарга) निर् – означает отрицание или отсутствие, а ऋत / ṛta очень многозначное – это аналог понятия дхармы. Т.е. ऋत / ṛta – означает вселенский порядок, порядок в природе, от него происходят сезоны (ऋतु), которые значимы для жизни человека на земле, также для ведического обряда. निऋती / niṛtī подразумевает отрицание этого порядка – говоря иначе, беспорядок, хаос, развал в связи с несогласованностью, она присутствует в распаде тела, семьи, какого-либо общества, организаций, государств, союзов и т.д. Там, где нет йоги (союза или гармоничной согласованности), там происходит распад. В Ведах ей посвящены гимны с просьбой умилостивить и удалиться, не создавать помех во время проведения обряда. В Пуранах она отождествляется с Богиней Алакшми, или Дхумавати, одной из десяти Махавидий, которые, кстати, также располагаются по десяти сторонам света. Дхумавати находится именно в найритья – на Юго-западе, она может невежественных людей одурманивать, но она и снимает пелену с духовного видения практикующего, дарует йога-нидру.

Грамматически сторона निऋती / niṛtī, при суфиксе य / ya, приводит к вридхированию гласной इ / i и निर् трансформируется в ऐ / ai, по аналогии с такими словами, как вайрагья (от "ви" - отсутствие и "рага" - окраска) или трайлокья ("три" и "лока", т.е. имеющий отношение к трем мирам) и т.д. Имя ईशान / īśāna упомянуто в Ригведе в отношении Рудры (т.е. Шивы), что означает "владыка, символ успеха, обладание богатством" и т.п. Да, вероятно, позже их соотнесли со сторонами света, также еще зенитом и надиром, в которых находятся Брахма и Вишну, верхом и низом (девятая и десятая стороны). Меня Гуру в Индии учил, что девятую и десятую стороны надо почитать не вверху и внизу, в прямом смысле. При хомах, янтра-пуджах и т.д. это пространства возле ишаньи и найритьи, первое считается верхом, а второе – низом, так мы получаем десять сторон.

Цитировать
Работают - это в том смысле, что понимая существование таких энергий, йогин не отгораживается от них внутренне, и то есть он должен быть способен их проявлять?

Да, они означают полноту и пустоту, которые друг друга взаимно совершенствуют. Как будет время, может, еще напишу по этой теме.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 458

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!
В Пуранах она отождествляется с Богиней Алакшми или Дхумавати, одной из десяти Махавидий, которые, кстати, также располагаются по десяти сторонам света. Дхумавати находится именно в найритья – на Юго-западе, она может невежественных людей одурманивать, но она и снимает пелену с духовного видения практикующего, дарует йога-нидру.
Пожалуйста, если Вам не сложно, расскажите, а как располагаются по сторонам света остальные из десяти Махавидий? Ранее я задавал подобный вопрос, но не смог найти ответ в упомянутых Вами текстах (вполне вероятно, что я плохо искал).
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7044
    • Традиция натхов

Аширвадам!

Пожалуйста, если Вам не сложно, расскажите, а как располагаются по сторонам света остальные из десяти Махавидий? Ранее я задавал подобный вопрос, но не смог найти ответ в упомянутых Вами текстах (вполне вероятно, что я плохо искал).

В одной из тем я уже давал один из вариантов, но поясню немного:

Кали – Пурва, Лалита – Агнея, Чхиннамаста – Дакшина, Дхумавати – Найритья, Багаламукхи – Пашчима, Камала – Ваявья, Бхуванешвари – Уттара и Матанги – Ишанья.  Тара – символ верха, в янтрах – это пространство между Ишаньей и Пурвой, а также нижняя (адходиша) – Бхайрави – в нижней стороне, в янтрах – это пространство между западом и юго-западом. 

Однако мне встречались и другие вариации, близкие к такой:

Матанги в Ваявье, Камала в Найритье, Дхумавати в Агнее, Трипура в Ишанье, другие так же, как в первом варианте.


Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 458

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!
В одной из тем я уже давал один из вариантов, но поясню немного:

Кали – Пурва, Лалита – Агнея, Чхиннамаста – Дакшина, Дхумавати – Найритья, Багаламукхи – Пашчима, Камала – Ваявья, Бхуванешвари – Уттара и Матанги – Ишанья.  Тара – символ верха, в янтрах это пространство между Ишаньей и Пурвой, а также нижняя (адходиша) – Бхайрави в нижней стороне, в янтрах – это пространство между Западом и юго-западом. 

Однако мне встречались и другие вариации, близкие к такой:

Матанги в Ваявье, Камала в Найритье, Дхумавати в Агнее, Трипура в Ишанье, другие так же как в первом варианте.
Благодарю за Ваш ответ, и простите меня за невнимательность, не увидел, что этот вопрос уже был рассмотрен в другой теме.
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 113

Спасибо, Гуру джи за пояснения!

У меня родилась идея, что у индийцев юго-запад может потому считаться самым неблагоприятным направлением (в мирском смысле), что он оппозиция самому благоприятному северо-востоку, где пребывает Шива. Из беглого ознакомления с васту мне показалось, что это может быть так.


В одной из тем я уже давал один из вариантов


Спасибо за ссылочку, интересные описания качеств присущих леспесткам лотоса! Некоторые параллели тоже можно провести с качествами божеств направлений .

Еще интересно, что когда Яджнявалькья, говорит о этих божествах направлений, то по итогу того диалога с Шакальей  каждое божество оказывается основанным на сердце, т.е. возможно тоже речь шла о чем-то подобном.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7044
    • Традиция натхов

Немного добавлю, откуда еще связь сторон света, пространства и Шакти (она же пракрити в санкхье). Пуруша и пракрити являются главной причиной (карана) всего, что существует. Когда они соприкасаются, то пракрити из своей латентной и сбалансированной формы, в виде авьякты, стремится к движению. Если сказать совсем коротко, то для движения нужно пространство, и там, где пространство и определенное движение, – там же возникает и время. Но пространство отображает вечность и вездесущность Бога, потому в индуизме (хотя он абсолютно природен) нет прямых линий, посмотрите на чакры, на каналы, на все в природе – все округлое. Слово «чакра» этимологически от корня «кри» - двигаться, и движение вечно, оно идет по кругу, оно внутри вечности и его отображает. Потому если вы будете искать, где пространство заканчивается, вы вряд ли найдете, поэтому оно в Боге, оно и есть Бог. Пространство напрямую связано с Шакти, потому что изначальная пракрити (изначальная движущая сила) подобна распускающемуся во все стороны цветку. Поэтому, например, в пуджах цветок собой символизирует элемент акаши, акаша – от «аа» (во все стороны) и «каш» (означает «сиять») – «то, что сияет повсюду». По той же причине, не всегда, например, Кали, которая означает время, может быть черной: Багаламукхи, например, – Желтая Кали, а Трипурасундари – Красная Кали и т.д. Кали, как и Кала (время), как и калА (деление), от корня «каль» (подсчитывать), – это нечто математическое, что измеряемо, потому она Майя, но она и безмерна, т.к. процесс этот, по своей сущностной природе, многомерен и вечен. С этой обобщенной точки зрения мы не можем говорить о «низших» или «высших» сторонах света – в общей картине мира они все совершенные.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Raps

  • *
  • Сообщений: 113

Намасте!

Спасибо Гуру джи! Скажите пожалуста, а связаны ли как-то рекомендации делать садхану в соответствующем направлении с этими самыми божествами направлений?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7044
    • Традиция натхов

Аширвадам, Raps!

По поводу практики мантр, когда практикуется одна мантра на разные стороны и т.п., я бы сказал следующее. Акаша – пространство – изначально едино по своей сути, но оно преломляется на разные характеристики этого единого. Потому независимо от того, какое это божество, будь это свирепое (угра), как Кали, или благостное (саумья), как Лакшми, в зависимости от того, на какую сторону читается мантра, результат будет разный. Так, например, повернувшись на восток, мантра может работать для целей общей дхармичности (праведности), чистоты, контроля себя; на юг – для остановки враждебной силы; на запад – для богатства или самоосознания; на север – может даровать, например, покой, умиротворение, иногда также и процветание. Аналогичным образом, если вы делаете, например, возлияние (абхишеку), использование разных жидких субстанций будет давать разные результаты. В целом, жидкость – символ нектара, насыщения, то, что питает жизнь. Но жизнь ведь тоже бывает разной, вы можете питать в себе состояние "арогья" (здоровье), "пушти" (процветание), "шанти" (умиротворенность)", "кирти" (слава) и т.д. Это же относится и к любым субстанциям, которые используются в поклонении и как-либо еще в пудже.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.