Намасте!
Спасибо за текст, весьма интересный. Вирупа или Вирупакша, однозначно является натхом, причем он в традиции хорошо известен. Он входит в категорию чаураси-сиддхов или 84-х натха-сиддхов. Конечно, этот пантеон несколько отличен от ваджраянского. В традиции натхов эти сиддхи почитаются особыми мантрами, с использованием специальных янтр, это совершенно конкретные садханы, по которым Гуру дает отдельные упадеши. Как правило, это практикуют те, кто прошел посвящение, аугхары или кундали. К сожалению у меня нет текста Амрита-сиддхи, просто в Индии много пантхов и каждый изобилует своими текстами и Гуру. Я изучал только самые популярные в нашей традиции, иногда, сопоставляя разные тексты открываешь много весьма интересного. Например, в Горакша-пуране обсуждается свара-йога (диалог Горакшанатха и Аугхарнатха), причем там некоторые места один в один совпадают с Шива-свородая тантрой. Возможно, авторство Шива-свародаи может принадлежать Аугхаранатху. Многие труды были написаны в разных областях Индии и потом переводились на хинди и другие языки. По легенде, согласно «Шабар-чинтамани», Матсьендранатх с пятью учениками, пришедшими из разных частей Индии, совершал садхану, ему явился Хамса-дева и передал шабар-мантры. Их составляют на разных языках, но многие садху говорят на «кхичари» - смешанном языке. Обычно мантры такого рода предваряются молитвенным текстом, после чего читается основная мантра или гаятри. У натхов есть своя мантра-йога, тантрические и вайдика ритуалы. Как правило, с посвящением передаются классические садханы, а уже потом реализовав их, могут использоваться какие угодно.
Я недостаточно хорошо знаком с Калачакрой и Дзогченом, хотя на данный момент времени в буддизме меня именно они и интересуют. Я слышал от некоторых своих учеников, изучающих буддизм, что Калачакра близка к Шиваизму. А ещё, что её ветвь Дро была принесена в Тибет из Кашмира Сомнатхом. На этот счет у меня есть кое-какие соображения, считается что Калачакра пришла из Шамбалы и, по одной легенде Шамбала находится на Кайлаше, по другой – в Афганистане. Интересно так же то, что в Аипантхе, при почитании Баласундари в виде янтры, изображают четыре юги и над янтрой -Кайлаш в центре. Поэтому янтра так же олицетворяет собой время, растворяемое в Кундалини. В текстах натхов сущумна так же называется Меру, как и в Калачакре. Ещё Баласундари почитается и как Хингаладжи Деви, чей храм находится в Пакистане, она почитаться так же и в Афганистане. Считается, что когда Вишну расчленил Сударшана-чакрой тело Сати, в то место упала голова, и образовался шакти-питх, где почитается Хингаладжи. Там Рама отмаливал свои грехи за убийство брахмана Раваны. Кстати, Равалпантх, что находится в Афганистане и Пакистане, по одной из версий, назван так же в честь Раваны, которого не всегда соотносят с асуром. Некоторые шайвы его почитают как Бхагавана Шиву и считают одним из первых кауликов. Есть даже тантрический текст Равана-самхита, где описываются различные пуджи, есть много информации по джьетиш и т.д. В Индии даже есть тантрические сампрадаи восходящие к Раване. Наблюдается интересная закономерность относительно некоторых известных натха йогинов, например, Баба Ратаннатх, его почитают натхи Равалпантха в Афганистане и Пакистане, буддисты в Непале и натхи Дхармапантха, а так же многие пиры (суфийские йогины).
Однако интересно то, что Йога Майя Баласундари - главное шактийское Божество у натхов, соотносимая с Кундалини-шакти, связана с временем, и восходя к «Кайлашу» или сахасрара-чакре, натх йоги преодолевает ограничение времени, тем самым обретая мокшу. Думаю, можно найти немало параллелей с практиками йога-ануттары Калачакры. Тема «бинду» тоже во многом соответствует Баласундари, она как вечно молодая Богиня - символизирует Ниджа-шакти Бога Шивы, и проявляется так же как бинду, из которой образуется Пара-пинда (трансцендентная форма Шивы). Собственно при соединении Шивы и Шакти-чакры, в виде пяти её аспектов, проявляется бинду, из которого образуется Пара-пинда. Конечно в Шри Видье, Ваджраяне, бинду придаются другие трактовки, но наверняка есть много общего. Вообще, очевидно, что ранняя Ваджраяна была родственна Натхам. Я не знаю что такое Дзогчен-Махасанди, если у вас есть ссылки по которым можно ознакомиться с этой темой, или возможность объяснить в общих чертах, буду очень благодарен.