Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Эго  (Прочитано 2531 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ардханари

  • *
  • Сообщений: 25
Эго
« : Ноябрь 26, 2019, 02:18:36 »

Адеш Гуруджи и участники форума!
Сегодня хочу спросить об эго. Что это такое в индуизме и йоге, каково его место и роль в духовной работе и особенно, в итоговой высшей цели (я имею в виду, где будет его место в состоянии реализации и будет ли оно присутствовать там вообще), чем оно мешает, и для чего полезно, или это лишь ложное самоограничение и заблуждение о себе и своем подлинном я, которое необходимо как-то проработать, и каким образом? Спасибо!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Эго
« Ответ #1 : Ноябрь 27, 2019, 06:46:07 »

Адеш!

Я думаю, что невежество и эго - это корень всех проблем и причина любых страданий. Обычно эго рассматривается как инструмент для постижения Атмана, но из-за невежества мы считаем, что инструмент - это мы сами и есть, мы начинаем лелеять этот инструмент. Тогда, когда мы отождествляемся с инструментом и забываем себя, нас ждут опасности отовсюду, потому что в этом огромном мире трудно предсказать, откуда и какие придут удары. Но какие бы удары ни были, для того, кто ищет истину, они все ничто по сравнению с тем, когда человек забывает свое истинное, изначально чистое состояние.

На мой взгляд, самый надежный способ преодолеть искушения нашего эго – это быть предельно преданным своему Гуру и Девате. Есть немало людей, которые говорят о "недвойственности", но она у них исходит из эго, их эго хочет приравнять себя к Гуру и Божеству. Потому среди таких людей – в основном одно эго и ментальная грязь. Адвайту внешне нет смысла культивировать, а если иногда ее методы и могут быть полезными, то это в случае людей, у которых высокий уровень мудрости и отрешенности (надо быть честными, если у вас все еще этого нет). Я считаю, что для большинства людей двайта, предельные рамки, дисциплина на уровне практики будут более полезными. Полезно также умение говорить "нет" множеству неправильно понимаемых западных ценностей, таким как идеи "равенства", "свободы", зачастую они бывают просто фейками, ведут к росту эго, умственным и психическим массовым одурениям. В нынешнем мире люди значительно утратили умственную трезвость из-за ложных ориентиров, они выбирают путь веры во все наносное. Потому я учу тому, как вернуться к врожденной направленности на то, что нам дано от природы, от изначального источника, того источника, которому следовали йогины во все века, который над временными иллюзорными явлениями и процессами.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Ардханари

  • *
  • Сообщений: 25
Re: Эго
« Ответ #2 : Декабрь 02, 2019, 13:39:29 »

Спасибо Гуруджи, за ответ!
Записан

Fiat Yod

  • *
  • Сообщений: 24
Re: Эго
« Ответ #3 : Февраль 03, 2020, 10:27:19 »

Адеш!

Приветствую Гуруджи Йоги Матсьендранатх! Теплые приветы, уважаемые участники форума!  :vishenka:

Уважаемый Гуруджи, насколько правильно понимание того, что эго есть нечто вроде инструмента управления интенсивностью и широтой проявления атманических эманаций в реальность посредством Сердца? То есть чем меньше эго, тем больше могущества для духовных практик, так как человек, по-сути, становится проводником высших энергий и цели и задачи человека и этих энергий, естественным образом совпадают? Будет ли правильным отделять ложное от настоящего по плодам в виде прямых улучшений во всей практике?

В каких случаях необходимо усилить влияние эго, что бы развить чувство "моё" касательно своего тела ради выдворения из него всяких энергетических загрязнений и паразитов или пребывания в своём Атмане достаточно для трансформации всей энергетической структуры, естественного качественного улучшения функций контроля энергетики и в этом случае эго само примет необходимую мерность, будучи уже более близким к совершенному Атману инструментом?

Возможно, вопрос несколько эгоистичный, однако, мне видится, что он будучи эгоистичным может быть интересен с практической точки зрения, особенно в свете упомянутой Вами в ответе выше возможности получения эго ряда индивидов опыта "недвойственности", что в итоге превращает их в духовных дегротов.

Благодарю за внимание!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Эго
« Ответ #4 : Февраль 04, 2020, 11:19:00 »

Адеш!

Вы мыслите абсолютно верно. Давайте разберемся, что такое вообще ахамкара. Такие понятия, как ахамкара, надо рассматривать в контексте традиции, в которой она впервые возникла и часто фигурирует, играет такую роль, без которой вся система будет неполной. В первую очередь, это традиция Санкхья, в которой ахамкара – одна из таттв (базовых принципов мироздания и метафизики всей традиции). Существует Пуруша, который, согласно Санкхье, находится над проявленным миром, он безучастен ко всему мирскому, что порождается Пракрити (изначальной силой, творящей мир). Слово «Пракрити» кто как только не переводит, иногда даже как «материя», но Пракрити – от प्रकृति prakṛti – состоит из трех элементов: приставки प्र / pra (изначальная), корня कृ / kṛ (сила движения, действия, творения) и окончания, указывающего на женский род ति / ti. Т.е. это сила, которая при соприкосновении с Пурушей, пробуждается и начинает творить, она становится проявленной, это пробужденное состояние есть बुद्धि / buddhi – от корня बुध् / budh (пробуждаться). В нем уже есть мирские состояния, которые вовлекают дальше в мир, и есть те, которые направлены на помощь Пуруше в самоосознании. Мирские качества – те, которые ведут к дукха (страданиям), такие как адхарма (беспорядочность), авидья (ложное знание или неведение), рага (окраска мирскими страстями) и анаишварья (бесконтрольность). Противоположность им – те, что ведут к сукха (состоянию легкости, чистоты в своем психическом пространстве), это дхарма (праведность), джняна (глубокое духовное знание), вирага (разотождествление сознания с окраской мирскими страстями) и айшварья (сила самоконтроля). Как бы там ни было, даже буддхи – это хоть первое и самое высокое, но вовлеченное состояние в соприкосновение между Пурушей и Пракрити. Одно из значений термина «Пуруша», согласно этимологии Яски, от корня «шад» – «сидеть, погружаться» – в «пура» – «обитель» (в виде проявленной вселенной или индивидуального тела). Поэтому, например, во многих пуджах эти восемь качеств почитаются как энергии основы янтры, асаны, на которой сидишь или же в своем теле, потому что тело – это асана для нашего атмана (нас, как духа). Тело – в прямом смысле храм души, как и место, куда нисходит Божество во время призыва (авахана).

После буддхи идет как раз ахамкара, давайте ее разберем подробно, раз уж о ней вопрос. Термин, на мой взгляд, надо рассматривать в контексте описанного, иначе мы можем долго плутать в дебрях искаженных трактовок, тут важна системность. Происхождение термина, например, из того же корня – कृ / kṛ, что и в प्रकृति / prakṛti, अहङ्कार / ahaṅkāra от अहम् / aham, в которой последняя назализированная губная переходит в ка-варге в горловую «нь», тоже назализированную. Термин, все знают, означает – «Я», а कार / kāra – это «усиленная» форма того самого कृ / kṛ (активность, деятельность). Т.е. это мы, но «мы – беспокойные», а не «мы – изначально умиротворенные», вот поэтому те же «Йога-сутры» говорят о йоге как о «ниродхе» (остановке, подавлении). Йога в Санкхье и йога Патанджали учат одному и тому же – прекращению вовлеченности во что бы то ни было, кроме себя самого, и, тем самым, становлению одним (кевала), это освобождение называется «кайвалья». А что происходит в ахамкаре? В ахамкаре, когда вы действуете, для одного вы умный, для другого – глупый, вы или молодой, или старый, богатый или бедный и т.д. Вы разделены на руки, ноги, лицо, разные фракции, которые считаете собой. Человек думает: «Какое у меня личико красивое», «Какие у меня ручки накачанные», «Какая стройная спинка», «Какая наколочка на попе, в виде омкары» и т.д. Это все и есть ложное Я. Отождествление с этими всеми фракциями (не важно – физическими, ментальными и пр.), это все связано с ахамкарой, и йога Патанджали учит «ниродхе» – уничтожению их. Потому что вы в них путаетесь, я вот такой-то или такой-то, меня таким-то вот там любят, а там меня таким не любят, но любят уже другим. Это все шум, это все то, что уводит от самадхи, благодаря которому, согласно Патанджали, вы отсоединяетесь от всей этой мышиной возни. Вы понимаете, что сегодняшняя любовь к вам вызвана тем, что вы кому-то соответствуете в виде того образа, который им нравится, а как только этого не будет, то это все обернется противоположностью в виде ненависти. Бессознательно вы это знаете, поэтому, когда вас «любят», вы напряжены, т.к. знаете, что за этим последует что-то «плохое». Это Патанджали называет «рагой и двешей», вызванными «абхинивешей» (тягой к мирскому).
 
Однако когда вы через полноценное прекращение вовлекаться постигаете себя как Пурушу, того чистого и изначального, вы уже вне рамок всего относительного. Все страхи исчезают. Но, согласно тантрической традиции, тантрической йоге натхов, на этом все не заканчивается. Многие тексты, даже самые древние, говорят часто о единстве Атмана и Брахмана (Параматмана). Они говорят о том, что Атман вездесущ, он пронизывает собой все сотворенное, и при этом он не перестает быть сущностно чистым. То, что Пуруша всегда сущностно чист и не затронут, об этом есть даже в Санкхье. Тогда тантрики задают следующий вопрос: «Если Атман вездесущ и всегда бессмертен, даже в смертном и меняющемся, то какая разница, где он – в форме или вне формы?» Более того, даже ведантические тексты говорят, что он есть внутренний владыка, в том числе и тела (антарьями). Он есть «натх» по своей природе. Тантрическая йога учит, что не обязательно оставлять мир, тело, если ты помнишь себя как Атман, тело – слуга Атмана. Как жена помогает своему мужу, так и проявленное помогает духу и этот Дух Атман, в свою очередь, уже со своего уровня помогает телу. У тантриков нет отрицания йоги Патанджали, у них просто есть «дополнительная надстройка» над тем, что есть в Санкхье. Я своим ученикам часто привожу такой пример: это – как управление машиной, если вы едете по скоростной дороге, вы должны набрать большую скорость, если находитесь в плотном трафике, то должны добавить элемент «ниродхи» (притормаживания). Однако это не значит, что надо стать окончательно «тормозами» :016:. Тантрики считают, что мы не можем говорить о том, что только Пуруша имеет право на существование, ибо как только вы попытаетесь такое себе представить, то исчезнет и сам Пуруша. Вы говорите о Пуруше, обозначаете его как-то, только когда есть что-то еще, что им «как бы не является». Потому отрицать Шакти, Пракрити – значит отрицать и себя как Пурушу. Натхи признают реальность обоих, Шивы и Шакти. Проблема не в ахамкаре, а проблема в том, что человек забывает, кто он: есть он, а есть его инструмент, который как-либо проявляется в мире, действует в нем. Знаете, есть хорошая русская поговорка: «Плохому танцору яйца мешают» :41:. Вот так и с ахамкарой, просто человек неумело ее использует из-за полного отождествления с ней, забыв о том, «кто же тут настоящий-то царь». Атман и есть Натх! Он – Йоги, потому что един с Параматмой, Парамашивой, Брахманом, Шивой Адинатхом! Это наша Традиция, наше учение, в которое мы верим и которому следуем.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Fiat Yod

  • *
  • Сообщений: 24
Re: Эго
« Ответ #5 : Февраль 06, 2020, 08:56:52 »

Адеш!

Огромное спасибо за предоставленную возможность воспринять Ваши знания, Гуруджи. Всё предельно понятно.

Это наша Традиция, наше учение, в которое мы верим и которому следуем.
Ваша Традиция в каком-то плане является и моей Традицией сущностно: именно к подобному восприятию спектров реальности я и пришел в своих поисках, которые начались примерно как у Вас: сначала единоборства, а потом различные формы оккультизма. Вы в чём-то сакрально важном для меня - пример правильных действий, что очень облегчает восприятие информации.

Гуруджи, правильно ли я понимаю, что без хоть какого-то знания Санскрита полное восприятие Традиции невозможно в силу того, что именно язык формирует пространство мышления и в пространстве, метрика которого отличается от необходимой в Традиции, восприятие будет искаженным и неполным?

Гуруджи, с чего будет продуктивней и правильней начинать постепенное знакомство с Восточной Традицией и в частности с учением вашей Школы, с целью осторожно и правильно создать инструмент для лучшего восприятия Традиции?

В своё время, когда я пытался найти что-то настоящие в огромном цунами профанации и искажений, разум был заполнен информационными помоями до такой степени, что пришлось его старательно и беспощадно вычищать с хлоркой какое-то время и подобной ошибки очень хотелось бы не повторять.
Записан

Ардханари

  • *
  • Сообщений: 25
Re: Эго
« Ответ #6 : Февраль 09, 2020, 20:27:34 »

Адеш Гуруджи и все присутствующие!
Матсьендранатх джи, ваши ответы здесь, как всегда, драгоценны. 
Если я правильно понимаю из того, что Вы написали в этой теме, то ахамкара является создателем и  носителем заблуждений, неправильных представлений о своем Я, и прочих невежественных вещей, приводящих к омрачениям, за эти заблуждения и омрачения "эгушка" держится, как вошь за кожух, невежественно думая, что они - часть ее личности, и ее "Я". 
Все это служит источником страданий, тем не менее, индивид носит этот хлам в себе годами, омрачаясь больше и больше. И даже на духовном пути Эго способно усилиться, естественно, вместе с этим ядовитым "багажом".
Что делать? Понять, покаяться, увидеть "себя" в своей истинной прелести (в том числе и той, опасности которой подвержены начинающие духовную работу - но это может случиться и с "продвинутыми", особенно когда нет или недостаточно адекватного духовного руководства). А поняв и приняв себя как грешного и омраченного, интенсивно работать над собой... и своими омрачениями и прочей дрянью, что-то вычищая, что-то исправляя или беря под контроль, ну типа того. Главным инструментом для этого служит Эгушка, что же еще. Именно она своими средствами борется с тем, о чем я говорила.
И здесь для практикующего важно то, о чем упомянул Гуруджи в ответе мне, а именно преданность Гуру или девате, или Богу, смотря что за традиция или религия. 
Теперь Вас процитирую:
"Тантрики считают, что мы не можем говорить о том, что только Пуруша имеет право на существование, ибо как только вы попытаетесь такое себе представить, то исчезнет и сам Пуруша. Вы говорите о Пуруше, обозначаете его как-то, только когда есть что-то еще, что им «как бы не является». Потому отрицать Шакти, Пракрити – значит отрицать и себя, как Пурушу. Натхи признают реальность обоих, Шивы и Шакти."
Двайта-адвайта, правильно я поняла?
Эго и Махамайя, оно же отодвигает покров ее иллюзии относительно самого себя. Шакти, как она есть.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Эго
« Ответ #7 : Февраль 10, 2020, 19:47:47 »

Гуруджи, правильно ли я понимаю, что без хоть какого-то знания Санскрита полное восприятие Традиции невозможно в силу того, что именно язык формирует пространство мышления и в пространстве, метрика которого отличается от необходимой в Традиции, восприятие будет искаженным и неполным?

Санскрит, конечно, оказал огромное влияние на санскрити (индйскую культуру, традицию в целом), поэтому с чем бы вы там ни соприкасались, вы косвенным или прямым образом будете иметь дело с санскритом. Но для полноценного перевода, использования и понимания каких-то мантр требуется огромная работа с этим особым и непростым языком. С учетом того, что с ним приходится иметь дело постоянно, например, в упасане, то и время его усвоения, совершенствования – вся жизнь. И оно того стоит. Однако тем, кто еще не был в Индии, я бы рекомендовал в первую очередь английский, далее хинди и потом уже санскрит. Сначала нужно то, на чем вы как-то сможете коммуницировать.

Цитировать
Гуруджи, с чего будет продуктивней и правильней начинать постепенное знакомство с Восточной Традицией и в частности с учением вашей Школы, с целью осторожно и правильно создать инструмент для лучшего восприятия Традиции?

То, чем мы занимаемся, на самом деле, не отклоняется от индийской. Просто сами индийские реалии слишком разные, наша же цель не стать какими попало индусами, а стать совершенными садхаками, практиками. В Индии, например, некоторые хиппи живут десятилетиями, никакой духовной дисциплины и руководства на духовном пути в садхане у них нет. Наш опыт, и в Индии и не только, связан с пройденными многими подводными и надводными камнями. Если кто-то его на самом деле уважает, видит его реальную ценность, то таким людям мы помогаем в той мере, насколько чисты их мотивации, готовность меняться, развиваться.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Эго
« Ответ #8 : Февраль 10, 2020, 19:48:53 »

Двайта-адвайта, правильно я поняла?

Да, конечно, и о них тоже шла речь. Все это знать полезно. Но люди во все века стремились быть совершенными, я думаю, что все эти учения под разными углами зрения рассматривают одну реальность. А правильное ее восприятие зависит от мудрости, чистоты и трезвости сознания – я думаю, ни одна из существующих доктрин это не отрицает.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.