В тантрической традиции принято делать призывы Деват в свое тело, в тело "другого" участника данной практики. Тех, кто реализовал полностью единство с Деватой, называли Сиддхами. У нас путь реализации в себе подобного происходит через почтение таких Сиддхов: так устроено мироздание, что то, что мы почитаем, – тем мы и станем. Но в некоторых Тантрах и традициях иногда ошибочно заявляют, что Боги выше, чем Сиддхи. У натхов такое видение считается неверным, мы считаем, что эти люди – не настоящие тантрики. Потому что, во-первых, если люди так видят, то это говорит о том, что они этих сиддхов где-то внутри таковыми не воспринимают, если они отдельны от Шивы. Во-вторых, эти люди и Шиву не воспринимают могущественным, некоторые из них себя преподносят учеными, рассуждают, в каком веке возникла система, например, 36 таттв, в VII или VIII веке. Если вдуматься, то для них 36 таттв мироздания означают клочки географической территории, которая зовется Индией, и отрезочки времени, называемые VIII веком. А Шивы нет в Сиддхах полноценно, потому что он заключен где-то там в каком-то измерении, но оно, значит, не может собой пронизывать все. И я с этим очень часто сталкивался, когда общался в России и на Украине с теми, кто говорил, что они последователи недвойственных Тантр. Они все заявляли, что Горакшанатх – это дуалист, что он "не любил женщин", наверно, потому, что он не соответствовал мужчинам на Западе, ставшим тряпками, и женщинам с их феминизмом (эгоцентризмом, на самом деле). Вся эти категория, как я увидел, декларирует одно, но для целей совершенно противоположных: формально – адвайта, но по факту там было столько категоризма, столько эгоцентризма, что, наверное, многие крестьяне в колхозе в миллион раз их духовно чище. Как ни странно, во многих диких йогинах, хоть и не всех, но натхах в Индии, да и не только среди натхов (были и из других традиций), видел намного больше реализованных в недвойственности. Многие об адвайте не говорили ничего, похоже, что больше было ориентиров, которые встречаются у маявадинов, однако они себя куда лучше застраховали от попадания в умствование, чем то, что я увидел у некоторых "тантриков" постсоветского пространства. Даже на форуме некоторые из них писали, дескать, Патанджали учил неполноценной реализации, цитировали бредовые рассуждения одного индийского "пандита», мол, сушупти с храпом и нирвикальпа-самадхи есть одно и то же. Мне все равно, пандит, не пандит, я такое заявление рассматриваю как глупость. Т.е. весь этот народ приписал себе то, чего у них нет, не проблема, что они считают нирвикальпа-самадхи Патанджали "низким", а вот у них, типа, особая "сахаджа". Ими приводятся цитаты, что "тантрический опыт начинается там, где заканчивается Патанджали", но это все нелепо и смешно слышать. Если они не реализовали даже то, о чем говорил Патанджали, то как они могут быть тем, что выше этого Патанджали? Они все пустозвоны – кроме ментального хлама, питающего их внутренний мрак, в них нет больше ничего. И эта вся среда меня крайне разочаровала, потому я и решил, что останусь лучше натхом, буду дальше считать Патанджали, того же Шанкару и их ориентиры как фундаментально важные. На Западе давно дошло до того, что некоторые рассуждают так: «Блин, мы-то ждали, что натхи в Индии, которые говорят о реализации в теле, поддержат наш фитнес, а они говорят об оставлении телесного", "Это же надо как традиция-то выродилась", "У них там не придешь, не сделаешь себя красавчиком, нет научных бесед о физиологии", "Мы их давно уже переросли ))))". Т.е. не то, что Запад деградировал духовно (а значит и в остальном, потому что духовное первично), а, наоборот, "йогины в Индии все деградировали, аж прямо вся традиция". Вот такая спесь, высокомерие, лицемерие, манипуляции среди этих западных йога-тичеров, которые они выдают за "продвинутость в йоге". Но я не ставил и не ставлю для себя задачи их менять, переделывать именно их, пусть идут, куда шли, однако это могут прочесть те, кто мыслит, как и я.
Пусть и не особо много (таких много не бывает), к нам будут приходить именно наши единомышленники, и я буду их учить тому, во что я верю, и тем ориентирам, которые получил в Индии от настоящих садху.