Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Обращенность вверх Его Лика  (Прочитано 1744 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Atmanath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 232
Обращенность вверх Его Лика
« : Февраль 01, 2020, 13:55:45 »

Гуру джи, Адеш!

В тексте Сиддха-сиддханта-паддхати есть такая шлока:
6. Благодаря обращенности вверх Его Лика (унмукхатва) возникает пара- шакти.

Когда речь идет о микрокосме, понятно почему есть направления, и, соответственно, в текстах речь о направлении вверх — к Высшему. (Кундалини движется вверх, лепестки чакр направлены вверх). А когда речь идет о макрокосме? Почему здесь тоже есть направление, и оно вверх? Ведь это все Само Сознание, оно везде, сила Абсолюта раскрывается внутри него самого.

И что здесь означает "Лик"?

Большое спасибо за ваши ответы  :139:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Обращенность вверх Его Лика
« Ответ #1 : Февраль 04, 2020, 20:57:34 »

Адеш, Атманатх джи!

तस्योन्मुखत्वमात्रेण पराशक्तिरूत्थिता

tasyonmukhatvamātreṇa parāśaktirūtthitā

"Благодаря обращенности вверх Его Лика (унмукхатва) возникает пара-шакти".

Термин उन्मुखत्व unmukhatva многозначный, давайте его разберем подробно. Он состоит из префикса (упасарга) उत् ut, означающего направленность вверх и равномерно в разные стороны; суффикса त्व tva "абстрактного существительного" (его русский эквивалент – суффикс "-ость" – молод-ость, стар-ость и т.д.), идущего за основой मुख mukha; термин mukha может иметь ряд значений, некоторые имеют отношение не к грамматике, а больше к эзотерике. Есть два известных перевода: лицо (или лик) и рот. Однако в тантризме есть еще одно значение. Там очень часто под мукха подразумевается лингам или треугольник, направленный вверх – ऊर्ध्वमुख ūrdhvamukha, и अधोमुख adhomukha – треугольник, направленный вниз, или йони.
На самом деле йони и линга – это одна реальность, один треугольник. Он может быть перевернутым то в одну сторону, то в другую, в текстах йоги – это принцип "смены солнца и луны местами". В Тантрах иногда Шива выступает в роли Гуру для Шакти, а иногда, наоборот, они меняются местами. В «Сиддха-сиддханта паддхати» речь идет о развертывании Шакти из запредельного Шивы, однако может возникнуть вопрос: если Шива вездесущ, то куда Шакти отделяется от Шивы? Получается, что она раскрывается внутри самого Шивы. Т.е. через Шакти как бы изначальный, запредельный Шива создает себя – Шиву как форму. Внутри него масса других форм, тел Шивы, которые представляют собой микроскопические формы, отображающие и вселенское тело Шивы, и также они остаются пронизаны изначальным трансцендентным Шивой. Получается некий образ Шивы как образованной формы, внутри которой пробуждается его Шакти, некий изначальный образ Шивы-йогина, внутри себя пробуждающего Шакти. Когда мы практикуем йогу и пробуждаем внутри себя Кундалини-шакти, то мы не делаем что-то ненормальное для себя, а мы возвращаем себя в то забытое состояние, которое в нас заложил Шива и само Мироздание. Мы возвращаем себя к гармонии со всей природой вокруг, включая всю Вселенную, Мироздание и сам запредельный Абсолют, из которого все изошло. Итак, в тексте говорится: उन्मुखत्व unmukhatva "направляя себя как лингу вверх", Шива проявляет свою раскрывающуюся, восходящую उत्थिता utthitā высшую силу पराशक्ति parāśakti Богини. Если вы хорошенько задумаетесь, то получается так, что его Богиня внутри Шивы все больше, и больше, и больше, пробуждаясь, создает форм. На уровне изначального Шивы они все мелкие, потому они для него также и как сукшма-шакти. Мы могли бы подумать, что там внутри него возникает все больше и больше относительных реалий. Однако, делая себя в своей Шакти относительным, он внутри нее же обращается к себе самому, и приставка उत् ut весьма условно означает направленность вверх. Как я уже сказал, в грамматике санскрита она также означает и направленность во все стороны. Т.е. и на таком формально-относительном уровне Шива остается един с Шакти, она направлена обратно к нему как изначальному Шиве, и он же сам возвращается обратно к себе. И именно поэтому, когда йогин, будучи копией всех этих метафизических процессов, пробуждет внутри себя свою Кундалини-шакти, он "возвращается к изначальному себе как Шиве" и постигает того вечного себя, которым всегда был, есть и будет. Эта Шакти, будучи направленной к изначальному Шиве, сливается обратно с его состоянием вездесущести, и вот именно это тут и означает префикс उत् ut. В «Горакх-сабади» Горакхнатх это описывает как одновременное умирание и новое рождение:

मरौ वे जोगी मरौ मरण है मीठा |
जिस मरणीं मरौ जिस मरणीं गोरष मरि दीठा ||

marau ve jogī marau maraṇ hai mīṭhā |
jis maraṇīṃ marau jis maraṇīṃ goraṣ mari dīṭhā ||

"О (वे /हे или रे/) йоги (जोगी / योगी), умри (मरौ / मरना), смерть (मरण) является (है) "сладостью" (मीठा), умри (मरौ) смертью (मरणीं), которой (जिस / от जो кто) умер Горакша (गोरष / गोरख), видь (दीठा / दृष्टि), воспринимай (मरणीं) через эту смерть."

Но все эти слова не могут на самом деле ничего передать, потому что вы не можете об этом говорить, кроме как на языке парадоксов (так это покажется сансарическому существу, но не йогину). Например, как можно сказать, что "я родился тем, кем я всегда был и кем всегда оставался?" или "как я могу умереть там, где вся жизнь и так эфемерна, она и так мертва по своей природе, она – один непрерывный шмашан (кремационное место)?". Просто большинству людей не хватает тишины, чтобы это осознать, потому они верят в разные эфемерные, условные символы, а Горакхнатх говорит о том, что вне символов अलख alakh и что не запятнано निरञ्जन nirañjan ничем.

Говоря о унмукхатве, мне вспомнилась история про Богиню Кубджику, или Вакрику (свернутая, т.е. Кундалини). Когда она, поссорившись с Бхайравой, сжалась внутрь себя, то после ее сжатия в себя она обрела форму Линги и вокруг наступила темнота. Шива тогда стал ее искать вокруг и увидел внутри кромешной тьмы точку света, он посмотрел внутрь и увидел там себя. Когда Богиня сжала все части своего тела и обрела форму Линги, то внутри себя она увидела того же Шиву. Т.е. направилась ли Богиня внутрь себя – там Шива, направилась ли она вовне – там тоже Шива. То же самое и для Шивы: Шакти как внутри, так и снаружи. Шакти – его первый ученик, ученик погружается глубоко в себя, и если он хорошо это делает, то тогда он хорошо понимает своего "условно внешнего Гуру". Если он хорошо понимает "условно внешнего Гуру", то он находит его истинную сущность в себе. Вся фальшь, все лишнее, что может быть от отношения, отпадает, остается только высшая суть. По истории там Богиня погружается внутрь себя, и, познав себя, обратно раскрывается к Шиве, который как бы снаружи. Очень многие традиции часто говорили о таком принципе: "познай себя – и ты познаешь все". Какой бы мы ни рассмотрели из элементов, изложенных Горакшанатхом в «Сиддха-сиддханта паддхати», они все базируются на этом принципе. Горакшанатх учит, как жить в гармонии с мирозданием: когда мы с ним сгармонизированы, то мироздание нас бережет. Вероятно, отсюда и сиддхи у некоторых йогинов, которые устойчивы к огромному количеству непостоянства бытия, ибо, погружаясь в суть всего, ты отображаешь и реализуешь в своей обычной жизни эту истину. В этом и суть ученичества (глубокого постижения и трансформации), в этом суть истинной практики и йогического пути.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Atmanath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 232
Re: Обращенность вверх Его Лика
« Ответ #2 : Февраль 04, 2020, 23:02:27 »

Гуру джи, спасибо Вам большое! Как много смысла кроется в санскрите и символах..
Записан

Nastasya

  • *
  • Сообщений: 23
Re: Обращенность вверх Его Лика
« Ответ #3 : Февраль 07, 2020, 20:41:47 »

Адеш! Очень интересно  :05: Возник такой вопрос, расскажите, пожалуйста, что означает шаткона? В ней два треугольника одновременно – направленный вверх и вниз. Это Шива и Шакти одновременно? Я видела, что знак шатконы используется в янтрах, хоме. Существует ли другой символ в тантре, отображающий то же самое, что и шаткона?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Обращенность вверх Его Лика
« Ответ #4 : Февраль 11, 2020, 10:36:42 »

Адеш!

По поводу шатконы. Согласно тантрическому генезису, происхождение символа шатконы (шестиугольника) можно описать так:
 
1) Единая реальность, Шива.
2) Из Ниргуна-Шивы проявляется его желание творить, и это его творческая сила – Шакти, так появляется два элемента.
3) Между Шивой и его Шакти появляется концентрация энергии, получается тройная природа в виде треугольника. Треугольник может быть женский и мужской, как йони и линга.
4) Два треугольника объединяются, линга проникает в йони и образуется шестиугольник. Появляется "шаданга" шести частей Божеств, которые связаны с теми или иными основными силами Деваты, они рознятся в зависимости от Божества или тантрических текстов. Энергии эти связаны с проявлением Божества, они часто рассматриваются как отдельные Божества внутри основного Божества, т.е. его части. Это хорошо отображено у Горакшанатха в "Сиддха-сиддханта-паддхати": есть самашти-пинда (вселенское тело Шивы), внутри него множество тел (вьяшти-пинда). Также внутри самашти-пинды находятся различные миры, которые пронизаны друг другом, а так как каждый мир обладает своей тонкостью, то именно это и позволяет им быть параллельными друг другу (параллельные миры т.е.).

Если вы посмотрите разные Тантры, то шаткона – это части Божества, а также, в некоторых текстах, шесть чакр (муладхара и т.д.), седьмая – это сам центр шестиугольника. Наверное, вы видели изображения шести чакр, там есть разные Деваты, с ними связанные, они как бы проявления одного основного Божества, которое связано с сахасрара-чакрой. Каждый из шести треугольников может в себе содержать шаткону и отображать и быть по-своему микрокосмической моделью. Гуруджи Рамешчандра мне много раз объяснял смысл шатконы, так как значений там много. Это может быть и символ творения правритти с его шестью магическими силами (шат-карма), то, во что вовлечены обычные люди, и наоборот, может быть символом поглощения Шакти обратно, внутрь Шивы, т.е. нивритти, то, что ведет к мокше. Он мне показывал, как эти шесть частей (хридая, шикха и др.) представлены в Ведах, например, в виде различных сукт, в его линии они практикуют согласно «Шукла-яджурведе» Яджнавалькьи (согласно же натхам, он был учеником Сатьянатха Брахмы). Там, например, одна сукта – это сердце, другая – шикха и т.д. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Nastasya

  • *
  • Сообщений: 23
Re: Обращенность вверх Его Лика
« Ответ #5 : Февраль 11, 2020, 22:17:26 »

Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж, спасибо большое за Ваши ответы, это бесценно suns

Если можно, задам ещё один...
Размышляя про Шиву и Шакти, и познание её полноты, пробуя как-то представить себе это великое многообразие, возникает вопрос.

Можно ли сказать, что полнота творения — это все, что только можно вообразить, во всех проявлениях и качествах (как то, что кажется плохим, так и то, что нам кажется хорошим). Но из-за залипания на определенных формах и качествах, мы не видим и не ощущаем всего? Но ведь и воображение тоже ограничено, возможно ли постижение всего-всего многообразия или процесс познания бесконечен (как и процесс расширения Сознания)?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Обращенность вверх Его Лика
« Ответ #6 : Февраль 12, 2020, 18:04:36 »

Nastasya,

Многие тексты натхов по йоге, Тантры и даже другие, но чуть меньше, говорят о том, что духовная реализация должна быть в теле. Но из-за недостаточного образования в области индийских традиций, недостаточной своей независимости от рамок массовой серой среды люди не могут этого полноценно понять. Или подавай "над-мирское", или "дайте практику", часто невежество, безответственность выдаются за "безумную мудрость", "сущностную безгрешность, но глубоко в душе". Часто за свободомыслие выдается принятие гнобежки того, что в социуме популярно гнобить, и прославление того, что популярно прославлять "свободными людьми", какие-то крайне тупые общие тренды с рефлексами стадности. Это все делает людей массово безумными, и когда безумие становится нормой, это даже многим кажется формой разумности, интеллекта. Вот это все большая помеха в том, чтобы научиться мыслить абстрактно, нестандартно, а подлинная духовность без этого невозможна, потому что она у мирского существа вызывает отторжение. Как же так, перешагнуть через свой ум, но надо, ум и эго очень связаны, и даже для обычных мирских успехов нам часто надо перешагивать свой ум и поступать по интуиции, а иногда то, что разумно на более относительном уровне, глупость на более широком, и тогда нам приходится выбирать широкое. Это не отменяет каких-то высоких моральных принципов, а скорее, требует их более мудрого видения и применения. Раньше йога в основном в Индии ассоциировалась с отречением, она в сущности и сейчас такая, отречение в йоге возможно только для человека с очень большими жизненными и духовными ценностями, глубокой и трезвой верой в них и пониманием тщетности всего остального, потому йоги – это крайне независимые люди. Но такие йогины – не панки, не бунтари с коктейлями Молотова в руках, не анархисты, в которых нет ничего созидательного и ответственного. Йогины, в первую очередь, меняют себя, а общество – во вторую, и это происходит само по себе. Общество изменить нереально, если ты первым делом ГЛУБОКО не меняешься сам, потому йогины акцентированы именно на изменение себя. Йогины не ищут истины в "ученых", если это мирские люди, не ищут их в политиках, а у многих ум формируется именно этой средой, потому победить такой ум – это победить всю эту среду, да еще и так, чтобы она об этом не узнала. Узнают те, кому реально надо узнать и кому реально надо увидеть ценность такого непростого явления. Потому мы – не «религиозные», в общепринятом смысле. Мы, натхи, "не спасаем весь мир", мы видим, как его уже многие спасали реками крови, как эти "спасатели" превращались в духовный макдональдс, и нам это не надо. Видение того, что подлинная духовность реализуется в этом мире, в этом теле – не для всех, но тот, кто адекватно этот принцип осознал, для того выше него ничего быть не может. Если вы посмотрите ССП, то там говорится, что тело йогина самое тонкое из всего тонкого и самое прочное из всего прочного. О чем это? О том, что надо совместить полное отречение от тела с этим телом. Парадокс? Да! Но ведь никто и не говорил, что без него такая реализация получится. :016:     
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Обращенность вверх Его Лика
« Ответ #7 : Февраль 12, 2020, 19:09:44 »

В тантрической традиции принято делать призывы Деват в свое тело, в тело "другого" участника данной практики. Тех, кто реализовал полностью единство с Деватой, называли Сиддхами. У нас путь реализации в себе подобного происходит через почтение таких Сиддхов: так устроено мироздание, что то, что мы почитаем, – тем мы и станем. Но в некоторых Тантрах и традициях иногда ошибочно заявляют, что Боги выше, чем Сиддхи. У натхов такое видение считается неверным, мы считаем, что эти люди – не настоящие тантрики. Потому что, во-первых, если люди так видят, то это говорит о том, что они этих сиддхов где-то внутри таковыми не воспринимают, если они отдельны от Шивы. Во-вторых, эти люди и Шиву не воспринимают могущественным, некоторые из них себя преподносят учеными, рассуждают, в каком веке возникла система, например, 36 таттв, в VII или VIII веке. Если вдуматься, то для них 36 таттв мироздания означают клочки географической территории, которая зовется Индией, и отрезочки времени, называемые VIII веком. А Шивы нет в Сиддхах полноценно, потому что он заключен где-то там в каком-то измерении, но оно, значит, не может собой пронизывать все. И я с этим очень часто сталкивался, когда общался в России и на Украине с теми, кто говорил, что они последователи недвойственных Тантр. Они все заявляли, что Горакшанатх – это дуалист, что он "не любил женщин", наверно, потому, что он не соответствовал мужчинам на Западе, ставшим тряпками, и женщинам с их феминизмом (эгоцентризмом, на самом деле). Вся эти категория, как я увидел, декларирует одно, но для целей совершенно противоположных: формально – адвайта, но по факту там было столько категоризма, столько эгоцентризма, что, наверное, многие крестьяне в колхозе в миллион раз их духовно чище. Как ни странно, во многих диких йогинах, хоть и не всех, но натхах в Индии, да и не только среди натхов (были и из других традиций), видел намного больше реализованных в недвойственности. Многие об адвайте не говорили ничего, похоже, что больше было ориентиров, которые встречаются у маявадинов, однако они себя куда лучше застраховали от попадания в умствование, чем то, что я увидел у некоторых "тантриков" постсоветского пространства. Даже на форуме некоторые из них писали, дескать, Патанджали учил неполноценной реализации, цитировали бредовые рассуждения одного индийского "пандита», мол, сушупти с храпом и нирвикальпа-самадхи есть одно и то же. Мне все равно, пандит, не пандит, я такое заявление рассматриваю как глупость. Т.е. весь этот народ приписал себе то, чего у них нет, не проблема, что они считают нирвикальпа-самадхи Патанджали "низким", а вот у них, типа, особая "сахаджа". Ими приводятся цитаты, что "тантрический опыт начинается там, где заканчивается Патанджали", но это все нелепо и смешно слышать. Если они не реализовали даже то, о чем говорил Патанджали, то как они могут быть тем, что выше этого Патанджали? Они все пустозвоны – кроме ментального хлама, питающего их внутренний мрак, в них нет больше ничего. И эта вся среда меня крайне разочаровала, потому я и решил, что останусь лучше натхом, буду дальше считать Патанджали, того же Шанкару и их ориентиры как фундаментально важные. На Западе давно дошло до того, что некоторые рассуждают так: «Блин, мы-то ждали, что натхи в Индии, которые говорят о реализации в теле, поддержат наш фитнес, а они говорят об оставлении телесного", "Это же надо как традиция-то выродилась", "У них там не придешь, не сделаешь себя красавчиком, нет научных бесед о физиологии", "Мы их давно уже переросли ))))". Т.е. не то, что Запад деградировал духовно (а значит и в остальном, потому что духовное первично), а, наоборот, "йогины в Индии все деградировали, аж прямо вся традиция". Вот такая спесь, высокомерие, лицемерие, манипуляции среди этих западных йога-тичеров, которые они выдают за "продвинутость в йоге". Но я не ставил и не ставлю для себя задачи их менять, переделывать именно их, пусть идут, куда шли, однако это могут прочесть те, кто мыслит, как и я.

Пусть и не особо много (таких много не бывает), к нам будут приходить именно наши единомышленники, и я буду их учить тому, во что я верю, и тем ориентирам, которые получил в Индии от настоящих садху.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Nastasya

  • *
  • Сообщений: 23
Re: Обращенность вверх Его Лика
« Ответ #8 : Февраль 12, 2020, 19:48:42 »

Гуру Йоги Матсьендранатх джи, огромная благодарность Вам за такие ответы, что показываете и раскрываете нам суть традиционного йогического пути.
Записан