Адеш!
Адеш Гуруджи!
Спасибо большое за ваш ответ!
Гуруджи имеет ли здесь какое-то значение то, что подмышки получаются открыты и руки находятся на уровне груди, тем самым возможно это изменяет ток праны от рук в сторону туловища (сушумны)?
Так же встречал изображения где "кубари" подпирает подбородок, один из учителей Ваджраяны говорил, что в области шеи есть определённые точки ,которые способствуют приобретению опыта созерцания шуньи и что с помощью такой палки можно на них воздействовать.
Гуруджи, встречали ли вы такого рода упадеши, где Кубари используется в вышеописанных положениях для медитации?
Хорошо, давайте разберем эту тему, раз она так интересует. Сейчас уже и в Индию не обязательно ездить, чтобы увидеть кое-что происходящее там, не все разумеется, но куда больше, чем раньше. Не знаю, видели ли вы или нет, но когда уходят "физически" из этого мира йогины, обычно перед тем как их закапывают в "самадхи", им затыкают ватными тампонами ноздри (т.е. нет дыхания в иде и пингале), а потом, когда закапывают, ставят кубари под подбородок. Конечно, это служит опорой, чтобы тело держалось ровно. Но, с другой стороны, это же явно не воздействие на точки, как вам говорил тот Лама, по крайней мере не в том смысле точно, что он хотел увидеть в слушающем данную информацию. Тело мертво и хоть как ты воздействуй на точки, тут очевидно, что главная цель именно подпорка тела. Далее, чтобы добавить разнообразия к картинкам на эту тему, если сможете найти книгу, изданную институтом Лонавла "Encyclopaedia of Traditional Asanas", я всем рекомендую эту книгу. Там вначале идут аббревиатуры источников, в основном это какие-то тексты, среди них есть JCM (Джайпурский Центральный Музей), указывающая на место, где на страницах с 162 по 164 есть фото глиняных статуй йогинов, все под названием "кубари-асана". И вы увидите, это очень разные положения и по ним явно видно, что это именно использование "кубари" в качестве опоры. Там разные положения туловища и рук тоже, а на страницах с 408 по 412 еще больше, где-то и сами формы этой "кубари" или "адхари" разные, какие-то вообще для стоячих положений. Я знал людей в Индии и общался с ними, которые в стоячем положении проводили, например, 4 года, кто-то больше. Но это просто один источник, который вы можете своими глазами посмотреть. Одним словом, это очень широкий спектр использования этого инструмента.
По поводу "точек", я опасаюсь того, чем на Западе занимаются тибетские ламы на данный момент, они ударились в очень жесткую коммерцию, особенно в своем стремлении быть духовной корпорацией №1, на мой взгляд, это весьма опасная тенденция. Потому что из совершенно естественных вещей они часто берут что-то, что на Западе, например, пользуется спросом, иногда вообще не думая, имеет ли это под собой какие-либо серьезные корни или нет и загоняют туда излишнюю мистификацию. Я просто боюсь что мы уйдем так далеко, что начнем потом искать в ремешках Айенгара или его кубиках для опоры в асанах какие-то "мистические смыслы". И если мы начнем в совершенно инертных эффектах внешнего инструментария что-то чрезмерно идеализировать, в которых испытываем чувство бхоги, то уйдем совсем в другую степь, вернее, все и так уже ушли давно. Да, вы там найдете, допустим, "нила-марму", упоминание в Сиддха-сиддханта-паддхати, во второй части 5й шлоки про то, что горловая чакра – место где сливаются ида и пингала, и что это пробуждает сушумну. Или, допустим, очень интересный текст "Горакшайога-манджари", написанный Чидиянатхом (Арамбханатхом), который жил в Раджастхане, там в описании Трикханда-мудры говорится, что ида связана с набхи-чакрой (апана), пингала – с анахатой (прана) и в кантха (горле) обе сливаются вместе восходя в брахмарандхру. Это интересный текст, он на хинди, я сейчас перевожу его, но видно, что по времени он был на пару столетий раньше написан, чем "Джогпрадипьяка" Джаятарамы, где он очень похожим образом излагает и мудры, и много еще чего. Очевидно, Джаятарама, используя все эти названия, включая асаны (в большей степени с именами натхов) взял это все у натхов. В одном из описаний асана с той опорой, что вы упомянули, "сахаджасана" (асана с врожденным состоянием), т.е. это асана отметает нечто искусственное и подразумевает пребывание в очень комфортном и естественном состоянии. Если вы посмотрите натховскую мантру для этой कुबड़ी kubadi, термин на хинди буквально означает "палка для опоры", то вы найдете больше сути. Там это упомянуто в контексте восхождения сознания йогина к состоянию "а-лакх" (т.е. состоянию вне символов). Опора кубари служит для восхождения Шакти в бхамвар-гуфу (пещеру с вихрем праны и безопорного сознания) и т.д. Т.е., говоря о безопорности, мы не можем не иметь того, что служит опорой, говоря о внутреннем, не можем не использовать для этого внешнее. И, опять же, то что я выше изложил, когда йогин умирает, ему перекрывают два канала (в ноздрях), а опора тела – самадхи при жизни (дживита) и самадхи с оставлением тела (видеха-мукти), между ними очень тонкая грань, это предельно центрированное состояние. В нем крайне мало кто может осознанно пребывать, это фактически воплощенный Брахман, возможно единицы фрагментарно улавливают это чистое состояние. Но я не хочу передавать массово суть данного инструментария, особенно большинству буддистов, так как натхи все еще "дикая традиция", а буддисты – западная корпорация (я не говорю об отдельных случаях). Но когда большинство от туда ко мне приходят, они, в большинстве своем, натхами никогда не станут, просто хотят у нас наворовать чего-то такого, что потом "найдут их тертоны", как "забытое, утерянное" и запустят это в бизнес. А я ненавижу такую хитрожопость, это просто скотство, на мой взгляд, меня и так много чего раздражает на Западе. Я не говорю, что все прямо плохо, но всякой дряни полно. Кстати, индусы тоже страдают глумодельством, раздают пурнабхишеки и прочее тем, кто с демоническими склонностями. Поэтому я вам ответил, что да, есть конечно, и такие центры слияния каналов, и ориентиры "Алакх-ниранджан", но детали на форуме, кроме тех что объяснил, больше описывать не хочу. Остальное только при личном общении и то, если увижу, что у человека шуддха-бхакти. Цель йоги – это самадхи с умиранием эго, для этого и используются все инструменты, главный из которых, это наше тело, вот о чем надо помнить всегда и не важно какой там еще дополнительный инструмент.