Адеш, Гуру Джи!
Большое спасибо за ответ
Честно говоря, я не знаю даже, как обо всем подобном писать в сети, если даже в реальной жизни с людьми общаешься и думаешь, давать им такую инфу или нет; я знаю, что в Индии Гуру только тем это объясняют, кто получил дикшу в такого рода вещи. А для них дикша много чего подразумевает, включая обещания о неразглашении и т.д. и многим, действительно, можно верить. Потому что там информации полно, это их родной язык и культура, никто на новизне и эксклюзиве не станет делать имя и бабло, для многих актуальней чистота отношений. В России и вообще на Западе людей надо тысячу раз проверить, а чаще всего и так все видно с первой же встречи, слишком другие реалии получаются. Кого благодарить за них, думаю, вы и сами знаете. Я же честно скажу, не знаю, как это можно двигать массово, может, поэтому зря народ так осуждает ребят типа кришнаитов, йога-фитнес и т.п.? А какая система поведения может быть в качестве альтернативы? Легко говорить и осуждать кого-то, когда на самом нет никакой ответственности. Такие вот получаются дела.
Чем больше я обращаю внимание на российский социум, тем больше убеждаюсь в правоте Ваших слов относительно глубины и объемов человеческого невежества на территории СНГ. Такое поведение даже сложно назвать "дикарским" - дикари своих Богов чтили, и тайна инициации соблюдалась свято.
"Благодарить", думаю, можно начинать с тех, кто устраивал, начиная с 1900-х годов массовые убийства, в т.ч. священников, и разрушения храмов, пропаганды ненависти к Богу и искажения понимания Божественного. Что привело страну к воинственному безбожничеству и материализму, из которого уже и "вылупились" современные "дельцы от "йоги", "КШ", "тантры"" и т.п., делающие деньги на массовом желании необычных развлечений.
Никогда не понимала темы "новизны и эксклюзива", если честно. В подаче материала в таком ракурсе никогда не видно, чем он может помочь лично мне в моей жизни. Если же в практике постоянно ориентироваться на Божественное присутствие (для начала хотя бы в пространстве асаны), то очень быстро приходит понимание, что перед Богом говорить о какой-то новизне, эксклюзиве, достижениях - очень странно. Мне кажется, можно просить у Него помощи в финансовых вопросах, вопросах приобретения известности (если кому-то она для каких-то целей нужна, хотя, на мой вкус, это, скорее, необходимая жертва для продвижения каких-то мировоззренческих позиций в широкие массы, чем какие-то приятности), и, если на то будет Его милость, то, по воле Его, дастся, но делать духовное средством,а стяжание мирского - целью, ИМХО, грех.
А ещё мне, если честно, всегда была непонятна тема "дефицита информации" в сфере духовного - её же всегда в досягаемости больше, чем у человека есть времени и сил на её обработку, тщательное осмысление и претворение в опыт. На английском вообще - море. Если кому-то не хватает, то можно и хинди изучить. Дефицит же именно в чистоте источников знания и отношений, которые намного важнее и дадут больше, чем гора "заумной" и "необычной" информации, которую человек при недостаточном уровне подготовки и чистоты восприятия будет крутить так и эдак, по всячески пристраивая и примеряя, как примеряла очки мартышка из басни Крылова. Суеты много, а по факту будет зерно, упавшее на каменистую почву или в тернии, которые его задушат.
Да, и многие техники даже для СНГ эксклюзивом не являются. Я в последнее время читаю материалы по христианству - в них дано достаточно подробное описание того, как правильно созерцать Бога во время молитвы, как направлять внимание, как реализовывать "внутреннее делание" при помощи Иисусовой молитвы, даже упомянуто, что перед молитвой нужно сделать несколько дыхательных техник (описания мне пока не попадались). И предписания сходные с ямой-ниямой (кстати, разрешение на употребление мяса вне постов объяснено тем, что дано оно было человеку по немощи его, а не в силу того, что это нормально). Интересно, что когда христианство только начинало развиваться и распространяться, то одним из мотивов принятия крещения было получение т.н. харизм - сиддх целительства, говорения на многих языках, изгнания бесов и т.п.
И сейчас эти возможности, судя по описаниям жизни старцов и стариц, остались, только информация о них скрыта, а на поверхности - о развитии веры, покаянии, любви, смирении, молитве, творимой ради Бога, а не ради каких-то материальных или духовных плодов, дисциплине.
В моей системе координат дикша - это живое зерно, которое принимаешь в себя, в свою систему координат. И в нём - связь с Гуру, с Богом, с Традицией, определенные настройки, которым ты обязан/а следовать, чтобы это зерно проросло. И, естественно, неразглашение - кроме ситуаций, когда передавший дикшу Гуру дает благословление на проповедь каких-то конкретных вещей.
Мне внутренне не близки на данный период времени воззрения кришнаитов - те немногие, информация о которых у меня есть - но я не вижу ни одного повода, чтобы их осуждать. Традиция аутентичная, её последователи верят в Бога, молятся, не едят мясо, не пьют алкоголь, занимаются своими практиками, стараются развивать себя. И я не замечала за кришнаитами, чтобы они ходили по форумам или ЖЖ чужих им традиций и учили людей, как им жить и практиковать. По-моему, такое поведение достойно уважения. А что происходит внутри групп последователей кришнаизма - мне, если честно, не особо интересно. Если человек не собирается присоединяться к Традиции или уже откололся от неё, то что ей/ему даст выискивание существующих среди последователей омрачений? Обращать внимание на подобное внутри своей Традиции смысл, ИМХО, имеет - чтобы иметь максимально полное понимание того, что и как бывает и как могут искажаться нормы в угоду омрачениям. Но без знания "внутренней кухни" чужой Традиции, что даст трата времени на детальный разбор темы "что конкретно у них плохо, на мой взгляд"? Если уж так интересно "а как у других", то, мне кажется, больше пользы будет от исследования "а что у них есть хорошего, что мне может помочь развить мою практику (не в плане каких-то техник, практик, а, скорее, в особенности воспринимать мир, взаимодействовать с ним) и в чем-то стать чище и осознаннее?"
В йога-фитнесе часто встречается искажение информации о йоге, выдавание небольшой и не самой значимой части за всю йогу. Но, с другой стороны, почувствовав эффект от занятий асанами, человек может захотеть узнать побольше о том, чем он вообще занимается, есть ли ещё что-то, начнет искать материалы, и, в конце концов, если на то будет воля Господа, выйдет к аутентичной садхане. А если в нем этой предрасположенности нет, то даже широкое представление аутентичной йоги ничего ему не даст, ИМХО. Для него это будет "грузилово".
Мне кажется, в силу той среды, в которой форматируется сознание людей, родившихся в СНГ, необходимо при раскрытии информации о Традиции разъяснять многое о том, что для того, чтобы мантра приносила свои плоды, необходимо формировать "почву" и как это можно (и нужно в обязательном порядке) делать. Какой внутренний настрой нужно в себе воспитывать (причем, не только "в зале", но и вне его), чем придется жертвовать в процессе реализации мантры и что будет, если человек этого делать не будет (у меня складывается ощущение, что яму-нияму многие рассматривают как пустые разговоры, а не фундамент, без которого практика "поплывет" при первом же "дожде" и посыплется при первом же порыве ветра). Думаю, ещё многим будет полезным осознание того, что реализация мантры - это не трудовой договор формата "Бог, я отчитаю столько-то лакхов мантры, сделаю столько-то пудж, хому, а ты мне за то такие-то сиддхи выдашь", а живая связь с живым Богом, перед которым реализующий учиться, пользуясь христианской терминологией, предстоять. И сиддхи - это проявление Его милости и Воли, помимо которых Бог может реализовать и Свой гнев - если садхака считает нормальным не соблюдать Его Волю при реализации данного Им Откровения. Мне кажется, развитию Традиции и формированию правильных представлений помогло бы издание переводов религиозной литературы - бхактийских стихов, легенд о МахаСиддхах, жизнеописаний известных сиддхов, просто историй о практикующих в Традиции - как примеры для подражания и возможность почувствовать свою связь с другими практиками. Возможно, если вначале делать упор на развитии бхакти, чистоты, утверждении в диначаре, то любители "эксклюзивных садхан", "тайных знаний и мантр", "сиддх побольше и побыстрее", "крутых посвящений сразу и во всё" и т.п. пойдут курить Кастанеду и книги формата "большая энциклопедия мантр на все случаи жизни".
Прошу прощения за столь длинный пост.