Джайя Ма!
Поздравляю с осенней Наваратри своих дорогих учеников, друзей и единомышленников. Осенняя Наваратри – наиболее значимая из всех, после нее весенняя, далее уже две Гупта-Наваратри, хотя есть системы отсчета, когда их значительно больше.
Обычно многие авторитеты дают стандартные рекомендации: в первую очередь читать Деви-махатмью (Дурга-сапташати) и также Навакшари Мантру Чамунды:
ॐ ऐं ह्रीं क्लीं चामुण्डायै विच्चे Om aiṁ hrīṁ klīṁ cāmuṇḍāyai viccē
Если кто-то практикует очень серьезно, то можно читать в принципе весь текст ДМ, или же если кому-то время не позволяет по каким-то причинам, то можно части ДМ распределять по дням. Есть разные схемы распределения в зависимости от разных сампрадай и Гуру, у которых вы получали передачи. Иногда бывают очень особенные детали, например, для каждой части ДМ специальные хомы со специальными ингредиентами. Также есть схемы, когда разные Чаритры (коих три) читаются в разной последовательности для разных результатов. Или же посредством перестановки бидж в Навакшари-мантре мантра работает на разные цели, приведу известные примеры, которые используются в сампрадае моего Гуру:
ऐं ह्रीं क्लीं चामुण्डायै विच्चे aiṁ hrīṁ klīṁ cāmuṇḍāyai viccē – стандартная мантра для получения знаний;
ह्रीं ऐं क्लीं चामुण्डायै विच्चे hrīṁ aiṁ klīṁ cāmuṇḍāyai viccē – для обретения благосостояния;
क्लीं ऐं ह्रीं चामुण्डायै विच्चे klīṁ aiṁ hrīṁ cāmuṇḍāyai viccē – дает силу акаршаны (привлекать нужных людей или удачу);
क्लीं ह्रीं ऐं चामुण्डायै विच्चे klīṁ hrīṁ aiṁ cāmuṇḍāyai viccē – вариант хороший для почитания Кали;
Подобные модификации возможны с любой мантрой, также сочетание одного Божества с другим, например Багаламукхи или Трипурасундари:
ॐ बागलाचामुण्डायै विच्चे घ घ घ स्वाहा
om bāgalācāmuṇḍāyai viccē gha gha gha svāhā
или такая, например:
ऐं ह्रीं क्लीं चामुण्डायै विच्चे सर्वदुष्टानां वाचं मुखं पदं स्तम्भय जिह्वां कीलय बुद्धिं विनाशाय ह्रीं स्वाहा
aiṁ hrīṁ klīṁ cāmuṇḍāyai viccē sarvaduṣṭānāṁ vācaṁ mukhaṁ padaṁ stambhaya jihvāṁ kīlaya bud'dhiṁ vināśāya hrīṁ svāhā
Или, например, если вы конкретно упасака Шривидьи, есть масса возможностей сочетать Навакшари-мантру с основными мантрами Лалиты:
क ए ई ल ह्रीं ऐं ह्रीं क्लीं ह स क ह ल ह्रीं चामुण्डायै सकल ह्रीं विच्चे
ka ē ī la hrīṁ aiṁ hrīṁ klīṁ ha sa ka ha la hrīṁ cāmuṇḍāyai sa ka la hrīṁ viccē
или
ऐं ह्रीं क्लीं क ए ई ल ह्रीं चामुण्डायै ह स क ह ल ह्रीं विच्चे सकल ह्रीं
aiṁ hrīṁ klīṁ ka ē ī la hrīṁ cāmuṇḍāyai ha sa ka ha la hrīṁ viccē sa ka la hrīṁ
То же самое возможно с Триакшари мантрой Балы, Шодаши, Махашодаши, Парашодаши и др. Также есть варианты вставления (сампута) мантры между шлоками Сапташати для определенных направленностей текста.
Однако все тонкости невозможно перечислить в коротком объяснении, просто мы должны знать, что вариантов очень много, и такого рода упаи надо получать лично от Гуру, по мере своей готовности к садханам все более и более сложным. Но надо помнить, что самое важное – это искреннее стремление служить Богине. И хотя технические тонкости часто бывают очень значимы, тем не менее, значимо и отношение к упасане. Мой друг Джон Дюпуш говорит, что все действия, исходящие из Каула-пракрии, преображают любой вид практики, будь то мантра с пуджей или йога. Каула-пракрия, согласно комментариям на Шритантралоку Джаяратхи, связана с состоянием Нирвикальпа, что соответствует Шамбхава-упаи. Это значит, что мы стараемся отслеживать свою иччху (мотивацию); если у нас нет стремления, обусловленного нечистыми помыслами (мотивациями), то воля Божества в виде ануграхи (экстатической милости) нисходит через нас и преображает все наши мысли, чувства, все действия. Тогда наши мысли становятся на уровне тантра-пракрии шуддха-викальпами (просветленными состояниями ума) и мы понимаем действия ритуала на уровне интуитивного видения Божества в самом ритуале, все его элементы – это манифестации Божественного. Тогда мы понимаем смысл каждого действия, и это знание не является сухой информацией.
Этот праздник часто ассоциируют с Богиней Дургой, эта Богиня уникальна тем, что она является связующим звеном Шривидьи и поклонения Кали. Согласно легенде, описанной в ДМ, Дурга, придя в ярость, из своего третьего глаза проявила Богиню Кали, которая убила Демонов Чанду и Мунду, потому ее зовут Чамунда. Именно поэтому мантра Чамунды имеет связь как с Кали, так и с Дургой, вы этой мантрой можете почитать их обеих. На более высоких уровнях посвящения в Шривидью, в сампрадае моего Гуру, Трипурасундари становится Дургой, которая известна как Раджа Раджешвари; ее, как и Дургу, изображают сидящей на тигре (симхасана), также она в таком образе представляет Камакхью (Камешвари в Шривидье). Как известно, лев – это символ власти и царственности, в Индии на асане из шкуры тигра имеют право сидеть и практиковать только очень продвинутые йогины, практикующие Раджа-йогу, это или санньясины Махараджи, или Гуру очень высокого уровня. На высших уровнях тантризма, где Богиня проявляет себя в наиболее зрелой форме, соединяются все пути тантры и йоги, это урдхва-амная, где йоги познают себя в сахадже, в сохам-бхаве.
Я желаю вам всем вынести максимальную пользу из вышеизложенного, быть искренними бхактами и упасаками Богини!
Джайя МА! Джайя Шива Бхайрава Натха!