Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Чтение мантр мысленно и вслух  (Прочитано 2081 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Nadia Khudyk

  • *
  • Сообщений: 95
Чтение мантр мысленно и вслух
« : Май 06, 2020, 23:17:28 »

Гуруджи Матсьендранатх ко Адеш!

Мой вопрос касается различных методов произнесения мантр. С одной стороны, в период Вед и Пуран было принято произносить мантры и другие священные тексты вслух. Например, я не слышала о том, чтобы ДМ кто-то читал про себя. Считалось, что слова имели силу, превосходящую их семантический смысл.
С другой стороны, в недвойственных тантрах можно встретить совершенно другой подход. Например, в комментарии Кшемараджи к  Шива-сутрам (начало главы Шакта-упая) сказано: « Скрыто произносимая мантра — то, [посредством] чего внутренне осознается недвойственный Парамешвара… Мантра — индивидуальное сознание (читта) поклоняющегося, обретающего единство с Божеством мантры через осознавание [мантры], а не только совокупность различных слогов.»
Как можно совместить эти два взгляда?"

Записан

nytro

  • *
  • Сообщений: 2
Re: Чтение мантр мысленно и вслух
« Ответ #1 : Май 07, 2020, 15:19:23 »

Адеш!
В журнале "Адеш" была статья за авторством Гуруджи Лакшминатх. Там упоминаются четыре способа повторения мантры - вачака (произнесения вслух обычным голосом), упамшу (повторение шепотом) и манасика (повторение мысленно). Четвертый это аджапа-джапа, но это уже совсем высокий уровень. И по степени эффективности они идут по нарастающей, т.е. манасика эффективнее вачаки.
Лично мне удобнее начинать с упамшу постепенно переходя к манасике. Но тут уже кому как :)
Записан

Nadia Khudyk

  • *
  • Сообщений: 95
Re: Чтение мантр мысленно и вслух
« Ответ #2 : Май 07, 2020, 16:01:30 »

Адеш!

Спасибо за ответ! Но всё-таки не до конца понятно, почему в ведической и тантрической традиции такой разный подход к мантрам и к ритуалам в целом. Наверное, люди изменились, а также сама жизнь?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Чтение мантр мысленно и вслух
« Ответ #3 : Май 07, 2020, 21:37:08 »

Адеш!

Читать Деви Махатмью или Шри Рудрам про себя смысла нет, потому что это слишком длинные тексты. Мантра вообще происходит от корня «мантр» मन्त्र्  и в «Амаракоше» поясняется मत्रि गुप्तपरिभाषणे – «тайная или скрытая речь», т.е. мантра уже изначально такая по своей природе. «Скрытая», я думаю, надо верно понимать. Конечно, внешняя скрытость часто предписывается, однако, более точный смысл тот, что исходит изнутри и из непроявленного. Т.е. «скрытая» – означает ближе к душе (к вам), но это также включает в себя и задачу вопроса «кто есть вы», т.е. мантра, которая не связана с истинным самоосознованием – это не есть мантра. И хотя, как тут верно было процитировано nytro, есть вачака..... аджападжапа, есть такая русская поговорка: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Если буквально перевести «аджападжапа», то будет «не повторяемое повторение», в том смысле, что уже нет усилий в связи с мантрой. Если мантра приближается к душе или, объясняя с другого ракурска, «возвращается в нее», а душа вечна и неизменна, то зачем тогда мантру повторять? Тут я могу только сказать, что умом это понять не реально, это уже не манасика, а аманаска мантра. 

Далее, по поводу ведических, пуранических, тантрических, шабар-мантр, сущностно там цели одинаковые и происходение, по сути, то же, кто бы что там не говорил. Как возникли ведические мантры? Они были открыты риши, очень условно говорят, что они были «получены», это ведь не просто что-то, вроде получения какого-то физического предмета, так как мы это привыкли. Они пришли из другого пространства, скрытого, сакрального, потому это гупта. То же самое было и с пураническими мантрами, и с агамическими (тантрическими) и с шабар-мантрами. Более того, пуранические часто повторяют ведические, так же как то, что было в более ранней «Ригведе», повторяется в «Яджур» и др., но уже с другими тонами и т.д. Да и тантры, например, которые иногда называют агамами, тоже пришедшие, «агама» так и переводится – «то, что пришло», поэтому иногда и ведические самхиты тоже называют агамами. Есть конечно везде свои особенности, но сущностно источник этих всех мантр – един. Если кто-то говорит, что это не так, то мой Гуру очень серьезно поставил бы под сомнение истинность реализации таких людей. Помню в свое время в России я общался с одним, типа «тантристом» и он мне выдает такое: «Они практиковали дакшиначару, вамачару, но вот что касается сиддхантачары и прочего, они до этого не дошли, сиддх ни у кого не было». Я ничего не сказал тогда, но про себя подумал: «Нда…. Куча антуража, декоративных изысков для каких-то мирских целей, а толку ноль». Без разницы какие пуджи и мантры, если это не раскрывает сиддхи, что есть чистота, то это все не является ни дакшиначарой, ни вамачарой…, ничем. Также с вайдика, паураника и прочими мантрами, садханами. Многие «интеллектуалы» часто привносят одну путаницу, начиная что-то жестко утверждать, мол, это все разное. Буддисты любят поговорить, что они не верят в Атман, причем говорят что Атман – это что-то отдельное, а мы не есть Атман. Говоря что они не есть что-то, они себя изолируют в отдельную корпорацию, в результате они становяться частью сансарического мира. Так же как и адвайтины, говоря что двайта – зло, себя делают двайтинами по факту, прямо в тот момент, как это заявили. На Западе, те кто говорят про КШ, если вы на них посмотрите, все искуственные, нарциссичные, говорят одно, а являются совсем иным. Мой Гуруджи мне сказал, что несмотря на какие-то разные детали, ведических мантр, тантрических, йоги, тантрического пути, у всех источник один и цели одни. Но лично я никого не отговариваю замыкать себя на чем-то и позволить себя убедить не в том, что вижу и во что верю я. Могут идти куда хотят, хоть прыгать с десятого этажа и добровольно идти в тюрьму, натхи не бабтисты, кто не принимает нас и выбрал иной путь – попутного ветра на иных путях. Мои Гуру мне говорили о сущностно единой реальности этих всех мантр, это также и мой опыт, поэтому именно так об этом и пишу.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Nadia Khudyk

  • *
  • Сообщений: 95
Re: Чтение мантр мысленно и вслух
« Ответ #4 : Май 08, 2020, 13:06:48 »

Спасибо, Гуруджи!

Многое прояснилось после Ваших слов. Столько разных аспектов и в то же время всё происходит из единого источника.
Записан

nytro

  • *
  • Сообщений: 2
Re: Чтение мантр мысленно и вслух
« Ответ #5 : Май 08, 2020, 18:46:44 »

Адеш!
Спасибо за столь подробное разъяснение!
Записан