Основная дискуссия > Йога в различных традициях

поза для медитации

(1/3) > >>

ah:
Адеш!
Приветствую, Гуруджи и всех братьев и сестер!

У меня есть такая проблема, колени поломались совсем, сидеть в лотосе, полулотосе и т.д. не представляется возможным.

Знаю только  две альтернативы:

- У тибетских йогов очень популярны пять элементов положения тела, установленные Учителем Шангом (zhang):
1) позвоночник прямой, как стрела, благодаря чему три канала распрямляются, узлы на них развязываются и прана сама собой входит в центральный канал;
2) согнутая как крючок шея вызывает прекращение активности праны и мыслей, возникает безмыслие;
3) вместо ваджрасаны просто скрещиваются лодыжки, что приводит к устранению помех;
4) колени охватываются специальной веревкой для созерцания, благодаря чему даже в глубоком трансе сохраняется вертикальное положение;
5) нижнее отверстие (анус) обвязывается теплой тканью, вследствие чего легко возникает блаженное тепло при соединении двух пран в центральном канале.

- " нижнее отверстие (анус) обвязывается теплой тканью, вследствие чего легко возникает блаженное тепло при соединении
двух пран в центральном канале." Обвязать анус это ,что-то запредельное
Возможно ,речь идет о том, что нужно сесть промежностью на теплую ткань?

-Встречал ли кто-нибудь упоминание этой позы в иных источниках, можно ли ее использовать в практике садханы?

Также есть еще одно упоминание ,тоже из тибетских аналов:
Относительно позы нирманакайи, сидя, с поднятыми коленями, в "Высшей Мудрости" (Ye shes bla ma) утверждается:

"В позе нирманакайи, подобной Риши, благодаря поддерживанию коленей поднятыми (tsog_pu), каналы и праны вновь уравновешиваются. С размещением ступней ног на земле контролируется элемент Воды. Благодаря выпрямлению позвоночника функции тонкой праны и ума интегрируются с окончательной природой феноменов. При соединении коленей у груди элементы Огня и Воздуха блистают, как мудрость. Посредством небольшого сжатия живота и подтягивания его к спине поток мыслей прерывается. Благодаря перекрещиванию рук "в виде сети" и обхватыванию ими коленей, устраняются болезни, связанные с жаром; если, напротив, вы касаетесь ладонями подмышечных впадин, то устраняете болезни, связанные с холодом. И, наконец, положив локти на колени, а пальцы рук соединив так, чтобы они подпирали подбородок в виде ваджрных кулаков, вы вновь уравновесите как жар, так и холод.

- относительно этого пассажа, есть ли у кого-либо представление как можно осуществить последний элемент, соединив пальцы рук так, чтобы на них положить подбородок ?

2) вариант два для меня , это сидеть на скамейке подобно вирасане, но в этой позе нет ощущения стабильности, плюс смущает тот факт ,что ты сидишь на дереве, читал наставления Гуруджи ,что асана из дерева ничего хорошего не приносит.

Буду очень признателен за любой совет, для меня это большая головная боль  Очень хочется комфортно медитировать. :19:

Yogi Matsyendranatha:
Адеш!



--- Цитата: ah от Май 30, 2020, 15:24:26 ---5) нижнее отверстие (анус) обвязывается теплой тканью, вследствие чего легко возникает блаженное тепло при соединении двух пран в центральном канале.

- " нижнее отверстие (анус) обвязывается теплой тканью, вследствие чего легко возникает блаженное тепло при соединении
двух пран в центральном канале." Обвязать анус это ,что-то запредельное
Возможно ,речь идет о том, что нужно сесть промежностью на теплую ткань?

--- Конец цитаты ---

Я не сильно погружался в буддизм, но по тому с чем мне приходилось иметь дело, конкретно, с Йогами Наропы и Дзогченом, я могу допустить, что скорее всего, тут неверный перевод. Возможно, кто-то перевел очень буквально, практику повязывания каупины или того, что у натхов и также дашанами называют ланготом. То что мне доводилось слышать при передачах в туммо, в Йогах Наропы, там тоже есть рекомендация повязывания лангота. То что там кто-то перевел как "обвязывается анус" :05:, очевидно, речь шла об особом способе проведения полоски ткани сначала в одну сторону (где она проходит через промежность) и, будучи прикрепленной к кати-сутре или мекхале, она затем проворачивается назад. После проворота она повторно идет через промежность, но в обратную сторону. И таким образом это ткань, которая два раза проходит через ту область, которая связана с гениталиями и анусом. Т.е., так и получается, что обвязывание этой области, но не в смысле вокруг ануса, потому что такое даже и представить сложно :05:, а просто два раза, так что длинный кусок ткани покрывает ту область. Как я это понимаю, буддисты не особо это могут объяснять массово, ибо, то что у них называется стадией завершения, должно было даваться для практиков высокого уровня. Раздавая это сейчас массово, наверняка все дается в очень упрощенном виде. Натхи, собственно, тоже вряд ли это будут объяснять детально кому попало, там это вообще одна из инициаций для тех, кто хочет управлять сексуальной энергией и быть брахмачари. Хотя конечно, формально и там уже могут какие угодно дикши раздать в замен за деньги или за то, что ты их хотя бы зарубеж вывезешь (желательно в Англию, США, Канаду и т.д.). Но сами понимаете, на этом можно спокойно поставить крест, такие ничему учить не собираются. И, с другой стороны, надо чтобы ученик хотел учиться на самом деле.

Что это за повязка, которая помогает контролировать ретас? Так и быть, раз спросили, я кратко объясню суть. Дело в том, что одежда, ее цвет в Индии издревле имели кране важное значение. Например, каждая варна в Индии должна была иметь свой цвет священной нити (джанеу), каждой варне предписывалась своя форма Гаятри и, соотвественно, Девата, т.е. это вид духовной энергии. Конкретно, повязывание этой ткани на данную область означало инвокацию определенной духовной силы именно в эти чакры: муладхара, свадхиштхана, где эта духовная сила или Девата сублимируют сексуальную энергию. Для такой повязки (лангота) есть своя мантра, ее надо очень верно переводить и понимать, не просто кое-как, тяп-ляп, потому что тяп-ляп трансформацию не дает, все надо знать очень хорошо и точно. Вот это и должен передавать конкретно Гуру, который специализируется в данной санскара-дикше. Честно говоря, я не знаю никого ни в России, ни на Украине, ни в других странах бывшего СССР, ктобы мог просто адекватно перевести эту мантру, хотя я о ней рассказывал Йоги Алламанатху с Йоги Лакшминатхом, они знают. Но несмотря на то, что мы это знаем, мы пришли к выводу, что лучше учить людей сначала значению этого всего, а только потом можно говорить о том, чтобы кто-то такое использовал, особенно так как это в Индии. Это в основном предназначено для садху, которые могут в индийском обществе ходить в одном ланготе, покрытые пеплом и никто их не осудит там, наоборот, полный респект. В западных условиях это почти нереально. Я думаю, можно пока просто обсуждать суть лангота, но особо не связывать это с вопросом "как правильно сидеть". А вот ровный позвоночник и т.п., может быть актуален всегда и для всех. И опять же, все-таки, я – натх, практикую индийскую йогу, потому могу давать правильным образом наставления только по ней.


--- Цитировать ---2) вариант два для меня , это сидеть на скамейке подобно вирасане, но в этой позе нет ощущения стабильности, плюс смущает тот факт ,что ты сидишь на дереве, читал наставления Гуруджи ,что асана из дерева ничего хорошего не приносит.
--- Конец цитаты ---

Имелась ввиду асана, как материал опоры для сидения, да, дерево, кирпич, просто земля (за исключением пепла, если это агхора-садхана) не рекомендуются. Вы можете что-то постелить не слишком твердое, но и не совсем мягкое, чтобы не "проваливаться", такое пойдет для практики пранаямы, медитации. Но это все имеет отношение к традиционной йоге, в современной "хатхе" могут стелить или не стелить что угодно. В Индии тоже, в древних текстах, описаны и вполне силовые асаны, например, в "Рудра-ямале" их около сотни, но там практики очень интериоризированные, там свои особенности, это лишь условно напоминает ту спортивную йогу, которой сейчас все занимаются. Древняя практика асан тоже подразумевала наблюдение за своей психофизикой, в самих асанах. А асана, как место сидения, важна для аккумуляции Шакти при садхане, она не должна рассеиваться, поэтому, речь идет и о важности того, что за материал.

Всеволод:
Адеш, Гуруджи!

Очень интересно на тему лангота. Я нашел в интернете вот такое:

"Сат намо Аадеш! Гуруджи ко Аадеш! Ом Гуруджи! Бессмертную ваджру сотворю, ваджры замок удерживая. Лангот для благочестия, шнур-дхага для удовлетворенности, шерстянной адбанд (толстый как змея шнур из шерсти черной овцы) на бёдрах лежит. Наги носят горн, Хануман - лангот. Гуру Махарадж, словно юный пастух, носит набедренную повязку, щит для Наванатхов и Чаураси Сиддхов. Скрещиванием повязки поверх ваджры Йогешвар совершает жертвоприношение. Из обители Шивы потоком ртути спускается Алакх Пуруша. Ртуть, ртуть, великая ртуть, тот, кто удерживает ртуть, тот наш Гуру. Ртуть стекает тысячью потоками. Кто живёт праведно, тот выходит за рамки времени. Когда ртуть стекает через ноздри, тогда Насакету испускает крик. Когда через уши – Карна издаёт рёв, через рот – Брахма, через анус – Ганеша, через лингам – благородный Хануман. Ртуть, обращенная вспять, возносит тело по зову Шри Шамбхуджати Гуру Горакшанатха. Такова мантра для подношения лангота Гуру Горакшанатху! Шри Натх джи Гуруджи ко Аадеш! Аадеш!"

Но, по-моему, там ошибка на ошибке, непонятно что под "ревом" подразумевается. Могли бы вы пояснить?

Yogi Matsyendranatha:
Адеш!

Я уже высказывался о их, типа, "переводах" тут, я даже не беру грамматические ошибки, там человек даже просто не способен угадать явного смысла, потому что в Индии его никто не объяснял. Это у них दुहाई / duhāī может и "рев", что конечно, показатель непонимания темы. Даже если бы кто-то и не знал грамматику, по общему содержанию и имея хоть какой-нибудь правильный опыт в садхане, можно было бы понять о чем речь.

Давайте разберем некоторые термины лангот-мантры, там несколько раз используется दुहाई / duhāī, в данном контексте правильно будет "воззвание". Это нечто наподобие "аваханы", но только в "авахане" (призывании) есть некое ритуально-техническое действие, а दुहाई – это вроде простого призыва с восклицанием. Как, например, бывает в молитвах призыв с восклицанием "О Боже, не оставь нас здесь", "Прошу тебя, снизойди сюда" и т.п. Вот примерно с такой направленностью тут в мантре будет दुहाई. Но хотя текст своеобразный, там, например, стоят вопросительные знаки и в разных гьянендриях, и кармендриях перечисляются Деваты и Риши, что как бы ставит под вопрос эти явления. Т.е. они как бы есть там, но в тоже время, у этого другой ориентир. Еще в Ведах, например, в Пуруша-суктам, индрии соотносятся с Деватами, но есть и т.н. अतीन्द्रिय / atīndriya – наивысшее чувство, то, что за пределами обычных чувств, это может быть манас, также Атман или даже Шива. Т.е. элемент вопроса указывает на то, что Боги в чувствах не для чувств, а для направленности через них "оджаса" (силы) внутрь тела. О чем в конце мантры и говорится: उल्टा पारा काया को चढ़े / ulṭā pārā kāyā ko caṛhe – "обратно (उल्टा) сила (पारा) к телу (काया को) взойдя, пробудившись (चढ़े)" (деепричастие совершенного вида от корня चढ़ или चढ़ना – "восходить"), и дальше идет воззвание к основному из всех Божеству – Горакшанатху. Т.е. Деваты или Риши в обычных индриях как вспомогательные элементы перечисляются для того, чтобы "вирья" (сила) в чувствах через Деват сублимировалась, направилась внутрь тела, а не во вне и взошла к Горакшанатху. Для обозначения "вирьи" (силы) упомянут алхимический символ на хинди पारा / pārā или पारद / pārada (на санскрите) – "ртуть", она часто используется как символ семени. Тексты йоги говорят, что семя Шивы подобно ртути и "раджас" Шакти подобен сере, которая помогает собрать распадающуюся ртуть и, вместе с ней, распад тела (психофизики человека). Тексты говорят, что если садхака потерял "семя”, то посредством йони-мудры (т.е. почтения Шакти) он возвращает себе силу и даже увеличивает ее. Для лучшего понимания могу привести пример из "Вигьяна-бхайрава-тантры" (68), где вайю или прана соотносится с сексуальной энергией. Т.е. сексуальная энергия – это сила роста, цветения, развития жизни чувств, когда она иссякает, увядает к старости, например, то это сказывается на кармендриях и гьянендриях человека. Т.е. это не только сила соития, но и сила жизни человека в целом. Поэтому в мантре лангота перечисляются воззвания Деват или Риши в органы чувств и действий.

"Ртуть" или сексуальная сила (पारा) носа (नाक), в пути или отверстие индрии (रस्ते) спадая (उतरे), [там] призыв мудреца Начикету नासकेतु की दुहाई. Насакету – это имя Начикету, который получил знания йоги от Бога Ямы, согласно Катха-упанишад (одна из ранних упанишад). Это имя Начикету, но на диалекте оно иногда упоминается в натховских мантрах, где идут перечисления сиддхов, типа Нарады, Маркандеи и др. Потом идет упоминание ушей कान / kān в таком же ключе, но в отношении ушей упоминается герой Махабхараты, Karṇa (कर्ण). Тут, очевидно, это адресуется к истории о том, как Карна получил особые серьги от Сурьи. Далее – обращение к Брахме, в ротовом отверстии, потому что его Шакти – Сарасвати (Богиня речи). Потом – к Ганеше, в связи с органом выделения, так как Ганапати связан с муладхара-чакрой, и к Хануману – в половом органе (линга), потому что Хануман связан с вирьей (жизненной и половой силой). После каждого предложения стоят знаки вопроса. Т.е. тут что-то вроде призыва к Деватам, но с элементом сомнения. Я бы это интерпретировал как указание на присутствие там Деват с одновременным нецеплянием сознания на этом, т.е. это инструмент, а не цель. Цель там указана дальше, когда вирья из тела не уходит во вне, а посредством Деват она удерживается и направляется обратно в тело, и ориентир этому – Шива Горакшанатх. В этой шабар-мантре вообще довольно много элементов, которые содержат большой смысл для Традиции Натхов. Эти значения и смыслы, на самом деле, являются ориентирами для медитации. Через ее внешние атрибуты, такие как повязка на нижнюю часть тела, связанная с сексуальным желанием, кати-сутра (нить, на которой крепится лангот) и т.д., происходит процесс сублимации изнутри (из духовного плана).

ah:

--- Цитата: Yogi Matsyendranatha от Июнь 03, 2020, 19:51:01 ---Адеш!



--- Цитата: ah от Май 30, 2020, 15:24:26 ---5) нижнее отверстие (анус) обвязывается теплой тканью, вследствие чего легко возникает блаженное тепло при соединении двух пран в центральном канале.

- " нижнее отверстие (анус) обвязывается теплой тканью, вследствие чего легко возникает блаженное тепло при соединении
двух пран в центральном канале." Обвязать анус это ,что-то запредельное
Возможно ,речь идет о том, что нужно сесть промежностью на теплую ткань?

--- Конец цитаты ---

Я не сильно погружался в буддизм, но по тому с чем мне приходилось иметь дело, конкретно, с Йогами Наропы и Дзогченом, я могу допустить, что скорее всего, тут неверный перевод. Возможно, кто-то перевел очень буквально, практику повязывания каупины или того, что у натхов и также дашанами называют ланготом. То что мне доводилось слышать при передачах в туммо, в Йогах Наропы, там тоже есть рекомендация повязывания лангота. То что там кто-то перевел как "обвязывается анус" :05:, очевидно, речь шла об особом способе проведения полоски ткани сначала в одну сторону (где она проходит через промежность) и, будучи прикрепленной к кати-сутре или мекхале, она затем проворачивается назад. После проворота она повторно идет через промежность, но в обратную сторону. И таким образом это ткань, которая два раза проходит через ту область, которая связана с гениталиями и анусом. Т.е., так и получается, что обвязывание этой области, но не в смысле вокруг ануса, потому что такое даже и представить сложно :05:, а просто два раза, так что длинный кусок ткани покрывает ту область. Как я это понимаю, буддисты не особо это могут объяснять массово, ибо, то что у них называется стадией завершения, должно было даваться для практиков высокого уровня. Раздавая это сейчас массово, наверняка все дается в очень упрощенном виде. Натхи, собственно, тоже вряд ли это будут объяснять детально кому попало, там это вообще одна из инициаций для тех, кто хочет управлять сексуальной энергией и быть брахмачари. Хотя конечно, формально и там уже могут какие угодно дикши раздать в замен за деньги или за то, что ты их хотя бы зарубеж вывезешь (желательно в Англию, США, Канаду и т.д.). Но сами понимаете, на этом можно спокойно поставить крест, такие ничему учить не собираются. И, с другой стороны, надо чтобы ученик хотел учиться на самом деле.

Что это за повязка, которая помогает контролировать ретас? Так и быть, раз спросили, я кратко объясню суть. Дело в том, что одежда, ее цвет в Индии издревле имели кране важное значение. Например, каждая варна в Индии должна была иметь свой цвет священной нити (джанеу), каждой варне предписывалась своя форма Гаятри и, соотвественно, Девата, т.е. это вид духовной энергии. Конкретно, повязывание этой ткани на данную область означало инвокацию определенной духовной силы именно в эти чакры: муладхара, свадхиштхана, где эта духовная сила или Девата сублимируют сексуальную энергию. Для такой повязки (лангота) есть своя мантра, ее надо очень верно переводить и понимать, не просто кое-как, тяп-ляп, потому что тяп-ляп трансформацию не дает, все надо знать очень хорошо и точно. Вот это и должен передавать конкретно Гуру, который специализируется в данной санскара-дикше. Честно говоря, я не знаю никого ни в России, ни на Украине, ни в других странах бывшего СССР, ктобы мог просто адекватно перевести эту мантру, хотя я о ней рассказывал Йоги Алламанатху с Йоги Лакшминатхом, они знают. Но несмотря на то, что мы это знаем, мы пришли к выводу, что лучше учить людей сначала значению этого всего, а только потом можно говорить о том, чтобы кто-то такое использовал, особенно так как это в Индии. Это в основном предназначено для садху, которые могут в индийском обществе ходить в одном ланготе, покрытые пеплом и никто их не осудит там, наоборот, полный респект. В западных условиях это почти нереально. Я думаю, можно пока просто обсуждать суть лангота, но особо не связывать это с вопросом "как правильно сидеть". А вот ровный позвоночник и т.п., может быть актуален всегда и для всех. И опять же, все-таки, я – натх, практикую индийскую йогу, потому могу давать правильным образом наставления только по ней.


--- Цитировать ---2) вариант два для меня , это сидеть на скамейке подобно вирасане, но в этой позе нет ощущения стабильности, плюс смущает тот факт ,что ты сидишь на дереве, читал наставления Гуруджи ,что асана из дерева ничего хорошего не приносит.
--- Конец цитаты ---

Имелась ввиду асана, как материал опоры для сидения, да, дерево, кирпич, просто земля (за исключением пепла, если это агхора-садхана) не рекомендуются. Вы можете что-то постелить не слишком твердое, но и не совсем мягкое, чтобы не "проваливаться", такое пойдет для практики пранаямы, медитации. Но это все имеет отношение к традиционной йоге, в современной "хатхе" могут стелить или не стелить что угодно. В Индии тоже, в древних текстах, описаны и вполне силовые асаны, например, в "Рудра-ямале" их около сотни, но там практики очень интериоризированные, там свои особенности, это лишь условно напоминает ту спортивную йогу, которой сейчас все занимаются. Древняя практика асан тоже подразумевала наблюдение за своей психофизикой, в самих асанах. А асана, как место сидения, важна для аккумуляции Шакти при садхане, она не должна рассеиваться, поэтому, речь идет и о важности того, что за материал.

--- Конец цитаты ---

Адеш, Гуруджи!
Огромное спасибо за прояснения, стало яснее!
Могли бы вы пролить свет относительно позы для садханы?
На сколько действительно необходимо перекрывать каналы на нога для достижения реализации и что бы вы посоветовать могли в моем случае?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии