Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: поза для медитации  (Прочитано 6911 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ah

  • *
  • Сообщений: 17
поза для медитации
« : Май 30, 2020, 15:24:26 »

Адеш!
Приветствую, Гуруджи и всех братьев и сестер!

У меня есть такая проблема, колени поломались совсем, сидеть в лотосе, полулотосе и т.д. не представляется возможным.

Знаю только  две альтернативы:

- У тибетских йогов очень популярны пять элементов положения тела, установленные Учителем Шангом (zhang):
1) позвоночник прямой, как стрела, благодаря чему три канала распрямляются, узлы на них развязываются и прана сама собой входит в центральный канал;
2) согнутая как крючок шея вызывает прекращение активности праны и мыслей, возникает безмыслие;
3) вместо ваджрасаны просто скрещиваются лодыжки, что приводит к устранению помех;
4) колени охватываются специальной веревкой для созерцания, благодаря чему даже в глубоком трансе сохраняется вертикальное положение;
5) нижнее отверстие (анус) обвязывается теплой тканью, вследствие чего легко возникает блаженное тепло при соединении двух пран в центральном канале.

- " нижнее отверстие (анус) обвязывается теплой тканью, вследствие чего легко возникает блаженное тепло при соединении
двух пран в центральном канале." Обвязать анус это ,что-то запредельное
Возможно ,речь идет о том, что нужно сесть промежностью на теплую ткань?

-Встречал ли кто-нибудь упоминание этой позы в иных источниках, можно ли ее использовать в практике садханы?

Также есть еще одно упоминание ,тоже из тибетских аналов:
Относительно позы нирманакайи, сидя, с поднятыми коленями, в "Высшей Мудрости" (Ye shes bla ma) утверждается:

"В позе нирманакайи, подобной Риши, благодаря поддерживанию коленей поднятыми (tsog_pu), каналы и праны вновь уравновешиваются. С размещением ступней ног на земле контролируется элемент Воды. Благодаря выпрямлению позвоночника функции тонкой праны и ума интегрируются с окончательной природой феноменов. При соединении коленей у груди элементы Огня и Воздуха блистают, как мудрость. Посредством небольшого сжатия живота и подтягивания его к спине поток мыслей прерывается. Благодаря перекрещиванию рук "в виде сети" и обхватыванию ими коленей, устраняются болезни, связанные с жаром; если, напротив, вы касаетесь ладонями подмышечных впадин, то устраняете болезни, связанные с холодом. И, наконец, положив локти на колени, а пальцы рук соединив так, чтобы они подпирали подбородок в виде ваджрных кулаков, вы вновь уравновесите как жар, так и холод.

- относительно этого пассажа, есть ли у кого-либо представление как можно осуществить последний элемент, соединив пальцы рук так, чтобы на них положить подбородок ?

2) вариант два для меня , это сидеть на скамейке подобно вирасане, но в этой позе нет ощущения стабильности, плюс смущает тот факт ,что ты сидишь на дереве, читал наставления Гуруджи ,что асана из дерева ничего хорошего не приносит.

Буду очень признателен за любой совет, для меня это большая головная боль  Очень хочется комфортно медитировать. :19:

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: поза для медитации
« Ответ #1 : Июнь 03, 2020, 19:51:01 »

Адеш!


5) нижнее отверстие (анус) обвязывается теплой тканью, вследствие чего легко возникает блаженное тепло при соединении двух пран в центральном канале.

- " нижнее отверстие (анус) обвязывается теплой тканью, вследствие чего легко возникает блаженное тепло при соединении
двух пран в центральном канале." Обвязать анус это ,что-то запредельное
Возможно ,речь идет о том, что нужно сесть промежностью на теплую ткань?

Я не сильно погружался в буддизм, но по тому с чем мне приходилось иметь дело, конкретно, с Йогами Наропы и Дзогченом, я могу допустить, что скорее всего, тут неверный перевод. Возможно, кто-то перевел очень буквально, практику повязывания каупины или того, что у натхов и также дашанами называют ланготом. То что мне доводилось слышать при передачах в туммо, в Йогах Наропы, там тоже есть рекомендация повязывания лангота. То что там кто-то перевел как "обвязывается анус" :05:, очевидно, речь шла об особом способе проведения полоски ткани сначала в одну сторону (где она проходит через промежность) и, будучи прикрепленной к кати-сутре или мекхале, она затем проворачивается назад. После проворота она повторно идет через промежность, но в обратную сторону. И таким образом это ткань, которая два раза проходит через ту область, которая связана с гениталиями и анусом. Т.е., так и получается, что обвязывание этой области, но не в смысле вокруг ануса, потому что такое даже и представить сложно :05:, а просто два раза, так что длинный кусок ткани покрывает ту область. Как я это понимаю, буддисты не особо это могут объяснять массово, ибо, то что у них называется стадией завершения, должно было даваться для практиков высокого уровня. Раздавая это сейчас массово, наверняка все дается в очень упрощенном виде. Натхи, собственно, тоже вряд ли это будут объяснять детально кому попало, там это вообще одна из инициаций для тех, кто хочет управлять сексуальной энергией и быть брахмачари. Хотя конечно, формально и там уже могут какие угодно дикши раздать в замен за деньги или за то, что ты их хотя бы зарубеж вывезешь (желательно в Англию, США, Канаду и т.д.). Но сами понимаете, на этом можно спокойно поставить крест, такие ничему учить не собираются. И, с другой стороны, надо чтобы ученик хотел учиться на самом деле.

Что это за повязка, которая помогает контролировать ретас? Так и быть, раз спросили, я кратко объясню суть. Дело в том, что одежда, ее цвет в Индии издревле имели кране важное значение. Например, каждая варна в Индии должна была иметь свой цвет священной нити (джанеу), каждой варне предписывалась своя форма Гаятри и, соотвественно, Девата, т.е. это вид духовной энергии. Конкретно, повязывание этой ткани на данную область означало инвокацию определенной духовной силы именно в эти чакры: муладхара, свадхиштхана, где эта духовная сила или Девата сублимируют сексуальную энергию. Для такой повязки (лангота) есть своя мантра, ее надо очень верно переводить и понимать, не просто кое-как, тяп-ляп, потому что тяп-ляп трансформацию не дает, все надо знать очень хорошо и точно. Вот это и должен передавать конкретно Гуру, который специализируется в данной санскара-дикше. Честно говоря, я не знаю никого ни в России, ни на Украине, ни в других странах бывшего СССР, ктобы мог просто адекватно перевести эту мантру, хотя я о ней рассказывал Йоги Алламанатху с Йоги Лакшминатхом, они знают. Но несмотря на то, что мы это знаем, мы пришли к выводу, что лучше учить людей сначала значению этого всего, а только потом можно говорить о том, чтобы кто-то такое использовал, особенно так как это в Индии. Это в основном предназначено для садху, которые могут в индийском обществе ходить в одном ланготе, покрытые пеплом и никто их не осудит там, наоборот, полный респект. В западных условиях это почти нереально. Я думаю, можно пока просто обсуждать суть лангота, но особо не связывать это с вопросом "как правильно сидеть". А вот ровный позвоночник и т.п., может быть актуален всегда и для всех. И опять же, все-таки, я – натх, практикую индийскую йогу, потому могу давать правильным образом наставления только по ней.

Цитировать
2) вариант два для меня , это сидеть на скамейке подобно вирасане, но в этой позе нет ощущения стабильности, плюс смущает тот факт ,что ты сидишь на дереве, читал наставления Гуруджи ,что асана из дерева ничего хорошего не приносит.

Имелась ввиду асана, как материал опоры для сидения, да, дерево, кирпич, просто земля (за исключением пепла, если это агхора-садхана) не рекомендуются. Вы можете что-то постелить не слишком твердое, но и не совсем мягкое, чтобы не "проваливаться", такое пойдет для практики пранаямы, медитации. Но это все имеет отношение к традиционной йоге, в современной "хатхе" могут стелить или не стелить что угодно. В Индии тоже, в древних текстах, описаны и вполне силовые асаны, например, в "Рудра-ямале" их около сотни, но там практики очень интериоризированные, там свои особенности, это лишь условно напоминает ту спортивную йогу, которой сейчас все занимаются. Древняя практика асан тоже подразумевала наблюдение за своей психофизикой, в самих асанах. А асана, как место сидения, важна для аккумуляции Шакти при садхане, она не должна рассеиваться, поэтому, речь идет и о важности того, что за материал.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Re: поза для медитации
« Ответ #2 : Июнь 04, 2020, 10:36:42 »

Адеш, Гуруджи!

Очень интересно на тему лангота. Я нашел в интернете вот такое:

"Сат намо Аадеш! Гуруджи ко Аадеш! Ом Гуруджи! Бессмертную ваджру сотворю, ваджры замок удерживая. Лангот для благочестия, шнур-дхага для удовлетворенности, шерстянной адбанд (толстый как змея шнур из шерсти черной овцы) на бёдрах лежит. Наги носят горн, Хануман - лангот. Гуру Махарадж, словно юный пастух, носит набедренную повязку, щит для Наванатхов и Чаураси Сиддхов. Скрещиванием повязки поверх ваджры Йогешвар совершает жертвоприношение. Из обители Шивы потоком ртути спускается Алакх Пуруша. Ртуть, ртуть, великая ртуть, тот, кто удерживает ртуть, тот наш Гуру. Ртуть стекает тысячью потоками. Кто живёт праведно, тот выходит за рамки времени. Когда ртуть стекает через ноздри, тогда Насакету испускает крик. Когда через уши – Карна издаёт рёв, через рот – Брахма, через анус – Ганеша, через лингам – благородный Хануман. Ртуть, обращенная вспять, возносит тело по зову Шри Шамбхуджати Гуру Горакшанатха. Такова мантра для подношения лангота Гуру Горакшанатху! Шри Натх джи Гуруджи ко Аадеш! Аадеш!"

Но, по-моему, там ошибка на ошибке, непонятно что под "ревом" подразумевается. Могли бы вы пояснить?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: поза для медитации
« Ответ #3 : Июнь 04, 2020, 18:07:53 »

Адеш!

Я уже высказывался о их, типа, "переводах" тут, я даже не беру грамматические ошибки, там человек даже просто не способен угадать явного смысла, потому что в Индии его никто не объяснял. Это у них दुहाई / duhāī может и "рев", что конечно, показатель непонимания темы. Даже если бы кто-то и не знал грамматику, по общему содержанию и имея хоть какой-нибудь правильный опыт в садхане, можно было бы понять о чем речь.

Давайте разберем некоторые термины лангот-мантры, там несколько раз используется दुहाई / duhāī, в данном контексте правильно будет "воззвание". Это нечто наподобие "аваханы", но только в "авахане" (призывании) есть некое ритуально-техническое действие, а दुहाई – это вроде простого призыва с восклицанием. Как, например, бывает в молитвах призыв с восклицанием "О Боже, не оставь нас здесь", "Прошу тебя, снизойди сюда" и т.п. Вот примерно с такой направленностью тут в мантре будет दुहाई. Но хотя текст своеобразный, там, например, стоят вопросительные знаки и в разных гьянендриях, и кармендриях перечисляются Деваты и Риши, что как бы ставит под вопрос эти явления. Т.е. они как бы есть там, но в тоже время, у этого другой ориентир. Еще в Ведах, например, в Пуруша-суктам, индрии соотносятся с Деватами, но есть и т.н. अतीन्द्रिय / atīndriya – наивысшее чувство, то, что за пределами обычных чувств, это может быть манас, также Атман или даже Шива. Т.е. элемент вопроса указывает на то, что Боги в чувствах не для чувств, а для направленности через них "оджаса" (силы) внутрь тела. О чем в конце мантры и говорится: उल्टा पारा काया को चढ़े / ulṭā pārā kāyā ko caṛhe – "обратно (उल्टा) сила (पारा) к телу (काया को) взойдя, пробудившись (चढ़े)" (деепричастие совершенного вида от корня चढ़ или चढ़ना – "восходить"), и дальше идет воззвание к основному из всех Божеству – Горакшанатху. Т.е. Деваты или Риши в обычных индриях как вспомогательные элементы перечисляются для того, чтобы "вирья" (сила) в чувствах через Деват сублимировалась, направилась внутрь тела, а не во вне и взошла к Горакшанатху. Для обозначения "вирьи" (силы) упомянут алхимический символ на хинди पारा / pārā или पारद / pārada (на санскрите) – "ртуть", она часто используется как символ семени. Тексты йоги говорят, что семя Шивы подобно ртути и "раджас" Шакти подобен сере, которая помогает собрать распадающуюся ртуть и, вместе с ней, распад тела (психофизики человека). Тексты говорят, что если садхака потерял "семя”, то посредством йони-мудры (т.е. почтения Шакти) он возвращает себе силу и даже увеличивает ее. Для лучшего понимания могу привести пример из "Вигьяна-бхайрава-тантры" (68), где вайю или прана соотносится с сексуальной энергией. Т.е. сексуальная энергия – это сила роста, цветения, развития жизни чувств, когда она иссякает, увядает к старости, например, то это сказывается на кармендриях и гьянендриях человека. Т.е. это не только сила соития, но и сила жизни человека в целом. Поэтому в мантре лангота перечисляются воззвания Деват или Риши в органы чувств и действий.

"Ртуть" или сексуальная сила (पारा) носа (नाक), в пути или отверстие индрии (रस्ते) спадая (उतरे), [там] призыв мудреца Начикету नासकेतु की दुहाई. Насакету – это имя Начикету, который получил знания йоги от Бога Ямы, согласно Катха-упанишад (одна из ранних упанишад). Это имя Начикету, но на диалекте оно иногда упоминается в натховских мантрах, где идут перечисления сиддхов, типа Нарады, Маркандеи и др. Потом идет упоминание ушей कान / kān в таком же ключе, но в отношении ушей упоминается герой Махабхараты, Karṇa (कर्ण). Тут, очевидно, это адресуется к истории о том, как Карна получил особые серьги от Сурьи. Далее – обращение к Брахме, в ротовом отверстии, потому что его Шакти – Сарасвати (Богиня речи). Потом – к Ганеше, в связи с органом выделения, так как Ганапати связан с муладхара-чакрой, и к Хануману – в половом органе (линга), потому что Хануман связан с вирьей (жизненной и половой силой). После каждого предложения стоят знаки вопроса. Т.е. тут что-то вроде призыва к Деватам, но с элементом сомнения. Я бы это интерпретировал как указание на присутствие там Деват с одновременным нецеплянием сознания на этом, т.е. это инструмент, а не цель. Цель там указана дальше, когда вирья из тела не уходит во вне, а посредством Деват она удерживается и направляется обратно в тело, и ориентир этому – Шива Горакшанатх. В этой шабар-мантре вообще довольно много элементов, которые содержат большой смысл для Традиции Натхов. Эти значения и смыслы, на самом деле, являются ориентирами для медитации. Через ее внешние атрибуты, такие как повязка на нижнюю часть тела, связанная с сексуальным желанием, кати-сутра (нить, на которой крепится лангот) и т.д., происходит процесс сублимации изнутри (из духовного плана).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

ah

  • *
  • Сообщений: 17
Re: поза для медитации
« Ответ #4 : Июнь 05, 2020, 21:45:24 »

Адеш!


5) нижнее отверстие (анус) обвязывается теплой тканью, вследствие чего легко возникает блаженное тепло при соединении двух пран в центральном канале.

- " нижнее отверстие (анус) обвязывается теплой тканью, вследствие чего легко возникает блаженное тепло при соединении
двух пран в центральном канале." Обвязать анус это ,что-то запредельное
Возможно ,речь идет о том, что нужно сесть промежностью на теплую ткань?

Я не сильно погружался в буддизм, но по тому с чем мне приходилось иметь дело, конкретно, с Йогами Наропы и Дзогченом, я могу допустить, что скорее всего, тут неверный перевод. Возможно, кто-то перевел очень буквально, практику повязывания каупины или того, что у натхов и также дашанами называют ланготом. То что мне доводилось слышать при передачах в туммо, в Йогах Наропы, там тоже есть рекомендация повязывания лангота. То что там кто-то перевел как "обвязывается анус" :05:, очевидно, речь шла об особом способе проведения полоски ткани сначала в одну сторону (где она проходит через промежность) и, будучи прикрепленной к кати-сутре или мекхале, она затем проворачивается назад. После проворота она повторно идет через промежность, но в обратную сторону. И таким образом это ткань, которая два раза проходит через ту область, которая связана с гениталиями и анусом. Т.е., так и получается, что обвязывание этой области, но не в смысле вокруг ануса, потому что такое даже и представить сложно :05:, а просто два раза, так что длинный кусок ткани покрывает ту область. Как я это понимаю, буддисты не особо это могут объяснять массово, ибо, то что у них называется стадией завершения, должно было даваться для практиков высокого уровня. Раздавая это сейчас массово, наверняка все дается в очень упрощенном виде. Натхи, собственно, тоже вряд ли это будут объяснять детально кому попало, там это вообще одна из инициаций для тех, кто хочет управлять сексуальной энергией и быть брахмачари. Хотя конечно, формально и там уже могут какие угодно дикши раздать в замен за деньги или за то, что ты их хотя бы зарубеж вывезешь (желательно в Англию, США, Канаду и т.д.). Но сами понимаете, на этом можно спокойно поставить крест, такие ничему учить не собираются. И, с другой стороны, надо чтобы ученик хотел учиться на самом деле.

Что это за повязка, которая помогает контролировать ретас? Так и быть, раз спросили, я кратко объясню суть. Дело в том, что одежда, ее цвет в Индии издревле имели кране важное значение. Например, каждая варна в Индии должна была иметь свой цвет священной нити (джанеу), каждой варне предписывалась своя форма Гаятри и, соотвественно, Девата, т.е. это вид духовной энергии. Конкретно, повязывание этой ткани на данную область означало инвокацию определенной духовной силы именно в эти чакры: муладхара, свадхиштхана, где эта духовная сила или Девата сублимируют сексуальную энергию. Для такой повязки (лангота) есть своя мантра, ее надо очень верно переводить и понимать, не просто кое-как, тяп-ляп, потому что тяп-ляп трансформацию не дает, все надо знать очень хорошо и точно. Вот это и должен передавать конкретно Гуру, который специализируется в данной санскара-дикше. Честно говоря, я не знаю никого ни в России, ни на Украине, ни в других странах бывшего СССР, ктобы мог просто адекватно перевести эту мантру, хотя я о ней рассказывал Йоги Алламанатху с Йоги Лакшминатхом, они знают. Но несмотря на то, что мы это знаем, мы пришли к выводу, что лучше учить людей сначала значению этого всего, а только потом можно говорить о том, чтобы кто-то такое использовал, особенно так как это в Индии. Это в основном предназначено для садху, которые могут в индийском обществе ходить в одном ланготе, покрытые пеплом и никто их не осудит там, наоборот, полный респект. В западных условиях это почти нереально. Я думаю, можно пока просто обсуждать суть лангота, но особо не связывать это с вопросом "как правильно сидеть". А вот ровный позвоночник и т.п., может быть актуален всегда и для всех. И опять же, все-таки, я – натх, практикую индийскую йогу, потому могу давать правильным образом наставления только по ней.

Цитировать
2) вариант два для меня , это сидеть на скамейке подобно вирасане, но в этой позе нет ощущения стабильности, плюс смущает тот факт ,что ты сидишь на дереве, читал наставления Гуруджи ,что асана из дерева ничего хорошего не приносит.

Имелась ввиду асана, как материал опоры для сидения, да, дерево, кирпич, просто земля (за исключением пепла, если это агхора-садхана) не рекомендуются. Вы можете что-то постелить не слишком твердое, но и не совсем мягкое, чтобы не "проваливаться", такое пойдет для практики пранаямы, медитации. Но это все имеет отношение к традиционной йоге, в современной "хатхе" могут стелить или не стелить что угодно. В Индии тоже, в древних текстах, описаны и вполне силовые асаны, например, в "Рудра-ямале" их около сотни, но там практики очень интериоризированные, там свои особенности, это лишь условно напоминает ту спортивную йогу, которой сейчас все занимаются. Древняя практика асан тоже подразумевала наблюдение за своей психофизикой, в самих асанах. А асана, как место сидения, важна для аккумуляции Шакти при садхане, она не должна рассеиваться, поэтому, речь идет и о важности того, что за материал.

Адеш, Гуруджи!
Огромное спасибо за прояснения, стало яснее!
Могли бы вы пролить свет относительно позы для садханы?
На сколько действительно необходимо перекрывать каналы на нога для достижения реализации и что бы вы посоветовать могли в моем случае?
Записан

ah

  • *
  • Сообщений: 17
Re: поза для медитации
« Ответ #5 : Март 23, 2021, 21:17:22 »

Адеш!

Гуруджи подскажите, пожалуйста, что это за поза и какова ее функциональная задача?
На барельефе как раз изображен Матсьендранатх.
Я встречал что такого рода кубари используют для практики йони мудры, но здесь похоже акцент на другом.

(фото во вложении)
Записан

ah

  • *
  • Сообщений: 17
Re: поза для медитации
« Ответ #6 : Март 23, 2021, 21:20:39 »

Матсьендранатх
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: поза для медитации
« Ответ #7 : Март 31, 2021, 16:02:49 »

Адеш!

Положение, что на фото, используется для замыкания пран в теле (их балансировки), потому что положение тела и энергии взаимозависимы. Что касается "кубари", деревянной подставочки для опоры, ее могут для совершенно разных целей применять. Например, для ритуальных садхан используют для поддержки руки при возлиянии во время абхишеки, могут при практики джапы. Но могут применять и в йогических техниках, например, если кто-то делает долго нади-шуддхи пранаяму и другие, где руки надо долго держать на среднем уровне, при смене свар в дыхании и т.д.

Но надо понять, что самое главное в йоге – это медитация, а для нее есть важное условие, это правильное положение тела, классически, это сидя с прямым позвоночником. Вы можете пронаблюдать, что если вы будете медитировать лежа, то начнет клонить ко сну, если стоя, то будет работа индрий отвлекать. Поэтому сидячее положение с ровной спиной, это все что нужно. И я бы не стал слишком вдаваться в другие детали, потому что цель медитации, все-таки, за пределами тела и если слишком много отвлекаться на второстепенные вещи, это может стать помехой в основной цели. Основная цель (лакшья), об этом вы можете встретить в текстах по йоге, как правило, сушумна, брахмарандхра. В Индии под лакшьей часто подразумевают Бога, но в зависимости от того, кто как этот термин понимает, такие и могут быть практики. В йоге постижение Бога и путь к нему не сильно разделяют, а часто и метод, поэтому верный метод и Божество, идентичны фактически. Просто сейчас, исходя из того с чем мне приходилось иметь дело в такой мерзкой среде, как "йогическая", у всех в основном одно невежество, гордыня, срач, соревнования кто кого перерастет в уникальности. Они все погрязли в этом, я даже не могут сказать что они "забыли" задачи йоги, потому что уже есть поколения "йога"-читеров, учивших друг друга дуремарству, пути в никуда, но не в смысле того "в Никуда", что есть Вишватитатмака Парабрахман. Нужно понимание зачем такая позиция необходима, для того чтобы быть в гармонии, в равновесии пран, спокойствии ума и индрий. Ровность тела и остального взаимозависимы, так как живое тело это то, в котором находятся и остальные тела (тонкое, причинное) и сами вы, как Атман. Говоря о теле, мы говорим и обо всех телах, об Атмане одновременно. Вот что я предлагаю учесть.     
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

ah

  • *
  • Сообщений: 17
Re: поза для медитации
« Ответ #8 : Апрель 03, 2021, 15:47:36 »

Адеш Гуруджи!

Спасибо большое за ваш ответ!

Гуруджи имеет ли здесь какое-то значение то, что подмышки получаются открыты и руки находятся на уровне груди, тем самым возможно это изменяет ток праны от рук в сторону туловища (сушумны)?

Так же встречал изображения где "кубари" подпирает подбородок, один из учителей Ваджраяны говорил, что в области шеи есть определённые точки ,которые способствуют приобретению опыта созерцания шуньи и что с помощью такой палки можно на них воздействовать.

Гуруджи, встречали ли вы такого рода упадеши, где Кубари используется в вышеописанных положениях для медитации?
Записан

ah

  • *
  • Сообщений: 17
Re: поза для медитации
« Ответ #9 : Апрель 03, 2021, 16:10:13 »

Вот такой вариант, к примеру.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: поза для медитации
« Ответ #10 : Апрель 07, 2021, 18:05:27 »

Адеш!

Адеш Гуруджи!

Спасибо большое за ваш ответ!

Гуруджи имеет ли здесь какое-то значение то, что подмышки получаются открыты и руки находятся на уровне груди, тем самым возможно это изменяет ток праны от рук в сторону туловища (сушумны)?

Так же встречал изображения где "кубари" подпирает подбородок, один из учителей Ваджраяны говорил, что в области шеи есть определённые точки ,которые способствуют приобретению опыта созерцания шуньи и что с помощью такой палки можно на них воздействовать.

Гуруджи, встречали ли вы такого рода упадеши, где Кубари используется в вышеописанных положениях для медитации?

Хорошо, давайте разберем эту тему, раз она так интересует. Сейчас уже и в Индию не обязательно ездить, чтобы увидеть кое-что происходящее там, не все разумеется, но куда больше, чем раньше. Не знаю, видели ли вы или нет, но когда уходят "физически" из этого мира йогины, обычно перед тем как их закапывают в "самадхи", им затыкают ватными тампонами ноздри (т.е. нет дыхания в иде и пингале), а потом, когда закапывают, ставят кубари под подбородок. Конечно, это служит опорой, чтобы тело держалось ровно. Но, с другой стороны, это же явно не воздействие на точки, как вам говорил тот Лама, по крайней мере не в том смысле точно, что он хотел увидеть в слушающем данную информацию. Тело мертво и хоть как ты воздействуй на точки, тут очевидно, что главная цель именно подпорка тела. Далее, чтобы добавить разнообразия к картинкам на эту тему, если сможете найти книгу, изданную институтом Лонавла "Encyclopaedia of Traditional Asanas", я всем рекомендую эту книгу. Там вначале идут аббревиатуры источников, в основном это какие-то тексты, среди них есть JCM (Джайпурский Центральный Музей), указывающая на место, где на страницах с 162 по 164 есть фото глиняных статуй йогинов, все под названием "кубари-асана". И вы увидите, это очень разные положения и по ним явно видно, что это именно использование "кубари" в качестве опоры. Там разные положения туловища и рук тоже, а на страницах с 408 по 412 еще больше, где-то и сами формы этой "кубари" или "адхари" разные, какие-то вообще для стоячих положений. Я знал людей в Индии и общался с ними, которые в стоячем положении проводили, например, 4 года, кто-то больше. Но это просто один источник, который вы можете своими глазами посмотреть. Одним словом, это очень широкий спектр использования этого инструмента.

По поводу "точек", я опасаюсь того, чем на Западе занимаются тибетские ламы на данный момент, они ударились в очень жесткую коммерцию, особенно в своем стремлении быть духовной корпорацией №1, на мой взгляд, это весьма опасная тенденция. Потому что из совершенно естественных вещей они часто берут что-то, что на Западе, например, пользуется спросом, иногда вообще не думая, имеет ли это под собой какие-либо серьезные корни или нет и загоняют туда излишнюю мистификацию. Я просто боюсь что мы уйдем так далеко, что начнем потом искать в ремешках Айенгара или его кубиках для опоры в асанах какие-то "мистические смыслы". И если мы начнем в совершенно инертных эффектах внешнего инструментария что-то чрезмерно идеализировать, в которых испытываем чувство бхоги, то уйдем совсем в другую степь, вернее, все и так уже ушли давно. Да, вы там найдете, допустим, "нила-марму", упоминание в Сиддха-сиддханта-паддхати, во второй части 5й шлоки про то, что горловая чакра – место где сливаются ида и пингала, и что это пробуждает сушумну. Или, допустим, очень интересный текст "Горакшайога-манджари", написанный Чидиянатхом (Арамбханатхом), который жил в Раджастхане, там в описании Трикханда-мудры говорится, что ида связана с набхи-чакрой (апана), пингала – с анахатой (прана) и в кантха (горле) обе сливаются вместе восходя в брахмарандхру. Это интересный текст, он на хинди, я сейчас перевожу его, но видно, что по времени он был на пару столетий раньше написан, чем "Джогпрадипьяка" Джаятарамы, где он очень похожим образом излагает и мудры, и много еще чего. Очевидно, Джаятарама, используя все эти названия, включая асаны (в большей степени с именами натхов) взял это все у натхов. В одном из описаний асана с той опорой, что вы упомянули, "сахаджасана" (асана с врожденным состоянием), т.е. это асана отметает нечто искусственное и подразумевает пребывание в очень комфортном и естественном состоянии. Если вы посмотрите натховскую мантру для этой कुबड़ी kubadi, термин на хинди буквально означает "палка для опоры", то вы найдете больше сути. Там это упомянуто в контексте восхождения сознания йогина к состоянию "а-лакх" (т.е. состоянию вне символов). Опора кубари служит для восхождения Шакти в бхамвар-гуфу (пещеру с вихрем праны и безопорного сознания) и т.д. Т.е., говоря о безопорности, мы не можем не иметь того, что служит опорой, говоря о внутреннем, не можем не использовать для этого внешнее. И, опять же, то что я выше изложил, когда йогин умирает, ему перекрывают два канала (в ноздрях), а опора тела – самадхи при жизни (дживита) и самадхи с оставлением тела (видеха-мукти), между ними очень тонкая грань, это предельно центрированное состояние. В нем крайне мало кто может осознанно пребывать, это фактически воплощенный Брахман, возможно единицы фрагментарно улавливают это чистое состояние. Но я не хочу передавать массово суть данного инструментария, особенно большинству буддистов, так как натхи все еще "дикая традиция", а буддисты – западная корпорация (я не говорю об отдельных случаях). Но когда большинство от туда ко мне приходят, они, в большинстве своем, натхами никогда не станут, просто хотят у нас наворовать чего-то такого, что потом "найдут их тертоны", как "забытое, утерянное" и запустят это в бизнес. А я ненавижу такую хитрожопость, это просто скотство, на мой взгляд, меня и так много чего раздражает на Западе. Я не говорю, что все прямо плохо, но всякой дряни полно. Кстати, индусы тоже страдают глумодельством, раздают пурнабхишеки и прочее тем, кто с демоническими склонностями. Поэтому я вам ответил, что да, есть конечно, и такие центры слияния каналов, и ориентиры "Алакх-ниранджан", но детали на форуме, кроме тех что объяснил, больше описывать не хочу. Остальное только при личном общении и то, если увижу, что у человека шуддха-бхакти. Цель йоги – это самадхи с умиранием эго, для этого и используются все инструменты, главный из которых, это наше тело, вот о чем надо помнить всегда и не важно какой там еще дополнительный инструмент. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.