Основная дискуссия > Йога натхов

Риши и муни

(1/3) > >>

Nadia Khudyk:
Адеш, Гуруджи! Намасте участникам форума!

Гуруджи, расскажите, пожалуйста, про риши и муни. Чем они отличаются друг от друга?
Проявляются ли риши в человеческих телах?
Есть ли среди них те, которых традиция натхов выделяет среди других?

Yogi Matsyendranatha:
Адеш!

Иногда эти два понятия разделяют, "риши" – как подвижников в Ведах, провидцев, открывших те или иные мантры и гимны, а "муни" – это те, кто взяли обет мауны (пребывания в молчании и покое). Однако иногда этими терминами называют одних и тех же персонажей, например, Агастью называют и риши, и муни. Муни больше связаны с аскетами, практикующими тяжелый тапас (шрамана), в основном они удалялись от семейной жизни, а риши многие были семейными, они родоначальники тех или иных готр (духовных линий передачи), семейных линий также (у индийцев семейная жизнь тоже форма духовной практики). Среди риши, в Ведах, встречается и немало женщин, известных так же как брахмавадини, я насчитал примерно около 20-ти, они авторы различных гимнов. Есть ли тут связь с натхами? Конечно, например, среди почитаемых чаураси-сиддхов (84 известных йогинов и Гуру) встречаются такие, как Яджнявалькья риши (Яджнявалькьянатх), Нарада муни или риши (его называют обоими титулами), он почитаем как Нараднатх и др. Просто в Индии, в одних и тех же знаменитых подвижниах каждый видит что-то, что считает самым главным в нем. Это как ко мне кто-то обращается, например, за пуджей Ганеше, для разруливания каких-то социальных траблов, а кто-то с интересом реализации самадхи, каждый нацелен на свои интересы и мотивы. Так было и есть всегда, кто-то Яджнявалькью видит автором "Белой Яджурведы", "Шатапатхабрахманы", "Брихадараньяка-упанишады", "Яджнавалькья-смрити" (дхарма-шастры), а кто-то считает, что он ценен в большей степени как йогин, автор "Йогаяджнявалькьи", "Брихад-йога-яджнавалькьи", что он получил знание йоги от Хираньягарбхи (Сатьянантха) и т.д. Конечно, мы не отрицаем и все те великие дела, все что эти мастера открыли для людей, и гимны Вед, Веданты и прочего. Но для нас это, скорее, как подводящее к тому, что есть суть этого всего, а это именно йога.

Впервые термин йога использовался в "Ригведе", в контексте интериоризации обряда (кармы), когда особый вид священников присутствует на обряде, но сам фактически не участвует, он должен его удерживать в памяти, помогает остальным, если они что-то забыли. Он должен быть отстранен и его участие больше на уровне сознания, отсюда возникает концепция Атмана, Антар-ями (внутреннего владыки), и по сути, термины "свами", "натх", "ишвара", "Индра" и др., что ставятся в конце имен носителей разных традиций, схожи. Атман или Антар-ями – это Натх Йоги и есть. Вероятно, когда-то последователи Вед и шраманы были раздельны, но позже они многое интегрировали в свои традиции друг от друга. Например, Санькхья, также Веданта – появление такого ашрама, как санньяса. Эти "притирания", компромиссы, с последующей интеграцией, переформатированием того, что заимствовано, были всегда. Например, появление самых разных течений, атимаргики, примерно 7-10 в., в виде капаликов, авадхут, натхи тоже многое взяли от атимаргиков. Это были попытки совмещения пути аскетизма и бхоги (с ее сублимацией). Натхи, по своим главным ориентирам йоги, просто под другими названиями, существовали всегда, натх определяется по его основным духовным мотивациям, поэтому их и можно отличить от остальных течений. Даже если кто-то из натхов, допустим, предпочитает бхакти, карма-канду или гьяну, но если это он все видит и интерпретирует через йогу, то он все равно натх. Чтобы вы не делали, если в этом ваша душа задействована, то вы – натх.             

Nadia Khudyk:
Спасибо, Гуруджи, за знания, которыми Вы так щедро с нами делитесь.

Не могли бы Вы ещё ответить на такой вопрос: часто риши Дурвасу изображают в негативном аспекте, потому что он всех проклинал, но в этих проклятиях наверняка был какой-то особый смысл?

Yogi Matsyendranatha:
Дурваса является хорошим примером темы проклятий, потому что по легенде, когда бы он не проклинал, его пуньи (дхармические заслуги, благодетель) возрастали. Он считается воплощением Шивы, с ним связано много историй, но в каждую надо как следует вникать, чтобы понять чему она учит.

Например, есть история, когда он проклял Кришну, Дурваса дал ему приказ измазаться своими объедками. Кришна измазал объедками Дурвасы тело, не измазал лишь свои стопы. Дурваса сказал ему, что все его тело будет защищено, кроме стоп, потому они все еще уязвимы. И так получилось, что Кришна ушел из мира именно когда один из Ракшасов попал ему стрелой в пятку, а после ухода Кришны началась Кали-юга.

Так как Дурваса был Шивой, то его объедки были именно прасадом Шивы, хотя сам термин "прасада" намного шире, это то, что нисходит свыше и оседает в низшей реальности. Там где такое происходит, появляется особое окно в другую мерность, оно очень важно, важно для защиты, для преобразования низшей реальности. Историй много и о каждой есть что сказать. Увеличение заслуг связывают формально только с Дурвасой, на самом деле, он образец всех правильных проклятий.

Почему его проклятия увеличивали его пуньи? Потому что суть проклятия в том, что надо наказать или свершить справедливость там, где ее пытаются попрать, только тогда проклятье работает. Т.е. нельзя проклясть человека, который не совершал на самом деле греха, а если он совершал, то в данном случае, это даже не вы проклинаете, а сама дхарма и справедливость через вас. Это не значит, например, что проклятый моментально умрет или умрет каким-то особым образом, но на его карме, его судьбе навсегда будет клеймо. Оно может по-разному проявляться, например, может быть закрыт доступ к каким-то чистым духовным измерениям, а это самое тяжелое, иногда это даже хуже, чем просто смерть. Ведь человек с проклятьем может прожить жизнь полную внутреннего мрака, а такая жизнь не имеет большого смысла. Таким образом, проклятья действуют на людей, которые поступают не справедливо, не по совести. Хотя, эти люди, как правило, не верят в это, но чем больше они не верят, тем проклятье лучше влияет на них.

Другой пример проклятий, это какие-либо техники, мантры, данные какими-то Риши, Гуру, Йогинами. Сами техники внешне могут существовать, вроде бы они есть, однако, только внешне, духовно их нет, нет доступа к их духовной составляющей. С людьми точно также, они могу жить в этом мире, но их чистая духовная составляющая закрыта, внешне этот человек многими воспринимается как с омраченным рассудком.

Nadia Khudyk:
Спасибо, Гуруджи! Нигде не встречала эту историю про Кришну и в целом эта тема особо не освещается, поэтому воспользуюсь случаем и задам ещё один вопрос:

В чём был смысл проклятия Дурвасой Индры, которое лишило его и дэвов сил, удачи и процветания, а заодно послужило толчком к "пахтанию молочного океана"? Если исходить из того, что самудрамантхана – это процесс поднятия Кундалини, а Индра связан со Сваргалокой, которая в теле человека соответствует уровню манипуры, то для чего нужно было проклятье Дурвасы (Шивы) в этом случае?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии