Адеш!
По поводу юг – не только Дурваса, но, например, и Горакшанатх проявлялся в разных местах в каждую из юг. Однако относительно четырех уровней речи я бы сначала разобрал их и потом мы бы вынесли заключение, возможно ли такое соотнесение. Считается, что уровень Пара не проявлен вообще, он в виде речи, в виде латентных бидж, которые дальше могут раскрываться, там нет никаких временных рамок. После, когда в Парабрахмане, в котором пребывает уровень Пара, внутри пробуждается тенденция к творению, высвобождается энергия. Это следующий уровень, который известен как Шабда Брахман, но он проявляется в виде того, что ведантисты и тантрики называют «спхота». Спхота – это светозвуковая спонтанная вспышка, спонтанно пульсирующая, она также известна как звук анахаты, многие практики у натхов ориентируются именно на нее. Если уровень Пара и можно как-то символически обозначить, например, в форме Ардханаришвары, то это очень условное обозначение. Данный уровень – это Алакх Ниранджан, то что вне символики. Там есть только один субъект, который называют разными именами: Ниргуна Шива, Ниргуна Брахман, Нирутхана, Парама Пада. Но мы о нем не сможем сказать ничего, даже то, что он субъект, так как мы может говорить о субъекте при наличии объекта и возможности сравнивать одно с другим. Поэтому натхи говорят, что это ни двайта, ни адвайта, ни бхеда (различное), ни абхеда (без различений), даже если кто-то и допускает, что это адвайта, натхам проще никак не говорить. На уровне Пара, Шива и Шакти – одно целое, Шакти является Ниджа (принадлежащая Шиве). А на уровне Пашьянти, Шива открывает свои глаза, производя творение через открытие глаз, а при закрытии он его обратно в себя поглощает. Пашьянти – от корня «пащ» (видеть), но Шива может видеть только тогда, когда от него отделилось нечто, т.е. это Шакти становится объектом. Хотя сохраняется сущностное единство Шакти с Шивой, но в Пашьянти уже есть объект или объекты, которые Шива может созерцать. Это вызывает сильное вдохновение, оно связано с его Иччха-шакти («Адеш» или «Хукм» у натхов), Шива через Пашьянти глубже познает себя, через свое проявление. Далее, когда это все раскрывается в состояние, которое я бы перевел как состояние «сакральных смыслов», внутри которых Шива себя проявляет, то это уровень Мадхьяма. После чего Шива уже себя проявляет в форме физической речи «вайкхари», но часто в тантризме, даже уровень вайкхари понимается как тот, который сохраняет единство Шивы. Если вы осознаете это единство в своих мантрах, то ваши мантры можно считать реализованными.
Теперь на тему, может ли это быть связано с четырьмя югами? В тантризме, например, есть такие соотношения, как разные соотнесения форм Шивы, таких как Садашива, Ишвара, Рудра с Шакти Иччха, Гьяна, Крия с такими формами Шивы, как Панча Брахма или вообще с пятью Махабхутами. Хотя конечно, в целом это разные уровни Шуддха-таттвы Шиваизма и Панча Махабхуты, но если допустить, что высшее может нисходить в низшее и устанавливаться там, то в таком плане можно допустить, что эти уровни речи соотносимы с югами. У натхов есть ритуал почитания Йогамайи Баласундари, где в ее мандале устанавливаются символы четырех юг. Опять же, если вы вдумаетесь, мандала-то сама устанавливается в Кали-юге, в ограниченном месте и времени, но в этом месте открываются порталы в другие измерения. В другом измерении эта, условно пространственно временная точка, в себе открывает и то, что в других югах и то, что вообще вне их. Для нас, йогинов, юги – это всего лишь состояние нашего сознания и праны, тексты йоги настаивают на том, чтобы садхака вышел за любые рамки времени.
Мой Гуруджи мне однажды сказал: «Запомни навсегда, ты не часть этого мира». Я думаю, это надо понимать, что ты также и не есть какой-то ограниченный отрезок времени. Почему я никогда не понимал и не понимаю, когда мне говорили и говорят: «Ну как же так, поживи счастливо, как все нормальные люди, пока молод, на фиг тебе думать о запредельном. Потом постареешь и будет поздно радоваться жизни, медитировать будешь в старости». Я как считал людей с подобным сознанием дятлами, так и считаю. Нет, надо именно сейчас стремиться быть в вечном, в нем надо быть всегда, полностью, без остатка. Мир полон идиотизма, эфемерности, бессмысленности, лживости, поэтому нет ни смысла, ни времени ждать ни единой секунды. Только самадхи имеет смысл, все остальное – бесконечный мусор. Это не значит, что не надо ни с чем соприкасаться, с чем угодно возможно, но нельзя этим ограничивать себя от Истины. Как не меняют куски битого стекла на драгоценности, так не меняют и главные приоритеты (йогу) на мирскую шизу. Все что делается в миру, со всеми его ограничениями, надо связывать с вечным и наиболее чистым «ниранджана».