Ох, ну и вопросец... По такой теме можно докторскую диссертацию писать!
Попробую это какнибудь компактно.
Во-первых, термин буддизм слишком общий, примерно как индуизм. Оговорю сразу, что ограничусь возрениями в тибетской ветви Ваджраяны.
Обсуждать следует: 1) природу божеств; 2)восприятие дэватов различным уровнем садхаков.
1)Природа божеств, согласно Абхидхаме и тантрам.
Ведические боги и дэвта пуранической литературы отност к сфера кама-лока (сферы желаний), затем следуют более высокие уровни "чистых форм" рупа-лока и бесформенной сферы (арупа-лока). Но все 3 уровня, - это всё ещё самсара. иоги достишие слияния с Брахманом, всё ещё считаются в буддизме пребывающими в самсаре. ибо после маха-пралаи, при новом акте творения они будут воплащаться опять. То есть мокша таких иогических школ не считается нирваной (Окончательным освобождением). Чем выше уровень смадхе, тем больше опастностей там застрять. Поэтому перерождение в одной из сфер дэвов 9кама-, рупа и арупа локах), - считается опастным и не благоприятным из-за задершки в развитии (блаженство самадхи этих миров велико).
Второй большой класс божеств, -достигшие освобождения (дхарма-кая) и обладающие способностью манифестировать свои формы в мире самбхока-кая (чистых форм) и нирманокая (сфера кама локи).
с точки зрения воззрений философской школы иогачара, все деваты суть явления ума, как и все объекты восприятия.
С точки зрения Дзогчен, - все чистые и не чистые формы (куда включены мандалы всех дэватов освобождённых и сансарических) суть лишь комбинация энергии светов/лучей/звуков
Сия энергия спонтанно манифестируется "Основой всего" ("кун ши" по тиб.)
-------------------
2) Восприятие дэватов в зависит от уровня развитости способностей у различных садхаков. Список от самых ограниченных до самых обострённых по возрастающей:
1) Восприятие ишта-дэвата, как
всемогущего монарха (крия тантра);
2) восприятие как друга (чарья - тантры)
3) восприятие тождевенности себя и ишта-дэвата (идама), - воззрение "внутренних тантр" Иога-тантр и Ануттараиогатантры, а также Mахаиога-тантры и Ануиогатантры (традиции Нингма, берущей своё начало в основном от удиянских тантр и некоторых индийских циклов, а так же страны Tруша, которую идентифицируют то с Туркменией, то с дoлиной Сват [Ануиогатантры]).
----------------
Одно из главных отличий в отношении ишта-дэватов от большинства индуиских школ, что "никто не даст нам избавления ..." ни гуру, ни ишта-дэват, ни буда. Гуру может дать знание пути, ишта-дэваты сиддхи, помочь быстрее пройти путь, но пройти путь
можно только своими ногамаи!
Когда-то мы перевели фрагмент комментариев наставника нынешнего кармапы, Tрангу ринпоче на текст Джамгона Конгтрула (одного из основателей внесектарного движения "Римэ"):
http://surajamrita.com/buddhism/natureOfDeities.htmlВот очень краткий ответ на ваш вопрос.