Адеш!
А могли бы вы, если будет время и желание, рассказать о карма-канде и джняна-канде? Мне действительно доводилось от некоторых индусов слышать, что карма-канда – это все лишнее и кто-то хвалил бхакти, кто-то гьяну. Откуда такая тенденция? Но от небольшого количества индусов доводилось слышать, что карма-канда важна.
Думаю, это в связи с тем, что ведийский путь, действительно, сильно связан с карма-кандой (активности, связанные с жертвоприношениями). А так как это путь активности, то некоторые религиозные течения, Ведизм, в большей степени, соотнесли в правритти-маргой. Книга которую мы перевели и издали, "Философия Горакшанатха", это хорошо освещает. Однако карма (действие) и гьяна (знание) заложены в самой природе, поэтому давать такие однозначно не аккуратные интерпретации я бы не стал. Ведь это примерно как если бы кто-то заявил, что гьянендрии человеку нужны, а кармендрии не нужны. Когда вы действуете, вы действуете благодаря знанию, если знание совершенное, тогда и действия совершенные, а совершенные действия тоже приводят к совершенным знаниям. В Ведах, конечно, есть оба раздела и гьяна-канда – это эссенция карма-канды. Далее, уже в веданте, в Багавад-гите, эти три понятия (карма, гьяна и упасана) стали формами карма-, гьяна- и бхакти-йоги. Мы также видим в шактизме и шиваизме такие важные понятия, как крия, гьяна и иччха шакти, где одно есть проявление другого. В Кашмирском Шиваизме иччха выражена через нирвикальпу, гьяна-шакти – через шуддха-викальпу (которая отражает нирвикальпу) и все они проявлены в виде крия-шакти, как кальпа (ритуал).Нирвикальпа связана также с шамбхавопаей и подразумевает чистую мотивацию с отречением (кстати, что мало кто применяет в своей практике на самом деле).
Относительно ритуалов, они везде есть, просто везде разные, взять хотя бы линию Шанкары, его Маяваду, для которой мир тленен и иллюзорен, и только Брахман реален – "Брахма сатьям джагат митхья". Однако по факту, хотя это и путь гьяны, у них достаточно развита Шривидья и там ритуалы – "дай дорогу". Если вы, допустим, выполните стандартную Нававарана-пуджу Шриянтры с 64 упачарами, с 5 Деватами (панчаятаны) и т.д., на все может уйти часов 15. Или, зачем далеко ходить, у натхов тоже практика йоги, как таковая, это путь йоги в общем и целом, но и у них есть подобные ритуалы. Это могут быть и какие-то санскритские мантры, и конечно же шабар-мантры. Бывают и там какие-то совсем прозападные Гуру, про одного я выше упомянул, просто человек хочет очень угодить не желающим развития иностранцам. Поэтому он, любя Випассану Гоенки и прочее, часто говорит, что все эти классические индийские санскары, обряды – это все не натховское, но это же полная дичь или, что упомянутые в Горакх-сабади Брахма, Атман, Шива – это не тот Шива, которого почитаем, а просто состояние благости. Шива может быть всем сразу, зачем же его так урезать в его возможностях? И если все эти санскары в Индии не имеют ценности, как он говорит, то чем же он занимается, когда передает чоти-дикшу, чиру, лангот и др.? Это же просто переформатированный вариант ведийских ягнопавита-самскары, мундана-самскары. И то что натхи состригают волосы при получении джанеу, в ведизме сейчас, чаще всего, эти самскары тоже проводят одновременно. Или, в ведизме есть прокалывание ушей – карна-ведхана, у натхов – чира-дикша. И ведических самскарах тоже есть лангот и др. И вот так взять и отсечь все эти связи, передавать иностранцам эти самскары не пояснив связи и суть, какой это все имеет смысл тогда? Конечно, многие, кто стал натхами в Индии, Непале, кто с детства следовал этому, не важно, сам или нет, они это все видели с малых ногтей, жили в этой среде, пропитаны ею до мозга костей. И когда они что-то оставляют и переходят в другое, это невозможно так вот просто ставить в один ряд с иностранцем, который получает это и не просто не пытается хотя бы понять, но часто просто не уважает это. Типа: "Получу кунадалы, но буду продолжать заниматься спортом (типа йогой), а все эти ритуалы и обычаи, и вера – это для глупых обезьян из страны третьего мира. Вот как они частенько мыслят. Поэтому, все эти дикши очень часто сводятся к тому, что есть они, что их нет, а может еще и хуже чем если бы их не было вообще. Тебе проявляют милость – связь с Деватой, а ты об это вытираешь ноги. Как вы думаете, понравится ли это Девате? Даже просто когда так поступаешь с людьми, не уважительно, пренебрежительно, можно получить негативные чувства в свой адрес. А если это Божество и Традиции, это все может дать явно не лучшую долю в будущем. В этом случае надо миллион раз подумать, твое это или нет, надо ли оно тебе на самом деле. Чем скорее отпрыгнешь от этого – тем лучше, если ты это не уважаешь и не любишь. Кто-то боится в это все погружаться, так как на изучение могут уйти годы. Ну а как вы хотели? Традиция для индийцев – это на всю жизнь, может даже не на одну, а на вечность. Это не просто сходить на занятие по "йоге" в "йога"-центр, традиционно йога это не хобби. Такие прозападные Гуру, как например, Айенгар, один раз выдал: "Я не практикую йогу, я ей учу". Так вот, лучше бы он ее практиковал (как садхану), а то все учат как и он, но учеников и настоящих садхаков почти нет. И все с восторгом повторяют эту фразу. Но чем там восторгаться-то? Это все печальное зрелище, потому что учить он мог только своего сына, которому дал джанеу, вот то было Традицией для него, если говорить совсем честно. А все эти 300 асан и прочее, это современный гимнастический стиль, к которому приделали название "йога". И это все привносит одну путаницу.