Вы знаете, в Индии очень много такого рода организаций, а в Харидваре особенно. Я вспомнил, что примерно в середине нулевых там покупал их книгу, посвященную Гаятри, и сегодня вот нашел у себя на полке. Что я могу сказать, неплохая литература для общего обзора темы Гаятри, им нет смыла освящать все на практике по ряду причин. Во-первых, все в Индии, кто двиджа (дважды рожденные) это три варны, и всем передается Гаятри вместе с ягнопавита-самскарой. Потому эту садхану на всю жизнь передают фактически каждому, не считая шудр. Но с другой стороны, практика Гаятри встречается и в пуранах, и в тантрах, потому практиковать могут ее фактически все, кому Гуру передают ее. У Гуруджи Рамешчандры есть целая книга по практике Гаятри, и там описаны даже ее тантрические формы почитания, включая и 5М. Паришад परिषद от корня "сад" сидеть и упасарга "пари" (вокруг), т.е. это сборище людей, которые приходят, рассаживаются, чтобы послушать какие-то проповеди, что-то обсудить и т.д. Гаятри же - это один из поэтических размеров, согласно Нигханту Яски, размер, состоящий из трех частей, хотя, по факту, есть много его разновидностей, которые не всегда этому соответствуют. В Ведийских гимнах достаточно много шлок с размером гаятри-чхандас, но, видимо, позже данную мантру, посвященную Богине Савитри, стали называть Богиней Гаятри. Я бы данную организацию определил как общепроповедническую, что в принципе может иметь свою пользу для простых индийцев. Мантра очень популярная, она - общая основа их дхармы, потому это общеобразовательный тренд в Индии. Вполне грамотно сделали эту организацию, даже не надо в ней никого посвящать, так как у большинства там по рождению есть эта дикша-санскара. Все, что нужно, только оказание общей поддержки и может для кого-то определенного вдохновения.
Нужно ли это для иностранца? Наверное, это зависит от того, у кого какие интересы, задачи. В любом случае, тут как раз выше речь шла и об организациях, и о персоналиях, для практики нужен реальный Гуру, который реализован в данной садхане, может ее передать и который сможет вести ученика по данному пути. А это уже вопрос куда более серьезный и актуальный, многим надо время, чтобы до него дойти, кому-то может даже и не в этой жизни. И в этом плане, как пища для размышлений, осмыслений, выкристаллизовывания правильных ориентиров, существования такого рода организаций на определенном этапе могут иметь свою пользу.
Интересно - так какова же настоящая Гаятри мантра ?
Роберт Э. Свобода "Агхора II: Кундалини"Гаятри
"Как выдумаете, - продолжал интересоваться гость, - повторение гаятри - это действительно нужно?"
"Я выполняю садхану на смашане, - отвечал Вималананда, - потому что я к этому приспособлен, и потому что
такая садхана приспособлена к тому веку, в котором мы живём. Некоторые люди тем не менее пытаются выполнять
садханы, которые были бы более уместны для Сатья-юги.
Существует множество людей, которые заявляют о том. что
следует повторять Гаятри-мантру и что из этого повторения следуют многочисленные мыслимые и немыслимые
блага. Они болтают о том, что "человек, который достигает успеха в Гаятри-мантре, приходит к наивысшему
пониманию", и... куда он только у них не приходит. Но знают ли они, что мантра, которую они повторяют как Гаятри,
на самом деле не есть Гаятри-мантра ?
И что форма, которую они визуализируют, когда выполняют джапа (повторение
мантры), не является реальной формой Гаятри ?
"И знают ли они, что произойдёт, если они переусердствуют в своей джапе для Гаятри? Если вы думаете, что я
шучу, испробуйте на себе: перегревается голова. Однажды ко мне пришёл человек изучать Гаятри-мантру. Я сказал
ему:
"Безусловно, Гаятри - это одна из наших наиболее древних и мощных мантр, но та мантра, что напечатана в
книгах, это не настоящая мантра, это Савитри. Вы не тот человек, чтобы знать настоящую Гаятри, поэтому не
стремитесь к этому. Она предназначена только для риши, но не для вас".
"Он стал настаивать, и тогда я дал ему лишь один слог настоящей Гаятри и сказал: "Не стоило бы вам за это
браться, но раз уж вы так хотите, я дам вам часть настоящей мантры. На всю мантру у вас не хватит сил". Я задал ему
всего лишь одиннадцать повторений в день.
"Поскольку к тому времени он уже выполнил множество садхан, он решил, что превзошёл уровень новичка и
способен на большее. В первое утро он повторил слог сто раз. Вечером он вдруг заявил жене: "Я - Нараяна. а ты - моя
Лакшми. Помассируй мне ноги1" Пока она выполняла это пожелание, он медленно повторял: "Всё в одном, одно во
всём". Затем он удалился в ванную, жалуясь на мигрень.
"Время шло, а он всё не появлялся из ванной. Жена запаниковала и попросила соседей взломать дверь. Он сидел,
опустив голову в раковину, стараясь унять невыносимый жар, которым пылала его голова. Он не долго прожил после
этого. Осознав себя, он отбросил "земные узы".
"Гаятри всегда следует выполнять в воде. Поскольку Гаятри - это сила Солнца, работа Сурья-нади заметно
усиливается во время повторений. Не слишком полезно для здоровья, если только одна нади работает постоянно,
поэтому рекомендуется вода, которой управляет Луна, для того чтобы Чандра-нади уравновешивала любые
болезненные эффекты избыточного солнечного влияния. Так поддерживается равновесие Солнца и Луны. Если бы
этот человек повторял свой единственный слог одиннадцать раз, как ему было сказано, он избежал бы убившего его
избытка огня".
Я снова подумал о пандите Гопи Кришне и тех мучениях, которые причиняла ему его непрестанно работавшая
Сурья-нади.
"Когда я впервые повстречал своего Младшего Гуру Махараджа, он велел мне повторять Гаятри, причём делать это
в воде. Я решил поступить по-умному и выполнять её в ванной, в уютной обстановке своего дома, но он отверг эту
идею и настоял на том, чтобы занятие проходило в океане. В течение более чем трёх с половиной лет я каждую ночь
около полуночи спускался к Аравийскому морю и возвращался только на рассвете. За ночь течения иногда уносили
меня на несколько километров к югу, а во время муссонов высота волн иногда достигала нескольких метров.
Однако Смашан-Тара всё время держала меня в своей ладони, и даже
мелкие неприятности - укусы рыб и т. п. - всегда обходили меня стороной. Я
так вошёл в ритм, что Гуру Махараджу пришлось специально вернуться в
Бомбей, чтобы прекратить мои занятия. Он не хотел, чтобы я заходил так
далеко и так быстро.
"Какая польза от выполнения Гаятри?
Ну, прежде всего вы получаете силу
Солнца.
Великий святой Самартха Рам Дас, который жил прямо здесь, в
Махараштре, выполнял Гаятри двенадцать лет и мог воскрешать из мёртвых.
Мой Младший Гуру Махарадж занимался Гаятри в течение более чем
шестидесяти лет, гораздо дольше. Трудно даже представить, на что он
способен.
Кроме того, он поклоняется огню, но не выставляет это напоказ,
ибо весьма искушён и умудрён.
Он не хочет, чтобы другие знали, чем он
занимается и чего достиг.
"Гаятри - это единственная мантра, повторяемая в Сатья-юге.
По мере
развития юг пробуждаются остальные, низшие мантры.
Гаятри - мать всех
Вед.
Лишь риши, и они одни, знают всё, что можно знать о Гаятри.
Существует двадцать восемь типов Гаятри,