Джайа Шива Горакшанатха!
Сапрема намаскара!
Что касается текстов, то все йогические тексты или конкретно принадлежат натхам, или написаны людьми, которые в той или иной мере старались опираться на сиддханту Горакшанатха. Разные Учителя разрабатывали свои многочисленные варианты практик йоги, но все они всегда возвращаются к тому, чему учил Горакшанатх и его преемники.
Можно наизобретать сотни тысяч вариаций асан и пранаям, но нади-шодхана всегда останется нади-шодханой, падмасана - падмасаной, грубо говоря. С другой же стороны, тексты говорят о том, что даже такие простые асаны, как падмасана, дают сиддхи, как бы это нелепо для кого-то ни звучало. А вот почему это так и каким образом простые на вид вещи могут раскрывать сиддхи, об этом тексты говорят вскользь, в виде намёков. Следовательно, мало прочитать текст и понять буквально, нужно ещё его и грамотно растолковать. Я знаю людей в Индии, которые половину жизни потратили только на то, чтобы тексты “перелопатить”, и могут простые на вид части текста весьма развернуто в эзотерическом плане разъяснять. Трактуя один текст, приводить цитаты ещё из нескольких, таким образом тема освещена со всех сторон. Но даже многие из них сходятся во мнении, что без передачи от Гуру этой традиции практики будут полупрактиками, чем, собственно говоря, многие и занимаются.
Судить о натховости текстов сложно. Например, известная «Шива-самхита» написана явно под влиянием веданты, «Гхеранда» – вайшнавизма, «Хатха-йога прадипика» перечисляет учителей натха-традиции. Причём многие тантрические тексты тоже упоминают учителей натхов, но часто тексты относились к различным тантрическим школам и при этом также были признаны авторитетными у натхов. Стоит учесть, что многие тексты являются в основном прикладными, поэтому ими могли пользоваться в различных школах. Есть тексты метафизического характера, например, такие как «Сиддха-сиддханта-паддхати» - это конкретно текст Горакшанатха-сампрадаи. Авторы некоторых текстов неизвестны вообще, но, судя по идеям, которые содержатся в них, их могли написать приверженцы линии натхов. Какие-то садху могли быть посвященными в нескольких традициях и практиковать различные садханы, совмещая одну школу с другой, что в Индии встречается часто. Другое дело, когда, скажем, строится социальная структура в виде большого матха, здесь уже появляется совершенно конкретный стандарт ритуалистики, уровней передачи, свои авторитетные тексты и т.д.