Джайа Шива Горакшанатха!
Сапрема намаскара!
Да, есть. Высший идеал постоянно предстаёт перед поклоняющимися в виде Акханда-джьёти, который горит в главной алтарной храма. Этот символ означает Парам-джьёти (Высший духовный трансцендентный свет). Шайвы его называют Ниргуна Шива (Шива, запредельный всем ограниченным качествам, формам и именам «анама»).
Натх, или Йоги, - так называют последователя традиции натхов - носит рудракшу, нади-джанео (ритуальный свисток - символ вечного звука шабда-брахмана) и даршаны, или кундалы (серьги в ушах - символ безграничного блаженства и чистого сознания). Кундалы символизируют пракашу и вимаршу (трансцендентную и имманентную реальность), это символ йогина-авадхута.
В «Сиддха-сиддханта-паддхати» Махасиддха Горакшанатх говорит о том, что авадхута – тот, кто понимает внутреннюю суть любой традиции:
42. Тот, кто убил зверя, который есть путы деятельности, тотально предался Господу и пребывает в Нём посредством пашу-бхавы, он есть пашупата.
44. Тот, кто подобно герою истребил все таттвы и всегда пребывает в спокойствии, есть линга-дхарин (вира-шайва).
53. Тот, кто следует непроявленности (нируттхана), распространяет (на всё) свою силу осознания, и благодаря той шакти (пребывает) в высшем покое, именуется шактой.
54. Тот, кто познал вечную высшую Сущность (сара), которая предшествует Вишну, которая приносит покой (обитающему) в теле, есть вайшнава.
57. Растворение пяти (таттв) именуется ночью пяти (панчаратра). Тот, кто познал эту ночь, есть панчаратрика и т.д. («Сиддха-сиддханта-паддхати», гл.6).
Горакшанатх учил мистицизму, который подразумевал небуквальное понимание всех учений, т.е. он не отрицал их и не утверждал, что любое из них - окончательная панацея. Гуру Горакшанатх также утверждал, что необходима приверженность истинному Гуру и традиции, без которых не может быть достигнута чистота садханы и обретены её высшие достижения. Он говорил о том, что даже достижение сиддх и внешняя имитация йоги без преданности Гуру и учению – только пародирование йоги. Натхом можно стать, только получив прибежище у истинного Гуру в Традиции натхов и никак иначе.
На начальном этапе практики ученик неспособен видеть не только суть различных учений, но даже самые простые мирские объекты. Поэтому он сначала должен принять прибежище у Гуру и практиковать то, чему он его учит, после чего обретается чистота видения всех объектов мира такими, какими они являются. Здесь главное не спешить: лучше не делать ошибок и быть пустым, чем наполнить себя кармой, которую нужно исправлять.
Горакшанатх учил не умственному и концептуальному знанию, он не стремился ограничивать Абсолют положительными или отрицательными терминами. Можно ведь утверждать, что трансцендентное за пределами всего или же оно в чем угодно, и выстроить из любого целую систему мировоззрения и представлений о Боге. Но это не будет чистым опытом. Только по милости Гуру, благодаря чистоте намерений и собственных мотиваций в садхане возможен прогресс. Понимание этого говорит о мудрости и готовности стать настоящим Йогином.
Также нужно понять, что Натхи, несмотря на то что их считают религиозным направлением, не являются фанатичной проповеднической структурой. Натхи не являются сектой по своей сути. Несмотря на то, что мы не отождествляемся окончательно ни с одной из сект, тем не менее многим религиозным традициям свойственна практика йоги в том или ином виде. Практически все религиозные системы Индии приняли методы йоги как дополняющие их практику или даже как основную.