Воспоминания с детства ко многим приходят потому, что в детстве у всех сознание более открыто, и тогда не было жестких фильтров, которые выборочно отбирали бы информацию. И еще это опыт, который ближе к причинному опыту, в связи с которым вы родились у определенных родителей, в определенном месте и времени. Это очень важный опыт именно для вас, ну, и всего, что с вами как-либо взаимодействует. Есть такое понятие как причина «карана», например, «карана-шарира» (причинное тело). Но, к сожалению, так сложилось, что многие восточные понятия, попадая на Запад в свое время, подвергались сильным искажениям. Так и с причинным телом произошло, которое стали называть связанным с "кармой", и причем кармой как чем-то очень плохим. Хотя изначально ни в термине «карма», ни в термине «карана» не было ничего негативного. Наоборот, в ведизме это означало священные действия, и вообще сам факт, что человек может совершать действия «карму», говорит о том, что он вообще-то жив, что есть хорошо. Также и с причинным телом: если оно по тонкости иерархически выше, то оно ближе к Атману и, соответственно, Богу. Да, собственно, сам Бог является караной своих проявлений. Потому ко всему изначальному, природному йога относится с предельным вниманием, я бы даже сказал с любовью. Понимание себя, почему тебе что-то нравится или не нравится, крайне важно, и с этим надо разбираться, т.е. разбираться в себе обязательно надо. Я вам привел всего пару понятий и терминов на тему, о которой создано много крайне топорных, шаблонных представлений, как и относительно терминов «Кундалини», «чакры», «нади» и т.д. Всем внушили, что они все поняли и все знают об этом всем, но это далеко не так. Более того, очень много тех, кто преподают какие-то "практики", с ними связанные, но эти преподаватели сами не понимают много чего. Просто механически выполняют нечто, а откуда это все взялось, почему, для чего, никто знать не знает. И тут, кстати, публичная уверенность очень мешает. Даже такое понятие как «самадхи» - это не абстракция, это очень глубокое восприятие, и оно тоже нужно для обучения. Может кому-то покажется немного смешным, но, когда Патанджали дал определение йоги, что это остановка блуждания мыслей, Вьяса написал комментарий: योगः समाधिः («Йога - это самадхи»). Мне иногда кажется, что этот комментарий - самое лучшее из всех определений йоги.
Такие известные Гуру в йоге как Горакхнатх и многие другие, говорили об очень разных эффектах при пробуждении энергии. Я раньше приводил пример пяти из них, какие могут быть движения энергии. Это движение, например, на подобии муравья, птицы «вихангама» и др. Я лучше скопирую, что уже писал об этом ранее. Так что же на самом деле означает термин «Вихангама»? Этот термин используется в ряде йогических текстов, где говорится о том, что есть движение в практике подобно муравью [पिपीलिका "пипилика"], подобно обезьяне (рывками и скачками) [कपि «капи»], и есть подобно птице (полет) [विहङ्गमा «вихангама»]. Эти три понятия встречаются у разных натха-йогинов, вы можете найти их у известного Джнянешвара (Джнянанатха). Вихангама-джати - это тот, кто духовно родился в йогической традиции, кто развивается быстрее, чем другие. Но не только у натхов этот термин встречается, но и у некоторых Гуру, родственных им направлений. Это есть и у Кабира, который тоже был весьма интересным персонажем. Он был и мусульманином, и хинду, также почитал Горакшанатха, посвящал ему стихи. Некоторые части его работ вошли в Сикхский Грант-сахиб (это «книга-гуру»). Так вот, Кабир описывал эти процессы как йогические мудры.
1) Движение энергии «пипилика» (подобное муравью) - это бхучари-мудра (движение по земле или в земле), он рекомендовал мысленно сосредотачиваться в манипуре.
2) «Шеша» - движение подобно змее, сосредоточение на движении вверх в позвоночнике, практика кхечари-мудры.
3) «Вихангама» (движение подобно птице), подъем энергии в голову он описывал как кхечари- и шамбхави-мудры. Шамбхави от «шам» (покой), отсюда, например, буддийская практика шаматха (покоя).
4) «Мина» (движение подобно рыбе) - сосредоточение на кончике носа, есть такая практика на осознавание движения вдоха и выдоха. Кабир называл это чанчари-мудрой.
5) «Капи-марга» - движение подобно обезьяне он называл алакшья-мудра (состояние вне объекта или символа).
Потому, когда некоторые Гуру говорят, что при пробуждении Кундалини произвольно происходят мудры, тут удивляться не стоит. Тем более, что сам термин «мудра» саму же Шакти и означает, ту, что дарует «радость», так же нечто связанное со смешением, соединением ( сознания и праны). Такие слияния праны и сознания раскрывают потенциал одного и другого, что, как правило, сопровождается состоянием глубокого покоя, трезвости, но и живости одновременно. Мне попался в свое время изданный в Непале текст Гуру Шри Нархаринатха: «Горакша-йога манджари», мы его перевели уже, но еще будем публиковать. Там очень интересные параллели между Шривидьей и учением Горакшанатха, этот текст был написан Сиддхой Чидиянатхом, который жил в 15-м веке в Механгархе в Раджастхане. Так вот он мудры описывает именно как состояния энергии и сознания. Т.е. это не просто кистевые положения или же телесные, такие как: махамудра, махабандха и др., хотя и они тоже описаны, но это созерцательные процессы, просто наблюдения и трансформации ума.
Точно так же, как и слышание звуков нады, просто обычный материалист, по сути, таких большинство, не понимают, что в индийской традиции это нечто на порядок выше, чем просто звуки. Тут очень похоже, как и в ситуации с термином «карана», «нада» - это пульсация как таковая, сила творения, жизни и разрушения вселенной, Нада - это сам Бог и есть.