Есть мнение что Пранава - это мантра для аскетов,монахов,отреченных людей - так ли это и как все-таки правильно - АУМ, АОУМ, ОМ?
Дело в том, что в Индии огромное количество традиций, текстов, Гуру, потому каждый может давать именно то видение, которое считает приоритетным. Кто-то считает, что "ом" только для санньясинов, кто-то – что для всех, кто-то – что через него можно даже практиковать магию. А кто-то, что через него возможно реализовывать все что хочешь, я отношусь к данной категории.
Давайте я объясню свое понимание этого процесса, но вкратце, потому что там много всего. Чтобы понять почему иногда индусы пишут ॐ (аум), а иногда ओं (ом), надо просто знать основы фонетики санскрита. Тут одно произрастает из другого, ॐ (аум) – это комбинация трех фонем अ – उ – म् / a – u – m., при образовании каждой фонемы задействуются разные области органов речи. В санскрите при произнесении гласных сокращение меньше в ротовой полости, потому там больше принципа «анахата» (не соприкосновение). В согласных наоборот, там «хата» или «спришта». Первая фонема «рождается» из горла и там сокращения почти нет, оно появляется когда следующая «а» уже долгая и дальше сокращения идут по нарастающей. Фактически «u», как и другие гласные, это та же самая «а», просто на выдохе вы сокращаете губы, это губной звук. Губы тут полу-сомкнутые, но если смыкание губ продолжается, то тут звук в виде гула, как в бхрамари-пранаяме, от губ распространятся в голову, в мозг. Это назальный звук или церебральный (мозговой), если он больше губной, то его изображают как म् m., хотя он может переходить в бинду (точку) концентрации потока нады и выдоха или энергии (праны). В объяснениях фонем санскрита используют термин «прана» (дыхание). И так тут происходит высвобождение праны при выдохе и нады (звуко-потока), но если эта «анахата» высвобождается как условный принцип творения, при «a» и «u», то при бинду идет обратное движение внутрь и вверх, что означает поглощение. Соответственно, индусы отождествляют первую «а» с принципом пробуждения, бодрствования, рождения. «У» они ассоциируют со сном, сновидениями, когда закрытыми глазами вы видите ментальные образы. Это промежуточный уровень. Далее, губная म् / m, которая также и назальная, отдающая в нос, это сушупти (глубокий сон), т.е. где нет никаких образов, вы растворяетесь. И бинду это более высокое состояние (турья), которое есть эссенция всех, по сути, турья – это возврат от творящий силы (анахаты) обратно в анахату, через поглощение.
Вариант, когда используется именно ओं (ом). В санскрите есть такие понятия, как «гуна» и «вриддхи». Фонема «о» – это гуна, от сочетания अ + उ (a + u). Если вы соедините «а» и «у», то они породят более долгий звук «о», а сами станут «лопой», т.е. отпадут как лишние. Это принцип сокращения или лаконичности, с концентрацией на сути. Мы его можем увидеть не только в грамматике санкрита, но в той же йоге натхов, которые взяли из всех учений только эссенцию (сара). Турья – это сила всех уровней, это Шакти, есть еще и пятое, что за пределами турьи (турьятита), где нет никаких проявленных пульсаций, колебаний (спандана), это состояние Шивы. Когда вы сливаетесь с Шивой, то дыхание (прана) останавливается, это нирвикальпа-самадхи. Однако из Шивы опять может проявиться Шакти, состояние дживы (живого существа с дыханием жизни (праной). Это будет циклический процесс и мы сможем даже осознать, как Шива пронизывает собой все остальные уровни, стадии. Этот принцип проникновения хорошо изложен в первой части «Сиддха-сиддханта-паддхати». Умение быть в этой изначальной реальности, это задача, которую преследуют натхи, не зависимо от того, кто какое пребывание выбирает, живя в этом мире или уходя из него, растворяясь в вечном Парабрахмане. Обычные люди, увлекаясь творением, забывают кто они изначально, что они – Шива Адинатх. Мы ориентированы на возврат к этому естественному состоянию, поэтому мы, как части изначального Шивы, называемся натхами. И практика пранавы Ом – одна из базовых практик, наряду с аджапа-джапой (сохам) и др.