Основная дискуссия > Натхизм и другие традиции

Пураны и Кальпы.

(1/2) > >>

Alexandros:
Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!

Как повествуют Пураны, в каждой Кальпе история повторяется, но с вариациями. Пураны описывают вариации Кальп, когда они были явлены.

У меня два вопроса:
1. Каков верный порядок Кальп (их наименования)?
2. Каково их верное соотнесение с Пуранами (это наверно сложный вопрос)?.

Вот мои собственные находки.

Вот весьма достоверный по виду список названий первых 24 Кальп (взятый из места, условно говоря связанного с великим временем, условно именуется сборником, открыто наверно лучше его не называть: там указаны только 24 Кальпы - прошедшие и текущая):

1. Раурава Кальпа.
2. Прана Кальпа.
3. Садьоджата Кальпа.
4. Татпуруша Кальпа.
5. Агхора Кальпа.
6. Ишана Кальпа.
7. Джнана Кальпа.
8. Сарасвата Кальпа.
9. Удана Кальпа.
10. Гаруда Кальпа (Таркшья Кальпа).
11. Курма Кальпа.
12. Нарасимха Кальпа.
13. Вамана Кальпа.
14. Агнейа Кальпа.
15. Сома Кальпа.
16. Манава Кальпа.
17. Ваикунтха Кальпа.
18. Лакшми Кальпа.
19. Ратхантара Кальпа.
20. Гаури Кальпа.
21. Махешвара Кальпа.
22. Питри Кальпа.
23. Йама Кальпа.
24. Шветавараха Кальпа.

Согласно Матсья Пуране и Нарада Пуране, Пураны имеют следующие соотнесения с Кальпами (вместо Шива Пураны там Вайю Пурана, но Курма Пурана открыто говорит, что официальное название Вайю Пураны - это Брахманда Пурана, и это видно по сходству их содержания, при этом Матсья Пурана говорит о Вайю Пуране как о той, где описано величие Рудры, причём Вайю там тоже упомянут так, что можно и не соотнести с названием Пураны, и это всё могло вызвать путаницу; Нарада Пурана же сама по себе мутная немного, видимо там много "интерполировали").

1. Брахма Пурана - ? (Раурава?)
2. Падма Пурана - ? (Прана?)
3. Вишну Пурана - Вараха Кальпа (Шветавараха Кальпа?)
4. Шива Пурана - Швета Кальпа (Шветавараха Кальпа?)
5. Бхагавата Пурана - Сарасвата Кальпа.
6. Нарада Пурана - Брихат Кальпа (Садьоджата Кальпа?).
7. Маркандейя Пурана - ?
8. Агни Пурана - Ишана Кальпа.
9. Бхавишья Пурана - Агхора Кальпа.
10. Брахмаваиварта Пурана - Ратхантара Кальпа.
11. Линга Пурана - Агнейя Кальпа.
12. Вараха Пурана - Манава Кальпа.
13. Сканда Пурана - Татпуруша Кальпа.
14. Вамана Пурана - Курма Кальпа.
15. Курма Пурана - Лакшми Кальпа.
16. Матсья Пурана - 7 Кальп (эта и оставшиеся 6?).
17. Гаруда Пурана - Гаруда Кальпа.
18. Брахманда Пурана - 1-ая Кальпа по Нарада Пуране / будущие Кальпы по Матсья Пуране.

Почему я склоняюсь к тому, что текущая Кальпа является 24-ой, а не 1-ой/2-ой, как говорят "официальные источники"? Помимо используемого мной источника, можно смотреть на описание привязок Пуран к Кальпам в самих Пуранах, там всё так описано с поднамёком (хотя может это я уже додумываю), что текущая Кальпа не является первой в цикле. Будущие там не упоминаются.

Почему я придерживаюсь того списка в 24 Кальпы (+6 неназванных)? Если посмотреть на более подходящий Пуранический список из 30 Кальп по Матсья Пуране, там есть, например, Тама Кальпа. "Джна" при размазанности в написании можно принять за "Та", а "На" может размазаться в "Ма". Результат: Джнана Кальпа, возможно имелась в виду она. Далее, в списке Кальп Матсья Пураны есть Самана Кальпа, отсутствует Вамана Кальпа, и по логике напрашивается именно Вамана Кальпа.
Почему в Матсья Пуране список Кальп начинается со Швета Кальпы? Моё предположение, что он начинается там с текущей описываемой там Кальпы, Шветавараха Кальпы.

Многие смущены тем, что указывается в конце Ахдьяйи III Кханды I Вишну Пураны, а говорится там, что первая половина жизни Брахмы закончилась на Падма Кальпе, сейчас идёт вторая половина жизни Брахмы, и Вараха Калпа является первой, но не в том смысле, что она самая первая, а в том смысле, что она принадлежит к первому циклу из 30 Кальп. Таково моё понимание.
Получается, что 30-ая Кальпа - это Падма Кальпа (название которой я нигде больше не встречал, кроме как в Вишну Пуране).
Из оставшихся в Матсья Пуране "незадействованных" Кальп Ваираджа является скорее всего Ратхантара Кальпой (это моё предположение мало чем подкреплено).

Оставшиеся "незайдествованные" пять Кальпы - Нилалохита, Вамадева, Кандарпа, Брихат, Ваираджа.

Буду рад, если Шри Гуруджи Матсьендранатх и/или другие участники форума смогут развеять неясности в этих вопросах.

Yogi Matsyendranatha:
Аширвадам Александр!

Вы знаете, я нашел эти упоминания, но мне кажется, что версия о связи пуран с кальпами слишком метафорична, потому что и классификация, и количество пуран разнятся. Я вообще слышал такие объяснения, что и пураны, и итихасы, и тантры изначально были устными традициями наподобие шрути. Какие-то истории передавались устно в народе, а потом, когда решили их не просто записать, но и систематизировать, то путем сравнения, какие истории больше друг другу резонируют, это и стало основной для канона. Так мы, например, получаем огромное количество Рамаян и многих других текстов.

Какая сейчас кальпа, манвантара и т.д., для меня всегда было ясно, исходя из чего-то практического, в данном случае, в Индии во всех пуджах используется основной контент, используемый в декларации санкальп. Если взять все книги, где есть описание санкальп, то там есть стандартная информация, я ее даже наизусть помню.

Что касается связи пуран, я думаю, это очень условно, не хочу использовать термин "поздние выдумки”, как часто индологи на Западе любят говорить, эту инфу нельзя упускать окончательно из внимания, тем более, абсолютизировать, не вижу никакого смысла. В Чхандогьопанишад, Атхарваведе и др. текстах, где упоминается термин “пурана” часто в связке с "итихаса”, по контексту видно, что это единое знание, так же как ведическое знание. Как в ведизме, где многие гимны Ригведы просто чем-то дополнены, другой фонетикой и т.д., фактически повторяют те же самые шлоки. А дальнейшие системы "раскладки", видимо, это было личным предпочтением более поздних учителей.

Alexandros:
Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!

Большая благодарность за ответ.

Действительно видел, как в некоторых Пуранах (а также и в Тантрах подобное видел) упоминается некая Ади/Адья Пурана как первая, которая потом фрагментировалась на более мелкие. Возможно даже слово "Пурана" в случае Ади Пураны было использовано не как конкретный тип текста, а как большой древний текст / передаваемое знание.

В принципе, как я это понимаю, если рассматривать Кальпу как День Брахмы и сравнить с днём человека или днём Деват, то мне кажется можно увидеть параллели. Каждый день человека, по сути, рутина, все они когда-то встают, едят, ложатся спать, совершают движения, что-то примерно в одном и том же ритме изучают или наблюдают в зависимости от своих предрасположенностей. Каждый день Деват - рутина, каждый день Деват одно и тоже, весна, плюс/минус всё те же растения в плюс/минус то же время года растут, цветут, увядают перед зимой. Так и Кальпа, каждый день одно и то же, люди, Деваты и т.д. все примерно одни и те же, только с вариациями. В одной Кальпе Вася Пупкин столяр, в другой Кальпе Вася - повар. Но сам Вася как-будто один и тот же, и даже выглядит также. Маша в одной Кальпе ему жена, в другой Кальпе - сестра ему, в третьей - сварливая соседка, а зовут также и выглядит также. Шива Пурана, Рудра Самхита, Кумара Кханда, Адхьяйя 13, Шлоки 5, 6: в одной Кальпе Ганеша потерял голову от взгляда Шани, в другой Кальпе - от рук Шивы.

Про санкальпу всё очень даже тоже интересно узнать, про её разные формы, но это как-то офф-топик получится. Мне попадались разные её формы, попадалось упоминание санкальпы, в которой немного другое счисление времени, где в неделе считается, к примеру, 9 дней, а не 7, но это, как я понимаю, очень закрытая информация? Также меня смущало в некоторых версиях санкальп слово "adyetyadi" (вместо просто "adya"), что именно оно означает? Его раскладывал как "adya ityadi" (в этот день [и так далее]), где вместо "ityadi" возможно нужно подставлять как раз детали времени/места, или может оно что-то другое означает? Даже неловко задавать такой наверно глупый вопрос, а он у меня, стыдно признаться, несколько лет в голове вертится.

Yogi Matsyendranatha:
Намаскар и аширвадам!

Если там вот так अद्येत्यादि  adyetyādi  или если по составляющим अद्य adya + इति iti + आदि ādi,  то можно перевести как "сегодня и так далее", сокращенная форма более длинной и детальной санкальпы. Вообще надо понимать, что во всех элементах практики возможны самые разные сокращения, "расширения", "развертки" и т.д., но это знают, понимают и используют профи. Это дает определенную гибкость, умение менять практику в зависимости от места, времени и своего состояния. Даже просто один такой элемент как санкальпа может иметь самые разные вариации, есть даже совсем специфические, например, в тантризме, где контент может очень сильно отличаться от всех остальных. А каков смысл санкальпы, если в двух словах? Ну вот точно так же как вы назначаете встречу с важным для вас человеком, от которого вы можете получить какую-то помощь, с Божеством хоть и иначе, но очень похоже. Вы учитываете время, чтобы его официально пригласить, когда ему удобно, для этого вы смотрите панчангу, чтобы мухурта была соответствующая. Если даже значимый для вас человек не в любое время является, когда вам удобно, то Божество надо уважать в разы больше, за исключением, если речь не идет о каких-то Сиддхах, Садгуру и т.д. Вы подготавливаете определенное место, также вы говорите этому человеку, что мы встретимся там-то и там -то. И вы должны быть именно в этом месте, именно в это время, подготовив все самое необходимое, ну и заранее обозначив для чего. А не просто так, я Вася Пупкин, давай встретимся там-то и там-то, а для чего не скажу. То, что вы не просто Вася Пупкин, а кто-то, кто может быть значим хоть как-то для Божества, с этим связано полученное вами посвящение от того, кто такой связью обладает, т.е. Гуру, и кто может вас ему представить. Гуру сводит вас вместе, грубо говоря, чтобы дальше этот канал обретал большее значение. Так в санкальпе это отображено, ну и разумеется с учетом того, как время и место понимают духовные люди, и также что более естественно для Богов. Конечно, я это все объясняю более простым языком, чтобы всем было проще понять, что это вообще такое, для чего, почему это важно. Если я не назову условия правильно, то гостя может не оказаться в вашем времени, месте и в вас самих, ну или там, как вы это сейчас видите. С другой стороны, бывает немало сокращений, это тоже все объяснимо, иногда ведь бывает так, что могущественные люди и так о вас многое знают, т.е. договоренность есть и так "де-факто". Когда в текстах пишут какие-то сокращения, то иногда можно так вот буквально как там написано и декларировать, подразумевая, что Бог и так воспримет все основное, кто-то упомянет, там день Брахма, какая кальпа, юга, какая даже часть ее, ну и, допустим, какая аяна (полугодие), сезон риту, месяц, пакша, титхи, накшатра и день. Но кто-то может добавлять еще и в каком знаке солнце, в каком знаке луна, в каких они падах и т.д. Можно расширять детали, а можно сужать вплоть до того, что просто сказать, мол, сегодня в благую мухурту, место, имя, я для того-то и того-то сделаю вам пуджу, хому и т.д.

Что касается Ганеши, там масса версий, конечно, я от разных Гуру слышал, что он вообще может быть и не сыном Шивы, а те, кто Ганешу почитают как основное для себя Божество, считают его ни от кого независимым Божеством. Ну и разные есть объяснения, кто-то, например, мне говорил, что он - не сын Шивы, потому что он был сделан из крема для тела Парвати. Есть несколько храмов в Индии, типа Ади Ганапати, где он не слоноликий, а с человеческим ликом, так как таким был изначально. Версий масса, кому что ближе.

Alexandros:
Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!

Большая благодарность вам за разъяснение этого вопроса, а то иногда небольшие непонятки замутняют всю картину.

Слоноголовый Ганеша более "тёплый", что ли :) Давно в детстве мне как-то приснился очень живой сон со слоном, большим очень, и от него исходило такое же большое чувство заботы и тепла, хорошо было рядом с ним и уютно. Люди же очень разочаровывают, им бы у животных многому чему поучиться.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии