Основная дискуссия > Натхизм и другие традиции

Риту и панчанг

(1/2) > >>

Raps:
Намасте Гуру джи!

Размышлял над панчангом недавно: по индийскому панчангу сейчас Гришма - самый пик жары, а в московском регионе пару дней назад шел снег и, очевидно, что пока еще затяжная весна, в Австралии сейчас видимо осень. Затем будет Варша - но в РФ нет мест с четко выделенным дождливым сезоном, просто лето. И у меня возник вопрос: должны ли мы как-то адаптировать сезоны-риту к своему текущему климату, местоположению?

Alexandros:
Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!

--- Цитата: Raps от Май 08, 2022, 14:21:21 ---Размышлял над панчангом недавно: по индийскому панчангу сейчас Гришма - самый пик жары, а в московском регионе пару дней назад шел снег и, очевидно, что пока еще затяжная весна, в Австралии сейчас видимо осень. Затем будет Варша - но в РФ нет мест с четко выделенным дождливым сезоном, просто лето. И у меня возник вопрос: должны ли мы как-то адаптировать сезоны-риту к своему текущему климату, местоположению?

--- Конец цитаты ---
Либо вы что-то напутали, либо я что-то напутал (пусть тогда меня поправят), но вот согласно моим источникам:

Васанта Риту - включает Чаитру и Ваишакху (Лунные месяцы).
За ней следует Гришма Риту - включает Джьяиштху и Ашадху.

Первые Пакши 5124 (2022), Московское время:
Чаитра Шукла Пратипада: 01.04.2022, 9:25:00.
Чаитра Кришна Пратипада: 16.04.2022, 21:55:33.
Ваишакха Шукла Пратипада: 30.04.2022, 23:28:42.
Ваишакха Кришна Пратипада: 16.05.2022, 7:14:38.
Джьяиштха Шукла Пратипада: 30.05.2022, 14:30:35.
Джьяиштха Кришна Пратипада: 14.06.2022, 14:52:13.
Ашадха Шукла Пратипада: 29.06.2022, 5:52:54.
Ашадха Кришна Пратипада: 13.07.2022, 21:38:05.
Шравана Шукла Пратипада: 28.07.2022, 20:55:39.
Шравана Кришна Пратипада: 12.08.2022, 4:36:13.

Пратипада - первый день двунеделия (растущей/убывающей Луны). Первый день растущей Луны - начала месяца.

Соответственно, Васанта Риту длится 1 апреля по 30 мая.
Ашадха Риту длится с 30 мая по 28 июля.
А с 28 июля там уже и рядом и так называемый Ильин день, отмечающий некие похолодания, что купаться холодно, начинается Варша Риту, Дождливый Сезон.

Более Северные широты и тому подобное, как мне кажется, стоит рассматривать как "местные аномалии" и не ориентироваться особо на них. Ведь где-то лета толком вообще нет, где-то толком нет зимы. Основным ориентиром тут является положение Сурьи и Чандры (очень условно и очень грубо говоря, "Мировые Часы").

Впрочем, я посмотрел первый попавшийся сайт Panchang, там всё исчисляется наверно примерно так, как вы говорите. Но вот второй попавшийся сайт Панчанг, там всё исчисляется, как я расписал, если смотреть систему Чандрамана (Чандрамаса?). Автор сайта пишет, что это не складывается с Джьотишей, но на самом деле очень даже складывается, что указано у Нарасимхи Рао. В случае дополнительного месяца, дополнительный месяц встраивается туда, где происходит второе соединение Сурьи и Чандры в том же Раши (происходит где-то раз в три года), потому относится к тому же Риту и получает то же самое название (первый "сдвоенный" месяц получает дополнительное название "Ниджа", а второй месяц - "Адхика").

Raps:

--- Цитировать ---Либо вы что-то напутали, либо я что-то напутал (пусть тогда меня поправят), но вот согласно моим источникам:

Васанта Риту - включает Чаитру и Ваишакху (Лунные месяцы).
За ней следует Гришма Риту - включает Джьяиштху и Ашадху.

Первые Пакши 5124 (2022), Московское время:
Чаитра Шукла Пратипада: 01.04.2022, 9:25:00.
Чаитра Кришна Пратипада: 16.04.2022, 21:55:33.
Ваишакха Шукла Пратипада: 30.04.2022, 23:28:42.
Ваишакха Кришна Пратипада: 16.05.2022, 7:14:38.
Джьяиштха Шукла Пратипада: 30.05.2022, 14:30:35.
Джьяиштха Кришна Пратипада: 14.06.2022, 14:52:13.
Ашадха Шукла Пратипада: 29.06.2022, 5:52:54.
Ашадха Кришна Пратипада: 13.07.2022, 21:38:05.
Шравана Шукла Пратипада: 28.07.2022, 20:55:39.
Шравана Кришна Пратипада: 12.08.2022, 4:36:13.

Пратипада - первый день двунеделия (растущей/убывающей Луны). Первый день растущей Луны - начала месяца.

Соответственно, Васанта Риту длится 1 апреля по 30 мая.
Ашадха Риту длится с 30 мая по 28 июля.
А с 28 июля там уже и рядом и так называемый Ильин день, отмечающий некие похолодания, что купаться холодно, начинается Варша Риту, Дождливый Сезон.
--- Конец цитаты ---

Вроде ничего не напутал), большинство панчангов используют для определения риту тропические (саяна) солнечные месяцы. По вашей ссылке как раз тоже в конце статьи говорится, что правильнее использовать этот вариант.


--- Цитировать ---Более Северные широты и тому подобное, как мне кажется, стоит рассматривать как "местные аномалии" и не ориентироваться особо на них. Ведь где-то лета толком вообще нет, где-то толком нет зимы. Основным ориентиром тут является положение Сурьи и Чандры (очень условно и очень грубо говоря, "Мировые Часы").
--- Конец цитаты ---

Да, наверное, так можно считать, но я поэтому и стал размышлять: ведь кроме Индии все 6 риту в эти даты больше нигде и не встречаются в таком порядке (ну может в Мексике еще), получается, что вся остальная планета - это аномалия :018:, выглядит странно на мой взгляд.

По этой же ссылке автор написал, что риту для южного полушария обратные.

Alexandros:

--- Цитата: Alexandros от Май 09, 2022, 08:06:03 ---Соответственно, Васанта Риту длится 1 апреля по 30 мая.
Ашадха Риту длится с 30 мая по 28 июля.

--- Конец цитаты ---
Опечатка вышла, не Ашадха Риту, а Гришма Риту.

--- Цитата: Raps от Май 09, 2022, 09:25:42 ---По этой же ссылке автор написал, что риту для южного полушария обратные.

--- Конец цитаты ---
Да не, у него просто советуемый порядок там начинается с Шарада, а начало года он относит к 22 июня.

Вариаций много сейчас, но мне сдаётся, что в систему где всё привязано к сидерическому зодиаку и Луне, со временем пытались приплести европейский порядок, где сезоны привязывались к солнцестояниям и равноденствиям. Это скорее всего и является причиной путаницы. Если зайти на страничку https://www.wisdomlib.org/definition/ritu в подраздел Джьотиши, там можно увидеть цитату приписываемую Варахамихире. В указанном переводе там всюду понаставляли прилагательное "solar" (солнечный), а в оригинале этого не было. Там вставили слово "solar" даже к понятию "Пакша", я нигде не видел, чтобы Пакшу использовали для обозначения солнечных дней; всюду где я читал, Пакшей обозначается группа из 15 титхи.

Иначе получается странно. Всё в Джьотише базируется около Нирайана системы и исчислению лет, месяцев и титхи по Чандре, а вот риту/сезоны почему-то вдруг по совсем другой системе считаются. А вот когда риту по Чандре считается в сидерической системе, то и весна (Васанта) сейчас, а не лето, и "аномалий" в сезонах значительно меньше :)

Также я где-то слышал, что во время ряда сражений, подобных описываемых в Махабхарате, применение сверхоружий несколько расхлябало ход светил, которые раньше всё всегда чётко отмеряли и 360 солнечных дней равнялись 360 лунным и равнялись одному году. И никакой путаницы ни в чём не было. Это, однако же, всего лишь слух, был бы рад увидеть возможную ссылку на упоминание этого в авторитетных источниках.

Raps:

--- Цитировать ---Вариаций много сейчас, но мне сдаётся, что в систему где всё привязано к сидерическому зодиаку и Луне, со временем пытались приплести европейский порядок, где сезоны привязывались к солнцестояниям и равноденствиям. Это скорее всего и является причиной путаницы.
--- Конец цитаты ---

Можно только догадываться как оно было на самом деле раньше, много копий сломано в спорах, но совершенно точно в текстах  есть свидетельства о том, что и тропическое положение Солнца учитывалось, самый очевидный пример - Вишуват, т.е. равноденствие. И здесь же аяна: в различных Брахманах, Самхитах можно найти упоминания что уттара\дакшина-аяна начиналась в разных накшатрах, то есть если бы имелся в виду Нираяна-зодиак, то накшатра была бы одна и та же, а это не так.


--- Цитировать ---Всё в Джьотише базируется около Нирайана системы и исчислению лет, месяцев и титхи по Чандре, а вот риту/сезоны почему-то вдруг по совсем другой системе считаются. А вот когда риту по Чандре считается в сидерической системе, то и весна (Васанта) сейчас, а не лето, и "аномалий" в сезонах значительно меньше :)
--- Конец цитаты ---

Это справедливое замечание, но замечу что календарь не чисто лунный, а солнечно-лунный. В джйотиш противоречий и нестыковок очень много, да и джйотиш как и сама Индия неоднороден, ведь в ходу помимо обычной дрик-сиддханты, есть и те кто следует Сурья-сиддханте, есть и те, кто следует тропику, т.е. Саяна зодиаку.

Риту на основе солнечных месяцев выглядят вполне логичными по той причине, что как ни крути, а кол-во тепла, и сезоны как следствие, зависит от Солнца, от его высоты.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии