Адеш, Лета Баба!
Касаемо происхождения Дзогчена и его корней - строго говоря, Дзогчен - это не какая-то школа или учение, а изначальное состояние человека (и вообще всех существ и явлений). "Дзогчен" - это сокращение от тибетского "дзогпа ченпо", т.е. "великое совершенство", или "завершенность", в том смысле, что это изначальное состояние характеризуется абсолютной полнотой - к нему нечего прибавить, его невозможно "улучшить". Соответственно, изначальное состояние не принадлежит какой-либо системе или школе.
Но этот термин также употребляется и для обозначения определенного пути, который ведет к раскрытию в себе этого изначального состояния и объединению с ним. В этом смысле Дзогчен характерен для буддийской школы ньингма (хотя свои линии дзогчена есть также в некоторых подшколах кагью), а также для бона. С боном не вполне все ясно, т.к. у нас нет никаких свидетельств (кроме традиционных версий) о том, что собой представлял бон до прихода буддизма в Тибет. Но как бы там ни было, сейчас бон практически неотличим от буддизма.
В пределах дзогчена как пути существуют различные подходы. Так, дзогчен может пониматься как результат постепенного тантрического пути (так учат большинство тибетских лам) или же как вполне самодостаточный путь (так учит Дхармараджа Намкхай Норбу Ринпоче). Соответственно, для того, чтобы понять, что необходимо для практики дзогчена, нужно определиться с конкретным учителем.
По Вашему сообщению видно, что Вы имеете в виду ННР. То "посвящение", которое дает Ринпоче, отличается от традиционной тантрической дикши. По-тибетски это "ригпэй цал ванг", то есть "посвящение (абхишека) энергии (не знаю, какое здесь должно быть санскритское слово) видьи". Ригпа, или видья - это "субъективное" проявление изначального состояния. Энергия ригпа, будучи "омрачена" кармой и клешами, проявляется как ум (виджняна), а, будучт свободной от них - как пять изначальных мудростей (панча-джняна). РЦВ заключается в непосредственном "ознакомлении" с проявлением изначального состояния, что дает возможность практиковать методы дзогчена.
В традиции ННР прибежище принимается в Гуру, Дэва и Дакини. Касаемо прибежища в дэва - если в буддийской тантре подразумевается прибежище в своем ишта-дэвате, то в дзогчен, по словам ННР, "ишта-дэвата - это белое А, то есть символ изначального состояния" (цитирую по памяти, возможно, неточно - я на работе), хотя практики дзогчен могут включать в себя и тантрические элементы, и любые другие.
Вот тут:
http://www.theosophy.ru/lib/dzog16v.htm лежит короткий текст ННР, который разъясняет многие моменты.
Удачи! Надеюсь, что хотя бы отчасти ответил на Ваши вопросы.