К настоящим тантрикам в Индии очень большое уважение, но, на самом-то деле, тантриков, реализовавших сиддхи, немного. Не стоит путать обычных людей, которые могут проводить дома, в соответствии с праздниками, пуджу тому или иному Божеству, - это ещё не тантрики, а просто религиозные люди, что же касается тантриков, так они, развивают сиддхи; разумеется, те, кто просто философствуют о том, каким был милым Абхинава Гупта, или же просто устраивают оргии, как это принято делать на западе - не тантрики, а одно только название. Даже в самой Индии люди довольно серьезно подходят к своему делу, для чего они получают посвящение от опытного мастера, тщательно изучают технологию обрядов и, конечно же, выполняют свое дело, получая правильные результаты. Это очень непростая система, в ней нужно довольно детально и широко разбираться, и если сказать совсем честно, то посвятить этому жизнь. Потому что, став тантриком, ты начинаешь жить по совсем другим законам, в отличие от простых обывателей. Признаться, я таких людей в СНГ практически не встречал, в Корее тоже нет тех, кто бы так ориентировался в индийской тантре, хотя есть практикующие местные похожие системы. Вообще, хочу сказать, что для классической тантрической садханы нужно запастись не только терпением, но и материалом для изготовления нужного «самагри». Некоторые ингридиенты в Индии, если не брать дубликаты, стоят недешево, да и к тому же их не так-то просто найти, например, для того, чтобы изготовить смесь для рисования некоторых янтр, нужно достать порошок, сделанный из «набхи» антилоты или тигра. Мне Гуру все это сам дал. Кстати, в Индии, впрочем как и везде, немало шарлатанов, которые на ваших интересах делают себе деньги. Поэтому, я не сразу приобретал самагри, а сначала все досконально изучил и уже потом стал искать знающих персон, и то только через проверенных людей. А в противном случае, вы можете повстречать тех, кто просто-напросто разведет вас на деньги или еще какие-либо личные выгоды, что и случается там чаще всего. Следовательно, все мифы про индийскую духовность можете смело похоронить, да и сами эти мифы придумывают люди, подобные индусам - обманщики и торгаши. Впрочем, обмануть могут только тех, у кого карма к этому располагает, что касается меня, то я своим ученикам про Индию все рассказываю без каких-либо приукрашиваний и только то, во что верю сам, к чему пришел методом проб и ошибок, которых теперь не совершаю.
Так вот, как я уже говорил, в тантре натхов нет такой сложной мантрологии и ритуалов, ориентированных на внешние составляющие, как в классической тантре. В принципе, это йогическая традиция, несмотря на то, что ей не чужды и другие методы. Есть натхи, использующие панчамакары, причем такие тантрики-натхи могут по-разному применять практику, к примеру, майтхуны, если она совершается физически, то для этого нужны подходящие условия, если символически, что чаще всего и применяется, то она совершается в виде подношения цветов Божеству или же как «внутренняя майтхуна», когда пробуждается Кундалини и поднимается по чакрам вверх. Физическая майтхуна не запрещена, просто не каждый из натхов знает технологию того, как совершать «бхайрави-садхану», да и к тому же в Индии, особенно для садху, таких условий практически нет. В Непале есть санньяси-даршани, которые живут с женщиной и практикуют вамачарские садханы, но это нечастые явления. Здесь нужно понимать, что само использование вина или ритуального секса, курение чараса - не является показателем вамачарской садханы. Вамачара пригодна, в первую очередь, для садхака, достигшего полного самоконтроля. На эту тему мы много беседовали с моим Гуруджи, он мне разрешил использовать эти методы, но, как ни странно, в них нет особой необходимости; когда я получил от него санньясу, то спросил о том, как вообще это может сочетаться с вамачарой. На что Гурудев мне ответил, что простому человеку это сложно понять, потому что большая часть людей все опошляет и опускает до того уровня, на котором сами находятся. В этом с ним можно полностью согласиться, что верно - то верно. Он мне сказал, что если ты скажешь, что ты санньяси, начнут говорить, что, видимо, "голубой", когда поймут, что не "голубой" - скажут что маньяк-аскет, склонный к мазохизму и ханжеству, если выяснят, что и это не так - скажут, что под видом вамачары удовлетворяет чувства, а если узнают, что не практикует вамачару, скажут что импотент. В общем, что бы не говорили и не думали, мысли у тех, кто в пашу-бхаве всегда будут крутиться в определенной сфере, выше которой они, как правило, никогда не поднимаются. В первую очередь, вамачара означает осознавание, виденье того, на что простой смертный закрывает глаза, вамачарин вполне может и не использовать грубые 5 М. Мой Гуруджи мне говорил относительно этого, что мы не можем для духовной практики полноценно использовать то, чего мы не осознаем. Например, если ты живешь с женщиной и у тебя с ней проблемы, то ты не готов к использованию физических 5 М, как бы там не говорили тексты и разные умники, но это не будет вамачара. Каулическая садхана подразумевает внутреннюю ананду, но если у тебя есть недовольство тем, что ты делаешь, то это не каулическая садхана. Можно много чего имитировать, заучить мантры и ритуалы, и то, как их правильно читать над вином и женским телом, но если эта практика приносит дискомфорт и с женщиной у тебя проблемы, то это не каулизм. Слушая Гуру, я вспомнил многих таких посвященных, с якобы каула-абхишеками, и понял, что Его слова предельно точно описывают всю ситуацию. Мне безмерно повезло в выборе Гуру, ибо Он говорит Истину, с которой сложно не согласиться. Гуру говорил, что йога - это то, что спасает от очень многих больших проблем, включая смерть и инкарнации, поэтому без йоги не может быть никакой духовной реализации ни в тантре, ни в мантрах, ни в религии - ни в чем; и кто выбрал истинную йогическую традицию – у того хорошая карма, и что бы там ни было: проблемы с людьми, с телом, проблемы с нехваткой каких-либо знаний - у нас всегда есть альтернатива заняться практикой йоги чтобы стать совершеннее, а будучи совершеннее вы сможете решить те проблемы, которые вас тяготили ранее. В этом отношении йога - уникальнейший путь, работающий с тем, что является самым основным, йога устраняет сам корень всех проблем. У вас может не оказаться ничего для практики дакшинарской или вамачарской тантрических садхан, но йогические методы работают с более глубокими вещами, которые всегда с вами. Если у вас чистое сознание, спокойное и трезвое виденье мира, то все, чем бы вы не занимались - всегда будет приносить удовлетворение, в том числе и практика тантры. Поэтому йога - это лучший путь, йога - основа любой духовности, по этой причине я и выбрал Традицию Натхов.
Наша традиция тантрическая, потому что это метод, который ведет не к абстрактному, теоретическому счастью и религиозности, а к реальной реализации в сфере духовного. Если некоторые религиозные проповедники говорят о том, что вы когда-то и где-то попадете на небеса после смерти, если будете хорошими (в их понимании) людьми, то у натхов все иначе. Натхи предлагают попробовать практиковать то, во что не обязательно верить на слово, просто попробуй, и если тебе станет лучше, то ты можешь продолжить свой поиск, а если станет хуже, то можешь сказать бай-бай и распрощаться. Конечно, это не значит, что ты в начале практики начнешь луну и звезды хватать руками, хотя, никто и не отрицает, что ты можешь развиваться быстрее, чем кто-либо, просто сам подход включает в себя возможность поиска, и в этом величие и широта мировоззрения йогинов. Йогины не просто говорят, что "ты - не тело", ибо когда тело болит, тебе плевать на все эти проповеди и фразы, и ты ищешь лекарство, они говорят, что нужно обратить внимание на то, что вас беспокоит, и серьезно этим заняться. В тантре придумано много уловок для того, чтобы ваша дхьяна стала качественной, составлены прекрасные стихи на санскрите, посвященные Божествам, начерчены янтры для любителей мистического и абстрактного, в конце концов, для вас есть шмашан, если вас тревожат проблемы смерти. Каждый решает сам на что ему медитировать, и, как сказал великий Гуру, живший в Горакхпуре, Баба Гамбхирнатх, есть много «руп» (форм Бога), но у вас одна Сварупа, своя собственная форма. Соответственно, все находится в нас самих, и именно на этом фундаментальном принципе и акцентируется йога.
Йога тантрична, и существует множество видов йоги: карма, джняна, бхакти, дхьяна, раджа, хатха, их бесчисленные методы - все они существуют для того, чтобы помочь нам познать себя, того себя, который содержит в себе знания всех сфер. Но люди ищут именно то, что им поможет в настоящий момент, и они приходят к духовному Учителю, который может из обусловленных методов выйти на то, что не обусловленно ничем, чтобы получить подсказку как применить метод. Сам человек не может знать, как правильно использовать устройство ему незнакомое, для него и устройство и рекомендация по его применению являются по сути одним и тем же. Так и в традиции, для начинающего, и Гуру и метод не могут быть чем-то различным. Если бы мы были все реализованными сиддхами, то не искали бы ни Гуру, ни методов, поэтому, нужно постараться понять природу одного и другого. В Традиции Натхов, Гуру передает ученику мантру, она одна для всех видов посвящений. Она - ключ ко всем йогическим и тантрическим мантрам, которые существуют в нашей традиции. Как только вы её получили, все садханы начнут работать по-другому - они наполнятся смыслом, от всех этих мантр будет исходить сила. Практикуя йогу, вы шаг за шагом осознаете все новые и новые миры, вы начинаете на практике видеть бесконечное. Активировав в себе энергии, которые «дремлют», вы начинаете использовать их для связи с высшей реальностью, вернее, она уже в вас, она не только в сахасраре над головой; ведь лампа, которая висит на потолке, распространяет свет по всей комнате, кто-то скажет, что свет на потолке, но на самом деле свет везде. Тексты говорят, что Шива в сахасрара-чакре, но Он - везде. Достигнув сахасрары, мы отчетливо видим, что это сознание Шивы во всей видимой материи и за пределами материи, за пределами того, что мы осознаем в каком-либо своем времени, пространстве и сознании. Поскольку этот свет Шивы везде и со всем соприкасается, то мы можем его воспринять через что угодно. Это и есть путь тантры - когда вы все объекты мира вы можете использовать для открытия этого осознания, просто йога работает с телом и теми вещами, к чему мы наиболее сильно привязаны. Вы можете потерять работу, у вас может погибнуть друг, уйти муж или жена, для кого-то это может стать великим шоком, но куда больше все люди боятся смерти собственного тела; потеряв работу, вы понимаете, что вы - живы, но если болит тело, то вам, как правило, не до всего вышеперечисленного. Патанджали подошел к теме йоги философски, а натхи - тантрически. Они дали множество трактовок того, что такое асана, что такое пранаяма, их разные разновидности и объяснения. У всех у них есть суть и стержень, но так же есть и богатый выбор методик.