Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Махамудра  (Прочитано 7385 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Махешваранатх

  • Гость
Махамудра
« : Октябрь 31, 2007, 23:45:55 »

Приветствую!

Возник вопрос по термину Махамудра. В йоге под махамудрой понимают обычно практику работы с телом, Которая включает в себя все основные мудры. Хотя, конечно, есть раные ее вариации. А что такое практика Махамудры в буддизме? А также хотелось бы узнать, что такое Карма-мудра, Самая-мудра... Кстати, Гуру мне говорил, что у натхов есть восемь мудр которые соответствуют работе с сознанием и точками, локализованными в органах восприятия и чакрах. Что, кстати, несколько отличается от хатха-йоговских "современных" техник.
      Вообще, хотелось бы разобраться с понятием мудры в буддизме.
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Махамудра
« Ответ #1 : Ноябрь 01, 2007, 21:47:57 »

Одно я вам могу сказать точно, - значение этих терминов в хатха-иоге и в ваджраяне совершенно различное.
 Скажу даже более того, термин маха-мудра, карма-мудра и т.д. появились в поздних тантрах отнесённых к классу иога-тантры и в ещё более поздних Ануттараиогатантрах. Так вот, даже в этих 2 больших классах определения терминам даются совершенно разичные.
 В Ануттараёгатантрах, Махамудра термин обозначающий высшую формы реализации-освобождения. Обычно они его трактуют в смысле "символ", "печать". То есть "великий символ [союза]". А вот союз "чего" определяется по разному в различных циклах тантр и комментариях к ним.
самые рапостранённые трактовки:
союз махасукха (великого блаженства) и шуньяты(пустоты);
союз махакаруна (великого сострадания) и шуньяты.
 Это краткий ответ.
Записан

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75
Re: Махамудра
« Ответ #2 : Ноябрь 02, 2007, 12:09:14 »

Всем привет!

Как справедливо заметил Сурадж, значение термина "махамудра" в буддизме сильно зависит от контекста.

В циклах йога-тантр говорится о четырех "мудрах" как о "символах" четырех составляющих садханы. Махамудра - это аспект тела (тело ишта-дэвата), дхармамудра - аспект речи, или энергии (это мантра - в буддизме мантра-марга и тантра-марга практически слились, так что, как правило, любая джапа носит тантрический характер), самайямудра - аспект ума божества (символизируемый в садхане биджей, вокруг которой вращается мантра), и, наконец, кармамудра - это аспект деятельности, или активности ишта-дэвата, обычно проявляющийся в садхане как испускание света соответствующего цвета (четыре активности - это умиротворение, умножение, подчинение и уничтожение).

В высших тантрах также разное понимание махамудры. В школе ньингма махамудрой называется, как упомянул Сурадж, плод практики махайоги (в отличие от дзогчена - плода практики ануйоги). В сакья - в общем то же самое, за исключением того, что в сакья отсутсвует линия дзогчена. В кагью говорят о трех махамудрах: махамудре основы (изначальной природе, присущей всем существам), которая делает возможной мокшу, махамудре плода, то есть осущесивлении этого состояния, и махамудре пути, которая и представляет собой особую систему практик. Махамудра пути (обычно именно ее и имеют в виду, когда говорят о махамудре) подразделяется на сутра-махамудру, представляющую собой союз практик шаматхи и випашьяны и основывающуюся на Махаяна-уттара-тантра-шастре, тантра-махамудру, связанную с практикой ишта-дэвата и далее с практиками стадии завершения (в подшколах Дагпо-кагью она через Миларепу и Марпу восходит к Наропе, в Шангпа-кагью есть некоторые отличия), и сущностную махамудру, близкую к дзогчену (но не тождественную ему) и восходящую к Майтрипе.

А, еще касательно "объединения". Как справедливо заметил Сурадж, это зависит от конкретного тантрического цикла, но обычно говорят о единстве проявлений (нангва, не знаю, как на санскрите) и пустоты (шуньяты) на уровне нирманакаи, ясности (салва) и пустоты, а также блаженства (дева) и пустоты на уровне самбхогакаи, и, наконец, осознавания (ригпа) и пустоты на уровне дхармакаи.

Вот, если вкратце.
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2007, 10:36:21 от Charya Samudra »
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Махамудра
« Ответ #3 : Ноябрь 03, 2007, 18:57:18 »

Адеш!
Интересно очень, даже вопросы появились.

В кагью говорят о трех махамудрах: махамудре основы (изначальной природе, присущей всем существам), которая делает возможной мокшу, махамудре плода, то есть осущесивлении этого состояния, и махамудре пути, которая и представляет собой особую систему практик. Махамудра пути (обычно именно ее и имеют в виду, когда говорят о махамудре) подразделяется на сутра-махамудру, представляющую собой союз практик шаматхи и випашьяны и основывающуюся на Махаяна-уттара-тантра-шастре, тантра-махамудру, связанную с практикой ишта-дэвата и далее с практиками стадии завершения (в подшколах Дагпо-кагью она через Миларепу и Марпу восходит к Наропе, в Шангпа-кагью есть некоторые отличия), и сущностную махамудру, близкую к дзогчену (но не тождественную ему) и восходящую к Майтрипе.

Правильно ли я понимаю что Махамудра пути включающая Сутраяну, использует Тхеравадские практики? Интресна вот эта часть где используются Тхеравадские садханы шаматха и випашьяна. Можно ли в общих чертах хоть что-то узнать о них?

Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Махамудра
« Ответ #4 : Ноябрь 03, 2007, 19:07:23 »

Кстати я слышал о соотнесении этих Мудр с чакрами следующим образом:
Набхи-чакра или Манипура: Каруна-мудра, Нирманакайя.
Хридайя или Анахата: Дхарма-мудра, Дхарма-кайя.
Кантха или Вишуддха: Маха-мудра, Самбхага-кайя.
Ушнийа или Аджня: Самайя-мудра, Схаджа-кайя.
Интересно а в каких линиях ваджраяны есть такие соотнесения с чакрами?
Записан

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75
Re: Махамудра
« Ответ #5 : Ноябрь 15, 2007, 11:32:08 »

Адеш!

Ну, я не стал бы говорить что шаматха/випашьяна - это исключительно тхеравадинские практики. На самом деле в буддизме любая медитативная практика - это либо шаматха, либо випашьяна, либо их союз. И им учат во всех школах, хотя разные школы и разные учителя по-разному ставят акценты.

Шаматха (или на пали - саматта) - это медитация успокоения ума и сосредоточения. Бывает шаматха с объектом, когда для концентрации выбирается какой-либо объект - изображение или, например, дыхание, и шаматха без объекта. В тантрической садхане объектом шаматхи является ишта-дэват.

Випашьяна (на пали - випассана) - это медитация "прозрения", или "видения-как-есть", когда явления воспринимаются чистой осознанностью, не омраченной авидьей (ну понятно, что это я очень приблизительно).

Касаемо шаматхи - думаю, методики достижения дхьян в общем одинаковые в разных традициях, так что нет необходимости особо распространяться на эту тему. Что до випашьяны - действительно, тхеравадинские учителя более подробно говорят о ней.

Мне посчастливилось получать учения у одного из величайших буддийских мастеров наших дней - Лонг По Сумедхо. Правда, его подход к випассане очень мало формализован, но он дает наиболее прямые и сущностные наставления.
Можно посмотреть вот тут: http://dalma.ru/library/index.html#cittaviveka и вот тут: http://www.geocities.com/outdoor_ru/0.zip, а вот тут: ftp://89.175.48.248/hidden/retreat можно скачать записи с ретрита, бывшего этим летом.
Записан